Развитые страны | Развивающиеся страны |
1.Более 90%машиносТРоительноЙ продукции производят развитые страны 2.В экономически высокоразвитых странах на продукцию этой отрасли приходится 35—40% стоимости промышленного производства 3. в ней заняты 25—35% всех работающих в промышленности. 4.наиболее полная структура машиностроительного производства, 5. увеличение значения электротехники, 6. высокое качество и конкурентоспособность продукции. Отсюда ее высокая экспортность (доля продукции машиностроения, идущая на экспорт) и большой удельный вес машиностроительной продукции в общей стоимости экспорта (Япония — 60%, США, ФРГ, Швеция,. Канада — более 40%). 7.В машиностроении экономически развитых стран преобладают такие отрасли, как станкостроение, транспортное машиностроение, производство оборудования, электротехника, приборостроение 8.Появилась тенденция размещения трудоемких, традиционных производств в развивающиеся страны, происходит сдвиг машиностроения в страны с дешевым трудом. 9.В целом в мировом хозяйстве основная часть выпуска продукции машиностроения по-прежнему сосредоточена в развитых странах | 1.В развивающихся странах значение машиностроения много меньше. 2. В целом отставание развивающихся стран в этой отрасли еще очень велико. 3. Низка и доля продукции машиностроения в структуре всей промышленности — она не превышает 20%, тогда как в развитых странах она составляет 30—40%. 4. Во многих развивающихся странах машиностроение представлено ремонтными мастерскими и предприятиями по изготовлению простейшего инвентаря 5..Повышается роль развивающихся стран в выпуске бытовой и радиотехники. Лидирующее положение наряду с Японией, США, Германией занимают Гонконг, Республика Корея, Малайзия, Сингапур, Бразилия. 6.Есть ряд стран, где машиностроительная промышленность представлена филиалами иностранных фирм, работающими только на экспорт (до 100% производства) и использующими дешевую рабочую силу. Велика группа стран, где машиностроение представлено только сборкой (на внутренний рынок) и ремонтными предприятиями. 7. Но происходит сдвиг машиностроения в страны с дешевым трудом. Несмотря на это доля развивающихся стран (в основном, стран "новой индустриализации") в производстве машиностроительной продукции продолжает оставаться незначительной, а поэтому говорить о коренных сдвигах в мировом машиностроении не приходится. 8.. |
Безусловными лидерами производстве являются: США, Япония, Германия,Великобритания, Италия, Канада, Китай, Россия Тем не менее, снижение роли двух ведущих регионов Северной Америки и Западной Европы в мировом машиностроении будет продолжаться, а значение Японии и стран "новой индустриализации" — расти. Однако при этом последняя группа стран — это производители без "собственного" рынка, они не могут жить без экспорта. | 1.Среди развивающихся стран только в новых индустриальных странах, Бразилии, Мексике, Индии и Аргентине машиностроение достигло достаточно высокого уровня 2.Среди развивающихся стран по производству машин и оборудования выделяются Бразилия, Республика Корея, Гонконг, Тайвань, Сингапур, Индия. 3.Особое место в международном разделении труда занимает Китай. Будучи крупной машиностроительной державой, имея предприятия высокого технического уровня, особенно в военной промышленности, Китай тем не менее по большинству видов машиностроительной продукции не удовлетворяет даже собственные потребности. При этом он занимает 1-е место в мире по выпуску ряда несложных видов продукции (например, велосипедов), экспортирует на мировой рынок машиностроения изделия пониженной сложности, станки для ремонтных мастерских, мелкие гидротурбины и пр. |
|
|
Б\ ГЕОГРАФИЯ ОТРАСЛЕЙ
Отрасли | география |
Станкостроение | Япония, Германия, США, Италия |
автомобилестроение. За 50 лет выпуск автомобилей увеличился в 5 раз. При этом 70% приходится на легковые автомобили. | Япония, США, Германия, Франция, Испания, Италия, Великобритания, Россия. К числу крупнейших автомобильных фирм мира принадлежат ‘<дженерал моторс», <Форд», Крайслер» (США), <Тоета>, «Ниссан, «Хонда»(Япония), «меседес-Бенцн «, «Фольксваген» (ФРГ), «Фиат> (Италия) Лидерами по производству легковых автомашин (51 млн шт., 2000 г.) являются США и Япония. За ними следует ФРГ, а далее Франция, Италия, Испания, Великобритания. Производство грузовых автомобилей сосредоточено в США, Японии, странах СНГ и Канаде. В остальных странах мира оно незначительно. Автосборка, помимо Бразилии и Республики Корея, в последнее время распространилась по всему миру. Значительно растет автомобилестроение и в Китае, стимулируемое развитием автосборки в "свободных экономических зонах". В настоящее время на страны Северной Америки приходится более 30% мирового машиностроительного производства, на страны Западной Европы — 25—30%, на страны Восточной и Юго-Восточной Азии — около 20%. В СНГ и странах Восточной Европы автомобилестроение переживает в настоящее время не лучшие времена. |
С\хозяйственное | Россия, Беларусь, Бразилия, США |
Судостроение | Япония, Республика Корея, Германия, Польша В мировом судостроении из 20 ведущих государств почти треть — развивающиеся страны. Республика Корея вышла на 2-е место в мире по производству судов (вслед за Японией, обогнав ФРГ), далее следуют Китай, Италия, Нидерланды, Польша, Испания, Норвегия, Бразилия, Тайвань, Индия, Аргентина, Мексика. |
Бытовая техника | Япония, Гонконг, Р.Корея, Сингапур, США, Великобритания |
Авиаракетнокосмическое | США, Россия, Франция, Германия В мировом авиастроениилидируют США. Эта страна контролирует 2/3 мирового рынка гражданской авиации. На предприятиях компании "Боинг" н 1997 г. построено 388 лайнеров (в том числе 55 выпустило отделение "Дуглас"). Европейский консоциум "Эрбас индастри" (куда входят авиационные компании: "Аэроспасьяль", Франция; "Даймлер-Бенц-Аэроспейс",- ФРГ; "Бритиш-Аэроспейс", Великобритания; "Каса", Испания) выпустил в 1997 г. 182 самолета марки "Эрбас". В настоящее время этот консоциум контролирует 1/3 мирового рынка гражданской авиации, но надеется на увеличение этой доли. |
Электротехническая | США, Япония, Р.Корея В электротехнической промышленностибыстро развивается электронная индустрия. Выделяются две Подотрасли электронной промышленности: производство военно-промышленной и бытовой электроники. Первая преобладает в экономически развитых странах, вторая, требующая большого количества "дешевых" рабочих рук, стала обычной для развивающихся стран. Причем Гонконг, Республика Корея, Тайвань и некоторые другие государства экспортируют бытовую технику даже в развитые страны |
тяжелое | Практически полный ассортимент тяжелого машиностроения выпускают лишь некоторые страны мира, в том числе: США, ФРГ, Япония, Великобритания, Россия |
промышленных роботов | Япония, США. В Западной Европе в борьбе за рынок микроэлектроники объединили усилия известные фирмы "Филипс" (Нидерланды) и "Сименс" (ФРГ). |
железнодорожное | произошло "переселение" производства подвижного железнодорожного состава в развивающиеся страны. Локомотивы выпускают Индия, Бразилия, Аргентина, Турция. Среди производителей вагонов первые места принадлежат Мексике, Египту, Ирану, Таиланду, Чили, Колумбии |
Производство компьютеров | США |
ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ.
|
развитые и развивающиеся
В производстве хим. волокон, готовых изделий лидируют развитые страны, в производстве тканей, особенно х\б – развивающиеся. Но тенденция увеличения темпов развития текстильной и швейной промышленности в развивающихся странах из-за технического переоснащения производства, открытия филиалов предприятий развитых стран. Продукция развивающихся стран выигрывает в конкуренции из-за более низкой цены своей продукции по причине дешевой рабочей силы и наличия своего сырья.
. ГЕОГРАФИЯ
а\ регионов
В мире сложилось пять регионов текстильной промышленности: Восточная Азия, Южная Азия, СНГ, Зарубежная Европа, США. В каждом из них преобладает производство хлопчатобумажных тканей и тканей из химических волокон, а шерстяная, шелковая и льняная отрасли имеют меньшее значение.
б\ стран
Ведущими странами в производстве являются: США, Китай, Индия, Россия, Япония, Германия, Италия, Республика Корея, Франция, Бразилия.
По выпуску отдельных видов тканей лидируют
· Хлопчатобумажные ткани — Китай, Индия, Россия;
· шерстяные ткани — Италия и Россия;
· шелковые ткани — США, Япония и Китай;
· ткани из химического волокна — США.
ПРОБЛЕМЫи ПЕРСПЕКТИВЫ
Замена естественных волокон искусственными.
Начиная с 1950-х гг. наблюдается следующее:
а) доля экономически развитых стран Запада в мировом производстве тканей и одежды уменьшилась;
б) многие старо-промышленные текст ильные районы пришли в упадок, например, Великобритания, ранее занимавшая первое место в мире по вы- - пуску тканей, теперь оказалась в конце второго десятка стран- производителей. Из крупнейшего экспортера тканей она превратилась в их импортера;
в) в странах Юга промышленность ориентируется на дешевую рабочую силу и переживает настоящий бум.
Первое место по выпуску хлопчатобумажных тканей занимает Китай;
второе место — Индия.
Значительная часть производимых в странах Юга тканей экспортируется в страны Запада.
В магазинах США, стран Западной Европы, Японии продается дешевая
одежда, трикотаж, получаемые из Сянгана, Тайваня, Таиланда, Индии, Колумбии, Мексики и других развивающихся стран.
В швейной промышленности законодатели моды — Париж, Рим, Нью-Йорк.