Влияние прикуса на звукопроизношение.




Сейчас растет процент детей, у которых нарушено звукопроизношение. И это связанно не только со слабостью мышц артикуляционного аппарата, нарушением фонематического слуха, неблагоприятным речевым окружением, но и с прикусом.

Важно не только найти причину в более младшем возрасте и устранить ее, но и понять почему она может возникнуть и предотвратить возможность ее появления.

В данной статье я постараюсь кратко и емко описать варианты прикуса, причины возникновения и рассказать о различных упражнениях на дыхание и глотания. Дать небольшие рекомендации родителям о возможности предотвращения проблемы на ранних этапах развития малыша.

Дистальный, глубокий и прямой прикус ведет к губно-зубному, призубному сигматизму.

Мезиальный, открытый прикус приводит к нарушению шипящих звуков, межзубному сигматизму.

Перекрестный, боковой открытый прикус ведет к боковому сигматизму.

Причины нарушения прикуса:

1) необоснованно длительное сосание пустышки, бутылки;

2) длительное грудное вскармливание;

3) сосание пальца или губы, языка, др. предметов;

4) инфантильное глотание;

5) несформированный стереотип жевания;

6) прокладывание языка между зубами;

7) ротовое/смешанное дыхание;

8) нарушение произношения звуков;

9) бруксизм.

! Важно отметить, что отсутствие смыкания губ в покое – основной признак ротового дыхания. Можно провести тест: попросить ребенка набрать в рот воды и подержать ее, сколько он сможет. Дети с привычным ротовым дыханием проглатывают воду уже через 30-35 секунд.

Для развития речевого дыхания можно использовать различные подручные средства:

надувание воздушного шара, мыльные пузыри,

сдувание перышка или кусочка бумаги с руки,

дуть на маленькие вертушки,

игра в «мини-футбол», где мячик в ворота забивается при помощи трубочки,

игры с водой (надувание мыльной пены через трубочку, пускание корабликов, переваливание шарика для настольного тенниса в стаканчики с водой),

задувание свечки с разной силой и многое другое.

То есть любое упражнение можно превратить в увлекательную игру!

Несформированный стереотип жевания возникает увлечения перетертой пищей. К ней относятся различные пюре, котлеты, супы-пюре и т.д. Ребенок должен больше грызть, откусывать, пережевывать, тем самым развивая мышцы челюсти.

Также необходимо не забывать о развитии глотания. При нарушении функции глотания можно выполнять следующие упражнения:

Зевать, широко раскрывая рот.

Изображать свист без звука, напрягая ротовую полость.

Твердо произносить звуки «а» и «э» (как бы тужась) – 3-5 раз.

Высунув язык, говорить звук «г».

Беззвучно произносить звук «ы», выдвигая вперед нижнюю челюсть.

Глотать капли воды из пипетки.

На сколько хватает выдоха тянуть звук «м», сомкнув губы.

Постукивая пальцами по гортани на одном выдохе тянуть звук «и» то низко, то высоко.

Это небольшие рекомендации, которые может выполнять каждый родитель, если хочет, чтобы у его ребенка не было проблем с прикусом и сопутствующих нарушений.

Желаю всем удачи!!!

Учитель-логопед: Ковалева Любовь Вячеславовна



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: