Трактаты Л.Б. Альберти. Характерной чертой эстетики Возрождения было включение искусства, особенно живописи, в сферу познавательной деятельности человека. Богатая художественная практика породила многочисленные трактаты об искусстве: архитектуре, скульптуре и живописи. Выдающимся автором таких трактатов ("О зодчестве", "О живописи", "О статуе") был Л.Б. Альберти, ученый, архитектор, художник, теоретик искусства, автор и сторонник идеи культурного аскетизма. По его мнению, культура требует всего человека, без остатка, ничего не предлагая взамен: ни денег, ни удовольствий, только труды и бдения.
Человек, преданный словесности, пишет Альберти, в трактате "О преимуществах и недостатках словесности", должен отречься от всего и вытерпеть все жизненные тяготы и трудности. Его идеал - радость обладания культурой пеной отказа от даров молодости, житейских наслаждений, сладостных цветов.
Несмотря на то, что высказывания Альберти о сущности прекрасного не имеют систематического характера, он подробно рассматривает проблемы красоты и гармонии в трактате "О зодчестве".
Красота у Альберти - нечто непосредственно данное восприятию любого человека. Он считал, что судить о красоте людям позволяет врожденное их душам знание. В вещах от природы есть нечто превосходное и совершенное, нечто волнующее дух, а глаза жадны до красоты и гармонии, в искании их они наиболее упорны и наиболее устойчивы.
Альберти отмечает, что в природе встречается и безобразное, а прекрасное целое является немалой редкостью. И именно это требует от живописца изучать каждую часть изображаемого в отдельности и искать наиболее совершенные части в разных предметах. Зодчий у Альберти стоит на верхней ступени наук и искусств и управляет человеческим общением, создавая города. При этом он обнаруживает "скрытое, что находится под землей", тайные корни и скрытые причины, объективные и всеобщие законы, по которым строится мир прекрасных и гармоничных вещей, по которым оформляется материя. Природа для Альберти только материал, а все ее оформление исходит из божественного или человеческого духа, в котором красота является врожденным понятием, в то время как природа, взятая сама по себе, не содержит никакой красоты.
|
Понятие прекрасного и красоты Альберти связывает с понятием гармонии, назначение которой он видел в том, чтобы упорядочить части совершенным соотношением, чтобы они соответствовали друг другу, создавая красоту. Предстающее перед душою гармоничное, писал Альберти, человек чувствует сразу.
Проанализировав все написанное Альберти о гармонии можно выделить следующее:
1) гармония - абсолютное и первичное начало природы, сопричастница души и разума;
2) гармония - объективная закономерность, по которой соединяются и согласуются в высшем согласии части предметов;
3) красота есть действительность гармонии.
Важную задачу художника Альберти видел в задаче выбора. Из того, что художник выбрал, он должен был создать гармонию. Эта гармония означала полное соответствие отдельных элементов художественного предмета друг другу и всему целому. Для выражения полного соответствия возникли новые понятия и формулы: соотношение, пропорция, изящество, согласованность, композиция. Использовались математические расчеты, учитывались назначение и функции каждой детали, чтобы произведение в целом производило должный эмоциональный эффект.
|
До сих пор сохраняется упрощенное представление об эпохе Возрождения как периоде молниеносной замены авторитета церкви авторитетом науки и разума. Это не так, и на первый план в период Возрождения выступали другие проблемы. Одной из них был переход искусства из категории ремесле в категорию свободных профессий. Эстетика Возрождения, не порывая с идеологией Средневековья, шли по пути возвеличения изящного искусства. По их мнению, высшее совершенство проистекает от Бога. Альберти считал, что художник должен быть своего рода священником, ему должны быть присущи благочестии и добродетель.
Путь развития сложен вообще, сложен он и в эпоху Возрождения: насыщенный флорентийский мир, многообразный венецианский, от гуманистической классичности Мантеньи до строгой торжественности Пьеро дела Франческа. Его живопись отражает целую гамму оттенков культуры, которая воплощается в статуях и в монументах, в дворцах и церквях. Утверждается новый канон человеческой фигуры, ее новая парадигма, в которой люди эпохи видят свой идеал и следуют ему, а в архитектуре создается новый тип жилища для людей и богов.
Складывается более разумное и сознательное отношение к искусству, чем средневековое преклонение перед символом. Это проявляется в некоем параллелизме между философским содержанием и умелым привлекательным его изложением. Искусство оказывается одновременно выражением разума и выражением красоты, что делает искусство эпохи Возрождения непревзойденным либо за счет его рационализации в эпоху классицизма, либо за счет его эстетизации в современную эпоху.
возрождение этика эстетика эпоха