Конспект внеурочного занятия в 3 классе
По курсу «Финансовая грамотность»
Тема: «Семейный бюджет: расходы»
Тип: комбинированное занятие, изучение нового материала + практическая работа.
Методы и формы обучения: системно-деятельностный подход, проблемный, объяснительно-иллюстративный, практический; фронтальная и групповая работы.
Цель деятельности педагога: познакомить учащихся с классификацией расходов, сформировать представление о значимости и необходимости различных видов расходов, определить соотношение товара или услуги с видом расхода, развить умение планировать семейный бюджет, исходя из потребностей всех членов семьи.
Задачи:
1. Описать направления расходов семьи;
2. Объяснить причины, по которым люди делают покупки;
3. Определить взаимосвязь потребностей с расходами;
4. Составить собственный план расходов.
Планируемые результаты:
1. Личностными результатами являются:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовыхотношений;
- развитие самостоятельности и осознание личной ответственностиза свои поступки;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками вразных игровых и реальных экономических ситуациях.
2. Метапредметными результатами являются:
познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, обработки, анализа и представления информации;
- овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
|
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- составление простых планов с помощью учителя;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
коммуникативные:
- составление текстов в устной форме;
- умение слушать собеседника и вести диалог;
- умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
3. Предметными результатами являются:
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- представление о роли денег в семье и обществе;
- умение характеризовать виды и функции расходов;
- знание направлений расходов семьи;
- умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
- определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
- проведение элементарных финансовых расчётов.
Основные понятия и термины: Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Престижные расходы. Обязательные расходы. Желаемые расходы. Хобби.
Наглядно-демонстрационный материал: мультимедийная презентация, кроссворд, ватманы с рабочей схемой, таблицы расходов, жетоны (деньги)
|
Ход мероприятия:
Организационный момент: Приветствие.
Объяснений правил занятия-игры. Дети сидят в группах по 5 человек. Каждая группа – семья: мама, папа, дети, бабушка. Название семье даётся исходя из фамилии «папы». В ходе занятия за активность и за правильные ответы каждый может заработать жетоны (один жетон = 10 000р), в конце занятия, исходя из общего количества жетонов, каждая семья подсчитывает свой бюджет. На экране и у семей будет таблица, куда они могут по своему усмотрению вписать выбранные ими расходы. Цель данной игры: заработать больше денег и распланировать свой бюджет так, чтобы осталось на сбережения.
2. Этап актуализации знаний:
- Мы с вами на предыдущем занятии выяснили, откуда в семье берутся деньги, предлагаю вам разгадать кроссворд, чтобы вспомнить из чего складывается доход семьи и заодно узнать, о чём пойдёт речь на сегодняшнем занятии (слайд 1)
У каждой семьи на столе кроссворд с вопросами. Каждая группа самостоятельно отгадывает кроссворд. Затем все вместе проверяем. Если мы всё правильно отгадаем, то на синем фоне сможем прочитать ключевое слово (РАСХОДЫ)
С | |||||||||
Т | |||||||||
И | |||||||||
П | П | ||||||||
З | Е | Е | |||||||
А | Н | Н | П | Н | |||||
Р | А | С | Х | О | Д | Ы | |||
П | С | И | С | И | |||||
Л | Л | Я | О | Я | |||||
А | Е | Б | |||||||
Т | Д | И | |||||||
А | С | Я | |||||||
Т | |||||||||
В | |||||||||
О |
1. Выплаты человеку за сделанную работу или оказанные услуги.
|
2. Имущество, которое досталось одному человеку от другого.
3. Определенная сумма, которую платит пожилым людям (пенсионерам) раз в месяц государство.
4. Дополнительные выплаты от государства молодым мамам или людям с ограниченными возможностями.
5. Выплаты от государства денег студентам за хорошую и отличную учёбу.
- Как вы думаете, что такое расходы и как они связаны с доходом семьи? (различные ответы детей)
3. Этап определения цели занятия:
- Прочитайте две цитаты и попробуйте определить, что мы будем сегодня делать на занятии? (2 слайды) (подвести к определению цели)
- Всё верно, сегодняшняя наша цель: рассмотреть виды расходов и объяснить степень их необходимости (3 слайд).
4. Этап открытия новых знаний:
- Хочу познакомить вас с героем нашего занятия. Это волк – Пиф-Паф. И сегодня я поведаю вам историю, как он учился распределять свою зарплату (слайд 4):
«Надоело волку жить в лесу, и решил он перебраться в город. Снял квартиру и устроился на работу в цирк. Прошёл месяц, Пиф-пафу выдали зарплату - 30 тысяч рублей (слайд 5). Он стал думать, как же её потратить и решил: на 1000 рублей купит себе еды, а 29 тысяч потратит на навороченный компьютер и диски с играми, и будет всё свободное время играть в свою любимую игру «Сдуй домик поросят!» (слайд 6).
- Как вы думаете, правильно ли Пиф-Паф потратил свою первую зарплату? Почему?
«Через три дня у волка кончились продукты, до следующей зарплаты ещё долго, а кушать больше нечего. Чуть не умер Пиф-Паф с голоду».
- Ребята, давайте поможем нашему герою расходовать деньги и не попадать в такие ситуации?
- У вас на столах есть ватман и фломастеры. Чтобы никому не было обидно – пишите по очереди. Попробуем для Пиф-Пафа составить схему обязательных и необязательных расходов?
- Из предложенных слов (слайд 7), выберите то слово, которое, по вашему мнению, мы должны записать в центре ватмана? (расходы)
- Как я уже говорила, расходы могут быть различные. На ваших ватманах есть названия нескольких видов расходов: обязательные, непредвиденные.
- Скажите, продукты, которые так быстро кончились у Пиф-Пафа, относятся к обязательным или непередвиденным расходам? (обязательным) (слайд 8)
- Молодцы. На ватмане, со стороны обязательных расходов, подпишем – продукты.
- Немалая часть наших денег идёт на продукты. В нашей стране – это примерно 10 тысяч рублей в месяц. Понятно, что кто-то тратит меньше, если на всём экономит, покупает продукты подешевле и готовит себе сам.
А кто-то, наоборот, больше, если покупает продукты подороже или ходит питаться в кафе и рестораны.
- Конечно, если обходиться только чаем и скромными бутербродами (как иногда студенты во время экзаменов), то денег на это уйдёт немного. Впрочем, это смотря какой чай и какой бутерброд. Например, самый дорогой в мире бутерброд стоит почти 6 тысяч рублей! (слайд 9)
- Понятно, что этот поистине «царский» бутерброд не простой и в его состав входят разные редкие продукты. Но что там дорогущий супербутерброд!
- Чай, оказывается, может стоить ещё больше! Да, да, одна чашка с самым дорогим в мире чаем Дахунпао (в переводе с китайского это означает «Большой красный халат») стоит примерно 18 тысяч рублей! (слайд 10)
- Получается, что всей месячной зарплаты волка хватило бы только на одну чашку чая Дахунпао и на два супербутерброда (слайд 11).
- В следующем месяце волк стал умнее и сразу отложил на еду 10 тысяч рублей, которые тратил постепенно. Зато за остальные 20 тысяч купил телефон, о котором давно мечтал (слайд 12).
- Скажите, а теперь волк правильно потратил свою зарплату? Почему?
-Но тут случилась новая беда. Наступили холода, а старая одежда прохудилась, да и ботинки порвались. Надо было срочно покупать новое пальто и новую обувь, а это ещё 6 тысяч. Но денег-то уже не осталось! В общем, в своём старом пальтишке и дырявых ботинках Пиф-Паф чуть не околел от холода и еле дожил до следующей зарплаты. А когда получил деньги, тут же побежал покупать пальто из овечьей шкуры и ботинки.
- Исходя из этого, какой вывод мы можем сделать? Что еще относится к обязательным расходам? (одежда) (слайд 13)
-Запишем под второй стрелочкой.
- Когда Пиф-Паф купил одежду и обувь, он решил каждый месяц откладывать не только10 тысяч на еду, но и ещё 1 тысячу на одежду – мало ли что. «Итак, одиннадцать тысяч я откладываю, – подумал волк, – а девятнадцать у меня остаётся на всякие удовольствия». И он радостно потёр лапы, мечтая о том, что ещё сможет купить на эти деньги. Но не тут-то было! Однажды волк заглянул в свой почтовый ящик и обнаружил там счета (счёт – это такая бумажка, на которой написано, сколько надо платить за услуги) за квартиру (слайд 14.)
- Кто из вас знает, что такое счета? Какие счета оплачивают ваши родители? (слайд 15)
- За всё это надо платить каждый месяц! В общем, Пиф-Пафу пришлось заплатить ещё 5 тысяч. Он очень расстроился, потому что денег на удовольствия остается всё меньше и меньше.
- Теперь мы знаем, что еще можно отнести к обязательным расходам,
это-….?(коммунальные платежи). Запишем под следующей стрелочкой.
- После этого волк понял, что нужно идти учиться, чтобы уметь планировать свои расходы. Но на обучение, оказывается, тоже нужны деньги.
- Как вы думаете, какие расходы ждут семью перед началом учебного года? (покупка канцелярских принадлежностей, одежды, портфеля)
(слайд 16)
- Сделаем вывод: расходы на какую услугу мы можем вписать под следующей стрелочкой? (слайд 17)
Работа в группе:
- У нас остались свободные стрелочки в обязательных расходах. Из предложенных видов расходов, выберите то, что ещё можно отнести к обязательным? Своё мнение обоснуйте (слайд 18) (проезд в транспорте, покупка мебели, ремонт, покупка бытовой техники, хобби, средства гигиены и бытовая химия)
(слайд 19-25)
- Помимо обязательных расходов, есть ещё непредвиденные расходы. У вас на схеме они уже обозначены. К непредвиденным расходам можно отнести следующие виды расходов: болезнь, пожар, потеря работы (слайд 26)
- Подумайте, в каких ещё случаях могут возникнуть непредвиденные расходы? Допишем их в схему.
- В нашей схеме остались два пустых облачка, как вы думаете, кроме обязательных и непредвиденных расходов, какие ещё расходы существуют?
- Посмотрите на слайд, как думаете, как можно назвать расходы на покупку автомобиля, квартиры, драгоценностей? (слайд 27) Такие расходы называются престижными или дорогостоящими.
Впишем в облачко.
- Как вы думаете, а как назвать такие расходы? (слайд 28)