Интермодальные и мультимодальные




ДИСЦИПЛИНА: «Транспортное обеспечение коммерческой

Деятельности»

 

 

ТЕМА № 10-1: КОНТЕЙНЕРНЫЕ И ПАКЕТНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ.

ИЗДЕРЖКИ НА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ

И ТРАНСПОРТНЫЕ ТАРИФЫ

Кемерово

Вопросы, рассматриваемые на лекции:

1. Контейнерная и пакетная системы перевозок.

2. Интермодальные и мультимодальные технологии перевозок.

 

КОНТЕЙНЕРНАЯ СИСТЕМА ПЕРЕВОЗОК

И ЕЕ СУЩНОСТЬ

Контейнерные перевозки являются одним из самых прогрес­сивных направлений развития, рационализации и оптимизации транспортных процессов. Они позволяют освободить грузовладельца от необходимости транспортной упа­ковки и маркировки, снижают затраты на погрузочно-разгрузочные и складские работы при смешанном сообщении. Данный вид отправок является наиболее универсальным и логистически гибким, а, следователь­но, более качественным. Применение контейнера позволяет осу­ществлять транспортную схему «от двери до двери», упрощает операции при перегрузке, соответственно возможно использова­ние нескольких видов транспорта. При этом обеспечивается бо­лее высокая сохранность.

В настоящее время наблюдается увеличение парка контейне­ров как во внутрироссийском, так и в международном масштабе. В условиях экономической интеграции современный этап разви­тия контейнерных перевозок характеризуется масштабным созда­нием и расширением комплексных национальных и международ­ных контейнерных систем.

Итак, контейнер и пакет (паллет в зарубежной терминологии) – это укрупненные грузовые единицы.

Контейнером называется многооборотная тара объемом не менее 1 м3, имеющая специ­альное приспособление для механизации погрузочных работ.

Па­кет – грузовая единица, расположенная на поддоне, имеющем специальные приспособления для перегрузочных работ.

Контей­нер и пакет появились в начале XX в. (крупнотоннажные кон­тейнеры – в 1960-х годах), как эффективный способ сокраще­ния времени перегрузочных работ. В связи с особой значимо­стью на транспорте выделилась подотрасль контейнерных пере­возок. Эффективность применения контейнеров складывается из сокращения времени на перегрузочные операции и снижения их стоимости, сокращения потребности в таре и упаковке и воз­можности использования в качестве временного склада, приме­нения более дешевого подвижного состава (платформы) и целого ряда других факторов. Значительно повышается сохранность гру­за, особенно благодаря герметизации контейнера. В смешанном сообщении эффективны большегрузные контейнеры грузоподъ­емностью 20, 30 и 40 т. Для перевозки контейнеров применяют специализированные транспортные средства на всех видах транс­порта – контейнеровозы.

В зависимости от грузоподъемности контейнеры подразделя­ются на следующие виды:

- малотоннажные (массой брутто менее 3 т);

- среднетоннажные (массой брутто 3 и 5 т);

- крупнотоннажные (массой брутто 16, 20, 24 т и более).

По назначению различают следующие виды контейнеров:

- универсальные контейнеры предназначены для перевозки ши­рокой номенклатуры грузов, не требующих специальных условий транспортировки и погрузки-выгрузки, например, штучных гру­зов в таре и без нее, в облегченной упаковке, в том числе сыпучих или жидких грузов при перевозке в соответствующей упаковке;

- специализированные контейнеры предназначены для пере­возки одного вида грузов, требующих соблюдения специфичес­ких условий для их транспортировки: например, жидких, сыпучих, гранулированных, пылевидных, мелкокусковых, крупнокусковых. К специализированным также относятся изотермические контейнеры.

В зависимости от общего устройства контейнеры классифи­цируют следующим образом:

- по форме защиты контейнеры бывают атмосфероустойчивые (оборудуются лабиринтами для отвода воды), водонепрони­цаемые (оборудуются резиновыми или иными уплотнениями), гер­метизированные;

- специализированные контейнеры могут быть мягкими (эла­стичными) и эластичными с жестким каркасом (комбинирован­ные);

- с учетом материала, используемого в конструкции, контей­неры бывают металлическими (стальными, алюминиевыми, из лег­ких сплавов), из полимерных материалов.

В зависимости от средств для перегрузки контейнеры подраз­деляются на:

- контейнеры с проемами в основаниях для погрузки-выгруз­ки с транспортных средств посредством вилочных погрузчиков;

- контейнеры с рымами или фитингами для захватов кранами.

В зависимости от сферы применения контейнеры бывают:

- неунифицированные – ограниченного обращения. Перевоз­ка в таких контейнерах осуществляется только одним видом транс­порта (контейнер, перевозимый только автомашинами, соответ­ственно называется автомобильным). К парку ограниченного об­ращения также могут относиться контейнеры, посредством которых осуществляется смешанная перевозка, но только в опре­деленных направлениях;

- унифицированные – широкого обращения. Они могут ис­пользоваться всеми видами транспорта без ограничения районов обращения.

Широкое применение контейнеры нашли в международной торговле, где на долю морского транспорта приходится до 80 % мировых отправок контейнеров. Контейнер в мировой практике рассматривается как учетно-договорная транспортная единица измерения продукции, поэтому международная организация по стандартам ISO стандартизировала размеры контейнеров и паке­тов, что позволяет рассматривать их как модуль, из которого собирается любая грузовая единица (отправка). В 2000 г. все мировые порты перерабатывали 165–183 млн контейнеров (в 6-метровом эквиваленте, т. е. исходя из длины 20-тонного контейнера) вместо 102 млн в 1992 г.

Недостаток контейнерных перевозок заключается в необходи­мости возврата порожнего контейнера владельцу (предприятию или виду транспорта) при передаче перевозимого контейнера (пакета) с одного подвижного состава на другой, что создает це­лый ряд трудностей технического и технологического характера. Создание специального высокопроизводительного перегрузочно­го комплекса увеличивает стоимость терминалов – высокоме­ханизированных транспортных узлов для переработки контей­неров, краткосрочного их хранения, перегруппировки по на­правлениям и т. д.

Мощность терминалов зависит от суточного объема перевозок Q и времени оборота контейнеров . Потребный парк контей­неров

,

где – грузоподъемность контейнера, т; Y к – коэффициент использо­вания грузоподъемности контейнера.

Время оборота контейнера, сут,

,

где Li – расстояние перевозки на каждом i -м виде транспорта, км; – эксплуатационная скорость перевозки на каждом i -м виде транспорта, км/ч; t скл – время складского хранения в пунктах погрузки-разгрузки или перевалки контейнера, ч; t п-р – время погрузки и разгрузки груза из контейнера, ч.

Время оборота контейнера в традиционном смешанном сооб­щении в нашей стране доходит до 14 сут, при прямом автомо­бильном сообщении – до 3 сут. В большой степени зависит от организации перевозок, поэтому создают новые системы и ти­пы транспортных средств, обеспечивающие бесперегрузочный транспортный процесс «от двери до двери» – интер- и мультимодальные системы транспортировки контейнеров.

 

ИНТЕРМОДАЛЬНЫЕ И МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ ПЕРЕВОЗОК

При интермо­дальной системе перевозки грузы перевозятся в смешанном сооб­щении «от двери до двери» двумя или более видами транспорта под единым руководством и по одному документу (для обозначе­ния такой системы употребляется также менее удачный термин «прямое смешанное сообщение»).

Интермодальная перевозка – это система доставки груза не­сколькими видами транспорта по единому перевозочному доку­менту с его перегрузкой в пунктах перевалки с одного вида транс­порта на другой без участия грузовладельца.

Суть интермодальных перевозок состоит в доставке укрупненной грузовой единицы (контей­нера или пакета) по взаимоувязанному расписанию движения участвующих видов транспорта под контролем экспедитора, ко­торый берет на себя полную ответственность за выполнение ус­ловий перевозки, контроль за выполнением транспортного про­цесса и оформлением документов. Экспедитор (транспортная ор­ганизация, контейнерное объединение, специальная экспедитор­ская компания и т. п.) как юридическое лицо заключает договор с грузовладельцем и транспортной организацией (перевозчиком) и берет на себя расчет оптимального варианта транспортного процесса и его выполнение с гарантией качества. Такие формы организации обеспечивают высокую надежность транспортного процесса, снижение затрат прежде всего в связи с непрерывно­стью движения груза, а также более высоким качеством обслужи­вания.

Система, при которой в роли экспедитора выступает один из видов транспорта, а взаимодействующие с ним виды транспорта являются как бы его клиентами, называется мультимодальной. Мультимодальная перевозка осуществляется оператором за пределы страны.

Договор перевозки груза заключается между грузовладельцем и первым перевозчиком (оператором). Договор считается заклю­ченным в момент передачи груза к перевозке, факт сдачи-прием­ки груза удостоверяется в документах подписями отправителя и представителя транспортной организации, а также календарным штемпелем последней. Срок перевозки грузов рассчитывается как сумма сроков его доставки каждым перевозчиком в соответствии с правилами, действующими на каждом виде транспорта. Каж­дый перевозчик несет ответственность перед первым перевозчи­ком за груз с момента принятия его у грузоотправителя или у пре­дыдущего перевозчика до момента передачи его следующему пе­ревозчику или выдачи получателю.

Признаками интермодальной и мультимодальной перевозок являются:

- присутствие оператора, осуществляющего перевозку от на­чального до конечного пункта пути следования;

- единый сквозной тариф за перевозку;

- единый транспортный документ;

- единая ответственность за груз и исполнение договора пе­ревозки.

Интермодальная перевозка предполагает следующие принци­пиальные положения.

1. Единообразный коммерческо-правовой режим, который предусматривает упрощение и совершенствование законодатель­ной базы и документального оформления транспортировки гру­зов. В частности, этот принцип интермодальных перевозок под­разумевает:

- совершенствование правил перевозок грузов (в частности, в контейнерах) на всех видах транспорта с целью повышения уров­ня их согласованности и синхронности работы в соответствии с выбранными критериями эффективности функционирования транспортной системы в целом;

- упрощение таможенных процедур;

- разработку и внедрение унифицированных перевозочных документов для внутригосударственного транспорта;

- использование стандартных коммерческих и перевозочных документов международного образца для работы на внешнем транспортном рынке.

2. Системный подход к решению финансово-экономических аспектов организации перевозки предусматривает следующие направления:

- установление унифицированных тарифных правил перево­зок грузов несколькими видами транспорта, в том числе перево­зок грузов в международном сообщении и транзитных перевозок;

- разработку метода обоснованного распределения сквозных транспортных тарифов в СКВ между всеми элементами транспорт­ной системы;

- разработку механизма финансовой ответственности за на­рушение качества услуг для каждого субъекта, осуществляющего перевозку.

3. Использование различных информационных систем, при помощи которых осуществляется более оперативное и качествен­ное выполнение заказа, т.е. планирование, управление и контроль за всеми этапами транспортировки. Современные информацион­ные системы также позволяют отслеживать географическое по­ложение груза и его состояние.

4. Взаимоувязанность всех элементов транспортной системы в организационно-технологическом аспекте, а также единая фор­ма функционирования и координации этих элементов. Так как элементами транспортной цепи выступают представители разно­образных видов транспорта, для их качественной работы необхо­дима их кооперация.

В нашей стране идут работы по созданию схемы формирова­ния единой контейнерной транспортной системы страны, т, е. организационно-технического комплекса, действующего на ос­нове единой системы планирования унифицированных техноло­гических и правовых норм организации перевозок, средств паке­тирования, погрузо-разгрузочных и транспортных средств, обес­печивающих доставку груза всеми видами транспорта по высо­коэффективной непрерывной схеме от мест производства до мест потребления. Создаются интермодальные системы, интег­рирующие, например, автомобильный и речной транспорт под единым руководством (акционерное объединение «Спецтяжтранс», Центр по экспедированию и специализированному об­служиванию «ЭСТО-Центр»).

В перевозках крупнотоннажных контейнеров лидирующая роль принадлежит морскому транспорту в связи с особо большой грузоподъемностью его транспортных средств и эффективно­стью работы на значительных расстояниях. Однако ввод в экс­плуатацию дорогостоящих терминалов, специализированных транспортных средств, эксплуатация которых значительно доро­же, чем универсальных, заставила именно морской транспорт перейти к новым формам управления перевозочным процессом, на основе чего и началось формирование мультимодальных сис­тем, интегрирующих морской транспорт с автомобильным и же­лезнодорожным. Введение такой системы позволило судоход­ным компаниям устранить многозвенную систему ответственно­сти каждого участника транспортного процесса и связанные с этим недостатки и повысить тем самым свою конкурентоспособ­ность на рынке транспортных услуг.

В техническом аспекте взаимодействия видов транспорта при перевозке рассматриваемой группы грузов нужно выделить сле­дующее. Международная организация стандартизации ISO утвер­дила стандартные размеры упаковки 400×600 мм, так называе­мый «золотой модуль», сочетающийся с европейским поддоном 800×1200 мм и 1000×1200 мм, применяемым в России, США и других странах. 15-метровые отечественные железнодорожные вагоны грузоподъемностью 60 т, вмещавшие два 20-тонных кон­тейнера, заменены на вагоны 18-метровой длины, что позволило перевозить три 20-тонных стандартных по нормам ISO контей­нера длиной 6 м.

За рубежом для перевозки по единой технологии были созда­ны специализированные транспортные средства рейлтрейлеры (как разновидность роудрейлеров), у которых вместо стандартно­го кузова устанавливается контейнер, а в других случаях – смен­ный специализированный кузов.

