Сальникова Мария НОЛ-119
Вопрос
Учитель приносит на урок различные сосуды: стакан, ведро, банку, колбы, чашки, бутылки. Дети сравнивают их и при сравнении размера, учитель сообщает, что в математике, говоря о размере сосудов, мы подразумеваем их вместимость или ёмкость.
Сравнение сосудов по ёмкости разными способами:
А) «на глаз» Показываем сосуды, контрастные по объему (стакан и ведро…). Учим правильно формулировать вывод с помощью термина;
Б) переливанием в другой сосуд. На столе широкий, но низкий сосуд и высокий, но узкий.
В них жидкость: ёмкость какого сосуда больше? После дискуссии переливаем по очереди жидкость из каждого сосуда в третий сосуд-посредник и ставим отметку, затем сравниваем отметки и делаем вывод;
В) использование мерок. Ещё в ДОУ детей знакомят с этим способом. В качестве мерок используют маленькие чашечки. Проводим несколько опытов измерения емкости различными мерками. Например, емкость банки равна 4 чашкам.
Фрагмент урока
- О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (О новой величине, которую используют для измерения жидкостей).
- Какова цель нашего урока?
Цель: познакомимся с новой величиной, единицей измерения жидкости.
Практическая работа
На столе 2 сосуда: стеклянная ваза и пластиковая бутылка.
- Что общего у этих предметов? (В них можно наливать жидкости).
- В какой предмет войдет больше жидкости?
- Как это проверить? (Налить водой один сосуд и перелить из него в другой).
- В таких случаях говорят, что вместимость или объем одного сосуда больше или меньше другого.
-Поработайте в парах. Перед вами несколько сосудов.
-Какой из них самый большой? Как вы это определили? (На глаз)
А как измерить этот объем?
(Нужна мерка.)
Что может служить меркой? (Другой сосуд.)
Я предлагаю измерить объем этих сосудов двумя разными мерками.
Работа в группе
- Измерьте каждый соей меркой и запишите ответ на листочках
- 1 группа – измеряет ложкой
- 2 группа – измеряет рюмкой
- 3 группа – измеряет чашкой
- 4 группа – измеряет стаканом
- 5 группа – измеряет кофейной чашечкой
- 6 группа – измеряет наперстком
Результат измерения фиксируется на доске
Что нужно сделать, чтобы измерить объем сосуда? (Нужно выбрать мерку и узнать, сколько таких мерок уместиться в сосуде.)
- Как вы думаете, достаточно ли точно такое измерение? Ведь тогда каждый человек может выбрать свою мерку и один человек скажет, что получилось … ложек воды, а другой – получилось … маленьких стаканчика воды и т.д.
- Поэтому люди договорились использовать единую единицу измерения объема- литр.
Вопрос
М4Ч ч2
М4Д,К,Т ч2
М2П ч3
М4И ч2
Найдите объем фигур
М4А ч2
Вопрос
Фрагмент урока
Тема: Объём.
Цель: Познакомить с новой величиной – объёмом.
Задачи урока:
Образовательные:
познакомиться с понятием «объём» как с новой величиной;
познакомиться с единицами объёма,
Развивающие:
Формировать представление о целесообразности использования этих единиц при измерении различных объёмов.
развивать речь, логическое мышление, память, внимание, интерес к предмету.
Продолжить работу с учащимися по формированию организации своей деятельности, самопроверки и самоконтроля.
-Разделите фигуры на две группы
-Запишите признак деления на группы и номера фигур в группе.
Сравни свои группы с такими:
Первая группа:1, 3, 4, 5, 6, 8.
Вторая группа: 2, 7,9,10.
-Определите признак выделения данных групп.
-Фигуры какой группы можно поместить в плоскость?(1, 3, 4, 5, 6, 8.) А какие нельзя?(2, 7,9,10.)
-Дайте общее название фигурам каждой группы и дополните группы подходящими фигурами. (Фигуры 1 группы- плоские, а фигуры 2 группы объемные)
Рассмотри предметы на рисунке.
-На какие геометрические фигуры похожи эти предметы? (Цилиндр, конус, шар)
-Чем предметы отличаются друг от друга? Чем они похожи? Как их все можно назвать?
Можно ли их назвать пространственными? А объёмными? Что означает слово «объём»?
Объём показывает, сколько места предмет занимает в пространстве.
Вопрос
Вводят литр. Показываем литровую банку и затем проводим практическую работу по определению ёмкости сосудов в литрах (например 3л, 5л, 7 л). Для этого приносят такие сосуды в класс, как банки, ведра…. Практически доказываем, что 5 стаканов составляют 1 литр. Также вводят кубические сантиметры, дециметры и т.д.
М4А ч2
М4И ч2
М4Ч ч1
М4Д,К,Т ч2
М2П ч3
Вопрос
Оглянувшись вокруг себя, всюду можно обнаружить прямоугольные параллелепипеды. Правильно дети подметили: это шкаф, это и книга, и класс и здание имеют форму этого геометрического тела.
– Представим, что перед нами стоит дом, и мы хотим описать его, т.е. объяснить какой он. Можем сделать это так: «Этот дом длиной в три подъезда, шириной в два окна, высотой в пять этажей». Конечно, можем. Только нам понадобилось задать три величины. Какие? (длина, ширина, высота). Слово «величина» можно заменить словом «измерение».
Ежедневно мы используем эти три измерения. Где и как?
Учащиеся говорят, что в разговоре об окружающих нас предметах, например:
высота дерева, столба, парты…
длина дороги, бантика, юбки….
ширина тротуара, двери, окна ….
Выполните следующие упражнения:
Вопрос