Схема анализа сюжетной картины




Схемы анализа разножанровых картин, скульптур, памятников архитектуры.

Учимся анализировать произведения искусства?

Предлагаю Вашему вниманию схемы анализа различных жанров изобразительного искусства. Каждый педагог может внести дополнительно что-то своё в данные схемы, адаптировать их под своих учеников. Буду рада если кому–то пригодится данный материал.

Схема анализа скульптуры

1. Название скульптуры. Автор.

2. Какое впечатление производит скульптура?

3. Кого вы видите в скульптуре?

4. Что может сделать (сказать) скульптура, если она оживёт?

5. Есть ли в скульптуре предметы что-либо символизирующие?

6. Что хотел показать скульптор?

Схема анализа памятника архитектуры

1. Название памятника архитектуры. Автор.

2. Какое впечатление производит архитектурное сооружение?

3. Какое ощущение может испытать посетитель?

4. Что видит посетитель, стоя перед фасадом? В интерьерах?

5. Какими средствами архитектор выделяет главное?

6. Как в архитектурном сооружении сопоставляются объемы и пространства?

7. Представьте, какие события могут происходить в данном архитектурном сооружении?

Схема анализа натюрморта

1. Название картины. Автор.

2. Какое впечатление произвела картина?

3. Что изображено на картине?

4. Почему именно этот предмет кажется главным?

5. Как в картине сопоставляются цвета? (цветовая композиция)

6. Как в картине скомпонованы предметы? (предметная композиция)

7. Есть ли в картине предметы что-либо символизирующие?

8. Какими средствами выразительности пользовался художник в изображении предметов?

9. Как соотносится название с изображением на картине?

10. Что хотел донести до людей автор своей работой?

11. Попробуйте представить человека составившего этот натюрморт.

Схема анализа пейзажа

1. Название картины. Автор.

2. Какое впечатление произвела картина?

3. Что изображено на картине?

4. Каков характер произведения?

5. Какими средствами выразительности пользовался художник?

6. Как в картине сопоставляются цвета? (цветовая композиция)

7. Как в картине скомпонованы предметы? (предметная композиция)

8. Носит ли символический характер композиция произведения и отдельные детали?

9. Как соотносится название с изображением на картине?

10. Что хотел донести до людей автор своей работой?

11. Попробуйте представить, какие события могут происходить в данном пейзаже?

Схема анализа сюжетной картины

1. Название картины. Автор.

2. Какое впечатление произвела картина?

3. Какое настроение пытается передать автор?

4. Что изображено на картине?

5. Почему именно это кажется главным?

6. Какими средствами художник выделил главное?

7. Как в картине сопоставляются цвета?

8. Перескажите сюжет картины.

9. Есть ли в картине предметы что-либо символизирующие?

10. Как соотносится название с сюжетом картины?

11. Что хотел автор передать людям?

Анализ живописного произведения

Share

 

· Email

· Twitter

· Facebook

· Google +

· Pinterest

· Tumblr

· Linkedin

· Vkontakte

ВОПРОСЫ, КОТОРЫМИ СТОИТ ЗАДАТЬСЯ, АНАЛИЗИРУЯ ЖИВОПИСНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
Для того, чтобы абстрагироваться от сюжетно-бытового восприятия, вспомните, что картина – не окно в мир, а плоскость, на которой живописными средствами может быть создана иллюзия пространства. Поэтому сначала проанализируйте базовые параметры произведения:

1) Каков размер картины (монументальный, станковый, миниатюрный?

2) Каков формат картины: вытянутый по горизонтали или вертикали прямоугольник (возможно, со скруглённым завершением), квадрат, круг (тондо), овал?

3) В какой технике (темпера, масло, акварель и т.д.) и на какой основе (дерево, холст и т.д.) выполнена картина?

4) С какого расстояния она лучше всего воспринимается?

I. Анализ изображения.

4. Есть ли в картине сюжет? Что изображено? В какой среде располагаются изображённые персонажи, предметы?

5. На основании анализа изображения Вы можете сделать вывод о жанре. К какому жанру: портрет, пейзаж, натюрморт, обнажённая натура, бытовой, мифологический, религиозный, исторический, анималистический, — принадлежит картина?

6. Как Вам кажется, какую задачу решает художник – изобразительную? выразительную? Какова степень условности или натурализма изображения? Тяготеет ли условность к идеализации или к экспрессивному искажению? Как правило, с жанром связана композиция картины.

7) Из каких составляющих складывается композиция? Каково соотношение объекта изображения и фона/ пространства на полотне картины?

8) Насколько близко к картинной плоскости размещены объекты изображения?

9) Какой угол зрения выбрал художник – сверху, снизу, вровень с изображенными объектами?

10)Как определена позиция зрителя – вовлекается ли он во взаимодействие с изображенным на картине, или ему отводится роль отстраненного созерцателя?
11) Можно ли назвать композицию уравновешенной, статичной, или динамичной? Если присутствует движение, как оно направлено?

12) Как построено картинное пространство (плоскостно, неопределенно, выгорожен пространственный слой, создано глубокое пространство)? За счёт чего достигается иллюзия пространственной глубины (различие в размере изображенных фигур, показ объема предметов или архитектуры, с помощью градаций цвета)? Композиция разрабатывается средствами рисунка.

13) Насколько выражено в картине линейное начало?

14) Подчеркнуты или скрадены контуры, отграничивающие отдельные предметы? Какими средствами достигается этот эффект?

15) До какой степени выражен объём объектов? Какими приёмами создаётся иллюзия объёма?

16) Какую роль в картине играет свет? Какой он (ровный, нейтральный; контрастный, лепящий объем; мистический). Прочитывается ли источник/направление света?

17) Читаются ли силуэты изображенных фигур/объектов? Насколько они выразительны и ценны сами по себе?

18) Насколько детализировано (или наоборот обобщено) изображение?

19) Передаётся ли разнообразие фактур изображённых поверхностей (кожа, ткани, металл и т.д.)? Колорит.

20) Какую роль играет в картине колорит (подчинён рисунку и объёму или наоборот подчиняет себе рисунок и сам выстраивает композицию).

21) Является ли цвет просто окраской объёма или чем-то большим? Является ли он оптически достоверным или экспрессивным?

22) В картине преобладают локальные цвета или тональный колорит?

23) Различимы ли границы цветовых пятен? Совпадают ли они с границами объёмов и предметов?

24) Художник оперирует большими массами цвета или маленькими пятнами-мазками?

25) Как написаны теплые и холодные цвета, пользуется ли художник сочетанием дополнительных цветов? Для чего он это делает? Как переданы наиболее освещенные и затенённые места?

26) Есть ли блики, рефлексы? Как прописаны тени (глухо или прозрачно, цветные ли они)?

27) Можно ли выделить ритмические повторы в использовании какого-либо цвета или сочетания оттенков, можно ли проследить развитие какого-либо цвета? Есть ли доминирующий цвет/ сочетание цветов?

28) Какова фактура живописной поверхности – гладкая или пастозная? Различимы ли отдельные мазки? Если да, то какие они — мелкие или длинные, жидкой, густой или почти сухой краской нанесены?

https://urok-kultury.ru/analiz-kartiny/

ПЛАН письменного анализа произведения искусства

Июль 9, 2011

Этот план понадобится весь год, в том числе для семинаров в музее.

Введение

· О каком произведении речь? Автор, название, дата, собрание, техника (в виде полноценных фраз, а не каталожной справки). Биографию пересказывать не нужно.

· Цель и задачи работы (4-5 фраз во введении). О чём и для чего вы её пишете? Почему выбраны именно эти произведения? Как именно будет производиться анализ? Для чего этот анализ нужен? Зачем нужно сравнивать произведения?

· Вводные слова о периоде, стиле, эпохе…

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: