(1)Можно ли без ощущения трагической утраты представить современный мир, лишённый печатного знака?
(2)На мой взгляд, эта утрата была бы более невосполнимой, чем исчезновение в нашей жизни электрического света, ибо потерян был бы важнейший механизм в передаче и научных знаний, и накопленных всеми эпохами чувств, а человеческий разум погрузился бы в пучину темноты и нравственного застоя. (3)Мир стал бы удручающе обеднён, прервались бы нити от одного человека к другому, и, надо полагать, наступило бы время невежества, подозрительности и отчуждения.
(4)Подобно разговорному языку, книга в наши дни не только средство общения людей, не только проводник информации: самое главное, это инструмент проникновения в окружающую действительность, взгляд человека на самого себя как на разумную частицу природы.
(5)Вместе с тем книга — это и констатация вех истории, и одновременно верная память человечества. (6)Что знали бы мы о быте, нравах, умонастроении и характерах людей давно и не так давно ушедших эпох, если бы это прошлое не было сохранено в печатном знаке, способном волшебно восстановить биографию человечества во всех её сложностях, поисках, заблуждениях, открытиях и попытках найти и утвердить смысл бытия? (7)Будущее рождается не только из непосредственного настоящего, оно рождается и из прошлого. (8)Ведь наше современное сознание и наше отношение к настоящему — это результат всего опыта миллионов живших до нас, предельно сжатая и трансформированная сумма их чувств.
(9)Не будь возможности разумом и эмоциями пройти по дальним и ближним дорогам истории, мы оглядывались бы назад, будто в туман и пустоту, утратив начала, а стало быть, и концы, ибо ничего нет и не может быть без великих точек отсчёта.
|
(10)Книга — это безупречный хранитель духовных ценностей всех веков и всех народов. (11)Это негаснущий источник света, посланный ещё из детства человечества к нам. (12)Это сигнал и предупреждение, боль и страдание, смех и радость, жизнеутверждение и надежда. (13)Это символ превосходства силы духовной над силой материальной, что является высшим достижением сознания.
(14)Книга — это познание развития мысли, философских течений, национально-исторических условий общества, породивших на разных этапах веру в добро, разум, просветительство, свободу, равенство и справедливость.
(15)Многое, неизмеримо многое может объяснить, открыть и подчинить наука, мыслящая категориями понятий, создающая вещи, системы и формулы, но по своей сути наука всё-таки не способна исследовать одно — чувства людей, творить образы людей во времени, что делает в силу своей судьбы литература.
(16)Они близки, наука и искусство. (17)Они познают даже близкие сферы — возможности человека в этом мире, — и вместе с тем инструмент познания различен. (18)Например, «Одиссею» Гомера, русскую одиссею Льва Толстого «Война и мир» или наши современные одиссеи «Тихий Дон» Михаила Шолохова, «Хождение по мукам» Алексея Толстого немыслимо заключить в формулу, подобно тому как это можно сделать в науке после открытия какого-либо закона Вселенной.
(19)Искусство — это историческая энциклопедия человеческих ощущений, противоречивых страстей, желаний, взлётов и падений духа, самоотверженности и мужества, поражений и побед.
|
(20)Человек, раскрывающий книгу, всматривается во вторую жизнь, как в глубинную сферу зеркала, ища собственного героя, ответы на собственные мысли, невольно примеряя, скажем, чужую судьбу и чужое мужество к личным чертам характера, сожалея, сомневаясь, досадуя, смеясь, плача, сочувствуя и соучаствуя, — и здесь начинается воздействие книги. (21)Всё это и есть «заражение чувствами», по выражению Льва Толстого.
(22)В судьбе почти каждого печатное слово сыграло неповторимую роль, и величайшего сожаления достоин тот, кто не был в плену серьёзной книги. (23)Тем самым он обеднил себя, отринув вторую действительность, второй опыт, наконец.
(По Ю. В. Бондареву)
21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Печатный знак стал символом превосходства материального над духовным.
2) Читая книгу, человек примеряет чужой жизненный опыт на себя.
3) «Заражение чувствами», по мнению Л. Н. Толстого, опасно для человека.
4) Сознание современного человека — это результат всего опыта живших до нас людей.
5) Поскольку наука и искусство близки, инструменты познания у них одни и те же.
22. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 1-3 представлено рассуждение.
2) Предложение 8 содержит обоснование того, о чём говорится в предложении 7.
3) В предложении 9 представлено повествование.
4) В предложении 18 представлено описание.
5) Предложение 21 противопоставлено по содержанию предложению 20.
23. Из предложений 20-23 выпишите книжное слово со значением «не приняв, отказав в получении чего-либо».
24. Укажите средство связи, при помощи которого предложение 18 связано с предыдущим.
25. «Особый приём — (А)___ (предложения 1—3) — помогает автору вовлечь читателя в беседу. Рассуждая о книгах, Ю. В. Бондарев использует такой приём, как (Б)___ (предложения 11—13). Эмоциональную окраску текста создают различные лексические средства, например (В)___ ("чувство" — "разум" в предложении 2, "дальним" — "ближним", "начала" — "концы" в предложении 9), а также тропы, такие как (Г)___ ("будто в туман и пустоту" в предложении 9, "как в глубинную сферу зеркала" в предложении 20)».
Список терминов:
1) олицетворение 2) фразеологизмы 3) сравнение 4) анафора 5) восклицательные предложения
6) вопросно-ответная форма изложения 7) парцелляция 8) синонимы 9) антонимы