Цель: ознакомление с понятиями «толерантность» и «интолерантность», формирование толерантного сознания учащихся.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить старшеклассников с понятием «толерантность»;
- познакомить с характерными чертами толерантной и интолерантной личности;
- закрепить полученные знания.
Развивающие:
- развивать умение делать выводы на основе наблюдений и личного опыта;
- развивать память, внимание, воображение, логическое мышление;
- расширять кругозор учащихся, активизировать мыслительные процессы;
- развивать умение сопереживать и помогать друг другу;
- развивать познавательный интерес и речь;
- развивать навыки работы в команде.
Воспитательные:
- воспитывать желание развивать свою толерантность;
- развивать доброжелательное отношение к окружающим людям;
- формировать чувства коллективизма и сплочённости.
Форма воспитательного мероприятия: мини-лекция, беседа, практикум.
Контингент участников: учащиеся старших классов.
Оборудование: мультимедийный проектор, листы бумаги формата А3 (творческое задание), карандаши, мешочек с плодами, мяч.
Подготовка воспитательного материала: преподаватель готовит лекционное занятие, упражнения и задания.
Предполагаемый результат: Усвоение понятия «толерантность», знакомство с его содержанием. Обоснование важности толерантности в обществе.
План мероприятия: Вводный этап (приветствие, знакомство, лекция о толерантности). Основной этап (задания, упражнения). Итоговый (подведение итогов, результаты мероприятия).
Сценарий воспитательного мероприятия:
Преподаватель: Здравствуйте! Сегодня мы поговорим с вами о толерантности. Скажите, а что такое толерантность? (ответы учащихся).
Преподаватель: Вы хорошо справились и ответили на вопрос. А сейчас я немного расскажу вам о самом понятии.
Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Понятие «толерантность» в разных языках имеет различные смысловые оттенки. Так, в английском языке толерантность – «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь»; во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов»; в китайском – умение «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других»; в арабском – «прощение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение… расположенность к другим»; в персидском – «терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению».
Если применять термин толерантность к личности, то можно выделить несколько ее видов. Естественная, или натуральная, толерантность представляет собой отношение, которое изначально закладывается в ребенка. На этом этапе он еще не в состоянии сделать отличие собственного мнения от иных высказываний. То, что ощущают его родители и как они относятся к тем или иным событиям – принимается ребенком за его собственные мысли и заключения.
Полная классификация видов толерантности: межличностная, межэтническая, гендерная, управленческая, межпоколенческая, социально-экономическая, межконфессиональная, межкультурная, политическая, профессиональная.
Эти виды толерантности можно условно объединить в три блока:
1) биологически-обусловленный: индивидные различия, в частности возрастные и половые особенности, социальные роли личности;
2) культурно-обусловленный: индивидуальные особенности человека как представителя того или иного этноса, национальной культуры, религии или религиозной конфессии;
3) социально-обусловленный: определяется статусными и позиционными различиями между людьми в их профессиональном, управленческом, социально-экономическом, политическом окружении.
Все компоненты толерантности взаимосвязаны и взаимообусловлены:
1. Мотивационно-ценностный компонент толерантности – это эмоционально-устойчивое отношение к другим, принятие существования других точек зрения. Каждый человек имеет систему сложившихся у него оценок, оценка выражается и транслируется посредством слов, мимики, жестов, интонации;
2. Когнитивный компонент выражается в том, что учащиеся имеют установку на формирование у себя конкретных качеств, необходимых для жизни в поликультурном обществе, фактические представления о ценностях межличностной толерантности. Показателями данного компонента являются: общий объём знаний, и представлений о межличностной толерантности, проявляющейся в непредвзятом, уважительном отношении к людям, их отличиям, знание способов конструктивного взаимодействия.
3. Эмоционально-волевой компонент включает эмоциональную стабильность, выдержка, эмпатия, отсутствие тревожности;
4. Поведенческий компонент – самая видимая часть проявления терпимости.
Преподаватель: Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?
Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (ответы участников).
Преподаватель: Чтобы вы с пониманием и уважением относились к окружающим вас людям, понимали состояние и чувствовали внутренний мир другого человека, мы сейчас проведем несколько упражнений и заданий.
Игра «Картошка»
Группа делится на 5 команд по 5 человек. Далее необходимо из специального мешочка взять один любой плод и внимательно рассмотреть его. Затем положить его обратно в мешочек. И теперь среди всех плодов найти его.
Преподаватель: По какому признаку вам удалось его найти?
Что доказывает эта игра? (ответы участников).
Преподаватель: Давайте разберемся, что такое толерантная личность или толерантный человек.
У человека есть много качеств, которые позволят ему жить в мире с собой и другими. Одним из таких качеств является терпимое отношение к другим людям, непохожим на вас. Человек, обладающий такими качествами, является толерантной личностью.
Перечислите признаки толерантной личности (участники отвечают):
-уважение мнения других
-доброжелательность, внимательность
-желание что- либо делать вместе
-понимание других, приветливость
-умение быть собой и понять особенности других, умение дарить радость.
Приведите примеры толерантных людей.
А что такое интолерантная личность? Этот тот, кто обладает такими качествами как (ответы учащихся):
-нетерпимость
-невежливость
-непонимание
-эгоизм
-раздражительность.
Преподаватель: Ребята, вы отлично справились с заданием. А теперь, попробуем усложнить.
Упражнение «Правила толерантности»
Ведущий предлагает участникам бросать друг другу мяч, называя качества и особенности поведения, присущие, с их точки зрения, толерантному человеку. Надо стараться не повторять уже названные характеристики. В игре должны принять участие все учащиеся.
Ведущий с участниками подводит итог.
Упражнение «Нас объединяет»
Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Меня объединяет с тобой то, что...». Например, что живем в городе Челябинск, учимся в одной группе, у нас схожие интересы и др.
Участники внутреннего круга отвечают: «Меня разъединяет то, что...». Например, что у нас разный цвет глаз, разная длина волос, хобби и др. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.
Преподаватель:в заключении давайте проведем такое творческое упражнение. Разделитесь на 2 команды. Сейчас я Вам раздам листы формата А3 и карандаши. Нарисуйте на листах формата А3 свои ассоциации со словом «толерантность» и представьте это группе. (Далее идет защита работ каждой группы).
Подведение итогов (рефлексия):
- Как вы считаете, ребята, будет ли какая-нибудь польза от нашего мероприятия? Что вы почувствовали, выполняя упражнения и задания? Что вам понравилось больше всего?
Преподаватель: Вы теперь знаете, что такое толерантность. Надеюсь, мы вместе будем его придерживаться этого понятия. Спасибо за работу на мероприятии!
Список использованной литературы:
1. Ковалева, А.С. Технология создания толерантной образовательной среды [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.С. Ковалева. – Барнаул: АлтГПУ, 2015 – 137 с. Режим доступа: https://library.altspu.ru/dc/pdf/kovaleva.pdf
2. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе: психологические игры и упражнения [Текст]. – М.: Генезис, 2005.
3. Строганова, Л.В. Классные часы, беседы. Воспитание толерантности [Электронный ресурс] / Л.В.Строганова// - М.: Педагогическое общество России, 2006. – 225с. Режим доступа: https://piratebooks.ru/threads/klassnie-chasi-besedi-dlya-mladshih-shkolnikov-i-podrostkov-vospitanie-tolerantnosti.192828/