I. Теоретический материал




 

Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органы местного самоуправления, если им переданы полномочия органами государственной власти субъекта РФ на основании закона субъекта РФ, которые реализуют единую государственную политику по опеке и попечительству на подведомственной территории.

Органы местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства.

Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются Семейным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

 

К полномочиям органов опеки и попечительства относятся:

1) выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

2) обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;

3) установление опеки или попечительства;

4) осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

5) освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;

6) выдача разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;

7) заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации;

8) представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации;

9) выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации;

10) подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;

11) проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей;

12) информирование граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, о возможных формах устройства ребенка в семью, об особенностях отдельных форм устройства ребенка в семью, о порядке подготовки документов, необходимых для установления опеки или попечительства либо устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, а также оказание содействия в подготовке таких документов;

13) оказание помощи опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных.

 

Основные принципы государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству закреплены в статье 5 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

1. Наиболее важным принципом законодательства об опеке и попечительстве является свободное (добровольное) исполнение обязанностей опекуна или попечителя. Добровольность опеки и попечительства напрямую следует из сущности этой формы социальной заботы о человеке, при которой правоотношение по опеке (попечительству) носит лично-доверительный характер. Ни возмездная, ни безвозмездная опека и попечительство не могут строиться на принуждении опекуна или попечителя, поэтому законодатель прямо закрепляет как добровольность принятия опекунских обязанностей, так и возможность в любое время свободно отказаться от их исполнения.

2. Не менее значимым основным началом института опеки и попечительства является принцип подконтрольности деятельности по опеке и попечительству. Поскольку недееспособные и не полностью дееспособные граждане, как правило, сами не в состоянии оценить правомерность или целесообразность тех или иных действий опекунов (попечителей) либо не могут принять меры к защите своих интересов, контроль за деятельностью опекунов и попечителей является одним из важных направлений работы органов опеки и попечительства.

Кроме того, контроль за деятельностью по опеке и попечительству включает в себя также и процедуры надзора (контроля) за работой самих органов опеки и попечительства.

Принцип подконтрольности деятельности по опеке и попечительству отразился на содержании норм гл. 5 Закона об опеке, которая носит название «Ответственность опекунов, попечителей и органов опеки и попечительства» и включает в себя положения о порядке осуществления надзора за деятельностью опекунов и попечителей, о порядке предоставления ими отчетов, о контроле за деятельностью органов опеки и попечительства, а также об ответственности в сфере опеки и попечительства.

3. Важное значение имеет и принцип всемерного обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов подопечных. Сам институт опеки и попечительства как одна из форм социальной заботы о личности предназначен для защиты прав и интересов граждан, поэтому все его нормы строятся с учетом этого основополагающего начала. Этому принципу подчинены положения об органах опеки и попечительства, их задачах и полномочиях, нормы, определяющие порядок назначения и отстранения опекунов и попечителей, осуществления ими своих прав и исполнении обязанностей и другие положения законодательства об опеке и попечительстве. Так, например, при назначении подопечному опекуна (попечителя) орган опеки и попечительства в соответствии с ч. 4 ст. 15 Закона об опеке вправе запретить опекуну (попечителю) совершать определенные действия (например, отчуждать определенное имущество подопечного или изменять его место жительства), а кроме того, вправе обязать опекуна (попечителя) совершать ряд действий (например, проводить регулярное медицинское обследование подопечного и т.п.). Такие требования органа опеки и попечительства могут быть продиктованы исключительно особыми интересами конкретного подопечного и необходимостью их учета при осуществлении опеки (попечительства).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: