Грамматические и лексические нормы




1. Допишите слова: бел... лебедь; крупн... жира... (жираф или жирафа?); объемист... бандероль; импортн... шампунь; стар... мозоль; отличн... картофель; шелк... тюль.

 

2. Допишите окончания.

Необыкновенно длинн... боа — гордость нашего террариума. Ей подарили страусов... боа. Маленьк... пони звали Кити. У мое... протеже — красивое платье. Вскоре мы увидели извести... нам по «Доктору Айболиту» Лимпопо. В 1955 году МГУ празднова... свое двухсотлетие.

 

3. Укажите официальные словообразовательные варианты приведенных слов.

Ассистентка, корреспондентка, пенсионерка, переводчица, учительница.

 

4. Запишите сложносоставные слова в родительном падеже: автомат-заку­сочная; телефон-автомат; бал-маскарад; диван-кровать; плащ-палатка; плащ-пелерина; шеф-повар; яхт-клуб; торт-мороженое.

 

5. Допишите окончания.

У нашей Катеньки от женихов отбо... нет. Хозяйка протянула гостю чашку ча... В магазинах появилось много сортов ча... Депутат наделал шум... — я чуть не умер со смех... Взвесьте, пожалуйста, килограмм творог... Производство творог... возросло. В цех... было чисто, уютно. Я давно не был в отпуск... Положи в суп головку лук... На ложечку воды — капельку мед... — вот и отличное лекарство для глаз. В мед... много целебных свойств. Час от час... не легче.

 

6. Допишите словоформы.

В посылке оказалось пять бана... и пять баклажа... При укладке пути не хва­тило ста рель...

 

Запишите приведенные слова в форме родительного падежа множествен­ного числа:

басня, бриджи, вафля, гольф, квашня, колено (часть ноги), кочерга, ку­шанье, носок, оладья, петля, перепутье, подмастерье, половодье, поместье, рейтузы, сапог, свадьба, свеча, снадобье, таможня, туфля, чулок, грузин, ру­мын, чукча, якут.

 

7. Раскройте скобки.

Я живу в городе... (Орел). Миша родился в городе... (Советская Гавань). Мы плыли по реке... (Ловать). Можно ли купаться в... (Москва-река)? В прошлом году мы побывали на островах... (Крит и Сицилия). Поезд подошел к станции... (Луга).

 

8. Образуйте краткую форму имен прилагательных в мужском роде: безвременный, двусмысленный, долговременный, разновременный, свое­временный, сокровенный.

 

9. Образуйте сложные имена прилагательные, используя элемент дву- или двух- и следующие имена существительные: борт, вид, ведро, век, состав, тумба, цилиндр.

10. Образуйте имена прилагательные, используя элемент меж- или между- и следующие имена существительные: вуз, город (телефонная станция), завод, континент, этаж, школа, река.

 

11.С какими из приведенных слов можно употребить собирательное числи­тельное двое?

Мальчики, учительницы, очки, врачи, волки, волчата, ножницы, гусли, девочки, грабли, министры.

 

Запишите приведенные словосочетания в форме родительного падежа: обе улицы, оба столба, обе танцорки.

Запишите словами числа в форме творительного падежа; для двух послед­них используйте слова: полтора, полтораста: 355 445; 1,5; 150 рублей.

 

Запишите словами числа в форме именительного падеж а: 2 2/5 м; 5 м; 2 2/3 кг; 10 кг; 24,6%; 20%.

 

12. Какие из указанных в скобках форм местоимений нужно употребить в предложениях?

У... (нее — ней) особенная походка. Она прошла мимо... (него — его). От­носительно... (него — его) вопрос давно решен. При помощи... (нее — ее) ему удалось избавиться от меланхолии. Она значительно младше... (него — его). У... (них — их) двое детей.

13. Закончите словоформы:

—Хватит тебе лебезить. — Я не лебе...

—Ты наяву грезишь. — Я не гре...

—Перестань гудеть. — Я не гу...

Если вам надо что-то положить, то как вы выразите это в форме 1-го липа настоящего времени: — Я...

 

 

14. Допишите словоформы.

Я мечтаю учредить фонд помощи учителям и обязательно учре... его. Не беспокойтесь, я скоро выздоров... О своем приходе я обязательно предупре... тебя.

 

15. Допишите формы повелительного наклонения.

Вылож... все из карманов. Эту работу законч... как можно быстрее. Эти мыс­ли выброс... из головы.

19. Вставьте пропущенные буквы.

Этот пункт договора мы не стали обусл...вливать. Перед боем противник начал сосредотачивать свои силы. Я не стал его осп...ривать. Не надо было его уполномочивать.

 

 

20.Вставьте пропущенные буквы:

буд...щий, в...н...грет, дерм...тин,...аимообразно (в долг), инци...ент, компетенция (осведомленность), компос.ировать, компроме...ация, конку­рент...способный, конста.-.ировать, обр...к или е), пол...умный, поскольз­нуться, прецс.ент (случай, служащий примером).

Образуйте формы родительного падежа в единственном и множественном числе от имен существительны х: брелок, бюллетень.

 

20.1. Вставьте пропущенные буквы.

Директор школы и завуч организова... бал-маскарад. Директор фирмы вместе с кассиром уеха... в банк.

 

20.2. Запишите предложения, раскрыв скобки.

Ряд депутатов в ходе прений по повестке дня (внес — внесли) ценные предложения. Большинство (разъехалось — разъехались) по домам. Ряд мер уже (принят — принято) по заявлениям клиентов. Немало испытаний (выпало — выпали) на его долю. Тысяча человек (вышла — вышло — вышли) на митинг.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: