1. Допишите слова: бел... лебедь; крупн... жира... (жираф или жирафа?); объемист... бандероль; импортн... шампунь; стар... мозоль; отличн... картофель; шелк... тюль.
2. Допишите окончания.
Необыкновенно длинн... боа — гордость нашего террариума. Ей подарили страусов... боа. Маленьк... пони звали Кити. У мое... протеже — красивое платье. Вскоре мы увидели извести... нам по «Доктору Айболиту» Лимпопо. В 1955 году МГУ празднова... свое двухсотлетие.
3. Укажите официальные словообразовательные варианты приведенных слов.
Ассистентка, корреспондентка, пенсионерка, переводчица, учительница.
4. Запишите сложносоставные слова в родительном падеже: автомат-закусочная; телефон-автомат; бал-маскарад; диван-кровать; плащ-палатка; плащ-пелерина; шеф-повар; яхт-клуб; торт-мороженое.
5. Допишите окончания.
У нашей Катеньки от женихов отбо... нет. Хозяйка протянула гостю чашку ча... В магазинах появилось много сортов ча... Депутат наделал шум... — я чуть не умер со смех... Взвесьте, пожалуйста, килограмм творог... Производство творог... возросло. В цех... было чисто, уютно. Я давно не был в отпуск... Положи в суп головку лук... На ложечку воды — капельку мед... — вот и отличное лекарство для глаз. В мед... много целебных свойств. Час от час... не легче.
6. Допишите словоформы.
В посылке оказалось пять бана... и пять баклажа... При укладке пути не хватило ста рель...
Запишите приведенные слова в форме родительного падежа множественного числа:
басня, бриджи, вафля, гольф, квашня, колено (часть ноги), кочерга, кушанье, носок, оладья, петля, перепутье, подмастерье, половодье, поместье, рейтузы, сапог, свадьба, свеча, снадобье, таможня, туфля, чулок, грузин, румын, чукча, якут.
|
7. Раскройте скобки.
Я живу в городе... (Орел). Миша родился в городе... (Советская Гавань). Мы плыли по реке... (Ловать). Можно ли купаться в... (Москва-река)? В прошлом году мы побывали на островах... (Крит и Сицилия). Поезд подошел к станции... (Луга).
8. Образуйте краткую форму имен прилагательных в мужском роде: безвременный, двусмысленный, долговременный, разновременный, своевременный, сокровенный.
9. Образуйте сложные имена прилагательные, используя элемент дву- или двух- и следующие имена существительные: борт, вид, ведро, век, состав, тумба, цилиндр.
10. Образуйте имена прилагательные, используя элемент меж- или между- и следующие имена существительные: вуз, город (телефонная станция), завод, континент, этаж, школа, река.
11.С какими из приведенных слов можно употребить собирательное числительное двое?
Мальчики, учительницы, очки, врачи, волки, волчата, ножницы, гусли, девочки, грабли, министры.
Запишите приведенные словосочетания в форме родительного падежа: обе улицы, оба столба, обе танцорки.
Запишите словами числа в форме творительного падежа; для двух последних используйте слова: полтора, полтораста: 355 445; 1,5; 150 рублей.
Запишите словами числа в форме именительного падеж а: 2 2/5 м; 5 м; 2 2/3 кг; 10 кг; 24,6%; 20%.
12. Какие из указанных в скобках форм местоимений нужно употребить в предложениях?
У... (нее — ней) особенная походка. Она прошла мимо... (него — его). Относительно... (него — его) вопрос давно решен. При помощи... (нее — ее) ему удалось избавиться от меланхолии. Она значительно младше... (него — его). У... (них — их) двое детей.
|
13. Закончите словоформы:
—Хватит тебе лебезить. — Я не лебе...
—Ты наяву грезишь. — Я не гре...
—Перестань гудеть. — Я не гу...
Если вам надо что-то положить, то как вы выразите это в форме 1-го липа настоящего времени: — Я...
14. Допишите словоформы.
Я мечтаю учредить фонд помощи учителям и обязательно учре... его. Не беспокойтесь, я скоро выздоров... О своем приходе я обязательно предупре... тебя.
15. Допишите формы повелительного наклонения.
Вылож... все из карманов. Эту работу законч... как можно быстрее. Эти мысли выброс... из головы.
19. Вставьте пропущенные буквы.
Этот пункт договора мы не стали обусл...вливать. Перед боем противник начал сосредотачивать свои силы. Я не стал его осп...ривать. Не надо было его уполномочивать.
20.Вставьте пропущенные буквы:
буд...щий, в...н...грет, дерм...тин,...аимообразно (в долг), инци...ент, компетенция (осведомленность), компос.ировать, компроме...ация, конкурент...способный, конста.-.ировать, обр...к (е или е), пол...умный, поскользнуться, прецс.ент (случай, служащий примером).
Образуйте формы родительного падежа в единственном и множественном числе от имен существительны х: брелок, бюллетень.
20.1. Вставьте пропущенные буквы.
Директор школы и завуч организова... бал-маскарад. Директор фирмы вместе с кассиром уеха... в банк.
20.2. Запишите предложения, раскрыв скобки.
Ряд депутатов в ходе прений по повестке дня (внес — внесли) ценные предложения. Большинство (разъехалось — разъехались) по домам. Ряд мер уже (принят — принято) по заявлениям клиентов. Немало испытаний (выпало — выпали) на его долю. Тысяча человек (вышла — вышло — вышли) на митинг.