Различия стран по уровню развития машин0строения крайне велики.




Развитые страны Развивающиеся страны
1.Более 90%машиносТРоительноЙ продукции производят развитые страны 2.В экономически высокоразвитых странах на продукцию этой отрасли при­ходится 35—40% стоимости промышленного производства 3. в ней заняты 25—35% всех работающих в промышленности. 4.наиболее полная структура машиностроительного производст­ва, 5. увеличение значения электротехники, 6. высокое качество и конкурентоспо­собность продукции. Отсюда ее высокая экспортность (доля продукции маши­ностроения, идущая на экспорт) и большой удельный вес машиностроительной продукции в общей стоимости экспорта (Япония — 60%, США, ФРГ, Швеция,. Канада — более 40%). 7.В машиностроении экономически развитых стран преобладают такие отрас­ли, как станкостроение, транспортное машиностроение, производство оборудо­вания, электротехника, приборостроение 8.Появилась тенденция размещения трудоемких, традиционных производств в развивающиеся страны, происходит сдвиг машиностроения в страны с дешевым трудом. 9.В целом в мировом хозяйстве основная часть выпуска продукции машино­строения по-прежнему сосредоточена в развитых странах 1.В развивающихся странах зна­чение машиностроения много меньше. 2. В целом отставание развивающихся стран в этой отрасли еще очень велико. 3. Низка и доля продукции машиностроения в структуре всей промышленности — она не превышает 20%, тогда как в развитых странах она составляет 30—40%. 4. Во многих развивающихся странах машиностроение представлено ремонтными мастерскими и предприятиями по изготовлению простейшего инвентаря 5..Повышается роль развивающихся стран в выпуске бытовой и радиотехники. Лидирующее положение наряду с Японией, США, Германией занимают Гонконг, Республика Корея, Малайзия, Сингапур, Бразилия. 6.Есть ряд стран, где машиностроительная промышленность представлена филиалами иностранных фирм, работающими только на экспорт (до 100% производства) и использующими дешевую рабочую силу. Велика группа стран, где машино­строение представлено только сборкой (на внутренний рынок) и ремонтными предприятиями. 7. Но происходит сдвиг машиностроения в страны с дешевым трудом. Несмот­ря на это доля развивающихся стран (в основном, стран "новой индустриализа­ции") в производстве машиностроительной продукции продолжает оставаться незначительной, а поэтому говорить о коренных сдвигах в мировом машино­строении не приходится. 8..
Безусловными лидерами производстве являются: США, Япония, Германия,Великобритания, Италия, Канада, Китай, Россия Тем не менее, снижение роли двух ведущих регионов Северной Америки и Западной Европы в мировом машиностроении будет продолжаться, а значение Японии и стран "новой индустриализации" — расти. Однако при этом последняя группа стран — это производители без "собственного" рынка, они не могут жить без экспорта. 1.Среди развивающихся стран только в новых индустриальных странах, Бразилии, Мексике, Индии и Аргентине машиностроение достигло достаточно высокого уровня 2.Среди развивающихся стран по производству машин и оборудования выде­ляются Бразилия, Республика Корея, Гонконг, Тайвань, Сингапур, Индия. 3.Особое место в международном разделении труда занимает Китай. Будучи крупной машиностроительной державой, имея предприятия высокого тех­нического уровня, особенно в военной промышленности, Китай тем не менее по большинству видов машиностроительной продукции не удовлетворяет даже собственные потребности. При этом он занимает 1-е место в мире по выпуску ряда несложных видов продукции (например, велосипедов), экспортирует на мировой рынок машиностроения изделия пониженной сложности, станки для ремонтных мастерских, мелкие гидротурбины и пр.

Б\ ГЕОГРАФИЯ ОТРАСЛЕЙ

Отрасли география
Станкостроение Япония, Германия, США, Италия
автомобилестроение. За 50 лет выпуск автомобилей увеличился в 5 раз. При этом 70% приходится на легковые автомобили. Япония, США, Германия, Франция, Испания, Италия, Великобритания, Россия. К числу крупнейших автомобильных фирм мира принадлежат ‘<дженерал моторс», <Форд», Крайслер» (США), <Тоета>, «Ниссан, «Хонда»(Япония), «меседес-Бенцн «, «Фольксваген» (ФРГ), «Фиат> (Италия) Ли­дерами по производству легковых автомашин (51 млн шт., 2000 г.) являются США и Япония. За ними следует ФРГ, а далее Франция, Италия, Испания, Великобритания. Производство грузовых автомобилей сосредоточено в США, Японии, странах СНГ и Канаде. В остальных странах мира оно незначительно. Автосборка, помимо Бразилии и Республики Корея, в последнее время рас­пространилась по всему миру. Значительно растет автомобилестроение и в Ки­тае, стимулируемое развитием автосборки в "свободных экономических зонах". В настоящее время на страны Северной Америки приходится более 30% мирового машиностроительного производства, на страны Западной Европы — 25—30%, на страны Восточной и Юго-Восточной Азии — около 20%. В СНГ и странах Восточной Европы автомобилестроение переживает в настоящее время не лучшие времена.
С\хозяйственное Россия, Беларусь, Бразилия, США
Судостроение Япония, Республика Корея, Германия, Польша В мировом судостроении из 20 ведущих государств почти треть — развиваю­щиеся страны. Республика Корея вышла на 2-е место в мире по производству судов (вслед за Японией, обогнав ФРГ), далее следуют Китай, Италия, Нидер­ланды, Польша, Испания, Норвегия, Бразилия, Тайвань, Индия, Аргентина, Мексика.
Бытовая техника Япония, Гонконг, Р.Корея, Сингапур, США, Великобритания
Авиаракетнокосмическое США, Россия, Франция, Германия В мировом авиастроениилидируют США. Эта страна контролирует 2/3 мирового рынка гражданской авиации. На предприятиях компании "Боинг" н 1997 г. построено 388 лайнеров (в том числе 55 выпустило отделение "Дуглас"). Европейский консоциум "Эрбас индастри" (куда входят авиационные компа­нии: "Аэроспасьяль", Франция; "Даймлер-Бенц-Аэроспейс",- ФРГ; "Бритиш-Аэроспейс", Великобритания; "Каса", Испания) выпустил в 1997 г. 182 самолета марки "Эрбас". В настоящее время этот консоциум контролирует 1/3 мирового рынка гражданской авиации, но надеется на увеличение этой доли.
Электротехническая США, Япония, Р.Корея В электротехнической промышленностибыстро развивается электронная индустрия. Выделяются две Подотрасли электронной промышленности: произ­водство военно-промышленной и бытовой электроники. Первая преобладает в экономически развитых странах, вторая, требующая большого количества "де­шевых" рабочих рук, стала обычной для развивающихся стран. Причем Гонконг, Республика Корея, Тайвань и некоторые другие государства экспортируют бы­товую технику даже в развитые страны
тяжелое Практически полный ассортимент тяжелого машино­строения выпускают лишь некоторые страны мира, в том числе: США, ФРГ, Япония, Великобритания, Россия
промышленных роботов Япония, США. В Западной Европе в борьбе за рынок микроэлектроники объединили усилия известные фирмы "Филипс" (Нидерлан­ды) и "Сименс" (ФРГ).
железнодорожное про­изошло "переселение" производства подвижного железнодорож­ного состава в развивающиеся страны. Локомотивы выпускают Индия, Бразилия, Аргентина, Турция. Среди произ­водителей вагонов первые места принадлежат Мексике, Египту, Ирану, Таилан­ду, Чили, Колумбии
Производство компьютеров США

ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ.

развитые и развивающиеся

В производстве хим. волокон, готовых изделий лидируют развитые страны, в производстве тканей, особенно х\б – развивающиеся. Но тенденция увеличения темпов развития текстильной и швейной промышленности в развивающихся странах из-за технического переоснащения производства, открытия филиалов предприятий развитых стран. Продукция развивающихся стран выигрывает в конкуренции из-за более низкой цены своей продукции по причине дешевой рабочей силы и наличия своего сырья.

. ГЕОГРАФИЯ

а\ регионов

В мире сложилось пять регионов текстильной промышленности: Восточная Азия, Южная Азия, СНГ, Зарубежная Европа, США. В каждом из них преобладает производство хлопчатобумажных тканей и тканей из химических волокон, а шерстяная, шелковая и льняная отрасли имеют меньшее значение.

б\ стран

Ведущими странами в производстве являются: США, Китай, Индия, Россия, Япония, Германия, Италия, Республика Корея, Франция, Бразилия.

По выпуску отдельных видов тканей лидируют

· Хлопчатобумажные ткани — Китай, Индия, Россия;

· шерстяные ткани — Италия и Россия;

· шелковые ткани — США, Япония и Китай;

· ткани из химического волокна — США.

ПРОБЛЕМЫи ПЕРСПЕКТИВЫ

Замена естественных волокон искусственными.

Начиная с 1950-х гг. наблюдается следующее:

а) доля экономически развитых стран Запада в мировом производстве тканей и одежды уменьшилась;

б) многие старо-промышленные текст ильные районы пришли в упадок, например, Великобритания, ранее занимавшая первое место в мире по вы- - пуску тканей, теперь оказалась в конце второго десятка стран- производителей. Из крупнейшего экспортера тканей она превратилась в их импортера;

в) в странах Юга промышленность ориентируется на дешевую рабочую силу и переживает настоящий бум.

Первое место по выпуску хлопчатобумажных тканей занимает Китай;

второе место — Индия.

Значительная часть производимых в странах Юга тканей экспортируется в страны Запада.

В магазинах США, стран Западной Европы, Японии продается дешевая

одежда, трикотаж, получаемые из Сянгана, Тайваня, Таиланда, Индии, Колумбии, Мексики и других развивающихся стран.

В швейной промышленности законодатели моды — Париж, Рим, Нью-Йорк.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: