Хочу обратиться к Федеральному закону ОТ 13.03.2006 N 38-ФЗ (РЕД. ОТ 01.05.2019) "О РЕКЛАМЕ" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)
Данный закон дает следующее определение рекламы (ст.2): «Реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать и поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний».
Закон запрещает ненадлежащую рекламу, к которой он относит рекламу недобросовестную, недостоверную, заведомо ложную, неэтичную и скрытую.
Недобросовестной рекламой (ст. 6) является та, которая дискредитирует лиц, не пользующихся товаром; вводит людей в заблуждение относительно рекламируемого товара; содержит некорректные сравнения с конкурентами.
Недостоверная реклама (ст.7) - та, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения.
Неэтичная реклама (ст. 8) нарушает общепринятые нормы морали и гуманности, порочит произведения искусства, представляющие собой национальное или мировое культурное достояние, государственные символы, а также физических или юридических лиц, какие — либо профессии, деятельность или товар.
Заведомо ложной считается реклама (ст. 9), с помощью которой рекламодатель умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы.
Скрытой рекламой (ст. 10) признается та, которая оказывает неосознаваемое потребителем воздействие на его восприятие.
Закон характеризует (ст.2) участников рекламного процесса (рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя) и определяет их ответственность за создание и распространение рекламы, несоответствующей закону (гл.З).
Закон устанавливает правила рекламы отдельных видов товаров: медикаментов, оружия, табачных изделий и алкогольных напитков (ст. 16), финансовых услуг (ст. 17), и товаров для детей (ст.20), а также выдвигает определенные требования к рекламе в прессе, на радио, телевидении, в кино - и видеообслуживании, при предоставлении справок (ст. 10-15). Особая статья посвящена социальной рекламе (ст. 18).
В частности, запрещается прерывать рекламой детские и религиозные радио- и телепередачи, радиопостановки и художественные фильмы без согласия правообладателей.
Особое значение имеют нормы закона, касающиеся рекламы, направленной на несовершеннолетних. Так, реклама не должна внушать несовершеннолетним, что обладание теми или иными товарами дает им какие-либо преимущества над другими несовершеннолетними. Она не должна подрывать авторитет родителей и воспитателей, создавать у детей искаженное представление о цене товара, его доступности для любого семейного бюджета или легкости использования.
За нарушение закона предусмотрена следующая ответственность (гл. 4-5): необходимость осуществления контррекламы, предупреждения или штрафы (от 200 до 5000 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом). Уплата штрафа не освобождает участников рекламного процесса от исполнения предписаний о прекращении незаконных действий и от осуществления контррекламы.
Контрреклама осуществляется посредством того же средства распространения, с использованием тех же характеристик продолжительности, пространства, места и порядка, что и опровергаемая ненадлежащая реклама. Ее содержание согласовывается с тем антимонопольным органом, который установил факт нарушения закона (ст. 29).
Особо серьезные случаи, связанные с использованием заведомо ложной рекламы, влекут за собой и уголовную ответственность.
Государственный контроль за соблюдением Закона РФ «О рекламе» возложен на федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы (в пределах их компетенции) (гл. 5).
Законодательство ставит преграды на пути ненадлежащей рекламы. Между тем детальное регламентирование рекламной деятельности при помощи норм права объективно затруднено особенностями самой сферы регулирования. В России, как и во многих других странах, весьма важным становится саморегулирование рекламы, которое предполагает добровольный контроль делового сообщества за собственной деятельностью в сфере рекламной деятельности.
Организациями, берущими на себя функции по саморегулированию рекламы, являются: Российская организация рекламных агентств, Национальная рекламная ассоциация, Комитет Торгово - промышленной палаты по рекламной деятельности, Ассоциация по связям с общественностью.
Федеральный закон № 38- ФЗ «О рекламе» регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ и услуг. Закон принят Государственной Думой 22 февраля 2006 года, вступил в силу 1 июля 2006 года.
Данный закон не распространяется на:
· Политическую рекламу и предвыборную агитацию
· Информацию, раскрытие или распространение которой является обязательным в соответствии с этим Федеральным законом
· Справочно-информационные и аналитические материалы
· Сообщения органов власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, муниципальных органов если таковые не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой
· Вывески и указатели
· Информацию о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенную на товаре или его упаковке
· Любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке товара и не относящиеся к другому товару
· Упоминания о товаре, которые органически интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами не являются сведениями рекламного характера и не все рекламные отношения них отражены
Целями закона в новой редакции являются:
· Развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции
· Обеспечение в Российской Федерации единого экономического пространства
· Реализация права потребителей на получение добросовестной достоверной рекламы
· Предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Таким образом, можно сказать, что Закон о рекламе не только регулирует отношения, он помогает ориентироваться в правовом пространстве рекламирования, отличать рекламу от иной информации, определять, что такое ненадлежащая реклама.