Содержание
1. Введение
. Общие черты эпохи Средневековья
. Характеристика Романского стиля
Романский стиль во Франции
. Особенности Готической архитектуры
Французская готика
. Романский и Готический стили - единство и противоположность
. Заключение
. Словарь архитектурных терминов
. Список использованной литературы
Введение
В развитии европейской архитектуры раннего средневековья можно выделить два периода, два стиля: романский (XI-XII вв.) и готический (XIII-XV вв.). Вторая из этих двух стадий - готическая - возникла путем эволюции романской архитектуры и означала переход ее на новую, более высокую стадию развития. И романское, и готическое зодчество развивались в одних и тех же в основном социально-исторических условиях.
Для данной работы была выбрана именно эта тема, потому что период становления готического стиля характеризуется не только созданием выдающихся художественных произведений, но и отражает переломные моменты в социальной, религиозной и политической жизни того времени. В готическом искусстве, сменившем романский стиль, отразились все важнейшие переходные моменты средневековья: формирование наций и национальных государств, усиление городов и торгово-ремесленных кругов, развитие светских черт в городской и рыцарской культуре.
В настоящей работе будут охарактеризованы особенности этих архитектурных стилей, представим также наиболее яркие и значимые объекты данных стилей во Франции и их роль как архитектурных доминант облика средневековой Европы.
Объект исследования - всеобщая история, эпоха средневековья.
Предмет исследования - средневековое европейское искусство, шедевры романской и готической архитектуры.
|
Цель - систематизировать, обобщить и расширить знания о романском и готическом художественных стилях в их сравнительной характеристике, исследовать наиболее известные и значительные романские и готические соборы.
Задачи:
· поиск, отбор, систематизация материала по избранной тематике;
· охарактеризовать особенности романской и готической архитектуры;
· познакомится с наиболее выдающимися романскими и готическими соборами Франции.
· выяснить влияние романского стиля на готический стиль;
· определить место и роль этих стилей в истории;
Методы исследования: описание, сравнение, комплексный анализ источников, систематизация и обобщение полученной информации.
Гипотеза: готический стиль возник путем эволюции романской архитектуры и означал переход ее на новую, более высокую стадию развития.
Практическая значимость заключается в том, что материалы проекта могут использоваться на уроках МХК, внеклассных мероприятиях.
Общие черты эпохи Средневековья
Средневековая «модель мира» и соответствующая ей культура были сложнее античной. Они сформировались на фоне более сложных по своей структуре исторических реалий. Историческая ситуация средних веков не может быть как-то однозначно охарактеризована: падение Римской империи, вторжение варваров, которые уже со II века нашей эры постоянно нападали на Римскую империю и селились на землях ее провинций, вытеснение языческой культуры христианской, феодализм, завоевательные войны, крестовые походы - все это создало пеструю картину культуры. В целом раннее средневековье было временем глубокого упадка европейской цивилизации по сравнению с античной эпохой. В это время формировались христианские традиции, развивалась богословская мысль, появились идеал возвышенной любви и самые прекрасные образы в истории культуры.
|
Все это отразилось на культурном процессе раннего Средневековья. Совместимость несовместимого - таков культурный феномен этой эпохи.
Средневековье, с одной стороны, смогло более четко, чем античный мир вычленить понятие личности, однако, с другой стороны, двойственно относилось к человеку. Он мыслился как венец творения и как раб божий, личность воспринималась не сама по себе, а как арена борьбы темных и светлый сил.
Особое место в средневековом обществе западной Европы занимала христианская церковь, это предопределило господство средневекового мировоззрения. Описание и оценка реальности чаще всего давались в теологических категориях: бедность и богатство, власть и бесправие, благополучие и тяготы жизни осмысливались несколько в их прямом значении, сколько как противоположность земного и небесного, праведного и грешного, души и тела, как всемирный конфликт добра и зла. Ни одного сословия не было свободно от служения религиозным целям. Вся жизнь была насыщенна религиозными представлениями. Не было ни одной вещи, ни одного суждения, в которых бы не усматривалась связь с Христом, с христианской верой. Благочестие наиболее искренне верующих людей было таково, что каждое свое слово или действие они посвящали Христу или Богоматери.
Трудно найти в истории более противоречивую, более сложную культуру, чем культуру средних веков. Менталитет средневекового человека был крайне противоречивым. Он включал в себя жажду чудесного и страх перед ним; стремлением к путешествиям и ограниченность кругозора местом проживания. Это учение о всепрощении и милосердии с одной стороны, и постоянные войны и казни с крайней степенью жестокости с другой, это соединение возвышенного и низменного в повседневной жизни.
Таким образом, средневековая культура - это результат сложного, противоречивого синтеза античных традиций, культуры варварских народов и христианства.