ИЗОТЕРМИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА




ДИСЦИПЛИНА: «Транспортное обеспечение коммерческой

Деятельности»

 

 

ТЕМА № 11-1: КОНТЕЙНЕРНЫЕ И ПАКЕТНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ.

ИЗДЕРЖКИ НА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ

И ТРАНСПОРТНЫЕ ТАРИФЫ

Кемерово

Вопросы, рассматриваемые на лекции:

1. Значение и характеристика НХЦ при организации товародвижения на современном этапе.

2. Классификация изотермического транспорта.

 

ЗНАЧЕНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА НХЦ ПРИ

ОРГАНИЗАЦИИ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ

НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

На долю скоропортящихся продуктов приходится более половины мирового производства. Поэтому применение холода играет основополагающую роль в обеспечении качества и достаточности питания населения, а также в сокращении потерь сельскохозяйственного сырья и продовольствия на пути от производителя к потребителям. Последний аспект является существенным резервом улучшения снабжения населения продуктами питания, повышения их качества, и в конечном итоге, укрепления продовольственной безопасности. По оценке Международного института холода (МИХ) общие потери всех продуктов питания в мире составляют 25%, фруктов и овощей – 35 %, скоропортящихся продуктов из-за недостатка охлаждения – 20 % (табл. 1).

При этом названные потери в развивающихся странах почти в три раза выше, чем в развитых. Во многом, значительно большие потери продовольствия в развивающихся странах определяются неразвитостью холодильной инфраструктуры, которая отстает на порядок по сравнению с развитыми странами. Ёмкость холодильников в России почти в два раза ниже среднего показателя по развитым странам.

Масштабы применения техники низких температур в России постоянно расширяются. В сельском хозяйстве эксплуатируется порядка 400 тыс. холодильных установок, в мясной, молочной промышленности, в производстве замороженных продуктов и мороженого – порядка 90 тыс. В торговле насчитывается 3,2 млн. единиц, транспортных рефрижераторов – 130 тыс., бытовых холодильников – около 65 млн.

Таблица 1. Обеспеченность холодом и эффективность хранения

Исследуемый параметр В мире В развитых странах В развиваю-щихся странах В России
Население в 2011 г., млрд. чел. 7,0 1,23 5,60 0,143
Ёмкость охлаждаемых складов, м3 на 1000 жителей        
Число бытовых холодильников на 1000 жителей, шт.        
Общие потери всех продуктов питания, %        
Потери фруктов и овощей, %        
Потери скоропортящихся продуктов из-за недостатка охлаждения, %        

 

 

В России холодом обрабатывается ежегодно порядка 47 млн. тонн скоропортящихся пищевых продуктов, перевозится на средние и дальние расстояния 15 млн. тонн, объем внутригородских и пригородных перевозок составляет около 60 млн. тонн. Ежегодный рост рынка охлажденных и замороженных продуктов оценен в 25-30 %. Увеличение продаж климатической техники составило 20-25 %. Бытовых холодильников продается ежегодно более 5 млн. штук. Продолжается строительство новых холодильных складов и реконструкция старых. Спрос на современные холодильники растет на 15-30 % ежегодно. Холодильная инфраструктура должна предусматривать функционирование непрерывных холодильных цепей (НХЦ) (рис. 1).

НХЦ представляет собой совокупность средств холодильной техники и технологий, а также организационных мероприятий, обеспечивающих необходимые режимы холодильной обработки и хранения сельскохозяйственного сырья и продуктов на всем пути их следования от производителя до потребителя. НХЦ включает в себя холодильные системы в местах заготовки сырья, холодильные мощности перерабатывающих предприятий, транспортные рефрижераторы, распределительные охлаждаемые терминалы, торговые холодильники, бытовые холодильные приборы.

Основой построения НХЦ являются:

- технологические процессы холодильной обработки, хранения, транспортировки и реализации, отраженные в единых нормативных документах;

- технические средства, обеспечивающие реализацию технологических требований и контроль параметров;

- наличие достаточного количества холодильных ёмкостей и холодильного транспорта;

- юридические аспекты, определяющие взаимодействие сторон.

 

 

Рис. 1. Принципиальная схема НХЦ

 

Основные схемы непрерывной холодильной цепи некоторых продуктов имеют следующий вид (табл. 2):

Таблица 2. Основные схемы НХЦ

Виды продуктов Схема НХЦ
Мясо охлажденное и замороженное, мясопродукты, масло, сыр и консервы ПХ → ЖХТ→ РХ→ АХТ→ ТХО→ БХО
Мясо охлажденное и замороженное, мясопродукты, масло, сыр и консервы, поступившие морским транспортом МХТ→ПорХ→ЖХТ→РХ→АХТ→ТХО→БХО
Рыба и рыбопродукты охлажденные и замороженные ДМХТ→МХТ→ПорХ→ЖХТ→РХ→АХТ→ТХО→БХО
Овощи и фрукты ЗХ→ЖХТ→РХ→АХТ→ТХО→БХО
Овощи и фрукты, охлаждаемые в процессе транспортирования АХТ→ РХ → АХТ→ ТХО→БХО
Замороженные готовые блюда ПХ→АХТ→РХ→АХТ→ТорХ→ТХО→БХО

Примечание: ПХ – производственный холодильник; ЖХТ – железнодорожный холодильный транспорт; АХТ – автомобильный холодильный транспорт; ПорХ – портовый холодильник; РХ – распределительный холодильник; ТХО – торговое холодильное оборудование; БХО – бытовое холодильное оборудование; ДМХТ – добывающий морской холодильный транспорт; ЗХ – заготовительный холодильник; ТорХ – торговый холодильник.

Рассмотрим пример организации поставки свежемороженой рыбы с Дальнего Востока в российские регионы. Процесс организации поставки свежемороженой рыбы состоит из следующей цепочки последовательных операций: вылов рыбы; переработка рыбы на плавбазах, заморозка; транспортировка рыбы до порта; перевалка рыбы на железнодорожный либо автомобильный транспорт, внутрипортовое экспедирование; промежуточное хранение (при необходимости), домораживание рыбы в случае ее недостаточной заморозки на плавбазе; перевозка по железной дороге (на дальние расстояния) либо автотранспортом (на небольшие расстояния); перегрузка рыбы на автомобильный транспорт; промежуточное хранение (при необходимости); доставка до розничной сети; реализация в розничной сети. При этом железнодорожная транспортная составляющая (включая вознаграждение транспортной компании) не превышает 7,5 %, в том числе в период пикового спроса на подвижной состав и максимальной цены на перевозку.

В период, когда в регионах потребления ведутся активные розничные продажи рыбы, выгрузка судна в порту может вестись по технологии «борт судна – борт вагон» («борт-борт»). В случае замедления процесса продаж (оптовых и розничных) рыба перемещается на промежуточное хранение в холодильник. Также рыба может помещаться в холодильник не только по причине отсутствия железнодорожного подвижного состава или отсутствия продаж, а также из-за того, что она может поступать с судна недомороженой, при температуре минус 12С0, минус 14С0. Износ и старение судов не всегда позволяют доводить температуру рыбы до необходимой (минус 18 С0).

Для НХЦ важным является сбалансированность всех звеньев цепи, устойчивость их функционирования и непрерывность. Основными звеньями холодильной цепи являются различные типы холодильников:

1. Заготовительные холодильники сооружают в районах заготовок скоропортящихся пищевых продуктов. Они предназначены для первоначальной холодильной обработки, кратковременного хранения и подготовки заготавливаемых продуктов к транспортировке на торговые предприятия или распределительные холодильники и холодильники других типов.

2. Базисные холодильники предназначены для долгосрочного хранения пищевых продуктов, прошедших первичную холодильную обработку в заготовительных или производственных холодильниках. Назначение базисных холодильников – создание резервных запасов продовольствия и обеспечение равномерного распределения по времени и регионам. Эти холодильники сооружают в местах, которые удалены от населенных пунктов и надежно защищены. Их характеризуют большие ёмкости для хранения и относительно небольшая мощность холодильного оборудования. Поскольку продукты закладывают на длительное хранение, к температурным и влажностным режимам холодильных камер предъявляют повышенные требования.

3. Производственные холодильники – составная часть пищевых предприятий: мясокомбинатов, рыбокомбинатов, консервных, молочных заводов и др. Их располагают непосредственно в районах производства или заготовки пищевых продуктов. Они осуществляют холодоснабжение технологических процессов производства. Их используют для охлаждения, замораживания и хранения сырья и готовой продукции. Работа холодильников данного типа характеризуется резкой неравномерностью, обусловленной сезонностью заготовок продуктов. Кроме того, первичные низкотемпературные процессы (охлаждение и замораживание) являются одними их наиболее энергоёмких, что накладывает определённый отпечаток на требования к оборудованию предприятия. Холодильное оборудование этих холодильников отличается большой производительностью при относительно небольших помещениях для хранения обработанной продукции.

4. Перевалочные холодильники предназначены для кратковременного хранения грузов при передаче их с одного вида транспорта на другой (например, с железнодорожного на автомобильный и наоборот).

5. Распределительные холодильники предназначены для создания и хранения резервных, сезонных, текущих и страховых запасов скоропортящегося сырья и готовой продукции, обеспечивающих ритмичность производства пищевых отраслей и равномерное снабжение пищевыми продуктами населения в течение года. Они обеспечивают равномерное снабжение крупных городов и промышленных центров сезонными продуктами питания в течение всего года. Кроме того, поступающие в распределительные холодильники крупные (оптовые) партии охлаждённых или замороженных продуктов разбиваются на более мелкие (средний и мелкий опт). Аналогично базисным холодильникам распределительные холодильники характеризуются относительно большими ёмкостями для хранения и небольшой мощностью холодильного оборудования. Они могут быть универсальными или специализированными в зависимости от номенклатуры сохраняемых грузов. В состав распределительных холодильников (особенно вместимостью от 7000 до 20000 т) могут входить цехи по выработке мороженого или быстрозамороженных пищевых продуктов (например, ягод), сухого и водного льда, фасовке масла, изготовлению полуфабрикатов. Такие холодильники называются хладокомбинатами.

6. Бытовые холодильники служат для кратковременного хранения пищевых продуктов в домашних условиях и для периодического производства пищевого льда.

7. Холодильный транспорт – это совокупность передвижных транспортных средств и стационарных сооружений, предназначенных для перевозки скоропортящихся грузов. Он соединяет стационарные звенья непрерывной холодильной цепи, обеспечивая неизменность температуры при перемещении их от звена к звену.

Созданная в нашей стране в ХХ и начале ХХI вв. холодильная инфраструктура и действующие в ее составе непрерывные холодильные цепи во многом решают задачу обеспечения населения продуктами питания. В то же время существует ряд вопросов и проблем, решение которых позволило бы значительно улучшить ситуацию в данной области.

В Российской Федерации температурные режимы холодильной обработки, хранения и транспортировки скоропортящихся продуктов регламентируются большим числом документов: ГОСТы, технологические инструкции, правила перевозок. В результате ведомственной разобщённости, приведенные в различных документах параметры для одного вида товара, отличаются друг от друга. Мировой тенденцией является понижение температуры хранения замороженного мяса до минус 20 – минус 25 °С, что сокращает риск потерь его качества при колебаниях температуры.

Важным элементом обработки сельскохозяйственного сырья и скоропортящихся продуктов является минимизация времени межоперационного периода (время от готовности продукта к обработке до ее начала), а также времени холодильной обработки (охлаждение, замораживание). В нашей стране эти параметры лишь в единичных случаях включены в нормативную документацию. Мировая практика свидетельствует об обратном.

Рефрижераторные перевозки становятся год от года все более активно растущим сегментом рынка. В частности, динамика грузооборота за последние несколько лет стабильно росла, увеличиваясь в среднем на 7-13 % в год. Наибольшую долю в структуре рефрижераторных перевозок всеми видами транспорта занимает автомобильный транспорт. В 2009 г. из-за последствий экономического кризиса объём рефрижераторных перевозок скоропортящихся грузов всеми видами транспорта снизился на 22 % по сравнению с 2008 г. В 2010 г. рост объёма перевозок составил 115 %. Перевозки скоропортящихся грузов (СПГ) железнодорожным транспортом в России отличаются значительной распыленностью пунктов предъявления к перевозке и станций назначения.

Большинство видов СПГ предъявляется к перевозке небольшими партиями от 7 до 20 т за исключением рыбных грузов и импортных продуктов, поступающих через морские порты. Серьезное влияние на технологию перевозок скоропортящихся грузов оказывает их сезонность, неравномерность погрузки, связанная с неритмичным подходом судовых партий, а также отсутствие встречных грузопотоков, приводящее к значительным порожним пробегам изотермического подвижного состава.

Уменьшение объемов перевозки СПГ железнодорожным транспортом связано с возрастающей конкуренцией со стороны других видов транспорта, и, прежде всего – автомобильного. При этом существуют неравные условия конкуренции между железнодорожным и автотранспортом, поскольку отсутствует государственное регулирование и контроль условий перевозок СПГ последним. Кроме того, автомобильные перевозчики не несут издержек, аналогичных плате операторов за пользование инфраструктурой при перевозках железнодорожным транспортом.

В развитии перевозок скоропортящихся грузов железнодорожным транспортом до 2020 г. ожидаются две разнонаправленные тенденции. Так, в отношении мяса птицы и свинины ожидается существенное (почти в 3 раза, или на 500 тыс. т. к. уровню 2008 г.) снижение объемов перевозок. Причина – процесс импортозамещения, начатый правительством России с 2009 г. Вследствие существующей тенденции перехода груза на автотранспорт объем перевозок фруктов железнодорожным транспортом к 2020 г. прогнозируется на уровне чуть выше существующего, т. е. около 120 тыс. т в год.

В отношении свежемороженой рыбы прогнозируются сохранение тенденции роста вылова и постепенного увеличения объемов перевозок: в 2020 г. ожидается увеличение годовых объемов перевозок до 800 тыс. т. Таким образом, предполагаемый объем перевозок рефрижераторных грузов к 2020 г. составит около 1,3 млн. т.

Холодильная инфраструктура Российской Федерации характеризуется неравномерностью развития, имеется дефицит холодильных ёмкостей. Нехватка ёмкостей для хранения мяса от имеющихся оценена в среднем в 45 %, при этом по регионам может доходить до 70-80 %.

 

Недостаточно развита инфраструктура для обеспечения населения замороженными морепродуктами. На Дальнем Востоке – основном рыбодобывающем регионе Российской Федерации – расположено лишь 7 % холодильников. Для удовлетворения потребности в мощностях для хранения замороженной рыбы в рамках инвестиционного проекта Федерального агентства по рыболовству планируется строительство 19 холодильных терминалов общей ёмкостью 140 тыс. т на пути доставки рыбы из рыбодобывающих регионов. Практически отсутствуют условия для холодильной обработки и качественного хранения сельскохозяйственного сырья в местах его производства, особенно у мелких сельхозпроизводителей. Поэтому имеют место высокие потери сельскохозяйственного сырья в процессе его производства, сбора и транспортирования для последующей переработки или хранения.

Слабым звеном НХЦ в России является рефрижераторный транспорт, вследствие его дефицита в сезон заготовок, несоблюдения температур в охлаждаемых кузовах и необученности персонала. Улучшение условий перевозки скоропортящихся продуктов, требующих более жестких и стабильных температурно-влажностных режимов, можно достичь применением теплоизолированной упаковки: продукт в холодильной камере загружается в теплоизолированные контейнеры, короба или другую теплоизолированную тару, которая помещается в транспортные средства и доставляется на холодильный склад потребителя.

Имеющиеся в России железнодорожные рефрижераторные секции, парк которых не обновлялся с 90-х годов прошлого века, морально и физически устарели. В большинстве своем они не могут обеспечить требуемые режимы перевозки замороженных грузов. По мнению руководителя Федерального агентства по рыболовству действующий парк железнодорожных рефрижераторов подошел к критическому уровню в 2012 г. Прогрессивные перевозки продуктов рефрижераторными контейнерами развиваются в России медленно.

Износ оборудования многих распределительных холодильников, построенных в 60-80-х годах прошлого века, достигает 90 %. Не все эти холодильники могут обеспечить качественную обработку и хранение скоропортящихся продуктов. В России не внедрена практика постоянного контроля температуры обработанных холодом продуктов, вследствие этого возникают риски потери их качества. Серьезной проблемой является развал отечественного промышленного холодильного машиностроения. Номенклатура и объем производства отечественного холодильного оборудования крайне малы.

Для планомерного развития холодильной инфраструктуры и обеспечения качественного и устойчивого функционирования НХЦ в РФ требуется создание специального уполномоченного государственного органа исполнительной власти в области холодильной индустрии, или наделение такими полномочиями одного из министерств, например, Министерства сельского хозяйства. Необходима разработка концепции развития холодильной инфраструктуры Российской Федерации на перспективу, которая должна быть увязана с концепцией социально-экономического развития страны и являться ее составной частью. Это позволит осуществлять государственную политику инновационного развития холодильной индустрии и отечественного холодильного машиностроения, создать национальную систему хранения продовольственных ресурсов.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ

ИЗОТЕРМИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА

 

Холодильный (рефрижераторный) транспорт является соединительным звеном в непрерывной холодильной цепи, от его функционирования во многом зависит сохранение качества, снижение потерь, равномерное потребление скоропортящихся продуктов питания в течение года по различным регионам как отдельных стран, так и континентов. Скоропортящиеся пищевые продукты перевозят из районов их заготовки или производства различными видами холодильного транспорта (автомобильным, железнодорожным, водным и воздушным).

Продукты могут доставляться с перегрузкой и без перегрузки с одного вида транспорта на другой. При этом не исключено промежуточное хранение в холодильнике, где доставленная партия груза может быть разделена на более мелкие партии. Роль холодильного транспорта непрерывно возрастает в связи с растущим объемом внутренних и международных перевозок скоропортящихся продуктов, что характерно для всех экономически развитых стран. Причин тому несколько, а главная – непрерывный процесс экономической интеграции и специализации производства, как внутри отдельных стран, так и в международном масштабе. В связи с такими условиями использования холодильные транспортные средства должны отвечать требованиям национальных и международных стандартов. Например, международное соглашение о транспортировке скоропортящихся пищевых продуктов в специальных транспортных средствах, принятое Экономической комиссией ООН для Европы, предписывает использовать классифицированные и утвержденные средства для транспортировки всех видов замороженных продуктов в международной торговле.

Существующие виды холодильного транспорта представлены железнодорожным, автомобильным и водным транспортом. Наземные транспортные средства принято делить на изотермические, холодильные с безмашинным охлаждением, холодильные с машинным охлаждением и отапливаемые.

Автомобильный холодильный транспорт используют как для внутригородских, так и для междугородных (в том числе и международных) рейсов.

В зависимости от грузоподъемности и назначения автомобильный холодильный транспорт можно классифицировать следующим образом:

1) малой грузоподъемности (0,5-2,0 т) – используется для внутригородских перевозок мелкими партиями;

2) средней грузоподъемности (2,0-5,0 т) – используется для внутриобластных и городских крупными партиями;

3) большой грузоподъемности (5,0-20,0 т) – используется для междугородних, межобластных, международных перевозок массовых скоропортящихся грузов.

Длительность междугородних перевозок достигает нескольких суток, а протяженность – нескольких тысяч километров, причем двери охлаждаемого кузова на протяжении всей дороги остаются закрытыми. При такой степени автономности холодильная установка транспортного средства должна быть высоконадежной и многофункциональной, поэтому такие установки требуют применения более сложной схемы управления, чем стационарные холодильные установки такой же холодопроизводительности. Для международных перевозок часто используются охлаждаемые контейнеры, преимуществом которых является автономность конструкции и простота выполнения транспортных операций.

Внутригородские (и внутриобластные) перевозки производятся в течение рабочего дня и сопровождаются частыми остановками продолжительностью 20-30 мин с открыванием дверей при разгрузке.

Автотранспортные средства делятся на две основные группы: изотермические (с теплоизолированным кузовом, но без холодильной машины) и авторефрижераторы (с теплоизолированным кузовом и автономной холодильной установкой).

Кроме перечисленных групп транспортных средств выделяют промежуточные варианты конструкций рефрижераторов. В них источник холода является периодически возобновляемым. К ним относят автомобили с азотной, сухоледной и зероторной (аккумуляторной) системами охлаждения. Средствами автомобильного холодильного транспорта являются фургоны, полуприцепы, прицепы одно- и двухосные. По способности создавать и поддерживать температуру внутри кузова рефрижераторы подразделяются на три класса: класс А – минус 0...12 °С; класс В – минус 10...12 °С; класс С – минус 12...20 °С.

Рефрижераторы класса В и С должны иметь усиленную теплоизоляцию. В настоящее время в России сформировалась следующая структура холодильного транспорта:

- полуприцепы и автофургоны большой грузоподъемности (более 7 т) составляют около 8 % общей численности холодильного автотранспорта;

- среднетоннажные автомобили грузоподъемностью 1...7 т – 27–30 %;

- транспорт малой грузоподъемности (до 1 т) – 60-65%.

На рынке теплоизолированных фургонов (изотермических кузовов) доминируют отечественные производители. Авторефрижераторы оборудуются в основном импортными холодильными установками.

В России с ее беспрецедентными расстояниями перевозка скоропортящихся грузов железнодорожным рефрижераторным транспортом всегда являлась задачей особой социальной значимости. Основная доля перевозок СПГ по железным дорогам приходится на средние и дальние расстояния (более 600 км).

По назначению железнодорожный холодильный транспорт бывает:

- универсальный (для широкого спектра СПГ) изотермический подвижной состав (далее ИПС);

- специальный (для отдельных видов СПГ) ИПС.

Для перевозки скоропортящихся грузов, большинство из которых составляют продукты питания, на железных дорогах страны традиционно использовался специализированный изотермический подвижной состав, к которому относятся групповой рефрижераторный подвижной состав (ГРПС), включающий 5-вагонные рефрижераторные секции типов ЦБ и БМЗ общей грузоподъемностью 160...200 т, а также одиночные изотермические вагоны (ОИВ): главным образом автономные рефрижераторные вагоны (АРВ), автономные рефрижераторные вагоны со служебным помещением (АРВ-Э) и вагоны-термосы (ВТ) грузоподъемностью 40...50 т.

Среди направлений развития рынка перевозок рефрижераторных контейнеров приоритетными являются: приобретение подвижного состава (КРК-сцепов), развитие инфраструктуры (создание специализированных терминалов), разработка новых маршрутов и применение современных технологий. Перспективные технологии – это перевозка комплекса рефрижераторных контейнеров с использованием автономных дизель-генераторных установок, применение 45-футовых контейнеров. Парк изотермических вагонов-термосов, эксплуатируемый в настоящее время в России различными собственниками подвижного состава составляет около 9 тыс. вагонов, на рынке перевозок термосопригодных СПГ наблюдается значительный избыток предложения подвижного состава над спросом.

Водный холодильный (рефрижераторный) транспорт является звеном общей холодильной цепи. Он также перевозит зерно и сжиженные газы. Водный холодильный транспорт разделяется на морской и речной. Значительная часть средств морского холодильного транспорта обслуживает рыбную промышленность рисунок 4.

Рыбопромышленный холодильный флот состоит из судов различного назначения: добывающих (или промысловых), обрабатывающих и приемно-транспортных. Добывающие холодильные суда (средние рыболовные траулеры, рыбоморозильные траулеры, большие морозильные траулеры и др.) ловят рыбу и ее обрабатывают. Одни из них вырабатывают готовую продукцию (мороженую рыбу, филе, консервы, рыбную муку) непосредственно в районе промысла, другие – после первичной обработки передают рыбу на обрабатывающие суда. Первые, вырабатывающие готовую продукцию, оснащены холодильной установкой, обеспечивающей получение водного льда в льдогенераторах, замораживание рыбы и филе в скороморозильных аппаратах, хранение мороженой продукции в трюмах. Вторые имеют холодильную установку для холодильной обработки рыбы и кратковременного ее хранения. Обрабатывающие суда (производственный рефрижератор, плавбазы) принимают от добывающих судов рыбу-сырец и полуфабрикат, производят готовую продукцию, доставляют ее в порт или передают ее приемно-транспортному судну. Суда этого типа оснащены мощной холодильной установкой для получения водного льда в льдогенераторах, замораживания рыбы в скороморозильных аппаратах и хранения охлажденной и мороженой продукции в трюмах.

Приемно-транспортные суда принимают от добывающих и обрабатывающих судов, находящихся в отдаленных акваториях океана, продукцию и транспортируют ее в порт. Это быстроходные суда с трюмами большой вместимости, в которых перевозят охлажденные и мороженые продукты. Для перевозки продуктов между портами назначения служат транспортные речные и морские холодильные суда, которые подразделяются на универсальные и специализированные. Специализированные суда предназначены для перевозки специфических грузов, например, суда-контейнеровозы для перевозки холодильных контейнеров, суда-газовозы (метановозы) для перевозки в цистернах (резервуарах) сжиженных газов, в частности этилена, а также природного газа, основным компонентом которого является метан. Универсальные транспортные холодильные суда ежегодно перевозят свыше 60 % массы скоропортящихся продуктов, участвующих в мировой торговле. Современные транспортные холодильные суда могут перевозить различные скоропортящиеся продукты, упакованные на поддонах и хранящиеся навалом, при температурах от минус 30 до 14 °С. Они также способны перевозить контейнеры на палубе и в трюме и различные генеральные грузы. По температурному режиму в трюмах различают рефрижераторные суда высокотемпературные и низкотемпературные. Первые предназначены для перевозки охлажденных грузов (охлажденное мясо, малосоленая рыба, яйца, фрукты, овощи), вторые – для перевозки мороженых грузов, а промысловые суда – и для замораживания рыбы. На современных крупных рефрижераторных судах грузовместимость трюмов достигает 3000-3500 м3 (на рыболовно-морозильных), 8000-9000 м3 (производственных и производственно-транспортных), 20000-23000 м3 (на плавучих базах и транспортных рефрижераторах). Температура воздуха в трюмах в зависимости от режимов изменяется от минус 15 до минус 30°С при температурах кипения минус 25-40°С.

Судовые холодильные установки подразделяют: на производственные, обеспечивающие проведение производственных (технологических) процессов – охлаждение и хранение свежевыловленной рыбы, получение льда для охлаждения рыбы, замораживание и хранение мороженой рыбы, охлаждение и хранение соленой рыбы и консервов; провизионные, предназначенные для хранения запасов продовольствия для экипажа и пассажиров. А на судах с неограниченным районом плавания обязательно предусматривают холодильную установку для кондиционирования воздуха. Рефрижераторные контейнеры являются важным и неотъемлемым звеном непрерывной холодильной цепи. Мировые тенденции развития холодильного транспорта демонстрируют высокую актуальность применения рефрижераторных контейнеров для средне- и дальнемагистральных перевозок и временного хранения скоропортящихся продуктов с целью обеспечения их качества и безопасности потребления населением. Рефрижераторные контейнеры производятся различных типоразмеров: 20-футовые; 40-футовые; 40-футовые повышенного объема (HC-high cube); 45-футовые повышенного объема паллетной ширины (HC PW High Cube Pallet Wide). Холодильные контейнеры могут быть: изотермическими, охлаждаемыми с машинным и безмашинным охлаждением и отапливаемыми. Холодильные контейнеры рассчитывают на эксплуатацию при температурах наружного воздуха минус 40...45 °С. Номинальный режим работы контейнеров: охлаждаемых tпм = минус 20 °С при tн = 45 °С, отапливаемых tпм = 16 °С при tн = минус 40 °С.

Холодильная (и нагревательная) установка должна выполнять свои функции при tн = 55... минус 50 °С и атмосферном давлении 83-105 кПа. При перевозке фруктов должна быть предусмотрена вентиляция, обеспечивающая объемную подачу воздуха от 1,5 до 5,9 м3/ч.

Изотермические контейнеры. Продолжительность транспортировки грузов в изотермических контейнерах невелика и зависит от эффективности изоляции, количества продукта, его начальной температуры, температуры окружающей среды, а также от требуемой конечной температуры. Температура замороженных продуктов при перевозках в изотермических контейнерах в течение 2-х суток повышается от -20 до -5°С. Их доля незначительна.

Контейнеры с безмашинным охлаждением. Эти контейнеры охлаждаются жидким азотом, диоксидом углерода и эвтектическим льдом. Наиболее распространена азотная система охлаждения. Ее схема аналогична азотной системе охлаждения автомобильных транспортных средств, но она содержит два-три сосуда с азотом, соединенных параллельно. Азотную систему компонуют в виде моноблока, встраиваемого в машинный отсек контейнера. Структура систем охлаждения диоксидом углерода и эвтектическим льдом так же подобна тем, которые применяют в автотранспортных средствах.

Контейнеры с машинным охлаждением. Машинное охлаждение имеют приблизительно 90 % контейнеров мирового парка. В связи с разнообразием условий смешанных перевозок применяют различные типы контейнеров и холодильных (точнее холодильных и нагревательных) установок. Так, при транспортировке контейнеров наземным транспортом часто применяют встроенные установки с индивидуальным приводом от дизель-генератора. Иногда наряду с тепловым двигателем устанавливают и электродвигатель.

Контейнеры со встроенной холодильно-нагревательной установкой без дизель-генератора. Полезная вместимость таких контейнеров больше. Эти контейнеры используют при централизованном энергоснабжении на постоянных транспортных линиях, при непродолжительном хранении в пунктах перегрузки.

При смешанных перевозках морским и наземным транспортом или при часто меняющихся маршрутах используют контейнеры со съемной встроенной либо навесной холодильной установкой. Навесной блок выходит за габаритные размеры контейнера на 0,5 м по длине. Эти контейнеры используют при централизованной и автономной системах охлаждения. Холодильные установки контейнеров подобны установкам наземных транспортных средств.

В крупно- и среднетоннажных охлаждаемых и изотермических контейнерах перевозят мясо, мясные и молочные продукты, яйцо, рыбные продукты, пищевые консервы, овощи и фрукты, в малотоннажных контейнерах – мороженое, полуфабрикаты и кулинарные изделия, мясные и молочные продукты, медикаменты и биопрепараты, а также другие скоропортящиеся грузы. Существенными факторами, влияющими на успешность использования рефрижераторных контейнеров, являются: вид и способ упаковки продукции; порядок её размещения в контейнере с обеспечением нормального воздухообмена; надежность закрепления в контейнере для предотвращения несанкционированного смещения в процессе транспортировки и т.д. Производство рефрижераторных вагонов, секций и контейнеров в России не налажено, в результате организация транспортировки и краткосрочного хранения скоропортящейся продукции полностью зависит от зарубежных поставок специализированной рефрижераторной техники, прежде всего из Китая. Тем не менее, применение рефрижераторных контейнеров для России – эффективный путь решения проблем транспортировки скоропортящейся продукции.

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Единая транспортная система: учеб. для вузов/ В.Г. Галабурда, В.А. Персианов, А.А. Тимошин и др.; Под ред. В.Г. Галабурды. 2-е изд. с измен. и дополн. – М.: Транспорт, 2001. – 303 с.

2. Курылев Е.С. и др. Холодильные машины: Учебник для студентов вузов специальности «Техника и физика низких температур», «Холодильная криогенная техника и кондиционирование» / Курылев Е.С., Оносовский В.В., Румянцев Ю.Д. – 2-е изд., стереотип. – СПб.: Политехника, 2002. – 576 с.

3. Петров Ю.С. Судовые холодильные машины и установки: Учебник. – Л.: Судостроение, 1991. – 400 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: