МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПЛАНИРОВАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОУД.03 «МАТЕМАТИКА»
2017 г.
РАССМОТРЕНО на заседании цикловой комиссии гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Протокол №___ «___» __________2017 г. Председатель ЦК _________ /Е.Н.Гармаева | Составлен в соответствии с ФГОС СОО по специальностям СПО |
Авторы: Бадмацыренова С.Б., Жаргалсайхан З.
Пояснительная записка
Самостоятельная работа студентов (СРС) является важной организационной формой обучения - деятельностью студентов по освоению знаний и умений учебной и научной деятельности без посторонней помощи, а также системой педагогических условий, обеспечивающих данную деятельность.
В данном учебно-методическом комплексе по математике для студентов 1 курса представлены задания для одной из форм СРС - внеаудиторной работы, а также методические рекомендации для их выполнения. Они выполняются студентами во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Внеаудиторная работа по математике студентов проводится с целью:
● систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
● углубления и расширения теоретических знаний;
● формирования умений использовать справочную и специальную литературу;
● развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
● формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
● формирования общих компетенций;
● развития исследовательских умений.
На СРС по математике (1 курс) отводится 116 часов в соответствии с ФГОС, РУП техникума по специальностям СПО: 40.02.01 Право и организация социального обеспечения; 38.02.04 Коммерция; 38.02.07 Банковское дело; 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям); 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров; 38.08.06 Финансы; 43.02.11 Гостиничный сервис; 38.02.03 Операционная деятельность в логистике.
Самостоятельная работа студентов включает в себя:
● подготовку к аудиторным занятиям;
● самостоятельную работу над отдельными темами учебных дисциплин в соответствии с учебно-тематическими планами;
● выполнение письменных логических заданий.
Содержание самостоятельной работы
Дидактические единицы (раздел, тема) | Объем в часах | Форма организации СРС, вид СРС | Задание | Форма контроля |
Тема 1.2. Корни, степени | подготовка к аудиторным занятиям, выполнение домашней контрольной работы по теме «Степени с рациональным показателем» | СРС №1 | Проверка тетрадей с домашней контрольной работой | |
Тема 1.3. Основы тригонометрии | подготовка к аудиторным занятиям, выполнение домашней контрольной работы по теме «Тригонометрические функции» | СРС №2 | Проверка тетрадей с домашней контрольной работой | |
Тема 1.4. Функции, их свойства и графики | подготовка к аудиторным занятиям, выполнение домашней контрольной работы «Функции, графики функций» | СРС №3 | Проверка тетрадей с домашней контрольной работой | |
Тема 1.5. Решение тригонометрических уравнений | подготовка к аудиторным занятиям, выполнение домашней контрольной работы по теме «Тригонометрические уравнения и неравенства» | СРС №4 | Проверка тетрадей с домашней контрольной работой | |
Тема 2.1. Производная и ее приложения | подготовка к аудиторным занятиям, выполнение домашней контрольной работы по теме «Производная и её приложения» | СРС №5 | Проверка тетрадей с домашней контрольной работой | |
Тема 2.2. Интеграл | подготовка к аудиторным занятиям, выполнение домашней контрольной работы «Интеграл и его приложения» | СРС №6 | Проверка тетрадей с домашней контрольной работой | |
Тема 2.3. Показательная, логарифмическая и степенная функции | подготовка к аудиторным занятиям, выполнение домашней контрольной работы «Показательные, логарифмические уравнения и неравенства» | СРС №7 | Проверка тетрадей с домашней контрольной работой | |
Тема 3.1. Прямые и плоскости в пространстве | подготовка к аудиторным занятиям, выполнение домашней контрольной работы «Прямые и плоскости в пространстве» | СРС №8 | Проверка тетрадей с домашней контрольной работой | |
Тема 3.2. Векторы на плоскости и в пространстве | подготовка к аудиторным занятиям, выполнение домашней контрольной работы по теме «Векторы» | СРС №9 | Проверка тетрадей с домашней контрольной работой | |
Тема 3.3. Геометрические тела и поверхности | подготовка к аудиторным занятиям, выполнение домашней контрольной работы по теме «Геометрические тела и поверхности» | СРС №10 | Проверка тетрадей с домашней контрольной работой | |
Тема 3.4. Объемы и площади | подготовка к аудиторным занятиям, выполнение домашней контрольной работы «Объемы и площади» | СРС №11 | Проверка тетрадей с домашней контрольной работой | |
Тема 4.1. Элементы теории вероятностей | подготовка к аудиторным занятиям, выполнение домашней контрольной работы «Случайная величина» | СРС №12 | Проверка тетрадей с домашней контрольной работой |
СРС №1
Название работы: « Степени с рациональным показателем»
Теоретический материал:
Определение. Степенью числа a>0 с рациональным показателем где m - целое число, а n - натуральное (n>1), называется число
, т.е.
,
.
Свойства степени с рациональным показателем
Если и
— положительные числа,
— любые рациональные числа, то справедливы следующие свойства:
· ;
· ;
· ;
· ;
· ;
· .
Например,
Пример:
1) Вычислить:
Решение:
2)Вычислить:
Решение: Степень с дробным показателем для случая отрицательного
основания не имеет смысла.
Обрати внимание! Следует обратить внимание, что основание не может быть отрицательным числом, а показатель степени может быть, как положительным, так и отрицательным.
3) Решить уравнение:
Решение: Возведем обе части уравнения в куб:
Ответ:
При упрощении выражений, содержащих корни и степени с дробным показателем, можно переходить только к корням или только к степеням. Вы можете сами выбрать наиболее удобный для Вас путь решения задачи, мы Вам рекомендуем чаще пользоваться преобразованием выражений с помощью степени с дробным показателем и ее свойств. Свойства степеней имеют более простую форму и уменьшают вероятность совершения ошибки при преобразовании.
При выполнении упражнений на вычисление, упрощение выражений, содержащих степени с рациональным показателем, используют определение и свойства степени.
Примеры.
1. Вычислить:
Решение:
Ответ: .
2. Упростить выражения: .
Решение:
Ответ: .
3. Упростить выражения:
Решение:
Ответ: .
Задания для самостоятельной работы
I. Задание.
II. Задание. По вариантам (2 варианта).
Вариант 1.
Часть А (4 задания)
А1. Вычислите:
А2. Вычислите:
а) ; б)
; в)
.
А3. Вычислите: а) ; б)
в)
.
А4. Вынесите множитель из под знака корня
Часть В (6 заданий)
В1. Вычислите значение выражения
.
В2. Упростите выражение
В3. Представьте в виде десятичной дроби .
В4. Запишите выражение в виде степени числа 3.
В5. Сократите дробь:
а) б)
В6. Решите уравнение:
а) ; б)
; в)
; г)
.
Вариант 2.
Часть А (4 задания)
А1. Вычислите:
А2. Вычислите:
а) ; б)
; в)
.
А3. Вычислите: а) ; б)
в)
.
А4. Вынесите множитель из под знака корня
Часть В (6 заданий)
В1. Вычислите значение выражения
.
В2.Упростите выражение
В3. Представьте в виде десятичной дроби .
В4. Запишите выражение в виде степени числа 2.
В5. Сократите дробь:
а) , б)
,
В6. Решите уравнение:
а) ; б)
; в)
; г)
.
III. Задание. По вариантам (4 варианта).
Вариант 1.
Вариант 2.
Вариант 3.
Вариант 4
.