Безопасность работ при эксплуатации строительных машин и механизмов.




В качестве основного показателя устойчивости машин принят коэффициент запаса устойчивости, представляющий собой отношение момента удерживающих сил относительно ребра опрокидывания к моменту опрокидывающих сил

 

 

Этот показатель позволяет оценить устойчивость машины при проектировании, исследовать влияние на устойчивость различных эксплуатационных факторов и обосновать требования техники безопасности.

При обеспечении устойчивости различные виды строительных машин имеют особенности, поэтому требования к коэффициенту запаса устойчивости и порядок нахождения его могут существенно отличаться.

Устойчивость башенных кранов принято определять для следующих условий эксплуатации:

- при действии груза (грузовая устойчивость);

- при отсутствии груза (собственная устойчивость);

- при внезапном снятии нагрузки на крюке;

- при монтаже и демонтаже;

- при погрузке (выгрузке);

- при испытаниях крана.

При определении устойчивости башенных кранов коэффициент запаса устойчивости принимают не постоянным, а рассчитывают с учетом области применения, надежности крана, случайных отклонений нагрузки и ветра от нормативных значений, а также в зависимости от условий работ. Для удобства определения устойчивости условие (1) записывают в виде неравенства

 

, где - коэффициент перегрузки; - коэффициент условий работ.

Устойчивость колесных и гусеничных строительных машин. При оценке устойчивости колесных и гусеничных строительных машин необходимо учитывать особенности их эксплуатации (неподготовленная поверхность, на которой приходится работать машинам, возможные значительные уклоны, просадка грунта под опорами).

Для колесных и гусеничных машин определяют горизонтальную статическую устойчивость с номинальным грузом, устойчивость на наклонной площадке и динамическую устойчивость.

В качестве количественных показателей устойчивости приняты: момент устойчивости, угол устойчивости, максимальная статическая нагрузка на рабочее оборудование, момент и угол запаса устойчивости, а также угол крена.

(дальше модно не писать)

При проектировании машин выполнение требований безопасности достигается за счет применения устройств, которые обеспечивают безопасность машины в случае ошибок машиниста или неожиданного появления опасности. По назначению приборы и устройства безопасности принято делить на тормозные, контрольно-предохранительные, блокировочные, сигнальные, ограждающие, аварийной остановки.

Тормозные устройства основаны на использовании силы трения, возникающей между подвижными и неподвижными частями.

Контрольно-предохранительные устройства в строительных машинах применяют самой различной конструкции. По назначению бывают указатели ветрового давления, вылета стрелы, крена крана, приближения к воздушным линиям электропередач и другие; противоугонные захваты; ограничители высоты подъема, вылета стрелы, поворота и пути, грузоподъемности и грузового момента, скорости; буферные устройства.

Предельное положение элементов конструкции фиксируется контактами безопасности (концевые выключатели).

Сигнальные устройства применяют для оповещения работающих о возникновении опасности. Они могут быть световые, звуковые и комбинированные.

Ограждающие устройства предназначены для предотвращения попадания людей в опасную зону. Ограждающие устройства выполняются самых различных конструкций: ограждающие кожухи, щиты, решетки, сетки на жестких каркасах, перила и т.п.

Блокирующие устройства обеспечивают выключение машины или механизма в случае проникновения человека в опасную зону, отказа оборудования или выход параметров энергоносителей за доступные пределы.

Для обеспечения безопасности кабина (рабочее место) должна иметь достаточные защитные свойства от действия механической силы, безопасный вход и выход, размеры и оборудование рабочего места (РМ) должны отвечать требованиям эргономики. Кабина должна иметь необходимую обзорность.

Эргономика как наука о едином биотехническом комплексе «человек – машина – среда» предъявляет следующие требования к оборудованию РМ:

- достаточные размеры рабочего пространства РМ;

- правильный выбор рабочей позы;

- правильная организация информационного и моторного поля РМ;

- обеспечение комфортных ил допустимых условий производственной среды;

- рациональные конструкции вспомогательных устройств;

- интерьер.

Внутренние размеры кабины, кроме кабин базовых автомобилей и тракторов для одного машиниста, должны быть, (мм, не менее): высота – 1600, ширина – 920, длина в зоне средств управления – 1400.

Пространство рабочего места включает информационное и моторное поле.

Информационное поле – пространство РМ с размещенными в нем средствами отображения информации и другими источниками сведений, используемыми в процессе трудовой деятельности. Правильная организация информационного поля требует располагать средства отображения информации в соответствующих зонах поля с учетом частоты и значимости поступающей информации, типа средств отображения информации и скорости слежения и считывания.

Моторное поле – пространство РМ с размещенными органами управления, в котором осуществляются двигательные действия машинистов по управлению машиной.

В кабинах с электроприводом напряжением 220/380 В предусматривают кондиционирование воздуха или вентиляцию.

Обзорность кабины – свойство обеспечивать машинисту наблюдение за объектами труда, частями машины и возможными препятствиями в процессе эксплуатации. Недостаточная обзорность кабины существенно снижает производительность труда, может быть причиной несчастных случаев.

Количественно обзорность принято оценивать рядом показателей: углом вертикальной обзорности верх и вниз от горизонтали, углом горизонтальной обзорности и шириной невидимых участков, образуемых стойками, перекладинами и другими конструктивными элементами. Правильная установка кранов и других строительных машин имеет важное значение для безопасного производства работ. Строительную площадку очищают от мусора, поверхность выравнивают, канавы и выбоины засыпают землей.

При установке самоходных стреловых кранов учитывают несущую способность основания, которая должна соответствовать максимальному опорному давлению крана при наибольшей нагрузке. Работа кранов на свеженасыпанном грунте запрещается. Автомобильные, пневмоколесные и гусеничные краны разрешается устанавливать на краю траншей или котлована при условии соблюдения безопасных расстояний, определенных СН РК 1.03-14-2011 «Охрана труда и техника безопасности в строительстве» таблица 4.

3 Эвакуация людей из зданий Перемещение людей происходит во всех помещениях зданий и сооружений, связанных с пребыванием в них человека. Для большой группы зданий и сооружений движение людей является основным функциональным процессом и от его правильной организации зависит их рациональное объемно-планировочное решение.

В отличие от других функций движение людей имеет ту особенность, что его значение резко меняется в различные периоды эвакуации здания. При загрузке и эвакуации здания характерно одновременное перемещение значительного количества людей в одном направлении.

Особое значение приобретает движение людей во время возникновения пожара в здании, аварии или какого-либо стихийного бедствия. В этом случае от правильной организации движения и состояния коммуникационных помещений зависит жизнь людей. Поскольку возникновение пожара возможно в любом помещении, учет аварийной эвакуации людей обязателен для любого помещения и в целом для здания.

К путям эвакуации людей из здания и сооружения, осуществляемой в нормальных эксплуатационных условиях, относятся помещения и устройства, ведущие от мест постоянного пребывания людей к выходам из здания или сооружения. К путям эвакуации людей из зданий и сооружений, осуществляемой в аварийных условиях, относятся:

а) ведущие от мест постоянного пребывания людей, расположенных в первых этажах непосредственно наружу или к выходу через проходы, коридоры, вестибюли или лестничную клетку;

б) ведущие от мест постоянного пребывания людей, расположенных на любом этаже, кроме первого, к выходу через проходы, коридоры, лестничную клетку, имеющую выход непосредственно наружу или через вестибюль, отделенный от смежных помещений перегородками с дверями;

в) ведущие от места постоянного пребывания людей в данном этаже в соседние помещения, обеспеченные выходами, указанными в пунктах а) и б), если эти помещения не связаны с производствами категорий А и Б.

Количество эвакуационных выходов из здания или сооружения должно быть, как правило, не менее двух. Эвакуационные выходы располагают рассредоточено. Минимальное расстояние между наиболее удаленными эвакуационными выходами из помещения следует определять по формуле

l≤1,5Р, где Р – периметр помещения.

Лифты и эскалаторы, а также ворота для подвижного железнодорожного состава при определении расчетного времени эвакуации не учитываются.

Выходы из помещений, размещаемых в подвальных и цокольных этажах, допускается устраивать через общие лестничные клетки при условии отсутствия на пути эвакуации помещений складов сгораемых материалов. При наличии таких складов допускается использовать для выхода общую лестничную клетку при условии устройства для складов обособленных выходов наружу и отделения их от примыкающих путей эвакуации глухими несгораемыми ограждающими конструкциями.

В качестве выхода из помещения площадью до 300 м2, расположенного в подвальном помещении или цокольном, и количестве одновременно находящихся в нем людей не более 15 человек допускается использование люков с вертикальными лестницами, а также окон размерами не менее 0,75×1,5 м при условии устройства специальных приспособлений, обеспечивающих выход. Если количество работающих не более пяти человек, то возможен один выход из подвального помещения.

Допускается проектировать один эвакуационный выход из помещений, расположенных на любом этаже (за исключением подвального и цокольного), если этот выход ведет к двум эвакуационным выходам с этажа, расстояние от наиболее удаленного рабочего места до этого выхода не превышает 25 м и количество работающих в смену, не более: 5 человек – в помещениях категорий А и Б; 25 человек – категории В; 50 человек – категорий Г и Д.

Все пути эвакуации (проходы, коридоры, лестницы и др.) должны иметь по возможности равные вертикальные ограждающие конструкции без конструктивных или технологических выступов, сужающих свободную ширину пути. Все виды путей эвакуации должны иметь естественное или искусственное освещение, которое должно работать кА от обычной электросети, так и от сети аварийного освещения.

Из производственных помещений, расположенных на всех этажах, в зданиях высотой не более 30 м, допускается предусматривать второй выход на наружную лестницу при количестве работающих в смене на каждом этаже, не более: 15 человек – в помещениях с производствами категорий А и Б; 50человек – категории В; 100 человек – категорий Г и Д только для двухэтажных зданий.

Минимальная ширина коридора или прохода определяется расчетом, но должна быть не менее 1 м. Исключение составляют проходы, нижняя часть высоты которых может быть частично занята оборудованием (например, проходы между креслами в зрелищных помещениях, между столами в учебных аудиториях и т.п.). Ширина таких проходов по низу должна быть не менее 0,5м.

Двери, выходящие в коридор из прилегающих помещений, могут открываться по ходу людского потока или внутрь помещений. Если двери открываются против хода людского потока, то расчетную ширину коридора следует принимать в свету между полотном открытой двери, находящейся с противоположной стороны коридора.

Минимальная ширина лестничных маршей определяется расчетом, но не должна быть меньше установленной по условиям одиночного перемещения людей. Максимальная ширина марша допускается 2,4 м. При более широких маршах следует устраивать промежуточные перила.

Ширина лестничных площадок перед входами в лифты с распашными дверями шахты не должна быть меньше 1,6 м.

Наружные пожарные лестницы, предназначенные для эвакуации людей, должны сообщаться с помещениями через площадки или балконы, расположенные на уровне эвакуационных выходов, и иметь ограждения высотой не менее 0,8 м. Минимальная ширина дверных проемов на путях эвакуации определяется по расчету, но не должна быть меньше 0,8 м.

Лестничные клетки, как правило, должны иметь оконные проемы, которые используются для удаления дыма путем проветривания.

№ 11



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: