Тема: Почва и ее свойства
Цель: совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах почвы
Задача:
- вызвать интерес к эксперементальной деятельности, к совместному выполнению задания;
- развивать любознательность;
- закрепить правило техники безопасности и аккуратности работы с почвой во время экспериментов;
- развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы;
- развивать память, мышление, воображение, внимание;
- развивать инициативу, самостоятельность;
- воспитывать экологически грамотное поведение в лесу, в парке: ходить по дорожкам, не топтать все вокруг, чтобы сберечь жизнь подземных жителей, растений;
- формировать дружеские взаимоотношения во время опытов, игры.
Дистанционное обучение
Ход занятия
Рук.кр: - на прошлом занятии мы познакомились как образовался первый слой почвы, ее составом и значением. А для этого я предлагаю вам снова стать учеными и приглашаю в нашу экспериментальную лабораторию.
Прежде, чем начать работу в нашей лаборатории, давайте вспомним правила работы:
- каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая, другому;
- нельзя брать ничего без разрешения;
- аккуратно обращаться со стеклянной посудой;
- советоваться друг с другом;
- поддерживать порядок на рабочем столе.
Приступаем к работе:
Опыт №1 Какого цвета почва
Руководитель кружка: - перед вами на бюдцах лежит земля, а рядом лупа (увеличительное стекло). Возьмите в руку лупу и посмотрите внимательно на почву, что вы там увидели?
Дети:- остатки полусгнивших корешков и листочков, палочки, сухие листья, комочки земли, камешки.
Вывод: почва темного цвета, пахнет гнилью и состоит из гнивших корешков растений и перегнивших листьев.
|
Опыт №2 Состав почвы
Руководитель кружка: - размешаем почву в стакане с водой. Через некоторое время увидим, что на дне стакана осядет песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений - это и есть перегной.
Вывод: почва в своем составе имеет: перегной, песок и глину.
Опыт №3 В почве есть воздух. Им дышат многие животные подземного мира.
Руководитель кружка:- аккуратно опустите кусочек сухой почвы в стакан. Что произошло? Как объяснить появление пузырьков воздуха в воде? Вспомните опыты по воздуху.
Дети: наверное, в почве есть воздух
- мы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. А это значит, что в почве есть воздух. Для чего нужен воздух в почве?
Дети:- воздух нужен растениям и животным, которые живут в почве для дыхания
- что нужно делать, чтобы почва насыщалась воздухом?
Дети:- рыхлить почву.
Вывод: в состав почвы входит воздух.
Опыт №4
Руководитель кружка:- с помощью пипетки я возьму несколько капель воды из стакана, где мы размешивали почву и помещу на предметное стекло. Теперь нагрею стекло над пламенем свечи. Что произошло? После испарения воды на стекле остался тонкий белый налет, это минеральные соли.
Вывод: почва содержит минеральные соли, которые могут, растворяться в воде. Соли- это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною, под воздействием микробов, которые живут в почве.
Руководитель кружка: - мы плодотворно с вами поработали, вы устали, давайте прервемся и сделаем самомассаж. Встаньте сзади своих стульчиков. Я буду говорить и показывать, а вы повторяйте за мной слова и движения.
|
Самомассаж "Ладошки
Вот и нас игра такая: хлоп ладошка, " Хлопки в ладошки
Хлоп, другая!
Правой, правой ладошкой Шлепки по левой руке от плеча к плечу
Даже щечки мы побьем
Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп! Хлопки над головой
По коленкам - шлеп, шлеп! Хлопкипо коленкам
По плечам теперь похлопай! Шлепки по плечам
По бокам себя пошлепай! Шлепки по бокам
Можем хлопнуть за спиной! Шлепки по спине
Хлопаем перед собой! Шлепки по груди
Справа - можем! Слева - можем! Поколачиваем по груди справа, слева
И Крест-накрест руки сложим!
И погладим мы себя Поглаживание по рукам, груди, бокам
Вот такая красота спине, ногам
Рук.кр.: Отдохнули, снова приступаем к работе
Опыт №5 Прокаливание почвы
Руководитель кружка: - я положу ложечку почвы на блюдце, накрою почву
стеклянным стаканом, затем нагрею на пламени свечи. Что вы наблюдаете? Стекло стакана сначала становится влажным, а потом на нем появляются капельки воды. Откуда взялась вода? Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете?
Дети: - над почвой появился дым и неприятный запах чего-то горелого
Руководитель кружка:- это происходит из-за сгорания частиц перегнивших растений и насекомых.
Вывод: в почве присутствует вода. При нагревании вода испаряется. Водяной пар поднимается вверх, встречает на своем пути холодное стекло, охлаждается и превращается в мельчайшие капельки воды. Ещё в почве находятся перегнившие остатки растений и насекомых.