О ВНИМАНИИ НАШИХ ДЕТЕЙ
Что бы ребенок не «Ловил ворон» в школе, родителям нужно подумать о развитии внимания у малыша ещё до школы. К.Д. Ушинский, сравнивал внимание с дверью в детское сознание, которая должна быть всегда открытой. Это умение сосредотачиваться на нужном объекте не появляется у ребёнка самостоятельно, а воспитывается и созревает.
ЧТО ТАКОЕ ВНИМАНИЕ…
Внимание – это психический процесс, во время которого происходит избирательный отбор информации, поступающей через органы чувств.
КАКИЕ СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ МЫСТАРАЕМСЯ РАЗВИВАТЬ НА НАШИХ ЗАНЯТИЯХ
v Объем – характеризуется количеством информации, которую ребёнок может воспринять.
v Сосредоточенность – показывает, насколько сильно малыш может сконцентрироваться на объекте. Дошкольникам её нужно развивать, т. к. она ещё совсем мала.
v Устойчивость – умение продолжительное время поддерживать сосредоточенность. Активность шестилеток продолжается всего 10–15 минут, после чего нужно сменить вид деятельности.
v Переключаемость – осмысленный переход от одного объекта или занятия на другой. Перевод концентрации внимания происходит осознанно и требует волевого напряжения.
v Распределение – возможность выполнения нескольких дел одновременно.
Нарушение каждого из свойств может привести к отклонениям в познавательной деятельности детей.
НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ
Внимание детей дошкольного возраста непроизвольно, или непреднамеренно. Главной его особенностью является то, что появляется оно, лишь, когда крохе интересно занятие или предмет. Наглядно, эмоционально, неожиданно – вот, как должно строиться занятие с малышом.
ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ
|
Ближе к старшему дошкольному возрасту начинает формироваться произвольное внимание. Оно формируется вследствие воздействия взрослых при необходимости выполнить определенную задачу и осознанно сосредоточиться на предмете или деятельности. Частично, в произвольном внимании играет роль силы воли и самодисциплины, но оно также зависит и от интересов и ощущений ребёнка.
С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
Несмотря на то, что внимание детей дошкольного возраста носит пассивный характер, возрастающий опыт и знания малыша об окружающем мире позволяют ему многие действия совершать автоматически. В связи с этим совершенствуется распределение внимания, когда чадо может оперировать уже несколькими объектами без волевого усилия.
КАК НАШИ ЗАНЯТИЯ ВЛИЯЮТ НА ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ
На занятиях ребёнок учится сосредотачиваться, даже когда ему неинтересно. Мы несколько раз повторяем инструкцию для выполнения задания, и ребенок начинает проговаривать ее вместе с педагогом и другими ребятами группы, тем самым вовлекаясь в рабочий процесс. Отличным средством для повышения внимания на занятиях является похвала и первые самостоятельные достижения. А возрастающая любознательность позволяют дошколёнку становится более внимательным к деталям. Теперь, задания можно планомерно усложнять так, чтобы они немного превосходили знания и умения наших учеников. И в этот момент повышается уровень внимания.
Выполняя домашние задания, будьте терпеливы и постарайтесь чаще произносить слова: «Будь внимательнее!», «Посмотри, ка, что тут изображено!» - эти фразы дают толчок к развитию произвольного внимания.
|
КАК САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРОВЕРИТЬ ВНИМАНИЕ У СВОЕГО РЕБЕНКА
Объем внимания:
Разложите перед малышом 10 предметов или картинок и спрячьте их под куском ткани. Затем откройте их на 3 секунды и снова накройте. Попросите ребенка назвать их.
Сосредоточенность внимания
Попробуйте выучить стишок или песенку под включённый телевизор.
Устойчивость внимания
Для развития устойчивости внимания используйте корректурные тесты. О них расскажу в отдельной статье.
НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