З в у к о в ы е с р е д с т в а в ы р а з и т е л ь н о с т и




Изобразительно – выразительные средства

 

 

Т р о п ы

Употребление слова в переносном значении

 

Эпитет – образное использование прилагательных, приложений, определений.

Золотая роща, темная судьба

Сравнение – один предмет сравнивается с другим. Часто выражено при помощи слов как,точно, будто, словно, иногда тв.падежом или формой сравнительной степени

Луна, как фонарь; пыль столбом стоит; ты всех милее, всех дороже;

Метафора – скрытое сравнение, но не оформлено с помощью союзов, перенесение значения по сходству. Часто развернутая метафора – весь текст или часть текста.

Сонное озеро города; взлетающий бубен метели;

Олицетворение – свойства человека переносятся на животных или неодушевленные предметы.

Молчит лес;

(Персонификация) – особый вид олицетворения, полное уподобление неодушевленного предмета человеку, явление или предмет обретают реальный человеческий облик.

Скоро уж из ласточек – в колдуньи.

Молодость! Простимся накануне.

Постоим с тобою на ветру.

Смуглая моя! Утешь сестру!

Полыхни малиновою юбкой…

Гипербола – преувеличение, непомерное увеличение размера, силы и т.д. какого-либо явления.

Пройдет - словно рублем одарит; в сто сорок солнц закат пылал;

Литота – непомерное преуменьшение размера, силы и т.д. какого-либо предмета или явления.

Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка.

Ирония – употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с цельюнасмешки.

Отколе, умная, бредешь ты голова? – обращение к ослу.

Метонимия (переименование) – слово в переносном значении, в котором содержится переименование, т.е. замена названия одного предмета другим.

Зал встает. - не зал встает, а зрители.

 

(антономАзия) – вид метонимии, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного.

Фамилия гоголевского персонажа Хлестаков получила в значении «лгун, хвастун».

Синекдоха – название части предмета переносится на весь предмет и наоборот – название целого употребляется вместо названия части.

Все флаги в гости будут к нам. (флаги – корабли, часть вместо целого)

И слышно было до рассвета, как ликовал француз (ед.ч. вместо мн.ч.)

Мы все глядим в Наполеоны. (мн.ч. вместо ед.ч.)

Перифраза (перифраз) – замена названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты.

Царь зверей ( лев); Петра творения. ( Петербург).

Аллегория (иносказание) – иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного образа. Обычно сказки, басни.

Трусость – в образе зайца, коварство – в образе змеи.

Ф и г у р ы р е ч и

Обобщенное название стилистических приемов, в которых слово, в отличие от тропов, не обязательно выступает в переносном значении.

 

Антитеза – противоположение– прием контраста. Основывается, как правило, на употреблении антонимов.

Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь!

Оксюморон - сочетание противоположных по значению слов.

Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг.

Градация - постепенное возвышение – расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости.

Радостное, праздничное и лучезарное настроение.

Лексический повтор – намеренное повторение слова, на значение которого нужно обратить внимание читателя.

Нет – скажем войне, нет – скажем насилию, нет – скажем террору.

Синтаксический параллелизм - сходное построение смежных предложений.

Когда умирают кони – дышат,

Когда умирают травы – сохнут.

Риторическое обращение – высказывание, адресованное неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, отсутствующему лицу.

Мечты, мечты! Где ваша сладость?

Риторическое восклицание – восклицательное предложение, которое в тексте выполняет роль усиления эмоциональности и выразительности в речи.

Какое лето, что за лето!

Да это просто колдовство.

Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа, но имеющий особо эмоциональное значение.

Вопросно-ответное единство – автор задает вопрос и сам же на него отвечает.

Что такое осень? Это небо, плачущее небо под ногами.

Инверсия – перестановка-расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем прямой порядок слов.

Швейцара мимо он стрелой взлетел по мраморным ступеням.

Анафора (единоначатие) – повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков.

Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем.

Эпифора (концовка) – повторение слов или выражений в конце смежных отрывков.

Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?

(СИмплока) – соединение в тексте анафоры и эпифоры.

Привычные к степям – глаза,

Привычные к слезам – глаза.

(анадИплозис) – фигура стыка, повторение последнего элемента в начале следующей фразы.

Память о Вас – тихим домком,

Тихий домок – Ваш – под замок.

Элипсис – пропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения.

Мы сёлы – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги.

Умолчание – автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю догадываться о невысказанном.

Нет, я хотел… быть может, вы … я думал. Что ж барону время умереть.

Именительное представление – назывное предложение, где называется предмет, лицо, явление с целью вызвать интерес к предмету. Далее идет сообщение, характеризующее названный предмет.

Москва!... Как много в этом звуке для сердца русского слилось!

З в у к о в ы е с р е д с т в а в ы р а з и т е л ь н о с т и

(ф о н е т и ч е с к и е)

Аллитерация – повторение согласных звуков.

Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.

Ассонанс – повторение одинаковых гласных звуков.

Кажется, шепчут колосья друг другу: «Скучно нам слушать осеннюю вьюгу».

Звукопись – построение фразы, строки, которое соответствовало бы воспроизводимой картине.

Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой

Перестукивали стыки: на восток, восток, восток…

(П.Антокольский воспроизводит звук вагонных колес)

Звукоподражание – подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы в целях образного звукоподражания.

Когда гремел мазурки гром…



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: