История украинской народной вышивки




 

Вряд ли ученые когда-либо ответят на вопрос, когда человек решил впервые вышить узор на коже. Достоверно также неизвестно, когда вышивка появилась на территории Украины, наверняка можно сказать только о материалах, на которых вышивка делалась – это кожа, ткань, войлок, шелк. Самые старые европейские образцы, которые хранятся в музеях Европы, относятся к V веку, украинская же вышивка сохранилась только за несколько последних столетий (лучше всего экспонатами представлен XIX век). Сама вышивка производилась шелковыми, льняными, шерстяными нитками, с использованием драгоценных камней и жемчуга.

 

Украинская вышивка берет свое начало с эпохи позднего неолита – начала бронзового века, от племен трипольской культуры. Элементы орнаментов, использовавшихся трипольцами, сарматами и скифами встречаются даже на современной национальной вышивке. Среди древнейших находок изобразительного искусства – вещи, датированные VI веком, найденные в Черкасской области у села Мартыновка. Среди вещей статуэтки древних жителей – мужчины одеты в длинные широкие рубахи с узорчатой вышивкой на уровне груди. Такие же одежды какие-то 100 лет назад носило украинское крестьянство. Среди прочих находок – пластинки с изображением воинов (подобные были найдены на Балканах, и считается, что их туда завезли славяне из Поднепровья) - они настолько точны, что на одежде солдата можно рассмотреть мельчайшие детали, вплоть до вышитых вставок.

 

Согласно множеству свидетельств путешественников, славяне Киевской Руси носили вышитую одежду и после Х века (один из ярких примеров – Ипатьевская летопись 1252 года, в которой утверждается, что князь Даниил Галицкий во время одной из высоких встреч был одет в обшитый мережками кожух). Мало того, вышивка считалась одной из самых уважаемых профессий: сестра Владимира Мономаха организовала в Андреевском монастыре Киева специальную школу. Молодые девушки учились в ней шитью серебром и золотом. Интересно, что, несмотря на влияние со стороны других народов на культуру древней Руси, вышивка осталась практически нетронутой – творческий потенциал народа и уважение традиций были настолько сильны, что создали свой уникальный стиль. Многие из древних традиций вышивки дошли до наших дней – некоторые немного изменились (в прошлом рисунок был более строгий – острые и прямые углы встречались чаще), другие – усовершенствовались, но остались и оригинальные техники. Интересно, что языческая вышивка по сей день встречается на иконах XV и более поздних веков. Рисунки людей тех лет также демонстрируют нам причудливые орнаменты, характерные и сегодня для людей определенной местности, в частности, Западной Украины.

 

Сегодня в украинской вышивке вы можете увидеть совершенно различные цветовые исполнения и сочетания геометрических, растительных и зооморфных фигур. К слову сказать, различные ромбы, квадраты, треугольники, кресты и линии присущи вышивке всех славянских народов еще с языческих времен. Наши предки с помощью них отображали свое видение мира – как египтяне с помощью замысловатых иероглифов и изображений отображали свое видение. Так, например, среди растительных орнаментов превалирует т.н. «дерево жизни» - в виде ветвей или листьев. Барвинок на сорочке или подоле значил любовь, а виноград – благосостояние. Нередко животные также являлись составляющими «дерева жизни», образовывая три его яруса. Однако в отдельных случаях вышивалось не все животное целиком, а какая-то его часть, неся свое значение в вышитом «послании» - волчьи клыки, чешуя, бычий глаз и т.п. Надо также помнить, что геометрические фигуры могли иметь и свой внутренний рисунок, быть его основой или частью, соединяться с другими фигурами, образовывая завораживающей красоты картины.

 

Свои более или менее современные черты украинская вышивка начала получать на рубеже XVI и XVII веков, во времена расцвета украинского казачества. В казачьих семьях царил патриархат, поэтому труд в семье был разграничен. Так, в каждой украинской семье существовала своя «швейная мастерская» - шили, ткали и вышивали жены и дочери. Ткали женщины в любую выдавшуюся свободной минуту – после ухода за домашним скотом, после работы в поле, во время посиделок с подружками. Наверняка вы обращали внимание, что украинцы и украинки часто изображаются и носят белые сорочки с узорами – этой традиции уже много веков. Что характерно, узор меняется в зависимости от местности и каждый имеет свое значение, как татуировки у народов Дальнего Востока. Самые узнаваемые школы вышивки – полтавская, гуцульская, подольская и полесская. Примечательно, что в те времена одежда служила лучшей характеристикой для женщины – если молодой человек не мог выбрать, с какой из молодых девушек ему стоит начинать отношения, он смотрел на мастерство своих потенциальных избранниц. Чем ярче, узорчатей и ровней рисунок на девичьем наряде, чем прочнее и белее сам наряд, тем более завидной невестой становилась рукодельница. Кроме того, красивая чистая расшитая одежда мужчины в Украине – это не столько его лицо, сколько лицо всей его семьи.

 

Самая лучшая женская одежда выглядела примерно так: клетчатая плахта (элемент нижней одежды наподобие юбки), яркая корсетка, передник из шелка, красочная яркая сорочка из тонкой ткани. Однако такие наряды и ткани могли себе позволить только зажиточные семьи. Простые крестьяне носили одежду из грубого полотна, однако на вышивку не скупилась ни одна семья – даже у самой бедной девушки вышивка по яркости и вычурности не уступала мещанской. К XIX веку при монастырях и у большинства помещиков существовали мастерские художественной вышивки. Большая часть продукции шилась для личного использования, и только малая часть – на продажу. Интересно, что артели и кооперативы появились только в середине XIX века, до этого шитье было чуть ли ни исключительно семейным делом. Возрос и спрос на данный вид изделий – появились коллекционеры, просто ценители народного творчества, а также интерес к изобразительному искусству украинцев проявили этнографы. Популярность этнической вышивки резко начала расти – ею стали интересоваться богатые слои населения даже за границей, чем тотчас воспользовались перекупщики. Даже простенькая вышитая сорочка с кушаком могли стоить, как дорогой карнавальный наряд. Спрос начал превышать предложение, поэтому появились подделки – сшитые на скорую руку одежды не могли соперничать с изделиями, сшитыми с любовью и с соблюдением традиций, однако и они пользовались у не разбирающихся в искусстве мещан спросом. Широкое распространение начала получать техника вышивания крестиком, что кардинально изменило многие традиции народного творчества. Кроме того, в XIX веке стали уделять больше внимания линии кроя – мастера, начиная с этого периода, старались больше не скрывать его, а подчеркнуть ажурным швом. Ажурный шов – одна из отличительных черт украинской вышивки, хоть и имеет разное цветовое исполнение в зависимости от области.

 

Вышивка в каждом регионе Украины имеет отличительные особенности. Так, в Закарпатье вышивка исполняется в т.н. «каракульных мотивах». Однако преобладает техника «заволiкання», узорчатых вырезов и шитья. Самое распространенное сочетание цветов – красный и черный с доминированием одного из них. Тем не менее, широкое распространение имеют и другие цветовые сочетания. Также особняком стоит гуцульская школа вышивки. На Полтавщине же вышивка делается крестиком, путаным крестиком, цепочкой, двойным прутиком, мережкой, зубчиком и прочим. Узоры наносятся отдельными швами или их сочетанием. Самый распространенный цвет в полтавской вышивке – белый, реже – красный и совсем редко серый. Сам же узор практически всегда обведен цветными или черными нитями. В отличие от предыдущих школ вышивки, где преобладают геометрические фигуры, в киевских школах преобладает растительный орнамент. Рядом с квадратами и ромбами вы можете узреть виноград, хмель, ели и др. растения. Основной цвет – красный или ярко-розовый. Реже встречаются желтые и голубые фигуры. Киевские мастера используют техники вышивки гладью, крестиком или пожиманием.

 

Народная вышивка не только не уничтожалась, но и поддерживалась Коммунистической партией (наверняка многие помнят Никиту Хрущева в украинской сорочке). В 1919 году вышло постановление Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета «О мерах содействия кустарной промышленности», направленное на сохранение народного творчества и его преумножение. Во время первомайской «Выставки современного крестьянского искусства» в Киеве в том же году украинская вышивка прочно заняла свое место в советском искусстве, а лучшие экспонаты были приобретены для крупнейших музеев СССР. В 1927 году кустарное производство начало снабжаться советскими разработками – станками и новыми инструментами, чтобы улучшить качество ткани, разнообразить палитру и нарастить объемы производства. Уже в 30-х годах прошлого века народная вышивка шагнула в новый век – работы мастеров демонстрировались на крупнейших выставках не только Киева, но и Москвы и Ленинграда. После этих выставок экспериментальная мастерская в Киеве начала наносить народные орнаменты на одежду жителей городов – на платья, рубашки, блузки, головные уборы. Кроме того, украинская вышивка начала наноситься на панно и ковры.

 

К сожалению, годы Второй мировой войны оказались фатальными для многих произведений искусств – фашистско-нацистские захватчики вывозили музейные экспонаты и частные коллекции не только при нападении на земли своих противников, но и при отступлении. Что вывезти не успели или не смогли – уничтожали огнем, расстреливая, взрывая вместе со зданиями. Такая судьба не миновала и многие экземпляры украинского изобразительного искусства, в том числе вышивку. Однако через два года после войны, во Львове был учрежден первый в Украине Госинститут прикладного и декоративного искусств, что помогло возродить украинское искусство вышивки. Интересно, что в середине прошлого века в Украине появился совершенно новый вид творчества – художники создавали портреты и пейзажи уже не с помощью красок, но с помощью ткани. Вышитые портреты стали неотъемлемой частью украинской культуры.

 

Несмотря на все невзгоды, которые хозяйничали в Украине долгие века, один из видов вышивки «охранялся» народом особенно рьяно – это рушныки. Вышитыми особым орнаментом полотенца украинцы украшают свои жилища, используют их в различных обрядах (на свадьбе, на похоронах, встречая дорогих гостей и т.д.). Многие из этих обрядов также идут из языческих времен – тогда с рушныком приходили к роженице, накрывали им свежеиспеченный хлеб, а в более поздние времена ими стали также украшать образа святых. Так как рушнык служил символом начала или окончания какого-то важного дела, его всегда стели в основе строящегося дома, на длинных рушныках опускали в землю гроб с покойником, с вышитым полотенцем, хлебом и солью начинали пору жатвы. Интересно, что само слово «рушнык» - собирательный образ вышитого полотенца. Однако, в зависимости от функций, они носили разные названия: утирачем вытирали руки и лицо, стирком – посуду и стол, искупителем украшали иконы, плечевым рушныком связывали сватов, а брачный и погребальный использовали для свадеб и похорон соответственно. Как и остальная вышивка, узор на них меняется от региона к региону – существуют буковинские, галицкие, гуцульские, киевские, подольские и полесские рушныки.

 

К 70-м годам прошлого века, когда благосостояние советских граждан начало расти, они, как и мещане каких-то 100 лет назад, начали чувствовать потребность в удовлетворении культурного голода. Советский народ начал обращать взор к национальным произведениям искусства, и Украина не стала исключением. Граждане начали покупать вышитые панно, ковры, рушныки, сорочки и т.п., а в 1975 ЦК КПСС принял постановление «О художественных народных промыслах», который призывал всячески поощрять народных мастеров и оказывать им требуемое содействие. В 1991 году, с обретением независимости, количество частных школ вышивки и интерес к национальному творчеству возрос многократно, и сегодня все буйство красок и узоров для себя может открыть каждый – не только на выставках и народных ярмарках, но и в магазинах.

 

Значение моей работы

Олень — это благоприятный символ, ассоциирующийся с Солнцем, восходом, светом, чистотой, обновлением, возрождением, созиданием и духовностью. Из-за сходства оленьих рогов с ветвями образ оленя связан с Древом Жизни. Кроме того, рога оленя символизируют солнечные лучи, плодородие. Взрослый олень-самец — солнечная эмблема изобилия.

 

Подобно орлу и льву, олень — извечный враг змеи; символически он связан с небом и светом, тогда как змея ассоциируется с ночью и жизнью под землей. Олень в схватке со змеей символизирует конфликт положительного и отрицательного, света и тьмы.

 

Как орел и лошадь, олень является посредником между небом и землей, посланником богов. На оленях передвигались хеттские, шумерско-семитские и синтоистские божества, олени запряжены в повозки Времени и Рождества.

 

Наиболее характерные признаки оленя — стремительность, грация и красота; может быть, поэтому оленя связывают с поэзией и музыкой.

 

В средневековом искусстве на Западе олень символизировал уединение и непорочность, а в японской поэзии — одиночество и любовное томление.

 

У китайцев означает счастье и долголетие, белый олень-самец символизирует Шоу-Синя, бога долголетия. Кроме того, олень ассоциируется с богатством и удачей, слово «олень» в Китае созвучно слову «изобилие».

 

Древние майя называли себя Ах-Майя, «люди Оленя». Это животное считалось главным племенным прапредком и потому священным животным. Созвездие Оленя (Козерог) у майя связывалось с новым годом, очередным этапом в жизни. В этом месяце рекомендовалось ориентироваться только на земные заботы. Полагали, что как удастся прожить месяц активного Оленя, таким будет весь год. Считалось, что родившиеся в этом месяце отличаются, с одной стороны, связью с традициями, а с другой — стремлением к новому, к совершенствованию существующего. В этот месяц древние майя обращались к жрецам за предсказаниями или сами занимались прорицанием.

 

У кельтов олень — символ Солнца, плодородия и жизненных сил, достоинства, мужественности, быстроты, посредник между миром богов и миром людей. Кельты верили, что олень — главное животное в волшебных стадах богов. Рога оленя считались символическим отображением ветвей дерева. Ответвления рогов, как сучья и листья на деревьях, считались символами возрождения и размножения. Кельтский бог Цернунн, связанный с циклами умирания и возрождения природы, изображался с ветвистыми оленьими рогами или с оленем и быком, стоящими у его ног. В легендах фигурирует белый олень, который был для кельтов мистическим животным, явившимся на землю из Потустороннего мира и обладающим даром мудрости и всеведения.

 

В германо-скандинавской мифологии четыре оленя щиплют листья мирового древа Иггдрасиль. Кроме того, олень Эйктюрмир («с дубовыми кончиками рогов») и коза Хейдрун едят его листья, стоя на крыше Вальхаллы.

 

В греко-римской традиции олень — атрибут Артемиды (Дианы). Разгневанной Артемидой в оленя был превращен охотник Актеон за то, что увидел ее купающейся.

 

В христианском символизме олень олицетворяет религиозное воодушевление и рвение, поскольку новообращенные жаждали знания «...как олень жаждет достичь прохладного ручья, чтобы напиться». Именно в этом значении оленя изображают на крестильных купелях, а также в религиозной живописи — пьющим у подножия креста. В христианской иконографии топчущий змею олень — эмблема христианина, сражающегося со злом. Некоторые святые изображаются с оленем как их атрибутом, например олень с распятием между рогами — эмблема святого Губерта.

 

В алхимии олень вместе с единорогом означают двойственную природу Меркурия, философскую ртуть. Алхимики видят в античном мифе об охотнике Актеоне, превращенном богиней Артемидой в оленя, доказательство возможности превращения металлов.

 

У славян олень считался олицетворением предков. По поверьям, он умел творить разные чудеса, говорить человеческим голосом. В древних колядках олени, как и кони переносят души умерших в потусторонний мир. Оленя относили к царственным животным: он правит всеми рогатыми животными.

 

Олень нередко фигурирует в геральдических изображениях, где «означает изящество и умеренность». Также олень помогает достигнуть продвижения по карьерной лестнице.

 

Голубой цвет – это изменения. Соответственно вышивание оленей в голубом цвете помогает задать направление карьерному росту.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: