Тема урока. Мифы Древней Греции. «Яблоки Гесперид»
Задачи: приобщаться к духовно-нравственным ценностям мировой культуры, познакомиться с мифом «Яблоки Гесперид» (сюжетная линия, поступки героев); отработать навык анализа текста мифа;
Ход урока
1. Актуализация знаний:
1.Что такое миф?
(Предание, передающее представление древних народов о происхождении мира и различных явлениях природы.)
2.Кого в Древней Греции называли героем?
(Сына или потомка божества и смертного человека. Обычно герой наделялся сверхчеловеческими возможностями и непомерной силой, но, в отличие от богов, лишен бессмертия.)
3. Почему Геракл – герой?
(а) Он сын бога Зевса и земной женщины Алкмены;
б) Он главное действующее лицо одного из самых популярных мифов;
в) Он необычайно храбр — совершает двенадцать подвигов, преодолевая препятствия, непреодолимые трудности, побеждая чудовищ)
- Да, Геракл — герой, особенно любимый и почитаемый древними греками.
- За что? На этот вопрос предстоит вам сегодня ответить.
- Что мы знаете о Геракле?
Это интересно:
- Тиринфский царь Амфитрион отправился в поход против племени телебоев вместе с микенским царём Электрионом. В это время Зевс, пленённый удивительной красотой Алкмены, жены Амфитриона, приняв образ её мужа, спустился с Олимпа на её брачное ложе. Вскоре вернулся и сам Амфитрион. В назначенный Зевсом день у Алкмены родилась двойня – сын Амфитриона Ификл и сын Зевса – Алкид, прославившийся впоследствии под именем Геракла. Это прозвище дано было ему Дельфийской пифией (жрица-прорицательница в храме Аполлона в Дельфах) и означало «совершающий подвиги из-за гонений Геры». Действительно, ревнивая жена Зевса – Гера с самого младенчества ненавидела будущего героя. Богиня наслала на малютку, лежавшего в колыбели, двух огромных ядовитых змей. Но маленький Алкид задушил обеих змей. Хитростью Гера сделала так, что Геракл попал в зависимость от царя Микен и Тиринфа, трусливого и завистливого Эфрисфея. Но Зевс решил, что Алкид – Геракл будет у подчинении у Эфрисфея лишь до совершения им двенадцати великих подвигов. А любимой дочери – богине Афине Зевс поручил оберегать героя и помогать ему.
|
Божественная кровь проявлялась в редких способностях ребёнка, который рос и развивался с необыкновенной быстротой. Амфитрион, гордый тем, что растит сына Зевса, наделённого необычайной силой и привлекательностью, дел герою всестороннее образование. Геракл, кроме телесных упражнений и умения владеть оружием, занимался пением и игрой на кифаре. Вскоре Геракл женился на Мегаре. Но богиня Гера наслала на Геракла такое безумие, что он лишил жизни троих своих сыновей и детей своего брата-близнеца Ификла. Дельфийская пифия, исполняя волю Зевса, для очищения от скверны детоубийства и обретения свободы велела герою идти в Микены и служить Эфрисфею до исполнения двенадцати непосильных для простых смертных подвигов.
Вот двенадцать подвигов, прославивших его навсегда и повсеместно:
- удушение Немейского льва;
- убийство Лернейской гидры;
- истребление Стимфалийских птиц;
- поимка Керинейской лани;
- укрощение Эриманфского вепря и битва с кентаврами;
- очистка авгиевых конюшен;
- укрощение критского быка;
- победа над царем Диомедом (бросавшим чужеземцев на съедение своим коням);
|
- похищение пояса Ипполиты, царицы амазонок;
- похищение коров трёхголового великана Гериона;
- похищение золотых яблок из сада Гесперид;
- укрощение стража Аида — пса Цербера.
Давайте немного поиграем. Перед вами анаграммы. Соберите из букв слова, имеющие отношение к подвигам Геракла
ü р а д и г
ü а н т и т
ü в р а т н е к
ü я п о с
ü в о р а к о
ü е г а р
Проверь себя!
(гидра, титан, кентавр, пояс, корова, Гера)
- Образ Геракла, безусловно, один из самых ярких, красочных, притягательных, многогранных и многоликих в культурной традиции античной Греции.
- Какие качества человека прославляют мифы о 12 подвигах Геракла?
(Образ Геракла, созданный греческими авторами, широк, разносторонен, ярок. Он воплощает лучшие черты воина-эллина древних времён: ум, хитрость, силу, выносливость, мужество, смелост)ь.
Изучение новой темы.
- Дома вы прочитали миф «Яблоки гесперид». Над анализом этого произведения мы и будем сегодня работать.
Тема урока «Яблоки Гесперид» как произведение древнегреческой мифологии».
- Прежде чем мы начнём работать с текстом мифа «Яблоки Гесперид», я хочу, чтобы вы обратили внимание на словарь, который поможет вам лучше понять это произведение.
Глоссарий
1. Эврисфей – царь Тиринфа и Микен.
2. Атлас – могучий титан, держащий на плечах небесный свод.
3. Титаны - в древнегреческой мифологии боги второго поколения, дети Урана (неба) и Геи (земли).
4. Гея – богиня земли.
5. Гера – жена Зевса, покровительница семьи и брака.
6. Эридан – река в древней Греции.
|
7. Нимфы - божества в образе юных дев, олицетворяющих силы и явления природы.
8. Антей - сын Посейдона и богини земли Геи, великан. Его местопребывание Ливия, где он уничтожает чужеземцев, вызывая их на бой.
