Экзаменационные билеты по истории




1.
1. Предмет и метод истории.
-
Предмет истории
изучение различных явлений, сторон, фактов и событий зарождения и функционирования государств, особенностей политического и социально-экономического их развития, а также основных проблем внешней политики, науки и культуры на различных этапах их существования.
Методы истории
историко-генетический (ретроспективный), позволяющий показать причинно-следственные связи и закономерности развития исторического события
проблемно-хронологический, предполагающий расчленение широких тем на ряд узких проблем, каждая из которых рассматривается в хронологической последовательности.
эмпирического исторического познания, включающий:
-историко-сравнительный метод -позволяет выявить как общие, так и особенные черты в развитии разных событий, явлений, структур;
- историко-типологический метод, позволяет упорядочить предметы изучения по качественно различным типам (классам) на основе присущих им существенных признаков;
- метод периодизации, позволяет выделить ряд этапов в развитии различных общественных, социальных явлений.;
- структурно-диахронный метод, направлен на изучение разновременных исторических процессов. Применение этого метода позволяет выявить продолжительность, частоту различных событий, а также динамику развития различных элементов сложной системы;
теоретического познания, к которому может быть отнесен метод моделирования
2. Участие России в 1 Мировой войне. Брестский мир.
26 октября 1917 г был принят Декрет о мире, принятый II съездом Советов.
Он положил начало выходу России из империалистической войны. Декретом делалась попытка противопоставить трудящихся буржуазным правительствам и ускорить начало мировой пролетарской революции. Только Германия и ее союзники дали согласие на проведение мирных переговоров.
В Брест-Литовске начались переговоры о мирном договоре. По предложению советской делегации, договор должен быть заключен на основе демократического мира (т.е. без аннексий –захвата чужих земель–и контрибуций). Германская сторона ответила согласием, но при условии, что требования демократического мира будут соблюдать все воюющие страны. Иначе Германия предлагала сохранить за собой всю оккупированную в годы войны территорию и уплату контрибуции. Но Россия не могла дать гарантии, что страны Антанты будут соблюдать требования демократического мира, но и не хотела подписывать сепаратного мира с Германией. Сове́т наро́дных комисса́ров(СНК) принял решение затягивать переговоры в Бресте, стремясь привлечь к ним страны Антанты и надеясь на революцию в Германии, где к этому времени сложилась революционная ситуация.
Россия не могла продолжать войну ни самостоятельно («революционная война»), ни в союзе с Антантой (мировая империалистическая война).
27 января 1918 г. возобновились мирные переговоры. Германия потребовала подписания мира на своих условиях, угрожая наступлением по всему Восточному фронту. Ради сохранения Советской власти В.И.Ленин дал распоряжение подписать договор с Германией, однако глава советской делегации Л.Троцкий нарушил указание В.И.Ленина, отказавшись подписать мир на германских условиях. Он заявил, что Советская Россия войну прекращает, а свою армию распускает.
Лозунг Л.Троцкого «ни войны, ни мира, а армию распустить» носил агитационный характер. Он был рассчитан на разоблачение агрессивных планов Германии в отношении революционной России и на чувства пролетарской солидарности трудящихся западных стран. В России мирные переговоры с Германией вызвали противоречивую реакцию. Бывшие офицеры, левые эсеры и даже часть большевиков во главе с Н.Бухариным («левые коммунисты») хотели развернуть революционную войну и развить её в Германии и других воюющих стран.
18 февраля 1918 г. началось германское наступление.(закончился срок Декрета О Мире) Германские войска захватили всю Прибалтику, большую часть Украины, заняли Минск, Полоцк, Псков. Под угрозой оказался Петроград.
21 февраля 1918 г. СНК принял декрет-обращение «Социалистическое Отечество в опасности!», в котором содержался план отпора интервентам. Была проведена массовая мобилизация в Красную армию. Упорные бои развернулись под Псковом, Ревелем и Нарвой.
23 февраля 1918 г. наступление германских войск было остановлено.
Критическая ситуация в дни наступления врага помогли В.И.Ленину и его сторонникам преодолеть сопротивление «левых коммунистов» и левых эсеров в Советском правительстве.
Ленинская точка зрения о немедленном заключении мира на германских условиях победила.
Однако Германия предъявила новые, более тяжелые условия: за ней закреплялась территория в 750 тыс. кв. км. с населением более 50 млн чел. Кроме того, Россия обязывалась выплатить контрибуцию в
6млрд немецких марок золотом.
3 марта 1918 г. новая советская делегация без обсуждения подписала договор на германских условиях. Мирный договор был одобрен VII съездом партии большевиков и ратифицирован IVсъездом Советов. Страна получила мирную передышку, но этот договор расколол российское общество на части: а) сторонников идеи будущего социализма в России
б) сторонников прежде «единой и неделимой» страны.
В ноябре 1918 г. после революции в Германии советское правительство аннулировало Брестский мир, хотя Россия и оказалась в изоляции, установилась ее военно-дипломатическая блокада со стороны стран Антанты.

2. 1. Функции исторической науки. -
Функции исторической науки –основные направления действия данной науки, которые характеризуют ее практическое и теоретическое значение.
•гносеологическую(познавательную),
•онтологическую(учение о бытие –интерпретационная –сущность тех или иных исторических явлений),
•эвристическую(эвристика-искусство нахождения истины, выявление закономерностей), •прогностическую(определение тенденций развития общества)
• воспитательную–формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств.
2. Февральская буржуазно-демократическая революция в России.
Участие России в первой мировой войне и связанные с нею тяготы ускорили созревание общенационального кризиса в стране к началу 1917 г.
Основными причинами революции были:
1)
существовавшие в стране остатки феодально-крепостнического строя в виде самодержавия и помещичьего землевладения;
2) острый экономический кризис, поразивший ведущие отрасли промышленности и приведший к упадку сельского хозяйства страны;
3) тяжелое финансовое положение страны (падение курса рубля до 50 коп.; возрастание государственного долга в 4 раза);
4) быстрый рост стачечного движения и подъем крестьянских волнений;
5) рост антивоенных настроений среди солдат и матросов; армия и флот перестали быть военной опорой самодержавия;
6) рост оппозиционных настроений в среде буржуазии и интеллигенции, недовольных засильем царских чиновников и произволом полиции;
7) быстрая смена членов правительства; появление в окружении Николая II личностей типа Г.Распутина, падение авторитета царской власти;
8) подъем национально-освободительного движения народов национальных окраин.
Главной задачей революции было свержение самодержавия, которого добивалось российское общество. Участие в народном восстании неимущих и трудовых слоев общества придало революционному движению массовый и демократический характер.
Начавшаяся 18 февраля забастовка рабочих Путиловского завода 25 февраля переросла во всеобщую. Наряду с экономическими стали выдвигаться политические лозунги.
23 февраля — начало всеобщей забастовки рабочих Петрограда. Массовые демонстрации с лозунгами «Долой войну!», «Долой самодержавие!», «Хлеба!»
25-26 февраля произошли кровавые столкновения с войсками, началось вооруженное восстание.
указом от 26 февраля Государственная дума была распущена.
27 февраля столица оказалась во власти восставших, деятельность органов власти оказалась парализована. Был создан Временный Исполком Петроградского Совета рабочих депутатов, во главе которого стояли меньшевики и эсеры(Н.Чхеидзе, М.Скобелев, А.Керенский) и одновременно сформирован Временный комитет членов Государственной думы, а затем и Временное правительство во главе с Г.Львовым.
В стране сложилось двоевластие.
Это произошло потому, что меньшевики и эсеры, считая февральскую революцию буржуазной, передали власть в руки буржуазии.
В силу революционной кризиса императора вынудили подписать манифест об отречении от престола за себя и сына в пользу брата –Михаила.
Однако Михаил от престола отказался.
Вопрос о власти должно было решить Учредительное собрание.
Самодержавие в России пало 2 марта 1917 г.
Появилась возможность демократического развития страны.
После революции ко всем стали обращаться: «товарищ»(дабы показать равенство)
Символом стали красные знамёна и банты.
3.
1. Основные подходы к изучению истории (формационный, цивилизационный, теологический и пр.)
-
Формационный подход - в качестве главных критериев исторического процесса выдвигает социально-экономические признаки. Основной единицей классификации является тип общественно-экономической формации.
Цивилизационный подход - в основу классификации кладет причастность обществ к той или иной цивилизации.
Теологический подход- исторический процесс рассматривается как результат проявления божественной воли или мирового духа.
Рационалистический подход (рационализм) признает только разум единственным источником познания.
Технологический подход представляет развитие исторического процесса как результат развития технологий.
Субъективистский подход (субъективизм) подчеркивает роль личности в истории и определение хода истории выдающимися личностями (субъектами).
