Государственное регулирование рынка.
Существуют два основных подхода к регулированию рыночной экономики. Первый из них – монетаризм. ЭТО КОСВЕННОЕ РЕГУЛИОВАНИЕ РЫНКА. Это предельно либеральный подход. Государство отслеживает ситуацию в экономике и через Центробанк кредитует коммерческие банки таким образом, что в те отрасли экономики, которые развиваются медленно, поступают большие средства. А там, где деловая активность слишком велика и уже назревает кризис перепроизводства, поступают меньшие средства. ЦЕНТРОБАНК ИЗМЕНЯЕТ СТАВКУ РЕФИНАНСИРОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ.
КОСВЕННОЕ
Другой подход – кейнсианство. ЭТО ПРЯМОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА. Это более жёсткий подход, он предполагает проведение гибкой налоговой политики, и даже прямое вмешательство государства в дела отрасли.
Проведение антиинфляционной политики.
Инфляция – рост цен на товары и услуги и обесценивание денег. |
ВИДЫИНФЛЯЦИИ
1. УМЕРЕННАЯ – РОСТ ЦЕН ДО 15% В ГОД.
2. ГАЛОПИРУЮЩАЯ – 15-40% В ГОД.
3. ГИППЕРИНФЛЯЦИЯ – СВЫШЕ 40%
4. СТАГФЛЯЦИЯ – ИНФЛЯЦИЯ, СОПРОВОЖДАЕМАЯ СПАДОМ ПРОИЗВОДСТВА
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ.
Важным методом экономического регулирования является эмиссия денег, то есть их выпуск, печатание государством. Вопрос о том, сколько печатать денег решает Центробанк.
Центральное место в государственном регулировании экономики занимает бюджетная политика.
Государственный бюджет – роспись доходов и расходов государства сроком на один год. |
В любом государстве бюджет разрабатывает и реализует правительство, а утверждает парламент. Бюджет – закон государства.
Бюджет имеет доходную и расходную части. Основные доходы государства – это налоги.
Налоги – обязательные платежи с доходов и имущества физических и юридических лиц в пользу государства. |
Таким образом, все граждане и организации, имеющие доходы и имущество, обязаны платить с них налоги. В России налоги взимаются на трёх уровнях – федеральном, региональном и местном. Уклонение от уплаты налогов или уплата их не в полном размере влечёт за собою административную или уголовную ответственность.
Существуют три системы налогообложения, то есть три способа исчисления взимаемых налогов. Пропорциональная система налогообложения предполагает, что с каждого гражданина и с каждой организации, которые получают прибыль, взимаются налоги, равные определённому проценту этой прибыли. Такой процент одинаков для всех налогоплательщиков. Доходы, облагаемые налогом, называются налогооблагаемой базой. Процент дохода, взимаемый с налогоплательщика, - ставкой налогообложения. Таким образом, получаем следующее определение:
Пропорциональная система налогообложения установлена там, где ставка налогообложения не зависит от налогооблагаемой базы. |
Именно такая система налогообложения установлена сегодня в России – все налогоплательщики платят единый социальный налог в размере 13 % своих доходов.
Прогрессивная система налогообложения установлена там, где ставка налогообложения тем выше, чем больше налогооблагаемой базой. |
Третья, регрессивная система налогообложения, сегодня встречается крайне редко. Её смысл заключается в том, что ставка налогообложения тем меньше, чем выше доходы налогоплательщика. При такой несправедливой системе бедный и богатый заплатят одинаковые налоги.
Налоги бывают прямые и косвенные.
Прямые налоги – платежи, взимаемые непосредственно с доходов и имущества физических и юридических лиц. |
Косвенные налоги – платежи, взимаемые с продажи товаров и услуг. |
Наиболее распространённым прямым налогом является подоходный налог, который платят все работающие граждане.
К косвенным налогам, помимо тех, которые платят все магазины и иные торговые точки, относятся таможенные сборы или пошлины – плата за ввоз в страну товаров для продажи, гербовые сборы – плата за получения важного нотариально заверенного документа, акцизы – очень высокие налоги на продажу табака и алкоголя.
Кроме налогов, в государственный бюджет поступают штрафы и выплаты, например, штрафы, которые взимает дорожная автоинспекция за нарушение правил дорожного движения.
Нетрудно сообразить, что важнейшими статьями расходов государственного бюджета являются расходы на оборону, содержание правоохранительной системы, государственного аппарата, социальное обеспечение (выплаты пенсий и пособий), образование, медицину, культуру и пр.
Если по прошествии года после принятия бюджета выяснилось, что наши расходы превысили наши доходы, то есть мы живём не по средствам, тогда говоря о дефиците государственного бюджета. В этом случае государство может прибегнуть к займам. Однако, если это внешние займы, то те страны, у которых мы одолжили деньги, потребуют от нас отдачи долга с процентами. Выплата этих процентов называется обслуживанием государственного долга и очень сильно тормозит развитие экономики. Внутренний долг заключается в том, что государство перестаёт в полном объёме выполнять свои обязательства перед гражданами – выплачивать пенсии и заработную плату работникам бюджетной сферы. Такая ситуация чревата социальным взрывом.
Если доходы превысили расходы, говорят о профиците бюджета. В период с 2004 по 2007 годы такая ситуация была в нашей стране в связи с ростом цен на энергоносители, которые Россия в огромных объёмах продаёт европейским странам. В этом случае правительство и парламент решают, на что истратить дополнительно полученные средства.
Если размеры доходов и расходов сошлись – бюджет называют сбалансированным.
ИЗМЕРИТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Валовый национальный продукт (ВНП) - стоимость всех товаров и услуг, произведённых гражданами страны в стране и заграницей в течение года. |
Валовый внутренний продукт (ВВП) - стоимость всех товаров и услуг, произведённых в стране в течение года. |
Валовый внутренний продукт в пересчёте на душу населения.
Что учитывается при исчислении ВВП? Только стоимость конечных товаров и услуг, произведённых и проданных в течении года один раз.