3. Работа с текстом мифа «Золотые яблоки Гесперид».
Ниже записан план текста. Расположить пункты в правильном порядке.
· Хитрость Геракла.
· Геракл встречает Атланта.
· Что стало с яблоками.
· Сад Гесперид.
· Обман Атланта.
– О ком идет речь в мифе?
(О Геракле и Атланте.)
– Кто такой Атлант?
(Титан, вынужденный в наказание за бунт держать небесный свод на своих плечах.)
– Кто такие Геспериды?
(Нимфы с прекрасными голосами, которым принадлежал чудесный сад.)
– Зачем Гераклу понадобилось отправиться в сад Гесперид?
(Эврисфей приказал герою добыть золотые яблоки, растущие в этом саду.)
– Найдите в тексте мифа описание сада Гесперид. Прочитайте, как выглядел этот сад.
– Для чего Эврисфею понадобились яблоки?
(Он хотел погубить героя.)
– Как вы думаете, какой пункт плана будет первым?
(Сад Гесперид.)
– А теперь прочитайте вслух первую часть текста со слов «на западной оконечности…» до «накинув на спину…»
– Как герой снарядился в поход?
(Он накинул львиную шкуру, взял дубину, лук.)
– Что же увидел Геракл, когда дошел до сада?
(Титана, держащего небо.)
– С каких слов началось знакомство героев? Зачитайте их.
- Все вы прекрасно знаете, что держать небо на плечах невозможно. Древние греки и другие народы верили, что небо – это твердый купол, который поддерживает на своих плечах титан Атлант. Они также считали Землю плоской, как блюдо, которое стояло на слонах, китах и огромной черепахе. Древние греки думали, что, если титан не будет поддерживать небо, оно упадет и уничтожит все живое на земле.
– Скажите, как называется второй пункт нашего плана.
(Геракл встречает Атланта.)
– Выразительно прочитайте вторую часть текста со слов «накинув на спину…» до «в глазах Атланта…».
– Согласился ли Атлант выполнить просьбу Геракла?
(Да.)
– Что попросил Атлант у героя?
(Подержать за него небо.)
– Найдите в тексте описание того, как чувствовал себя Геракл с огромной ношей на плечах.
– Как Атлант решил обмануть героя?
(Предложил отнести яблоки, а сам хотел бросить Геракла с ношей.)
– Укажите третий пункт плана.
(Обман Атланта.)
Прочитайте текст со слов «в глазах Атланта…» до «простодушный герой…»
– Хотел ли Геракл согласиться на предложение титана?
(Сначала – да.)
– Кто помог ему обмануть Атланта?
(Афина.)
– Как герой перехитрил титана?
(Геракл согласился, но попросил Атланта подержать небо, чтобы он мог сделать подкладку на плечи.)
– Что произошло потом?
(Геракл оставил Атланта с ношей и ушел.)
– Как вы думаете, почему Атлант хотел обмануть героя?
(Примерный ответ. Атлант хотел обмануть Геракла, потому что он очень устал, держа небесный свод на своих плечах, и стремился освободиться от этой ноши.)
– С какой стороны показал себя Геракл?
(Геракл, воспользовавшись советом Афины, ответил хитростью на хитрость.)
– Найдите название для этой части мифа.
(Хитрость Геракла.)
– Предложите свои названия для этого пункта. Выразительно прочитайте четвертую часть текста х со слов «простодушный герой…» до «Эврисфей не взял яблок…»
– Теперь уже ясно, что пятый пункт нашего плана называется «Что стало с яблоками».
– Взял ли Эврисфей яблоки Гесперид? Почему?
(Нет, ему нужна была гибель Геракла, а не яблоки.)
– Что потом случилось с яблоками?
(Афина возвратила их Гесперидам.)
– Был ли поход за яблоками последним подвигом Геракла?
(Нет, его ждали другие приключения.)
Выводы
- Какие качества Геракла сделали его величайшим из героев греческой мифологии?
Мужество, храбрость, стойкость, выносливость, настойчивость,уважение к воле богов, чувство справедливости, смекалка и ум).
Все эти качества делают Геракла положительным героем, персонажем, выражающим нравственные ценности автора (народа). Значит, мы можем судить о том, какие нравственные качества ценились древними людьми, какими были их представления о добре и зле, о справедливости.
- Каковы взаимоотношения богов и людей?
(Боги могут спускаться на землю, вступать с людьми в различные отношения, им присущи человеческие качества, такие как ревность, мстительность, зависть)
IV. Подведение итогов урока
Греческая мифология разворачивает перед нами великолепную картину проявления прекрасных человеческих достоинств, благородства и мужества. Ради долга, чести и любви человек тех далеких времен шел на смерть и вступал в борьбу с богами. Герои греческой мифологии - люди земные, из плоти и крови, их подвиги рождали в людях веру в человека и в лучшее будущее. Это была мифология, верящая в человека, любящая его и прославляющая. И с тех пор век за веком композиторы и поэты, художники и артисты, все люди черпают вдохновение и силы в этом неповторимом роднике живой воды.
V. Рефлексия
В заключении урока я хочу предложить вам следующую форму работы. Перед вами карточки с началом предложений, а продолжение к ним вы придумаете сами. Это и будет подведением итогов нашего урока.
Сегодняшний урок научил меня…
Сегодня я узнал(а), что…
Я сделал(а) вывод о том, что…
Мне было интересно…
VI. Домашнее задание. Прочитать «Легенду об Арионе», ответить на вопросы настр.187 учебника (устно)