В единых системах транспортирования грузов продвижение грузов контролируется на всем пути от грузоотправителя к грузо­получателю, что устраняет сложную систему отраслевой ответст­венности, облегчает работу по регулированию претензий при авариях или потере контейнера, снижает тариф и повышает кон­курентоспособность таких систем на рынке транспортных услуг. Развитие интер- и мультимодальных перевозок вытесняет с рын­ка отдельных перевозчиков, что сильнее монополизирует вид транспорта, особенно морского.

«Узким» местом в развитии рассматриваемых систем остается организационно-управленческий аспект взаимодействия разных видов транспорта. В международном сообщении управление еди­ным транспортным процессом привело к созданию общеевро­пейских транспортных путей и Международного объединения обществ смешанного автомобильно-дорожного транспорта «Union International des Societes de Transport Combie Rail-Route», куда во­шли фирмы Бельгии, Италии, Дании и других стран. В США, например, подобные перевозки осуществляются фирмой «Sea-Land Service», которая поставляет совместно с железнодорожны­ми и автомобильными фирмами грузы в контейнерах и пакетах в смешанном сообщении только маршрутными поездами на рас­стояние до 1285 км. Вся деятельность этих фирм объединяется экспедиторской компанией. Морская компания «US Lines» орга­низовала первую кругосветную линию по доставке в любой реги­он мира грузов в крупнотоннажных контейнерах. На перевозке задействовано 12 судов-контейнеровозов вместимостью 2238 еди­ниц. Развоз по стране осуществляется по предварительной дого­воренности и согласованности автомобильным и железнодорож­ным транспортом в единой технологической системе.

Создаются ассоциации предприятий транспорта, куда входят перевозчики, производители специального оборудования, аренд­ные (лизинговые), страховые и экспедиторские компании, на­пример International Transportation Association (ITA) в США. В Великобритании контейнеры и пакеты перевозятся фирмой «Фратлайнер», в Германии – «Трансфрахт». Созданная в России для внутреннего пользования организация «Интерконтейнер» стала международной.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Перевозка груза – это перемещение груза определенным транспортным средством (ТС) от пункта отправления до пункта назначения.

Транспортно-экспедиционное обслуживание тесно связано с перевозочными процессами и теми технологиями, которые используются для доставки груза.

Смешанная перевозка – перевозка груза двумя или более видами транспорта, работающими последовательно. В смешанных перевозках появляются дополнительные грузовые операции и связанные с ними дополнительные задержки груза и затраты.

Оператор смешанной перевозки – лицо, которое от собственного имени или через другое действующее от его имени лицо заключает договор смешанной перевозки с грузовладельцем, выступает как сторона договора и принимает на себя ответственность за его исполнение.

Прямая смешанная перевозка оформляется одним перевозочным документом на весь путь следования, например железнодорожным и внутренним водным транспортом.

Комбинированная перевозка – смешанная перевозка, выполняемая без перегрузки груза. В этом случае груз перевозится на всем пути следования в одном и том же контейнере, съемном кузове и т.п.

Контрейлерная перевозка – система перевозки автотранспортных средств (автомобилей, полуприцепов) по железной дороге на платформе, имеющей пониженную высоту.

В последнее время для обозначения различных способов организации перевозок широкое распространение получили термины, основанные на общем корне modal, который подразумевает форму организации перевозок (вид транспорта). Необходимо отметить, что западные транспортные организации по-разному толкуют эти термины. Приведем варианты толкования терминов, наиболее распространенные в России.

Интермодальная перевозка – последовательная перевозка груза несколькими видами транспорта в одной и той же грузовой единице или ТС без перегрузки самого груза.

Мультимодальная (трансмодальная) перевозка – это перевозка, при которой лицо, организующее ее, несет ответственность на всем пути следования, независимо от количества принимающих участие видов транспорта при оформлении единого перевозочного документа.

Амодальная перевозка – это перевозка, которая выполняется по определенным маршрутам и управляется единым диспетчерским центром независимо от вида транспорта.

Юнимодальная перевозка – это перевозка груза одним видом транспорта (одним или несколькими перевозчиками). Если участвует один перевозчик, он выдает свой собственный транспортный документ — накладную, коносамент и др. Если перевозчиков несколько (например, перевозчик из одного порта в другой, с перегрузкой груза в промежуточном порту), один из них может выдать сквозной коносамент, охватывающий всю перевозку.

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Единая транспортная система: учеб. для вузов/ В.Г. Галабурда, В.А. Персианов, А.А. Тимошин и др.; Под ред. В.Г. Галабурды. 2-е изд. с измен. и дополн. – М.: Транспорт, 2001. – 303 с.

2. Единая транспортная система. Н.А. Троицкая, А.Б. Чубуков. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 240 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: