Античная культура. Основные этапы ее развития. Сходство и
Различие двух типов античной культуры.
Античная культура – возникает с образованием греческих полисов в нач. 1 тыс. до н.э. завершается падение Римской империи в 5. в. до н.э. Античная культура так же находилась под сильным влиянием мифологии, но античная культура обладала письменностью, поэтому миф престает быть единственным средством сохранения информации. К мифу начинают относиться более свободно, он становится почвой для развития искусства литературы, философии. Они становятся основными сферами развития греческой культуры. Продолжение и развитием греческой культуры была культура Древнего Рима, новым в ней было особое внимание к вопросам политики и права. Философия государства и права зародилась так же в Греции, но в маленьких городах-государствах не было необходимости в развитой юриспруденции, а Рим быстро превратился в огромную державу. Римская культура заложила основу всего европейского правосознания.
В развитии древнегреческой культуры выделяют следующие этапы:
Крито-микенский или эгейский (по названию Эгейского моря) - III тысячелетие до н. э. - XII в. до н.э.;
Гомеровский период - XI-IX в.в. до н.э.;
Архаический период - VIII-VI в.в. до н.э.;
Классический период - с конца VI в. - до последней трети IV в. до н.э.;
Эллинистический период - с последней трети IV в. - до середины II в. до н.э.
Крито-микенская культура.
Культура Крита
Центрами эгейской культуры - монументальные дворцовые комплексы критских правителей.
Величественная архитектура и фресковые росписи - главные черты Крита.
Украшения из колоннад и фресок.
Центр критского государства - город Кносс. Самый знаменитый памятник того времени - Кносский дворец площадью в двадцать тысяч квадратных метров, расположенный на высоком холме.
|
Во дворце было столько комнат, коридоров, запутанных ходов, что он походил на лабиринт.
Особенность критской архитектуры - ничего громоздкого, давящего.
Главным украшением дворца была живопись – покрытие стен яркой и красочной декоративной росписью.
Мастера Крита в совершенстве освоили технику фрески - росписи по сырой штукатурке.
Критские художники были замечательными мастерами чеканки и резьбы по камню.
Вазы, сделанные на Крите, очень ценились.
Культура Микен
Поселения ахейцев строились на высоких холмах, которые называли «акрополи», то есть «верхние города».
Такие крепости сохранились в Микенах и Тиринфе. Центральным входом в крепость служили ворота.
Дворцы в Микенах также украшались росписями, но они уже менее живописны и в художественном отношении уступают критским. Это же относится и к керамике, хотя по качеству и прочности она превосходит критскую.
Захоронения отличались необычайной пышностью и богатством. Лица умерших закрывали золотые маски, одежды украшались золотыми пластинами, в загробную жизнь владык сопровождали: парадное оружие, золотые кубки, чаши.
Греческая мифология и религия.
Рели́гия и мифоло́гия Древней Греции оказали огромное влияние на развитие культуры и искусства всего мира и положили начало бесчисленному множеству религиозных представлений о человеке, героях и богах.
Источники: «Илиада» и «Одиссея» Гомера
«Теогония» Гесиода
|
30 — 15 вв. до н. э. — крито-минойская религия.
15 — 11 вв. до н. э. — архаическая древнегреческая религия.
11 — 6 вв. до н. э. — олимпийская религия.
6 — 4 вв. до н. э. — философско-орфическая религия (Орфей, Пифагор, Платон).
3 — 1 вв. до н. э. — религия эллинистической эпохи.
4. Культура гомеровского периода
-Гомеровский период(XI-IX вв до н.э.) потому что Гомер создал "Илиаду" и "Одиссею" в 7 веке.(про Троянскую войну и возвращение Одиссея домой) Его произведения заложили основу для греческой мифологии.
-Основные строительные материалы: дерево и необожжённый кирпич, монументальная скульптура из дерева - отсюда мало памятников гомеровского периода дошло до нас.
-из дошедших памятников: кермамические вазы, расписанные геометрическим орнаментом., а также терракотовые и бронзовые статуэтки.
-гомеровский период был бесписьменным {очевидно, что эпосы Гомера были переложенны на текст "на слух" М.}
-в целом гомеровский период был временем упадка, застоя культуры, но именно тогда вызревали предпосылки стремительного
Греческая поэзия эпохи архаики
В архаический период сформировалось новое течение в греческой литературе – лирическая поэзия.
Основные мотивы - сегодняшняя жизнь, чувства и переживания отдельного человека.
Архилох с острова Палос (VII в.до н.э.) передал в своих стихах и порывы страсти, оскорбленное самолюбие, желание мести, готовность стойко переносить превратности судьбы. Ввел в литературу новые размеры - ямб и хорей.
Анакреонт с острова Теос (VI в.до н.э.), остался в памяти человечества как певец дружеских пиров и любви. Лирика Анакреонта создала образ веселых, радостно пирующих греков.
|
Алкей с острова Лесбос (VII-VI вв.до н.э.) – политическая направленность, произведения - лирическая исповедь воина-поэта.
Сафо с острова Лесбос (VII-VI вв.до н.э.) - автор любовных стихов и эпиталам (свадебных песен).
Пиндар (VI-V вв.до н.э.), воспевал добродетель - арете - врожденное свойство аристократа, означавшее доблесть, физическое совершенство, благородство и достоинство.
Хоровая лирика - дифирамб - песнь в честь бога Диониса (Спарта).
6) Архитектура и искусство архаики
Архитектура:
-появление Дорического (суровый, несколько тяжёловесный соответствует строгая, геометрически правильная капитель колонны) и Ионического ордеров (более пышный, колонна несёт ещё и декоративную нагрузку, для неё характерны капитель с завитками-волютами, более сложный цокол, сама она гораздо изящнее дорической колонны)
-в период архаики утверждается синтез архитектуры и скульптуры - храмы снаружи украшаются рельефами, ставятся статуи богов.
Искусство, характеризуется поисками формы, выражающей эстетический идеал прекрасного телом и духом гражданина полиса.
-два основных типа одиночной скульптуры - обнажённый юноша (курос) и задрапированной женщины(кора) с характерной, так называемой архаичной улыбкой.
-пояляются скульптурные композиции и рельефы.
-Образ человека в архаике - близок к Древнему Востоку: некоторая условность изображения, статичность, торжественность.
-Керамика: чернофигурная техника(красная глина окрашивалась в чёрный цвет и расписывалась мифологическими или батальными сценами) росписи сосудов. Чуть позже краснофигурная(более тщательная прорисовка и разработка деталей), и аттические чернофигурные и более поздние краснофигурные вазы с изображением сцен обыденной жизни людей
7. Античная философия в эпоху своего становления. Греческая античная философия сформировалась в7-6 вв. до н.э. Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования она отличается от древних восточных философских систем и является, собственно, первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира (по факту, философия возникла только в Элладе и Индии).
Ионийская (милетская) школа:
Фалес Милетский (640/624 — 548/545 до н. э.): «Земля – диск, плавающий в море», «Все одушевлено», «Все из воды»
Анаксимандр (610 — 547/540 до н. э.): «Земля – цилиндр, небо – купол, человек произошел от рыб» Идея о вечном движении, зачатки эволюционных представлений. Первчиная субстанция – земля
Анаксимен (585/560 — 525/502 до н. э., Милет): «Земля – диск парящий в воздухе», Воздух – первородная субстанция.
Элейская школа
Ксенофан (580/577 — 485/490 до н. э.)(основатель ЭШ): критика религии древних греков, пантеизм, «Черными мыслят богов и курносыми все эфиопы, Голубоокими их же и русыми мыслят фракийцы», мифология – выдумка людей. Невозможность установ. истины в теологии.
Зенон (ок. 490. — ок. 430 до н. э.): был любовником своего учителя, идея о постоянстве мира и статичности оного. Отстаивал мысль о единстве и неподвижности истинно сущего бытия.
Парменид (540 до н. э. или 520 до н. э. — ок. 450 до н. э.): аргументация от мысли и языка – к миру, учение о невозможности всякого изменения. Бытие тождественно мысли, учение о неразрушимости субстанции.
----
Гераклит (544—483 гг. до н. э): Первооснова – огонь. Идея вечного потока. Все свойства веще относительны. «Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим...»
Пифагорейцы
Пифагор (570—490 гг. до н. э.): Учение о странствии души(переселение душ), Земля – шар, двигающийся вокруг центра мироздания, мистика цифр, Вера в единого бога. Воздерживание от употребления в пищу бобов. 8. Условия формирования и развития культуры в эпоху классики. Классическая эстетика. Канон. Победа в греко-персидских войнах, Перикл, культ физического и духовного совершенства, власть Афин – подъем. Пелопонесские войны, кризис полиса, индивидуализм – упадок, завоевание Македонией – конец. Калокагатия - гармония внешнего и внутреннего; гармония сфер, анамнесис – воспоминание о виденном в ином мире (из Платона); мемесис – искусство – подражание. Канон - система пропорций. Канон Поликлета - классика, канон Лесиппа – конец классики.