Либеральный подход анализирует историю как процесс развития гражданского общества, прав и свобод личности.
2. Россия между революциями. Октябрьская революция 1917г. Первые декреты советской власти .
В ходе Февральской революции, уничтожившей самодержавие, были образованы новые органы власти – Петроградский Совет рабочих депутатов и Временный комитет депутатовГосударственной Думы. Лидеры Совета не решались взять всю полноту власти в свои руки. Инициатива образования нового правительства была предоставлена Временному комитету Государственной Думы, который
2 марта 1917 г. был преобразован во Временное правительство.
Ликвидировав самодержавие, Февральская революция не разрешила главных противоречий, которые вызвали кризис российского общества.
Перед страной встала альтернатива: идти буржуазно-реформистским путем к капитализму или пролетарско-революционным путем к социализму.
В апреле 1917 г
. из эмиграции в Россию возвращаются видные большевики во главе с В.И.Лениным. Большевики разъясняли народу, что останавливаться на буржуазно-демократическом этапе революции нельзя, нужно двигаться к социализму.
Главной политической задачей, по их мнению, являлось свержение буржуазии и установление диктатуры пролетариата.
Социальное напряжение в стране оставалось высоким, что привело к кризису Временного правительства.
18 июня 1917 г. по решению 1 съезда Советов состоялись массовые демонстрации и митинг в Петрограде.
Они прошли под лозунгами большевиков – прекращения войны и передачи власти Советам. Временное правительство пыталось укрепить свои позиции с помощью наступления войск Юго-Западного фронта, но оно провалилось.
3-4 июля весь Петроград охватили стихийные демонстрации рабочих, солдат, матросов. Временное правительство расстреляло демонстрацию (более 400 чел. убиты и ранены).
Столица была объявлена на военном положении, революционные части разоружены, объявлен приказ об аресте Ленина и других руководителей большевиков.
Июльский кризис означал перелом в развитии революции. Двоевластие было ликвидировано, власть перешла в руки буржуазии.
Часть высшего военного командования, стремясь не допустить дальнейшего развития кризиса, предприняла попытку военного переворота(Л.Корнилов.)
25 августа 1917 г. по его приказу с фронта были сняты войска и направлены на Петроград. Л.Корнилов выдвинул ультиматум с требованием передачи власти в руки военным. Кадеты его поддержали.
Но Советы активизировали свою деятельность. Вскоре наступление войск на Петроград было остановлено. Мятеж был подавлен. Руководство Советами перешло к большевикам, сыгравшим значительную роль в разгроме «корниловщины».
Осенью 1917 г. Россия стояла на пороге политической и хозяйственной катастрофы. Революционные настроения продолжали усиливаться.
После возвращения В.И.Ленина в Петроград, на заседаниях ЦК 10 и 16 октября 1917 г. идея вооруженного восстания победила окончательно.
Были образованы руководящие органы,разработан детальный план его проведения.
Для победы восстания, по мысли В.И.Ленина, были необходимы следующие условия:
1)восстание должно опираться не на заговор, не на партию, а на передовой класс;
2)начинать восстание нужно в переломный момент, то есть когда налицо наибольшая активность революционных сил, а колебания противников проявляются сильнее всего;
3)местом проведения восстания должны стать центры старой власти;
4)восстание нужно начинать внезапно, чтобы вызвать растерянность у противников;
5)повстанцы должны только наступать, добиваясь каждый час маленьких успехов; оборона –смерть восстания.
Штабом подготовки восстания стал Военно-революционный комитет (ВРК) во главе с эсером П.Лазимиром и большевиком В.Антоновым-Овсеенко.
Временное правительство заранее узнало о предстоящем восстании, сроках его проведения.
Временное правительство решило перейти в наступление.
24 октября 1917 г. юнкера и милиция захватили большевистскую типографию. Воинским частям было запрещено покидать казармы. Были вызваны части для охраны Зимнего дворца, юнкера стали занимать правительственные здания, вокзалы, разводить мосты на Неве.
Во второй половине дня 24 октября ВРК начинает теснить войска противника. Был занят телеграф, соединены мосты, Зимний дворец оказался в кольце отрядов повстанцев.
Столица оказалась в руках восставших.
Утром 25 октября 1917 г. ВРК опубликовал обращение в котором говорилось, что власть перешла в руки ВРК.
Вечером 25 октября был взят штурмом Зимний дворец и арестовано Временное правительство.
II съезд Советов, открывшийся вечером 25 октября1917 г.,был поставлен перед фактом победы восстания. Руководство съездом перешло к большевикам.
Съезд провозгласил Россию республикой Советов.
26 октября 1917 г. на заседании съезда были приняты новые законы, решавшие самые насущные задачи революции.
Декрет о мире провозгласил выход России из войны и обратился к воюющим сторонам с предложением демократического мира.
Декрет о земле, подготовленный на основе крестьянских требований, отражал вековые надежды крестьян.
На съезде было сформировано советское правительство – Совет Народных Комиссаров (СНК) во главе с Лениным. Великая российская революция 1917 г. победила под лозунгом «Вся власть Советам!»
4.
1. Восточные славяне: расселение, социально-экономическое устройство, быт и верования. -
Предки славян (или протославяне) по своему языку относятся к индоевропейской группе народов, населяющих Европу и часть Азии вплоть до Индии.
Их прародиной или местом обитания ученые считают обширную область от реки Висла и Карпат на западе до среднего течения Днепра на востоке.
В IVв.н.э. славяне вели борьбу с германскими племенами готов, живших в Северном Причерноморье.
В VI в. славяне часто нападали на могущественное государство – Византию.
В этот период из единой славянской общности выделилась восточная ветвь –будущие русские, украинцы и белорусы.
Возникают крупные союзы племен восточных славян, начинается процесс разложения родовых отношений.
Появление имущественного неравенства, развитие продуктообмена между различными племенами вели к образованию отдельных социальных групп.
Восточные славяне вели многочисленные войны со своими соседями отражали набеги кочевников, совершали походы на Балканы и Византию.
В этих условиях вырастала роль военачальниковкнязей.
Вокруг них складывались отряды профессиональных воинов – дружины.
Опираясь на дружину, князья захватывают власть в своем племени.
Когда войны были редки, в них участвовали все мужчины племени, формируя народное ополчение.
В условиях частых войн это становилось экономически невыгодным. Рост прибавочного продукта позволил содержать князя и его дружину.
Военная знать объявляла землю или племенной союз своей собственностью, облагая соплеменников данью (налогом).
Основу экономики восточных славян составляло земледелие.
В лесной зоне применялась подсечная система: деревья вырубались, на следующий год их сжигали и золой удобряли почву.
Если земля истощалась –переходили на новый участок.
В степных и лесостепных зонах ведущей системой был перелог: обрабатываемые участки при истощении покидали и переходили на новые.
Восточные славяне занимались также скотоводством, рыболовством, охотой, бортничеством.
Мед, воск, пушнину охотно приобретали иноземные купцы (гости).
Женщины умели выращивать лен и прясть шерсть.
Славяне жили оседло, их жилища представляли собой полуземлянку.
Для своих поселений они выбирали труднодоступные для диких зверей и врагов места (обычно на высоких холмах, при слиянии рек), возводя вокруг них дополнительные сооружения (забор, частокол, ров с водой).
Для решения важных вопросов собиралось народное собрание – вече.
В VIв. Рабства у славян почти не было.
Пленников - рабов продавали иноземным купцам или отпускали за выкуп.
Если выкуп не платили, то пленного через год отпускали домой или предлагали остаться в племени на равных со всеми правах.
Славяне были язычниками, они обожествляли различные силы природы. Вначале они верили в добрых и злых духов, затем создали богов. Главными божествами славян были: Перун –бог грома и войны, Даждь- бог –бог солнца, Велес –бог скота, Сварог –бог огня
2. Социально-экономическое развитие России после распада СССР. Политический кризис 1993г.
План экономических реформ в РСФСР был обнародован только в конце октября 1991 ᴦ. в докладе президента Б.Н. Ельцина на Съезде народных депутатов. Реализация программы связана с именем Е.Т. Гайдара, вице-премьера по экономике в новом российском правительстве.
Программа шокотерапии, выдвинутая Е. Гайдаром,
включала в себя следующие направления:

1) разовое введение свободных цен с января 1992 ᴦ., что должно определить рыночную стоимость товаров, ликвидировать товарный дефицит, ввести механизм конкуренции между предприятиями и заставить людей “зарабатывать деньги”;

2) либерализация торговли, которая должна ускорить товарооборот;

3) быстрая приватизация жилья и госпредприятий с целью создания класса собственников и вызвать в народе экономические стимулы к предпринимательской деятельности.

Отпуск цен с января 1992 ᴦ. привел к драматическим последствиям. Правительство прогнозировало рост цен в три раза и с учетом этого установило индекс повышения заработной платы в бюджетных сферах на 70%. Но цены сразу же возросли в 10-12 раз. Большинство населения оказалось за чертой бедности. Многократный рост цен нанес удар по сберегательным вкладам населения, которые правительство не способно было проиндексировать. Все это породило глубокое недоверие к правительству.

Одной из главных в правительственной идеологии стала концепция быстрого создания социальной поддержки реформам путем формирования “среднего класса”собственников-акционеров приватизируемых предприятий. Стоимость ваучеров была определена исходя из оценки имущества российских предприятий на 1 января 1992 ᴦ. в 1 триллион 400 миллиардов рублей. При этом только долги предприятий друг другу к середине года уже в полтора раза превышали эту сумму.

В результате политической борьбы (декабрь 1992 ᴦ.) было сформировано под руководством В.С. Черномырдина новое правительство. Реформы, связанные с именем Гайдара продолжались ровно год. Результаты их оказались противоречивыми. Несомненно, в экономике страны произошел перелом: начал формироваться рыночный механизм спроса и предложения, стала складываться банковско-посредническая система. В то же время реальные доходы населения к концу 1992 ᴦ. сократились на 44% по сравнению с началом года. Рост цен за год в 26 раз фактически лишил население всех сбережений. Был нанесен удар по науке, образованию и культуре.

В. С. Черномырдин видел путь развития экономического развития России в виде остановки спада производства, реформирования экономики под контролем государства, военно-политического объединения государств ближнего зарубежья, усиления роли СНГ в решении экономических и социально-политических проблем, повышения роли России на международной арене. В программном курсе правительства выделялись средства достижения: льготное кредитование промышленности и сельского хозяйства, массированные государственные инвестиции в приоритетных секторах за счёт эмиссии, предоставление льгот отдельным предприятиям, отраслям, регионам, госконтроль за хозяйственной деятельностью, регулирования рентабельности и уровня цен, ведение фиксированного курса рубля. При этом правительство не называло никаких конкретных цифр.

Большинство партий, оппозиционные правительству, критиковали его за чрезмерный радикализм, попытку достичь капитализм с помощью “большого скачка”. Стремительно нарастали социальные контрасты.
Баснословные богатства “новых русских”, сколоченные за один-два года, их жизнь на уровне преуспевающих западных бизнесменов, с одной стороны, и появление масс нищих, бродяг, бездомных, скатывание к голодному существованию десятков миллионов других, - эта реальность определяла отношение к реформам множества российских граждан. Все это привело к политическому кризису 1993 ᴦ.

21 сентября 1993 ᴦ. Президент подписал указ о поэтапной конституционной реформе, роспуске съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета и проведении 11-12 декабря выборов в новые органы государственной власти. Руководство Верховного Совета и большинство членов Конституционного суда признали действия Президента неконституционными. В ночь с 21 на 22 сентября вице-президент А.В. Руцкой начал формировать параллельное правительство. Ельцин предъявил народным депутатам ультиматум – покинуть “Белый дом” (здание Верховного Совета Республики) до 4 октября. По официальным данным в результате столкновений погибло 145 человек. Многие защитники Белого дома были арестованы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: