IV. Подведение итогов урока




Тема урока. Мифы Древней Греции. «Яблоки Гесперид»

Задачи: приобщаться к духовно-нравственным ценностям мировой культуры, познакомиться с мифом «Яблоки Гесперид» (сюжетная линия, поступки героев); отработать навык анализа текста мифа;

Ход урока

1. Актуализация знаний:

1.Что такое миф?

(Предание, передающее представление древних народов о происхождении мира и различных явлениях природы.)

2.Кого в Древней Греции называли героем?

(Сына или потомка божества и смертного человека. Обычно герой наделялся сверхчеловеческими возможностями и непомерной силой, но, в отличие от богов, лишен бессмертия.)

3. Почему Геракл – герой?

(а) Он сын бога Зевса и земной женщины Алкмены;

б) Он главное действующее лицо одного из самых популярных мифов;

в) Он необычайно храбр — совершает двенадцать подвигов, преодолевая препятствия, непреодолимые трудности, побеждая чудовищ)

- Да, Геракл — герой, особенно любимый и почитаемый древними греками.

- За что? На этот вопрос предстоит вам сегодня ответить.

- Что мы знаете о Геракле?

Это интересно:

- Тиринфский царь Амфитрион отправился в поход против племени телебоев вместе с микенским царём Электрионом. В это время Зевс, пленённый удивительной красотой Алкмены, жены Амфитриона, приняв образ её мужа, спустился с Олимпа на её брачное ложе. Вскоре вернулся и сам Амфитрион. В назначенный Зевсом день у Алкмены родилась двойня – сын Амфитриона Ификл и сын Зевса – Алкид, прославившийся впоследствии под именем Геракла. Это прозвище дано было ему Дельфийской пифией (жрица-прорицательница в храме Аполлона в Дельфах) и означало «совершающий подвиги из-за гонений Геры». Действительно, ревнивая жена Зевса – Гера с самого младенчества ненавидела будущего героя. Богиня наслала на малютку, лежавшего в колыбели, двух огромных ядовитых змей. Но маленький Алкид задушил обеих змей. Хитростью Гера сделала так, что Геракл попал в зависимость от царя Микен и Тиринфа, трусливого и завистливого Эфрисфея. Но Зевс решил, что Алкид – Геракл будет у подчинении у Эфрисфея лишь до совершения им двенадцати великих подвигов. А любимой дочери – богине Афине Зевс поручил оберегать героя и помогать ему.

Божественная кровь проявлялась в редких способностях ребёнка, который рос и развивался с необыкновенной быстротой. Амфитрион, гордый тем, что растит сына Зевса, наделённого необычайной силой и привлекательностью, дел герою всестороннее образование. Геракл, кроме телесных упражнений и умения владеть оружием, занимался пением и игрой на кифаре. Вскоре Геракл женился на Мегаре. Но богиня Гера наслала на Геракла такое безумие, что он лишил жизни троих своих сыновей и детей своего брата-близнеца Ификла. Дельфийская пифия, исполняя волю Зевса, для очищения от скверны детоубийства и обретения свободы велела герою идти в Микены и служить Эфрисфею до исполнения двенадцати непосильных для простых смертных подвигов.

Вот двенадцать подвигов, прославивших его навсегда и повсеместно:

- удушение Немейского льва;

- убийство Лернейской гидры;

- истребление Стимфалийских птиц;

- поимка Керинейской лани;

- укрощение Эриманфского вепря и битва с кентаврами;

- очистка авгиевых конюшен;

- укрощение критского быка;

- победа над царем Диомедом (бросавшим чужеземцев на съедение своим коням);

- похищение пояса Ипполиты, царицы амазонок;

- похищение коров трёхголового великана Гериона;

- похищение золотых яблок из сада Гесперид;

- укрощение стража Аида — пса Цербера.

Давайте немного поиграем. Перед вами анаграммы. Соберите из букв слова, имеющие отношение к подвигам Геракла

ü р а д и г

ü а н т и т

ü в р а т н е к

ü я п о с

ü в о р а к о

ü е г а р

 

Проверь себя!

(гидра, титан, кентавр, пояс, корова, Гера)

- Образ Геракла, безусловно, один из самых ярких, красочных, притягательных, многогранных и многоликих в культурной традиции античной Греции.

- Какие качества человека прославляют мифы о 12 подвигах Геракла?

(Образ Геракла, созданный греческими авторами, широк, разносторонен, ярок. Он воплощает лучшие черты воина-эллина древних времён: ум, хитрость, силу, выносливость, мужество, смелост)ь.

Изучение новой темы.

- Дома вы прочитали миф «Яблоки гесперид». Над анализом этого произведения мы и будем сегодня работать.

Тема урока «Яблоки Гесперид» как произведение древнегреческой мифологии».

- Прежде чем мы начнём работать с текстом мифа «Яблоки Гесперид», я хочу, чтобы вы обратили внимание на словарь, который поможет вам лучше понять это произведение.

Глоссарий

1. Эврисфей – царь Тиринфа и Микен.

2. Атлас – могучий титан, держащий на плечах небесный свод.

3. Титаны - в древнегреческой мифологии боги второго поколения, дети Урана (неба) и Геи (земли).

4. Гея – богиня земли.

5. Гера – жена Зевса, покровительница семьи и брака.

6. Эридан – река в древней Греции.

7. Нимфы - божества в образе юных дев, олицетворяющих силы и явления природы.

8. Антей - сын Посейдона и богини земли Геи, великан. Его местопребывание Ливия, где он уничтожает чужеземцев, вызывая их на бой.


3. Работа с текстом мифа «Золотые яблоки Гесперид».

Ниже записан план текста. Расположить пункты в правильном порядке.

· Хитрость Геракла.

· Геракл встречает Атланта.

· Что стало с яблоками.

· Сад Гесперид.

· Обман Атланта.

– О ком идет речь в мифе?

(О Геракле и Атланте.)

– Кто такой Атлант?

(Титан, вынужденный в наказание за бунт держать небесный свод на своих плечах.)

– Кто такие Геспериды?

(Нимфы с прекрасными голосами, которым принадлежал чудесный сад.)

– Зачем Гераклу понадобилось отправиться в сад Гесперид?

(Эврисфей приказал герою добыть золотые яблоки, растущие в этом саду.)

Найдите в тексте мифа описание сада Гесперид. Прочитайте, как выглядел этот сад.

– Для чего Эврисфею понадобились яблоки?

(Он хотел погубить героя.)

– Как вы думаете, какой пункт плана будет первым?

(Сад Гесперид.)

– А теперь прочитайте вслух первую часть текста со слов «на западной оконечности…» до «накинув на спину…»

– Как герой снарядился в поход?

(Он накинул львиную шкуру, взял дубину, лук.)

– Что же увидел Геракл, когда дошел до сада?

(Титана, держащего небо.)

– С каких слов началось знакомство героев? Зачитайте их.

- Все вы прекрасно знаете, что держать небо на плечах невозможно. Древние греки и другие народы верили, что небо – это твердый купол, который поддерживает на своих плечах титан Атлант. Они также считали Землю плоской, как блюдо, которое стояло на слонах, китах и огромной черепахе. Древние греки думали, что, если титан не будет поддерживать небо, оно упадет и уничтожит все живое на земле.

– Скажите, как называется второй пункт нашего плана.

(Геракл встречает Атланта.)

– Выразительно прочитайте вторую часть текста со слов «накинув на спину…» до «в глазах Атланта…».

– Согласился ли Атлант выполнить просьбу Геракла?

(Да.)

– Что попросил Атлант у героя?

(Подержать за него небо.)

Найдите в тексте описание того, как чувствовал себя Геракл с огромной ношей на плечах.

– Как Атлант решил обмануть героя?

(Предложил отнести яблоки, а сам хотел бросить Геракла с ношей.)

– Укажите третий пункт плана.

(Обман Атланта.)

Прочитайте текст со слов «в глазах Атланта…» до «простодушный герой…»

– Хотел ли Геракл согласиться на предложение титана?

(Сначала – да.)

– Кто помог ему обмануть Атланта?

(Афина.)

– Как герой перехитрил титана?

(Геракл согласился, но попросил Атланта подержать небо, чтобы он мог сделать подкладку на плечи.)

– Что произошло потом?

(Геракл оставил Атланта с ношей и ушел.)

– Как вы думаете, почему Атлант хотел обмануть героя?

(Примерный ответ. Атлант хотел обмануть Геракла, потому что он очень устал, держа небесный свод на своих плечах, и стремился освободиться от этой ноши.)

– С какой стороны показал себя Геракл?

(Геракл, воспользовавшись советом Афины, ответил хитростью на хитрость.)

– Найдите название для этой части мифа.

(Хитрость Геракла.)

– Предложите свои названия для этого пункта. Выразительно прочитайте четвертую часть текста х со слов «простодушный герой…» до «Эврисфей не взял яблок…»

– Теперь уже ясно, что пятый пункт нашего плана называется «Что стало с яблоками».

– Взял ли Эврисфей яблоки Гесперид? Почему?

(Нет, ему нужна была гибель Геракла, а не яблоки.)

– Что потом случилось с яблоками?

(Афина возвратила их Гесперидам.)

– Был ли поход за яблоками последним подвигом Геракла?

(Нет, его ждали другие приключения.)

Выводы

- Какие качества Геракла сделали его величайшим из героев греческой мифологии?

Мужество, храбрость, стойкость, выносливость, настойчивость,уважение к воле богов, чувство справедливости, смекалка и ум).

Все эти качества делают Геракла положительным героем, персонажем, выражающим нравственные ценности автора (народа). Значит, мы можем судить о том, какие нравственные качества ценились древними людьми, какими были их представления о добре и зле, о справедливости.

- Каковы взаимоотношения богов и людей?

(Боги могут спускаться на землю, вступать с людьми в различные отношения, им присущи человеческие качества, такие как ревность, мстительность, зависть)

IV. Подведение итогов урока

Греческая мифология разворачивает перед нами великолепную картину проявления прекрасных человеческих достоинств, благородства и мужества. Ради долга, чести и любви человек тех далеких времен шел на смерть и вступал в борьбу с богами. Герои греческой мифологии - люди земные, из плоти и крови, их подвиги рождали в людях веру в человека и в лучшее будущее. Это была мифология, верящая в человека, любящая его и прославляющая. И с тех пор век за веком композиторы и поэты, художники и артисты, все люди черпают вдохновение и силы в этом неповторимом роднике живой воды.

V. Рефлексия

В заключении урока я хочу предложить вам следующую форму работы. Перед вами карточки с началом предложений, а продолжение к ним вы придумаете сами. Это и будет подведением итогов нашего урока.

Сегодняшний урок научил меня…

Сегодня я узнал(а), что…

Я сделал(а) вывод о том, что…

Мне было интересно…

VI. Домашнее задание. Прочитать «Легенду об Арионе», ответить на вопросы настр.187 учебника (устно)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: