Самостоятельная работа 2. Основные теории развития.




Задания для самостоятельной работы по курсу

«Возрастная психология» для группы ПО/б-11,12,13, 14-з (выполняются в рукописном варианте)

Самостоятельная работа 1. История возрастной психологии

Цель: систематизировать и углубить знания о вкладе отечественных ученых в развитие возрастной психологии.

Задания:

1.Ознакомиться с указанной литературой.

2.В тетради для самостоятельных работ составить тезисный конспект на тему: «Вклад ученых в развитие отечественной возрастной психологии (Выготский Л.С., Божович Л.И., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б.)». Данные занести в таблицу:

 

Имена выдающихся ученых Их вклад в развитие возрастной психологии
   

 

3. Перечислить отрасли возрастной психологии, специфику их содержания.

Литература

1. Выготский Л.С. Психология развития человека/ Л.С. Выготский. - М.: Изд-во Смысл, 2004, Изд-во Эксмо. - 1136 с.: ил. - (Серия "Библиотека всемирной психологии")

2. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб.пособие/ Т.Д. Марцинковская. - М.: Изд.центр "Академия", 2001. - С.234-530.

3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. для студ.вузов./ В.С. Мухина. - 7-е изд., стереотип. - М.: Изд.центр "Академия", 2002. - С.36-49.

4. Кадышева Л.Б. Возрастная психология [Текст]: учебное пособие для студентов специальности «Психология» / Л. Б. Кадышева // – Севастополь: Рибэст, 2014. – 224с.

5. Першина Л.А. Возрастная психология: Учеб.пособие для вузов/ Л.А. Першина. - М.: Академический Проект, 2004. - С.11-35; С. 44 – 56.

6. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие/ Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект Пресс, 2001. – С.85; С.166.

Форма отчетности – конспект.

Самостоятельная работа 2. Основные теории развития.

Цель: систематизировать и пополнить знания о влиянии эволюционных идей зарубежных ученых на становление возрастной психологии.

Вопросы и задания:

1. Ознакомиться с указанной литературой.

2. На основании изученной литературы и конспекта лекций заполнить таблицу: «Влияние эволюционных идей А. Валлона, Э. Меймана, Ж. Пиаже на становление возрастной психологии»

 

Теория Авторы Содержание
     
     
     

3. Решить задачу: Педагог, наблюдая за поведением ребенка во время обеда, заметил, что малыш отказывается от еды, повторяя: «Не хочу, не хочу!» Следует ли сделать вывод о том, что ребенок капризен? Какими причинами может быть вызвано описанное поведение? Проанализируйте данную ситуацию.

Литература

1. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб.пособие/ Т.Д. Марцинковская. - М.: Изд.центр "Академия", 2001. - С. 234-530.

2. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. для студ.вузов./ В.С. Мухина. - 7-е изд., стереотип. - М.: Изд.центр "Академия", 2002. -456 с.

3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник/ Л.Ф. Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 442 с.

4. Першина Л.А. Возрастная психология: Учеб.пособие для вузов/ Л.А. Першина. - М.: Академический Проект, 2004. - 256 с.

5. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие/ Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект Пресс, 2001. – С.85

6. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005. – С.84-95.

Форма отчетности – конспект.

Самостоятельная работа 3. Развитие ребенка в младенческом возрасте

Цель: углубить представление относительно особенностей младенческого возраста.

Вопросы и задания:

1. Ознакомиться с указанной литературой

2. Составить тезисные ответы на следующие вопросы:

а) кто впервые ввел и описал термин «комплекс оживления»;

б) понятия безусловных и условных рефлексов;

в) специфика понятия «эмоциональная депривация», «изоляция»;

г) психологические принципы и приемы активизации психического развития младенца;

Литература

1.Авдеева Н. Н. Становление образа себя у детей первых трёх лет жизни // Вопросы психологии. - 1996. - № 4. - С. 5.

2.Бауэр Т. Психическое развитие младенца.- М.:«Прогресс».-1985.-319с.

3. Детская психодиагностика и профориентация: Для студентов вузов/ Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 1999. - 384 с.

4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. для студ.вузов./ В.С. Мухина. - 7-е изд., стереотип. - М.: Изд.центр "Академия", 2002. - С. 98-118.

5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник/ Л.Ф. Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 2001. – С. 234-258.

6. Першина Л.А. Возрастная психология: Учеб.пособие для вузов/ Л.А. Першина. - М.: Академический Проект, 2004. - С. 58-79.

Форма отчетности – конспект, глоссарий по теме.

Самостоятельная работа 4. Специфика развития ребёнка в раннем возрасте

Цель: углубить представление относительно специфики развития ребенка раннего возраста.

Вопросы и задания:

1. Ознакомиться с указанной литературой

2. Составить тезисные ответы на следующие вопросы:

а) возникновение знаковой функции сознания;

б) специфика понятия «госпитализм», «амплификация»;

в) психологические принципы и приемы активизации психического развития ребенка раннего возраста.

3. Изучить особенности эмоционального развития ребенка раннего возраста.

Литература

1. Аверин В.А. Психология развития детей дошкольного возраста/ Аверин В.А.. - СПб.: Михайлова В.А., 2000. - 64 с.

2. Кулагина И. Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учеб.пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ "Сфера", 2004. – С.188.

3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. для студ.вузов./ В.С. Мухина. - 7-е изд., стереотип. - М.: Изд.центр "Академия", 2002. - С.118-163.

4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник/ Л.Ф. Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 2001. – С.258-279.

5. Першина Л.А. Возрастная психология: Учеб.пособие для вузов/ Л.А. Першина. - М.: Академический Проект, 2004. - С.79-91

6. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие/ Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект Пресс, 2001. – С.226.

Форма отчетности – конспект, глоссарий по теме.

Самостоятельная работа 5. Особенности психического развития детей дошкольного возраста

Цель: углубить представление относительно особенностей развития ребенка дошкольного возраста; совершенствовать умения подготовки плана- конспекта научной статьи.

Вопросы и задания:

1. Составить план-конспект статьи (№ 1 в списке литературы).

2. Написать тезисные ответы на следующие вопросы:

а) влияние игры на общее психическое развитие ребёнка;

б) характеристика видов мышления в дошкольном возрасте;

в) развитие функций речи;

г) специфика понятия «эгоцентризм» (Ж.Пиаже);

3.Охарактеризовать сенсорные эталоны и какова их роль в познавательном развитии ребенка-дошкольника.

Литература

1. Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни. // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие. - 2-е изд., испр. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2003. - С.194.

2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник/ Л.Ф. Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 2001. – С. С.279-312.

3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. для студ.вузов./ В.С. Мухина. - 7-е изд., стереотип. - М.: Изд.центр "Академия", 2002. - С.163-248.

4.Прохоров А. О., Велиева С. В. Психические состояния детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. - 2003.- № 5.

5. Першина Л.А. Возрастная психология: Учеб.пособие для вузов/ Л.А. Першина. - М.: Академический Проект, 2004. - С.91- 127.

Форма отчетности – конспект, глоссарий по теме.

Самостоятельная работа 6. Развитие личности дошкольника

Цель: углублять знания об особенностях формирования личности в дошкольном возрасте; выделять основные направления развития личности дошкольника.

Вопросы и задания:

1. Ознакомиться с указанной литературой

2. Написать тезисные ответы на следующие вопросы:

а) особенности эмоционально-волевой сферы личности дошкольника.

б) нравственное развитие дошкольника;

в) негативные личностные образования (ложь, зависть).

Литература

1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Под ред. Д.И. Фельдштейна.- М., 1997.- 352с.

2. Кулагина И. Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учеб.пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ "Сфера", 2004. - С.245 - 250

3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. для студ.вузов./ В.С. Мухина. - 7-е изд., стереотип. - М.: Изд.центр "Академия", 2002. - С.163-248.

4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник/ Л.Ф. Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 2001. – С.279 - 312.

5. Першина Л.А. Возрастная психология: Учеб.пособие для вузов/ Л.А. Першина. - М.: Академический Проект, 2004. - С.91 - 127.

Форма отчетности – тезисные ответы на вопросы, глоссарий по теме.

Самостоятельная работа 7. Младший школьный возраст, его особенности

Цель: углублять знания об особенностях психического развития детей младшего школьного возраста.

Вопросы и задания:

1. Ознакомиться с указанной литературой

2. Составить тезисный конспект по следующим вопросам:

а) типология вариантов психического развития детей в период адаптации к школьной ситуации развития;

б) проявление школьной дезадаптации у младших школьников (формы и причины);

в) основные трудности в обучении детей младшего школьного возраста;

3. Раскрыть основные компоненты психологической готовности к школе (схематично).

4. Выбрать правильный ответ и объяснить его.

Особенности самосознания шестилетнего ребёнка заключаются в том, что:

а) он отделяет себя от взрослого; о себе, о своих качествах не знает;

б) слушает мнение других; оценивает себя на основе оценок старших;

в) стремится действовать в соответствии со своим полом;

г) оценка становится меркой норм поведения, оценивает на основе принятых норм поведения; лучше оценивает других, чем себя;

д) все ответы верны;

е) правильного ответа нет.

Литература

1. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. для студ.вузов./ В.С. Мухина. - 7-е изд., стереотип. - М.: Изд.центр "Академия", 2002. - С.249-344.

2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник/ Л.Ф. Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 2001. – С.320-336.

3. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе/ Р.В. Овчарова. - М.: ТЦ "Сфера", 1996. - С.26-27.

4. Першина Л.А. Возрастная психология: Учеб.пособие для вузов/ Л.А. Першина. - М.: Академический Проект, 2004. - С.140-157.

5. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие/ Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект Пресс, 2001. – С.301.

6. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учебное пособие для учителей и родителей/ В.Г. Степанов. - М.: Изд.центр "Академия", 1996. -320с.

Форма отчетности – конспект, глоссарий по теме.

Самостоятельная работа 8. Возрастные психологические характеристики подростков

Цель: систематизировать знания о психологических особенностях подростков; совершенствовать умения подготовки плана-конспекта научной статьи.

Вопросы и задания:

1. Ознакомиться с указанной литературой

2.Составить тезисные ответы на следующие вопросы:

а) специфические поведенческие реакции подростков (отказ, оппозиция, имитация, компенсация, группировки, хобби-реакция);

б) специфика понятий «акселерация» и «инфантилизм»;

в) особенности общения со взрослыми;

г) особенности развития познавательных процессов подростков.

3. Составить план-конспект статьи (№ 5 в списке литературы).

Литература

1. Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей/ И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1980. - С.8

2. Крайг Г. Психология развития/ Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2002. - 992 с.

3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. для студ.вузов./ В.С. Мухина. - 7-е изд., стереотип. - М.: Изд.центр "Академия", 2002. – С.348.

4. Першина Л.А. Возрастная психология: Учеб.пособие для вузов/ Л.А. Першина. - М.: Академический Проект, 2004. - С.158.

5. Поливанова К. Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. - 1996. - № 1. - С. 20-34.

Форма отчетности – план – конспект статьи, тезисные ответы на вопросы, глоссарий по теме.

Самостоятельная работа 9. Юность как психологический возраст

Цель: систематизировать знания о психологических особенностях юношеского возраста.

Вопросы и задания:

1. Ознакомиться с указанной литературой

2. Написать тезисные ответы на следующие вопросы:

а) роль общения со взрослыми и сверстниками в развитии личности в юности;

б) юношеская дружба, её особенности;

в) особенности развития личности в юношеском возрасте.

Литература

1. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов/ Сост. и науч. ред. В.С. Мухина,, А.А. Хвостов. - М.: Изд.центр "Академия", 2000. - 624 с

2. Кон И.С. Психология ранней юности/ И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.: ил

3. Кон И. С. Психология старшеклассника // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие. - 2-е изд., испр. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2003.- С.355.

4. Крайг Г. Психология развития/ Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2002. - 992 с.

5. Кулагина И. Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учеб.пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ "Сфера", 2004. – С.321, 345.

6. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие/ Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект Пресс, 2001. – С.349.

Форма отчетности – тезисные ответы на вопросы, глоссарий по теме.

Самостоятельная работа 10. Молодость, ее особенности

Цель: систематизировать знания о психологических особенностях периода молодости.

Вопросы и задания:

1. Ознакомиться с указанной литературой.

2. Написать тезисные ответы на следующие вопросы:

а) типы независимости, приобретаемой молодым взрослым в процессе отделения от родительской семьи (по Д. Хоффману)

б) этапы профессионального пути человека (по Д. Сьюупер).

3. Охарактеризовать отличия нормативных кризисов взрослости от детских кризисов.

Литература

1. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости.- М.,2001.

2. Кулагина И. Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учеб.пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ "Сфера", 2004.

3. Першина Л.А. Возрастная психология: Учеб.пособие для вузов/ Л.А. Першина. - М.: Академический Проект, 2004. – С. 220.

4. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие/ Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект Пресс, 2001. – С. 373.

5. Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие. - 2-е изд., испр. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2003.

Форма отчетности – тезисные ответы на вопросы, глоссарий по теме.

Самостоятельная работа 11. Особенности зрелого возраста

Цель: систематизировать знания о психологических особенностях периода взрослости.

Вопросы и задания:

1. Ознакомиться с указанной литературой.

2. Написать тезисные ответы на следующие вопросы:

а) особенности интеллектуального развития в зрелом возрасте.

б) динамика познавательных функций в период взрослости.

в) особенности развития личности в зрелости.

Литература

1. Вайзер Г.А. Смысл жизни и двойной кризис в жизни человека // Психологический журнал. – 1998. – № 5.

2. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. - М.,2001.

3. Деркач А.А. Акмеология: Учебное пособие. - СПб., 2003.- 256с

4.Кулагина И. Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учеб.пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ "Сфера", 2004. – С.401.

- 5. Пинякова С.Е., Андреев Н.В. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости // Вопросы психологии.-1998.-№ 2.

- 6. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие/ Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект Пресс, 2001. – С. 393.

Форма отчетности – конспект, тезисные ответы на вопросы.

Самостоятельная работа 12. Старость. Характеристика возраста.

Цель: систематизировать знания о психологических особенностях периода старения; совершенствовать умения подготовки аннотации научной статьи.

Вопросы и задания:

1. Ознакомиться с указанной литературой.

2. Составить аннотацию статьи (см. № 1 в списке литературы);

3. Написать тезисные ответы на следующие вопросы:

а) нормативный кризис 50-55 лет;

б) особенности личности в старости.

Литература

1. Анциферова Л.И. Психология старости: особенности развития личности в период поздней взрослости // Психологический журнал.- 2001.- № 3.-С.86.

2. Анциферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности // Психологический журнал.-1994.-Т.15.-№ 1.-С.60-71.

3. Козлов А.А. Старость: социальная разобщенность или целостность? // Мир психологии.- 1999.-№ 2.-С.80-96.

4. Першина Л.А. Возрастная психология: Учеб.пособие для вузов/ Л.А. Першина. - М.: Академический Проект, 2004. – С.234.

5. Психология старости и старения: Хрестоматия: Учебное пособие для студ.психол.фак.высш.учеб.завед./ Сост. О.В. Краснова,, А.Г. Лидерс. - М.: Изд.центр "Академия", 2003. - 416 с

6. Райгородский Д.Я. Учебное пособие по психологии старости. Для факультетов: психологических, медицинских и социальной работы./ Д.Я. Райгородский. - Самара: Изд.Дом "БАХРАХ-М", 2004. - 736 с

Форма отчетности – конспект, тезисные ответы на вопросы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: