ДИСЦИПЛИНА: «Транспортное обеспечение коммерческой
Деятельности»
ТЕМА № 10-1: КОНТЕЙНЕРНЫЕ И ПАКЕТНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ.
ИЗДЕРЖКИ НА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ
И ТРАНСПОРТНЫЕ ТАРИФЫ
Кемерово
Вопросы, рассматриваемые на лекции:
1. Контейнерная и пакетная системы перевозок.
2. Интермодальные и мультимодальные технологии перевозок.
КОНТЕЙНЕРНАЯ СИСТЕМА ПЕРЕВОЗОК
И ЕЕ СУЩНОСТЬ
Контейнерные перевозки являются одним из самых прогрессивных направлений развития, рационализации и оптимизации транспортных процессов. Они позволяют освободить грузовладельца от необходимости транспортной упаковки и маркировки, снижают затраты на погрузочно-разгрузочные и складские работы при смешанном сообщении. Данный вид отправок является наиболее универсальным и логистически гибким, а, следовательно, более качественным. Применение контейнера позволяет осуществлять транспортную схему «от двери до двери», упрощает операции при перегрузке, соответственно возможно использование нескольких видов транспорта. При этом обеспечивается более высокая сохранность.
В настоящее время наблюдается увеличение парка контейнеров как во внутрироссийском, так и в международном масштабе. В условиях экономической интеграции современный этап развития контейнерных перевозок характеризуется масштабным созданием и расширением комплексных национальных и международных контейнерных систем.
Итак, контейнер и пакет (паллет в зарубежной терминологии) – это укрупненные грузовые единицы.
Контейнером называется многооборотная тара объемом не менее 1 м3, имеющая специальное приспособление для механизации погрузочных работ.
|
Пакет – грузовая единица, расположенная на поддоне, имеющем специальные приспособления для перегрузочных работ.
Контейнер и пакет появились в начале XX в. (крупнотоннажные контейнеры – в 1960-х годах), как эффективный способ сокращения времени перегрузочных работ. В связи с особой значимостью на транспорте выделилась подотрасль контейнерных перевозок. Эффективность применения контейнеров складывается из сокращения времени на перегрузочные операции и снижения их стоимости, сокращения потребности в таре и упаковке и возможности использования в качестве временного склада, применения более дешевого подвижного состава (платформы) и целого ряда других факторов. Значительно повышается сохранность груза, особенно благодаря герметизации контейнера. В смешанном сообщении эффективны большегрузные контейнеры грузоподъемностью 20, 30 и 40 т. Для перевозки контейнеров применяют специализированные транспортные средства на всех видах транспорта – контейнеровозы.
В зависимости от грузоподъемности контейнеры подразделяются на следующие виды:
- малотоннажные (массой брутто менее 3 т);
- среднетоннажные (массой брутто 3 и 5 т);
- крупнотоннажные (массой брутто 16, 20, 24 т и более).
По назначению различают следующие виды контейнеров:
- универсальные контейнеры предназначены для перевозки широкой номенклатуры грузов, не требующих специальных условий транспортировки и погрузки-выгрузки, например, штучных грузов в таре и без нее, в облегченной упаковке, в том числе сыпучих или жидких грузов при перевозке в соответствующей упаковке;
|
- специализированные контейнеры предназначены для перевозки одного вида грузов, требующих соблюдения специфических условий для их транспортировки: например, жидких, сыпучих, гранулированных, пылевидных, мелкокусковых, крупнокусковых. К специализированным также относятся изотермические контейнеры.
В зависимости от общего устройства контейнеры классифицируют следующим образом:
- по форме защиты контейнеры бывают атмосфероустойчивые (оборудуются лабиринтами для отвода воды), водонепроницаемые (оборудуются резиновыми или иными уплотнениями), герметизированные;
- специализированные контейнеры могут быть мягкими (эластичными) и эластичными с жестким каркасом (комбинированные);
- с учетом материала, используемого в конструкции, контейнеры бывают металлическими (стальными, алюминиевыми, из легких сплавов), из полимерных материалов.
В зависимости от средств для перегрузки контейнеры подразделяются на:
- контейнеры с проемами в основаниях для погрузки-выгрузки с транспортных средств посредством вилочных погрузчиков;
- контейнеры с рымами или фитингами для захватов кранами.
В зависимости от сферы применения контейнеры бывают:
- неунифицированные – ограниченного обращения. Перевозка в таких контейнерах осуществляется только одним видом транспорта (контейнер, перевозимый только автомашинами, соответственно называется автомобильным). К парку ограниченного обращения также могут относиться контейнеры, посредством которых осуществляется смешанная перевозка, но только в определенных направлениях;
|
- унифицированные – широкого обращения. Они могут использоваться всеми видами транспорта без ограничения районов обращения.
Широкое применение контейнеры нашли в международной торговле, где на долю морского транспорта приходится до 80 % мировых отправок контейнеров. Контейнер в мировой практике рассматривается как учетно-договорная транспортная единица измерения продукции, поэтому международная организация по стандартам ISO стандартизировала размеры контейнеров и пакетов, что позволяет рассматривать их как модуль, из которого собирается любая грузовая единица (отправка). В 2000 г. все мировые порты перерабатывали 165–183 млн контейнеров (в 6-метровом эквиваленте, т. е. исходя из длины 20-тонного контейнера) вместо 102 млн в 1992 г.
Недостаток контейнерных перевозок заключается в необходимости возврата порожнего контейнера владельцу (предприятию или виду транспорта) при передаче перевозимого контейнера (пакета) с одного подвижного состава на другой, что создает целый ряд трудностей технического и технологического характера. Создание специального высокопроизводительного перегрузочного комплекса увеличивает стоимость терминалов – высокомеханизированных транспортных узлов для переработки контейнеров, краткосрочного их хранения, перегруппировки по направлениям и т. д.
Мощность терминалов зависит от суточного объема перевозок Q и времени оборота контейнеров . Потребный парк контейнеров
,
где – грузоподъемность контейнера, т; Y к – коэффициент использования грузоподъемности контейнера.
Время оборота контейнера, сут,
,
где Li – расстояние перевозки на каждом i -м виде транспорта, км; – эксплуатационная скорость перевозки на каждом i -м виде транспорта, км/ч; t скл – время складского хранения в пунктах погрузки-разгрузки или перевалки контейнера, ч; t п-р – время погрузки и разгрузки груза из контейнера, ч.
Время оборота контейнера в традиционном смешанном сообщении в нашей стране доходит до 14 сут, при прямом автомобильном сообщении – до 3 сут. В большой степени зависит от организации перевозок, поэтому создают новые системы и типы транспортных средств, обеспечивающие бесперегрузочный транспортный процесс «от двери до двери» – интер- и мультимодальные системы транспортировки контейнеров.
ИНТЕРМОДАЛЬНЫЕ И МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ ПЕРЕВОЗОК
При интермодальной системе перевозки грузы перевозятся в смешанном сообщении «от двери до двери» двумя или более видами транспорта под единым руководством и по одному документу (для обозначения такой системы употребляется также менее удачный термин «прямое смешанное сообщение»).
Интермодальная перевозка – это система доставки груза несколькими видами транспорта по единому перевозочному документу с его перегрузкой в пунктах перевалки с одного вида транспорта на другой без участия грузовладельца.
Суть интермодальных перевозок состоит в доставке укрупненной грузовой единицы (контейнера или пакета) по взаимоувязанному расписанию движения участвующих видов транспорта под контролем экспедитора, который берет на себя полную ответственность за выполнение условий перевозки, контроль за выполнением транспортного процесса и оформлением документов. Экспедитор (транспортная организация, контейнерное объединение, специальная экспедиторская компания и т. п.) как юридическое лицо заключает договор с грузовладельцем и транспортной организацией (перевозчиком) и берет на себя расчет оптимального варианта транспортного процесса и его выполнение с гарантией качества. Такие формы организации обеспечивают высокую надежность транспортного процесса, снижение затрат прежде всего в связи с непрерывностью движения груза, а также более высоким качеством обслуживания.
Система, при которой в роли экспедитора выступает один из видов транспорта, а взаимодействующие с ним виды транспорта являются как бы его клиентами, называется мультимодальной. Мультимодальная перевозка осуществляется оператором за пределы страны.
Договор перевозки груза заключается между грузовладельцем и первым перевозчиком (оператором). Договор считается заключенным в момент передачи груза к перевозке, факт сдачи-приемки груза удостоверяется в документах подписями отправителя и представителя транспортной организации, а также календарным штемпелем последней. Срок перевозки грузов рассчитывается как сумма сроков его доставки каждым перевозчиком в соответствии с правилами, действующими на каждом виде транспорта. Каждый перевозчик несет ответственность перед первым перевозчиком за груз с момента принятия его у грузоотправителя или у предыдущего перевозчика до момента передачи его следующему перевозчику или выдачи получателю.
Признаками интермодальной и мультимодальной перевозок являются:
- присутствие оператора, осуществляющего перевозку от начального до конечного пункта пути следования;
- единый сквозной тариф за перевозку;
- единый транспортный документ;
- единая ответственность за груз и исполнение договора перевозки.
Интермодальная перевозка предполагает следующие принципиальные положения.
1. Единообразный коммерческо-правовой режим, который предусматривает упрощение и совершенствование законодательной базы и документального оформления транспортировки грузов. В частности, этот принцип интермодальных перевозок подразумевает:
- совершенствование правил перевозок грузов (в частности, в контейнерах) на всех видах транспорта с целью повышения уровня их согласованности и синхронности работы в соответствии с выбранными критериями эффективности функционирования транспортной системы в целом;
- упрощение таможенных процедур;
- разработку и внедрение унифицированных перевозочных документов для внутригосударственного транспорта;
- использование стандартных коммерческих и перевозочных документов международного образца для работы на внешнем транспортном рынке.
2. Системный подход к решению финансово-экономических аспектов организации перевозки предусматривает следующие направления:
- установление унифицированных тарифных правил перевозок грузов несколькими видами транспорта, в том числе перевозок грузов в международном сообщении и транзитных перевозок;
- разработку метода обоснованного распределения сквозных транспортных тарифов в СКВ между всеми элементами транспортной системы;
- разработку механизма финансовой ответственности за нарушение качества услуг для каждого субъекта, осуществляющего перевозку.
3. Использование различных информационных систем, при помощи которых осуществляется более оперативное и качественное выполнение заказа, т.е. планирование, управление и контроль за всеми этапами транспортировки. Современные информационные системы также позволяют отслеживать географическое положение груза и его состояние.
4. Взаимоувязанность всех элементов транспортной системы в организационно-технологическом аспекте, а также единая форма функционирования и координации этих элементов. Так как элементами транспортной цепи выступают представители разнообразных видов транспорта, для их качественной работы необходима их кооперация.
В нашей стране идут работы по созданию схемы формирования единой контейнерной транспортной системы страны, т, е. организационно-технического комплекса, действующего на основе единой системы планирования унифицированных технологических и правовых норм организации перевозок, средств пакетирования, погрузо-разгрузочных и транспортных средств, обеспечивающих доставку груза всеми видами транспорта по высокоэффективной непрерывной схеме от мест производства до мест потребления. Создаются интермодальные системы, интегрирующие, например, автомобильный и речной транспорт под единым руководством (акционерное объединение «Спецтяжтранс», Центр по экспедированию и специализированному обслуживанию «ЭСТО-Центр»).
В перевозках крупнотоннажных контейнеров лидирующая роль принадлежит морскому транспорту в связи с особо большой грузоподъемностью его транспортных средств и эффективностью работы на значительных расстояниях. Однако ввод в эксплуатацию дорогостоящих терминалов, специализированных транспортных средств, эксплуатация которых значительно дороже, чем универсальных, заставила именно морской транспорт перейти к новым формам управления перевозочным процессом, на основе чего и началось формирование мультимодальных систем, интегрирующих морской транспорт с автомобильным и железнодорожным. Введение такой системы позволило судоходным компаниям устранить многозвенную систему ответственности каждого участника транспортного процесса и связанные с этим недостатки и повысить тем самым свою конкурентоспособность на рынке транспортных услуг.
В техническом аспекте взаимодействия видов транспорта при перевозке рассматриваемой группы грузов нужно выделить следующее. Международная организация стандартизации ISO утвердила стандартные размеры упаковки 400×600 мм, так называемый «золотой модуль», сочетающийся с европейским поддоном 800×1200 мм и 1000×1200 мм, применяемым в России, США и других странах. 15-метровые отечественные железнодорожные вагоны грузоподъемностью 60 т, вмещавшие два 20-тонных контейнера, заменены на вагоны 18-метровой длины, что позволило перевозить три 20-тонных стандартных по нормам ISO контейнера длиной 6 м.
За рубежом для перевозки по единой технологии были созданы специализированные транспортные средства рейлтрейлеры (как разновидность роудрейлеров), у которых вместо стандартного кузова устанавливается контейнер, а в других случаях – сменный специализированный кузов.
В единых системах транспортирования грузов продвижение грузов контролируется на всем пути от грузоотправителя к грузополучателю, что устраняет сложную систему отраслевой ответственности, облегчает работу по регулированию претензий при авариях или потере контейнера, снижает тариф и повышает конкурентоспособность таких систем на рынке транспортных услуг. Развитие интер- и мультимодальных перевозок вытесняет с рынка отдельных перевозчиков, что сильнее монополизирует вид транспорта, особенно морского.
«Узким» местом в развитии рассматриваемых систем остается организационно-управленческий аспект взаимодействия разных видов транспорта. В международном сообщении управление единым транспортным процессом привело к созданию общеевропейских транспортных путей и Международного объединения обществ смешанного автомобильно-дорожного транспорта «Union International des Societes de Transport Combie Rail-Route», куда вошли фирмы Бельгии, Италии, Дании и других стран. В США, например, подобные перевозки осуществляются фирмой «Sea-Land Service», которая поставляет совместно с железнодорожными и автомобильными фирмами грузы в контейнерах и пакетах в смешанном сообщении только маршрутными поездами на расстояние до 1285 км. Вся деятельность этих фирм объединяется экспедиторской компанией. Морская компания «US Lines» организовала первую кругосветную линию по доставке в любой регион мира грузов в крупнотоннажных контейнерах. На перевозке задействовано 12 судов-контейнеровозов вместимостью 2238 единиц. Развоз по стране осуществляется по предварительной договоренности и согласованности автомобильным и железнодорожным транспортом в единой технологической системе.
Создаются ассоциации предприятий транспорта, куда входят перевозчики, производители специального оборудования, арендные (лизинговые), страховые и экспедиторские компании, например International Transportation Association (ITA) в США. В Великобритании контейнеры и пакеты перевозятся фирмой «Фратлайнер», в Германии – «Трансфрахт». Созданная в России для внутреннего пользования организация «Интерконтейнер» стала международной.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
Перевозка груза – это перемещение груза определенным транспортным средством (ТС) от пункта отправления до пункта назначения.
Транспортно-экспедиционное обслуживание тесно связано с перевозочными процессами и теми технологиями, которые используются для доставки груза.
Смешанная перевозка – перевозка груза двумя или более видами транспорта, работающими последовательно. В смешанных перевозках появляются дополнительные грузовые операции и связанные с ними дополнительные задержки груза и затраты.
Оператор смешанной перевозки – лицо, которое от собственного имени или через другое действующее от его имени лицо заключает договор смешанной перевозки с грузовладельцем, выступает как сторона договора и принимает на себя ответственность за его исполнение.
Прямая смешанная перевозка оформляется одним перевозочным документом на весь путь следования, например железнодорожным и внутренним водным транспортом.
Комбинированная перевозка – смешанная перевозка, выполняемая без перегрузки груза. В этом случае груз перевозится на всем пути следования в одном и том же контейнере, съемном кузове и т.п.
Контрейлерная перевозка – система перевозки автотранспортных средств (автомобилей, полуприцепов) по железной дороге на платформе, имеющей пониженную высоту.
В последнее время для обозначения различных способов организации перевозок широкое распространение получили термины, основанные на общем корне modal, который подразумевает форму организации перевозок (вид транспорта). Необходимо отметить, что западные транспортные организации по-разному толкуют эти термины. Приведем варианты толкования терминов, наиболее распространенные в России.
Интермодальная перевозка – последовательная перевозка груза несколькими видами транспорта в одной и той же грузовой единице или ТС без перегрузки самого груза.
Мультимодальная (трансмодальная) перевозка – это перевозка, при которой лицо, организующее ее, несет ответственность на всем пути следования, независимо от количества принимающих участие видов транспорта при оформлении единого перевозочного документа.
Амодальная перевозка – это перевозка, которая выполняется по определенным маршрутам и управляется единым диспетчерским центром независимо от вида транспорта.
Юнимодальная перевозка – это перевозка груза одним видом транспорта (одним или несколькими перевозчиками). Если участвует один перевозчик, он выдает свой собственный транспортный документ — накладную, коносамент и др. Если перевозчиков несколько (например, перевозчик из одного порта в другой, с перегрузкой груза в промежуточном порту), один из них может выдать сквозной коносамент, охватывающий всю перевозку.
ЛИТЕРАТУРА
1. Единая транспортная система: учеб. для вузов/ В.Г. Галабурда, В.А. Персианов, А.А. Тимошин и др.; Под ред. В.Г. Галабурды. 2-е изд. с измен. и дополн. – М.: Транспорт, 2001. – 303 с.
2. Единая транспортная система. Н.А. Троицкая, А.Б. Чубуков. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 240 с.