Судьба коллекции графа А.С.Строганова, проданные Советской властью




Зорин СС


Большой зал в Строгановском дворце.

Граф Александр Сергеевич Строганов — крупнейший коллекционер своего времени. Его заботами во дворце на Невском создается не только известнейшая в России картинная галерея, но и специальные собрания нумизматики, минералогии, древностей.

Совсем еще юным молодой вельможа вступает в контакты с художниками и учеными. Когда в 1750 году в районе строгановских соляных копей на севере России были открыты древние серебряные блюда, Строганов сообщает сведения о них парижской Академии наук. Президент Шарль де Бросс посвящает им пространную публикацию в «Записках» Академии.
Свою коллекцию живописи, ставшую одним из первых русских музеев, А.С.Строганов начинает формировать в начале 50-х годов XVIII века. В 1752 году он совершает путешествие за границу. Полотна, купленные им в 1754—1755 годах в Италии, принадлежали кисти мастеров Ренессанса. Самая первая покупка, судя по письмам к отцу, была сделана в Милане осенью 1754 года. В Венеции, в январе следующего года, он приобретает полотно Корреджо. В 1756 году юный граф переезжает в Париж. Когда позже, в 1793-м он публикует «Систематический каталог картин» своей коллекции (на французском языке), он скрупулезно отмечает все обстоятельства своих приобретений. Так мы узнаем, что 22 марта1756 года он посещает распродажу картин герцога де Таллара. Граф приобретает за 1310 ливров картину Доменико Фети «Сельская жизнь». В своем «Каталоге» 1793 года он пишет: «она была в кабинете господина Биброна де Кормери, из него перешла в собрание Маршала де Талара, я ее купил на его аукционе в 1756 г. С дерева была переведена на холст знаменитым Хакэном в 1772 г. в Париже». Ныне эта картина с наименованием «Адам и Ева» хранится в Тульском художественном музее.


О полотне Франческо Солимены «Аллегория царствования» (с 1930 года в ГЭ) известно, что оно было заказано кардиналом Гвалтьери, папским нунцием при дворе Людовика XIV. Граф Строганов, купивший картину, сообщает любопытные данные: «В тондо был, якобы, Карл V, владелец, господин Буре, в угоду Людовику XV поместил его лицо, я со своей стороны — заменил его лицом Екатерины II».
К 1771—1779 годам относится вторая заграничная поездка А.С.Строганова. Он живет в Париже — признанном центре художественной жизни Европы. Его участие в этой жизни становится чрезвычайно активным. Он посещает распродажи и совершает покупки на аукционах самых знаменитых коллекций — министра Шуазеля, принца де Конти, герцога Ришелье, Рандона де Буассе, Блонделя де Ганьи, П.-Ж.Мариетта, Жюльенна и др.
Из собрания герцога Ришелье Строганов приобрел полотно П.П.Рубенса «Вакханалия» (ныне — в Ереване, Картинная галерея Армении). Из коллекции Блонделя де Ганьи — картину Адриана ван де Велде «Остановка в пути» (ГЭ). А.Н.Бенуа писал в свое время: «Трудно найти, если не считать берлинских картин, — более блестящего Адриана ван де Вельде, нежели его “Всадники” — картина, составляющая одно из лучших украшений Строгановской галереи».

Если в Италии граф стремился приобретать работы мастеров итальянского Ренессанса, то в Париже его внимание привлекают живописцы Фландрии и Голландии. Он покупает несколько полотен французских художников, но это, как правило, мастера XVII века: Пуссен, Балантен, С.Бурдон. Произведения Ватто, Шардена, Буше, Ла Тура, похоже, оставляли его равнодушным, их нет в галерее Строганова. «Портрет молодой женщины с ребенком» Ван Дейка был куплен в Париже на распродаже собрания П.-Ж.Мариетта. «Портрет Николаса Рококса» того же мастера (обе — в ГЭ) — тоже парижская покупка А.С.Строганова. По поводу этой работы в своем «Каталоге» граф приводит восхищенную реакцию пейзажиста Ж.Верне. Последний, по преданию, долго рассматривал полотно, а под конец обратился к изображенному: «Ну, говори же!»
Бенуа отмечал в 1901 году по поводу собрания Строганова: «Самое драгоценное среди картин Голландской школы — две картины Рембрандта…» Увы, оба замечательных полотна Рембрандта, украшавшие строгановскую Картинную галерею, ныне хранятся в Амстердаме! Это — «Пророк Иеремия, оплакивающий гибель Иерусалима» и «Портрет Титуса в виде капуцина».



1630. 58х47. Гос музей Амстердам. "Пророк Иеремия..."



"Титус в монашеском платье"

Последнее полотно в свое время штудировал в рисунке М.Ю.Лермонтов, так же, как вандейковского «Рококса» — О.Кипренский (ГРМ).
Из французских живописцев XVIII века Строганов делает исключение лишь для трех художников: упомянутого Верне, Юбера Робера и Ж. Б. Греза. Грезу заказаны были два портрета сына А.С.Строганова — в детском и юношеском возрасте (оба — в ГЭ). Юбер Робер выполняет для графа сюиту панно с руинами, украшавшую особый зал дворца на Невском.
Как и другие коллекционеры, А.С.Строганов практикует дары и обмены со своими коллегами по собирательству. Исследователей насторожил тот факт, что порою на полях аукционных каталогов стоит его имя в качестве покупателя картин, а сами вещи в его Галерее отсутствуют. В одном случае нам удалось выяснить причину: купив на распродаже Блонделя де Ганьи большое полотно Брейгеля Младшего «Поклонение волхвов», граф уступил его А.А.Безбородко (ныне в ГЭ). В своем «Каталоге» А.С.Строганов упоминает, что полотно Луки Джордано «Битва лапифов с кентаврами» «составляло часть коллекции герцогини Кингстон». Но он приобрел эту картину в собрании дворца графов Чернышевых (ГЭ).
Когда в Петербурге появился коронованный собиратель — низложенный польский король Станислав-Август, граф получает от него полотно Д.Тенирса «Игроки в карты» в обмен на портрет кардинала Ришелье кисти Ф.Шампеня (Варшава, Национальный Музей). После смерти короля на распродаже его коллекции в 1798 году граф купил «Виды Лазенок » Ж.Фогеля.
В Галерее графа были представлены и отечественные живописцы: уже упомянутая копия О.Кипренского по ван-дейсковскому «Портрету Николаса Рококса» (1808), работы К.П.Брюллова, А.Г.Варнека и др. Одну картину в своем «Каталоге» А.С.Строганов выделил особо: это — «Аллегория живописи» А.Матвеева (ГРМ). «Эта вещь особенно дорога мне, — пишет граф, — так как она — кисти первого русского художника, который достиг некоторого совершенства».


Полузабытый ныне художник-пейзажист Балтазар де ла Траверс был выбран, чтобы дополнить знакомство с отечеством молодого графа П.А.Строганова в его путешествии по России. В письме сыну граф подчеркивал: «Я старался и стараюсь собирать предметы, достойные твоего любознания под названием “Путешествующего живописца по России”. Может быть, со временем, я сделаю это собрание известным свету, дабы чрез то частную твою пользу обратить в общую».
Граф стремился, чтобы листы акварелей позволили представить его сыну то, «чего он сам не видел». Его воспитателю Ж.Ромму граф писал: «Я собираю все это для пользы Попо и ему это посвящаю».
Альбом, содержавший несколько сотен акварелей и гуашей, выполнявшихся в 1783—1797 годах, хранился в Строгановском дворце. Видимо, часть этой серии ныне находится в ГМИИ, в коллекции И.С.Зильберштейна в Москве (Музей личных коллекций) и собрании О.В.Десницкой в Петербурге.
А.С.Строганов создает и ценное скульптурное собрание. Его картинную галерею украшал мраморный «Грозящий Амур» Э.Фальконе (продан в 1931 г. в Берлине). В собрании был терракотовый «Милон Кротонский» того же скульптора.

Этьен-Марис Фальконэ. Милон Кротонский. Мрамор
Высота 0.668 м, длинна 0.649 м; ширина 0.512 м. Лувр

Ж.Гудону в 1773 году граф заказывает бюст Екатерины II, а в 1778 году — бюсты Дидро и Вольтера (проданы в 1931 г. в Берлине).
Вот, что пишет А.С.Строганов в своем «Каталоге» об одном своем приобретении: «Во время пребывания в Париже, посещая по своей привычке мастерские художников, я нашел в ателье знаменитого скульптора Тассара блок мрамора с начатой группой, которая должна была представлять Минерву, воздвигающую искусства на развалинах древности. Я приобрел его и дал задание скульптору закончить, с условием, однако, придать Минерве сходство с Екатериной II, медаль которой я ему дал… Надпись (Quaerebat Minervam sculptor, Catarinam invenit — Скульптор искал Минерву, а нашел Екатерину — лат. — О.Н.), которую я велел поместить, показалась удачной, хотя она повествует лишь об истории этого памятника”.
Одному из русских умельцев граф-меценат заказал повторение ватиканского бюста Зевса Отриколийского в редком и очень трудном материале — черном базальте. Когда А.Г.Варнек исполнял портрет графа, этот бюст предстал на полотне с латинской надписью: “Египетское искусство возрождено в Петербурге в 1800 г.”. Ныне базальтовый бюст хранится в Строгановском дворце.


Во время русского морского похода в Средиземное море на остров Хиос была сделана любопытная археологическая находка — мраморный саркофаг II века с изображениями, посвященными герою Ахиллу. Он был привезен в Петербург и поступил в Строгановский дворец. В описании своей художественной галереи сам А.С.Строганов так повествует об этом событии: «В первую турецкую войну 1770 г., когда русское оружие торжествовало на морях, русский офицер Домашнев, командовавший нашим десантом на одном из островов Архипелага, привез этот саркофаг в Россию и подарил его мне. При виде этого памятника, я не мог не воскликнуть: “Не памятник ли это Гомера?” Эта фраза стала переходить из уст в уста, и без всякого основания, все заключили, что я владею гробницею Гомера».
На даче графа на Черной речке архитектор А.Воронихин создал романтический уголок, украсив холм этим античным саркофагом. Вот что писал о нем А.Н.Бенуа в 1901 году: «До сих пор в запущенном саду дачи графа Строганова сохраняется драгоценнейшая античная гробница, о которой никто не заботится, но о которой рассказывают немало нелепых басен: одни говорят, что это гробница Гомера, другие, что в ней зарыта любимая собачка графа». Позже саркофаг был перевезен во дворец на Невском и стоял там во внутреннем дворе, а с 1930 года находится в Эрмитаже.
Пожалуй, невозможно охватить в краткой статье ни медали эпохи Ренессанса, ни египетские памятники, ни русские иконы, ни шедевры прикладного искусства из собраний Строгановского дворца. Мы ограничимся несколькими памятниками античного искусства. Среди расписных ваз подлинной жемчужиной является амфора аттического мастера V века до н.э. Дуриса. На ней предстает с одной стороны летящая богиня победы Ника, с другой — атлет-победитель с венком в руках (ГЭ).
Среди бронз выделяются фигурки Геракла и Туран-Афродиты, вышедшие из этрусских мастерских V века до н.э., а также — Исида-Фортуна — образец римских изделий II века (ГЭ).


В разделе терракот — впечатляющий ранний этрусский портрет — крышка канопы VI века до н.э. и монументальный римский рельеф с изображением подвига Персея I века (ГЭ).

Среди резных камней — халцедоновая гемма на подвесной золотой витой дужке IV века до н.э. В качестве печати на ней вырезано изображение обнаженного воина-гоплита, припавшего на одно колено и прикрывающего тело щитом. К римской глиптике II века относится бюст наследника Анния Вера в виде вакхического гения. Он вырезан из халцедона как миниатюрная скульптура и, по всей видимости, служил украшением знамени римского легиона (ГЭ).


Все эти шедевры древнего искусства поступили в Эрмитаж в 1926 году, когда Строгановский музей перешел в ведение Эрмитажа, в качестве его 2-го филиала. К весне 1930 года «Строгановский дом-музей» вообще перестал существовать. Наибольший урон целости художественного ансамбля нанесла печально известная контора «Антиквариат».
Аукционы 1930-х годов, проходившие за рубежом, и раздел шедевров картинной галереи между Эрмитажем и московским Музеем изобразительных искусств завершили распыление того, что составляло славу Строгановского дворца.

Когда в мае 1931 года антикварная фирма «Рудольф Лепке — Хаус» организовала аукцион с громким названием «Строгановский дворец», это имело самые печальные последствия. На этом аукционе в Берлине были выставлены 108 живописных полотен старых мастеров, 52 предмета редкой художественной мебели, 23 скульптуры, 4 французских гобелена XVIII века и т.п.

Правда, наследница графов Строгановых княгиня О.А.Щербатова (урожденная Строганова), проживавшая в Париже, заявила протест, выразив тем самым свое право на собственность выставленных вещей, а ее племянник Сергей Щербатов обратился к правительству США, где они проживали, с просьбой о гарантии прав собственности. Вследствии этого некоторые полотна (в том числе два портрета кисти Ван Дэйка) были возвращены в Эрмитаж. Но все же многие шедевры строгановской галереи ныне украшают музеи в Амстердаме, Нью-Йорке и Сан-Диего (США).


Архивные материалы, представленные в данном выпуске серии "Страницы истории Эрмитажа", рассказывают о рспродаже живописного собрания Строгановского дворца-музея. Как и все частные художественные коллекции России, собрание Строгановых национализировали. Дворец, превращенный в музей, в 1925-1930 гг. был филиалом Эрмитажа. Его ликвидация стала одной из многих в ряду операций "Антиквариата" по распродаже знаменитых собраний Петербурга. В 1931 г. лучшие картины были выставлены на аукционе фирмы Лепке "Собрание Строганова". Кроме того, на нем продавались картины из Эрмитажа и других музеев. Некоторые предметы, реализованные на том аукционе, до сих пор являются объектами международных судебных споров. В сборник вошли также документы, рассказывающие о судьбе последнего хранителя Строгановского дворца Т.В.Сапожниковой.
Изд-во Гос. Эрмитажа, 2015 304 стр. твердый переплет черно-белые иллюстрации
язык: русский 17 х 24.7 см

https://www.hermitageshop.ru/books-and-media/hermitage-edition/albums/004801.html

Коллекция Строганова

Каталог коллекции А. С. Строганова и традиция французских аукционных каталогов второй половины XVIII века

Во второй половине XVIII века во Франции сложилась определенная практика составления каталогов коллекций. За редкими исключениями поводом для публикации каталога был аукцион, а авторами выступали маршаны. Каталог коллекции А. С. Строганова — редкий пример, когда автором является сам владелец, который не только формирует собрание, но и предлагает его интерпретацию. Было опубликовано два издания каталога на французском языке (1793 и 1800), а также увраж с шедеврами собрания, каждый из которых сопровождался гравюрой (1807). Строганов ориентировался на лучшие французские образцы (например, каталоги П. Реми), однако проявлял самостоятельность во многих оценках и суждениях: уточнял атрибуции, приводил сведения о сохранности и реставрации картин. Каталог включает также рассуждения об общих вопросах теории и истории искусства.

ИСТОРИЯ. КОЛЛЕКЦИИ

Коллекция Александра Сергеевича Строганова (Строгонова, 1733 или 1736, Москва? — 1811, Петербург) — уникальное явление в истории частного коллекционирования в России. В последние годы это собрание вызывает большой интерес, однако возможности его изучения далеко не исчерпаны1. До сих пор неизвестно современное местонахождение целого ряда работ из этой коллекции, равно как и история их приобретения, недостаточно изучены контакты Строганова с арт-рынком в Париже. Отдельный сюжет — влияние Строгановской коллекции на русскую художественную жизнь и формирование русских художников от О. А. Кипренского до И. Е. Репина. Не претендуя на охват всей обозначенной проблематики, мы хотели бы сосредоточить внимание на анализе чрезвычайно важного источника, а именно печатного каталога коллекции А. С. Строганова.

Первое издание каталога, включавшее 87 картин, вышло в 1793 году на французском языке [20]. Поскольку коллекция продолжала расти, в 1800 году выходит в свет второе издание, включавшее 116 произведений [21], а в 1807 году появился увраж с 75 шедеврами собрания [23], каждый из которых сопровождался гравюрой и текстом, взятым из каталога 1800 года, иногда в сокращенном виде. (Ил. 1-2.) В увраж вошло также несколько работ, приобретенных Строгановым после 1800 года. Ни один из исследователей коллекции не обошел вниманием этот каталог, неизменно отмечая, что в лице Строганова мы имеем уникальный

1 Среди публикаций, посвященных А. С. Строганову, следует выделить книги С. О. Кузнецова, который скрупулезно собрал разнообразные источники, посвященные Строганову, в том числе связанные с историей его художественной коллекции. См.: [6; 7].

2 Наиболее подробно каталог А. С. Строганова охарактеризован в статье А. А. Арцихов-ской-Кузнецовой [1]. Немецкая исследовательница С. Егер в монографии, посвященной А. С. Строганову [28], приводит в приложении тексты из четырех изданий каталога (включая издание 1835 года, вышедшее после смерти А. С. Строганова), отмечая дополнения и изменения в аннотациях. Однако она далеко не всегда указывает местонахождение картин (даже если оно давно известно) и ничего не пишет об источниках текста каталогов.

CATALOGUE

raisonné DES TABLEAUX,

qui coiDfioïent [a с Hl Lct t i ci il

du Comte

/I, de S t г о g a п о ff.

1. Catalogue raisonné des tableaux, qui

composent la collection du comte A.de Stroganoff. Saint-Petersbourg, 1800 [21] Титульный лист

COLLECTION* D'ESTAMPES

i- j> il i

QUELQUES TÀBLEAul

ЛЕ LA EALJiB[£ ÎOH ÏSb ÜVI.E Court A- JTJttGAKorï.

2. Collection d'estampes d'après quelques tableaux de la galerie de son exc. M.r. le Comte A.Stroganoff... A Saint-Petersbourg. 1807 [23] Титульный лист

(причем не только для России) пример коллекционера, который не просто формирует собрание, но и составляет его каталог-резоне, предлагая собственную, как мы увидим, весьма оригинальную интерпретацию входивших в него памятников. В XVIII — начале XIX столетия частные коллекции в России, как правило, имели только краткие описи, не всегда отличавшиеся большой точностью3. Такие описи не предназначались для печати и были рассчитаны в основном на внутреннее пользование. Печатный каталог предполагает популяризацию коллекции, которая обращена к более широкой аудитории. Таким образом, Строганов берет на себя просветительскую функцию, а каталог включает не только

описания картин, но и достаточно подробные рассуждения об общих вопросах теории и истории искусства.

В первом издании 1793 года текст сохраняет характерную для источников такого рода анонимность: описывая историю покупки картин, Строганов ограничивается замечаниями вроде: «из собрания Таллар картина перешла в коллекцию теперешнего владельца» [20, р. 4; здесь и далее перевод с франц. мой. — Е. Ш.). В каталоге 1800 года, и особенно в гравированном увраже 1807 года, появляется личность автора. Прямо на титульном листе издания 1807 года значится: «...пояснения к картинам (les explications), взяты из каталога-резоне сделанного самим владельцем». По поводу той же работы Доменико Фетти Строганов пишет вполне определенно: «Я купил эту картину на аукционе Таллара» [21, р. 4] (речь идет о картине «Адам и Ева» Доменико Фетти, около 1622, Тула, Музей изобразительных искусств; ил. 2); или в описании работы Давида Тенирса младшего «Интерьер кабачка»: «.картина принадлежала Станиславу Августу, который мне ее подарил» [21, р. 48]. В комментариях к картинам в каталогах строгановской коллекции, как правило, несложно отличить то, что заимствовано у других авторов (тем более, что Строганов часто приводит источник цитаты), от его собственных рассуждений. Авторские ремарки, оценки, рассуждения присутствуют во многих аннотациях, о чем речь будет идти ниже.

Комментарии к картинам во всех трех изданиях сделаны в соответствии с традицией описания художественных собраний, сложившейся во Франции в XVIII столетии. Они неизменно включают размеры, технику, описание работы, упоминания о гравюрах, сделанных с картины, часто приводятся сведения о провенансе, в отдельных случаях о сохранности и реставрации, а также эстетический комментарий или обоснование атрибуции.

К составлению каталога Строганов подошел как профессиональный знаток, хорошо знакомый с практикой каталогизации, принятой во второй половине XVIII века во Франции. За немногими исключениями поводом для появления печатного каталога во Франции был

3 Наиболее известны и неплохо изучены рукописные каталоги собраний князя Д. М. Голицына (см. [13]) и каталог собрания Н. Б. Юсупова (см. [5]).

4 Речь идет о Станиславе Августе Понятовском.

5 Связь каталогов Строганова с французскими аукционными каталогами отмечают в своих статьях А. А. Арциховская-Кузнецова ([1]) и М. Коршунова ([29, р. 50]).

Гравюра с картины Д. Фетти Адам и Ева. Рис. и грав. Е. О. Скотников Иллюстрация из кн.: Collection d'estampes... 1807 [23]аукцион (т. е. коллекция предназначалась к продаже), а авторами выступали профессиональные маршаны, которыми нередко становились несостоявшиеся художники. Кшиштоф Помян, автор монографии, посвященной истории коллекционирования в ХУ1-ХУШ веках, констатирует в связи с аукционными каталогами появление особого жанра литературы по искусству [34, р. 163]. Именно на лучшие образцы этого жанра ориентировался А. С. Строганов, многократно цитирующий каталоги французских аукционов, отдавая предпочтения тем, в которых сам участвовал в качестве покупателя.

Начиная с 1760-х годов лидирующее положение среди французских маршанов занимает Пьер Реми, подготовивший каталоги десятков распродаж, в том числе аукционов Таллара, Блонделя де Ганьи, принца де Конти и многих других. Именно на его тексты прежде всего ориентируется Строганов. Реми дает максимально подробные ссылки на происхождение картин, нередко приводит сведения, связанные с сохранностью и реставрацией, а также уточняет традиционные атрибуции.

Наиболее часто Строганов отмечает свое присутствие на аукционе коллекции герцога де Таллар [22], состоявшемся в 1756 году во время первой поездки графа в Париж. Судя по всему, этот аукцион произвел на начинающего коллекционера неизгладимое впечатление. Во введении к первому изданию своего каталога Строганов пишет, что собирает картины 37 лет [20, р. 2], т. е. с 1756 года, хотя его первые покупки произведений искусства датируются 1754-1755 годами6. Неоднократные упоминания о его участии в аукционе Таллар сохранились и в переписке с отцом, которому он подробно докладывал о своих занятиях в Париже, а заодно искал одобрения и финансовой поддержки в новом увлечении: «Здесь живу почти весь день с одним весма курьозным и ученым человеком M. Davila, у которого после короля лутчей кабинет всей Франции. Он меня советует в моих покупках, которые стоят во всяких куриозностях здесь. По моему щастию теперь публишно продаются два из лутчих парижских кабинетов: первой de M. l'Abbé de Fleury7, а второй de Duc de Tallard. Если Вам не будет противно, то я взял намерение в оных вещах здесь до полторы тысячи рублев издержать. И нижайше Вас прошу мне оную сумму сверх определенных мне денег прислать».

Строганов нашел себе сведущего консультанта, хорошо знавшего художественный рынок Парижа: перуанец Педро Франсиско Давила — владелец одного из лучших кабинетов редкостей своего времени, в его коллекции преобладали не произведения искусства, а то, что принято обозначать как naturalia. Традиция кунсткамер или кабинетов редкостей сохраняла актуальность на протяжении всего XVIII века, сам А. С. Строганов, разбиравшийся в естественных науках, наряду с картинной галереей собрал превосходный минералогический кабинет.

6 Строганов упоминает об этом в письме к отцу из Турина в 1754 году; см.: [4, с. 92].

7 Имеется в виду аукцион известной библиотеки аббата Флери [15].

8 Письмо А. С. Строганова отцу от 29 марта 1756 года из Парижа. РГАДА. Ф. 1278. Оп. 1. Д. 4. Л. 200.

Строганов также упоминает в письме об аукционе известной библиотеки аббата Флери. Вероятно, он участвовал и в этом аукционе, а начало его библиотеки, одной из лучших в России, включавшей книги по разным отраслям знания, в том числе богатейший раздел литературы по искусству, было положено уже во время первого заграничного путешествия9.

Не дожидаясь отцовского одобрения, Строганов купил картины на аукционе Таллар, о чем сообщил в следующем письме: «.„[я] умножил свой кабинет многими куриозными вещами, которые всеми охотниками до живописной работы весма хорошими почитаются», упоминая две картины: «славного Перуджино» и «преславного Фетия». Судя по всему, денег он потратил больше, чем просил у отца: «Тому причина, что к моему нещастию имею превеликую охоту к курьозным вещам и что весма хочется сочинить хорошенький кабинет, то меня утешает, что оные денги ненапрасно потеряны».

Тогда же, в 1756 году А. С. Строганов знакомится с крупнейшими частными собраниями Парижа, ссылки на картины из этих собраний позже появятся на страницах его каталогов. В знаменитой коллекции герцога Филиппа Орлеанского графа больше всего поразила итальянская живопись: «Дом Дюка d'Orleans наполнен хорошими италиянски-ми картинами, между которыми я усмотрел копию моего "Купидона" Корреджиевой работы»12. Строганов вспоминает здесь о недавно купленной им в Венеции картине, которую считал работой «славного Кор-реджио» и уже отправил в Россию отцу13. Картина не вошла ни в одно из изданий каталогов, видимо, к 1793 году он либо расстался с ней, либо разуверился в авторстве Корреджо. Отметим, что в 1727 году был опубликован каталог коллекции герцога Орлеанского, составленный Дюбуа де Сен-Желе, это был первый печатный каталог королевской коллекции с гравированными изображениями [27], ставший одним

9 Наиболее подробные сведения о библиотеке А. С. Строганова содержатся в статье В. А. Сомова [14].

10 Письмо А. С. Строганова отцу от 12 апреля 1756 года из Парижа. РГАДА. Ф. 1278. Оп. 1. Д. 4. Л. 202.

11 Там же.

12 Письмо А. С. Строганова отцу от 23 февраля 1756 года из Парижа. РГАДА. Ф. 1278. Оп. 1. Д. 4. Л. 188 об.

13 «Я здесь нашел случай купить славнаго Корреджио картину и уже к вам оную послал. Что у нас ей подобных или нету, или очень мало, которую нижайше прошу очень беречь». Письмо А. С. Строганова отцу от 17 января 1755 года из Венеции. РГАДА. Ф. 1278. Оп. 1. Д. 4. Л. 181 об.

из образцов для французских аукционных каталогов середины и второй половины XVIII века.

Второе парижское собрание, которое привлекло внимание Строганова, принадлежало Жану де Жюльену. Благодаря Д. А. Голицыну, который был одним из главных поставщиков картин для Екатерины II, целый ряд работ из этой коллекции оказался в 1767 году в Эрмитаже14. Исследователи художественного рынка Парижа отмечают, что в 1767 году после аукциона собрания Жана де Жюльена цены на картины голландских и фламандских художников резко пошли вверх [30, р. 184]15. В 1756 году собрание Жюльена — одно из самых разнообразных с точки зрения представительства художников «северных школ»16, на что обратил внимание начинающий коллекционер: «Дом одного богатого купца M. de Julienne, также наполнен картинами прекрасными. Большая часть оных фламандской школы»17. Следуя парижскому вкусу, Строганов собрал одну из лучших в России коллекций фламандской и голландской живописи.

Первая поездка в Париж в 1756 году была относительно непродолжительной. Во время второй, более длительной (1771-1779), Строганов не пропустил ни одного из важных событий на антикварном рынке. Строганову, несомненно, повезло: его пребывание в Париже совпало с самыми «громкими» распродажами частных собраний Франции XVIII столетия. К. Помян приводит весьма показательную статистику: до 1730 года аукционы частных собраний проводились не так часто и нерегулярно, в 1750-1760 — ежегодно проводится 5 аукционов, в 1761-1770 их число выросло до 15, в 1772 году состоялось более 20 аукционов, а в 1773 — больше 40 [34, р. 186].

На страницах каталога Строганов говорит о своем участии в аукционах коллекций герцога Шуазеля (1772, [16]), Огюстена Блонделя де Ганьи (1776, [17]), принца де Конти (1777, [19]) и Рандона де Буассе (1777, [18]). По мнению Помяна, три последних стали наиболее важными для антикварного рынка распродажами XVIII столетия [34, р. 177].

14 В 1767 году собрание Ж. де Жюльена было распродано на аукционе, в котором принимал участие Д. А. Голицын; см.: [36].

15 Так, картина Давида Тенирса младшего «Крестьянская свадьба» (ГЭ, Инв. 1719), которая в 1737 году на аукционе коллекции графини де Верю достигла цены в 2500 ливров, была куплена Голицыным на аукционе Жюльена уже за 7202 ливра.

16 Под «северными школами» в литературе об искусстве XVIII века чаще всего подразумевались Голландия и Фландрия.

17 Письмо А. С. Строганова отцу от 23 февраля 1756 года из Парижа. РГАДА. Ф. 1278. Оп. 1. Д. 4. Л. 188 об.

Каталоги этих аукционов сохранились в библиотеке А. С. Строганова18, особого упоминания заслуживает каталог собрания Шуазеля, который включает 123 гравированных изображения, выполненных П. Ф. Басаном [35]. Вполне вероятно, что этот каталог наряду с гравированным изданием коллекции герцога Орлеанского, составленным Дюбуа де Сен-Желе [27], мог повлиять на решение Строганова выпустить гравированный увраж с шедеврами собственной коллекции.

Бурная коллекционерская жизнь графа Строганова не ограничивалась участием в аукционах. На страницах его каталогов помимо вышеупомянутых коллекций герцога Орлеанского и Жана де Жюльена есть ссылки на другие знаменитые французские собрания, например, коллекцию Мариетта [20, р. 33]. Наконец, Строганов покупал произведения современных французских художников, в том числе Юбера Робера, с которым поддерживал близкие дружеские отношения на протяжении всей жизни [24], Клода Жозефа Верне, Жана-Батиста Грёза, Жана-Оноре Фрагонара.

Ссылаясь на определенный аукционный каталог, Строганов всегда указывает номер лота, в некоторых случаях целиком цитирует описание картины. Для просвещенного коллекционера конца XVIII столетия происхождение работы из известного собрания чрезвычайно важно, поскольку удостоверяет ее подлинность и высокое художественное качество. Если есть возможность, Строганов упоминает не только коллекцию, из которой картина была куплена, но и дает более подробную историю бытования. В связи с парными картинами Каспара Нетшера «Мальчик с клеткой» и «Юноша в восточном костюме»19 (ил. 4) он уточняет: «.они занимали достойное место в кабинете Жюльена. а потом в коллекции Шуазеля» [20, рр. 62-63], в аннотации к мужскому портрету, приписывавшемуся Веласкесу, значится: «.принадлежал Мишелю Ван Лоо, затем находился в коллекции Рандона де Буассе» [20, р. 20]20.

18 Каталог библиотеки А. С. Строганова сохранился и опубликован в ст.: [14].

19 Современные названия картин «Мальчик с птичьей клеткой» и «Армянский юноша у окна», (1665, Найтшейс-Корт, Великобритания, ЫТ 541101, ЫТ 541100).

20 Современное местонахождение неизвестно.

21 Вероятно, речь идет о пейзаже Гаспара Дюге, который был продан из Эрмитажа в 1931 году, упомянут в каталоге аукционного дома Лепке [37, № 2].

22 Современная атрибуция: П. П. Рубенс. «Женский портрет». 1635-1640. Музей Бойманс Ван Бёнинген, Роттердам, VdV 70.

23 Современное местонахождение неизвестно.

4. Гравюра с картины К. Нетшера Юноша в восточном костюме Рис. Е. М. Корнеев, грав. М. А. Иванов Иллюстрация из кн.: Collection d'estampes... 1807 [23]

5. Гравюра с картины Ф. Бароччи Мадонна с кроликами Рис. О. А. Кипренский, грав. Е. О. Скотников Иллюстрация из кн.: Collection d'estampes. 1807 [23]

Состояние сохранности картины всегда учитывается при формировании цены на антикварном рынке. Если есть возможность, Строганов отмечает «превосходную сохранность», например, в аннотации к пейзажу Гаспара Дюге [21, р. 9]21, «Святому семейству» Корреджо [23, № 14] или портрету жены кисти П. П. Рубенса [21, р. 35]22. Встречаются и более подробные экскурсы в реставрацию картин, которые свидетельствуют о том, что Строганов неплохо разбирался в технической составляющей живописи. Так, в связи с «Мадонной с кроликами» Федерико Бароччи (ил. 5) Строганов пишет, что картина умело отреставрирована, но вынужден признать: «...картина была бы совершенна если бы состояние сохранности соответствовало ее красоте» [23, № 17]. В комментарии к работе Фетти «Адам и Ева», о которой речь шла выше, Строганов указывает: «.картина была переведена с дерева на холст в 1772 году в Париже знаменитым Акеном» [20, pp. 4-5]. Имеется в виду реставратор Жан-Луи Акен, который широко использовал практику перевода живописи с оригинальной основы на новую, в том числе при реставрации картин из Королевской коллекции. Работа Фетти была куплена Строгановым в 1756 году, в 1772 году он находился в Париже и, скорее всего, сам обратился к наиболее известному из парижских реставраторов.

Еще одна особенность описаний Реми, которые служили образцом для Строганова, касается обоснования авторства. Реми часто берет на себя ответственность за атрибуцию в отличие от более ранних каталогов, составленных Эдм-Франсуа Жерсеном, в которых авторство картин, представленных на продажу, принималось как само собой разумеющееся. Строганов редко, но высказывает собственные суждения об атрибуции; три примера заслуживают более внимательного рассмотрения.

Наиболее подробно он аргументирует авторство картины «Мастерская плотника», оценка которой меняется в разных изданиях каталога. Картина появляется в издании 1800 года, где отнесена к школе братьев Карраччи [21, р. 18]. В гравированном увраже 1807 года Строганов публикует ее как работу Аннибале Карраччи (ил. 6), предлагая следующее обоснование: «Долгое время я не решался приписать эту очаровательную картину Аннибале: в предыдущих изданиях она обозначена всего лишь как школа Карраччи, однако мне придало смелости мнение знатоков и особенно сравнение, которое я сделал с картиной этого художника из коллекции Пале Руаяль, известной в просторечии как "Строгальщик" (le Raboteur), что меня окончательно убедило» [23, № 10]. Далее, сравнивая две картины, Строганов отмечает сходную трактовку интерьера, а также фигур св. Иосифа и Мадонны с Младенцем. К сожалению, картина из коллекции герцога Орлеанского, находившейся тогда в Пале-Руаяль, не сохранилась. После продажи этой коллекции она попала в Англию к графу Саффолку, а в 1856 году была украдена из его имения Чарльтон. В настоящее время она известна только по гравюре, так же как «Мастерская плотника», приписанная Строгановым Карраччи, поэтому мы не можем судить, насколько состоятельны его аргументы. Но в любом

Современное местонахождение неизвестно.

Гравюры с украденной картины невысокого качества, сохранились лишь отдельные экземпляры, в том числе гравюра 1857 года из Британского музея в Лондоне (инв. 1857.0613.1137).

6. Гравюра с картины Аннибале Карраччи Мастерская плотника Рис. и грав. Е. О. Скотников Иллюстрация из кн.: Collection d'estampes... 1807 [23]

случае уточнение авторства, основанное на сравнении с известным оригиналом, говорит о самостоятельности суждений коллекционера.

Далеко не всегда обоснования, которые Строганов дает атрибуциям, выдерживают современную критику, что, впрочем, не умаляет оригинальности его оценок, соответствующих уровню знаточеской культуры своего времени. Не было в XVIII веке коллекционера, который не мечтал бы о Рафаэле. Строганов включил в каталог 1800 года картину, которую приписывал, хотя и с некоторыми оговорками, великому итальянскому художнику. Речь идет о композиции «Венера после купания» (ил. 7), которая восходит к рисунку Рафаэля, известному по гравюре Марк-антонио Раймонди. Одним из важных доказательств ее подлинности,

7. Гравюра с картины Рафаэля Венера после купания. Рис. О. А. Кипренский, грав. Е. О. Скотников Иллюстрация из кн.: Collection d'estampes. 1807 [23]

с точки зрения Строганова, является то, что Рафаэль никогда не повторял эту композицию: «Счастливый случай помог мне приобрести этот шедевр тем более ценный, что, судя по всему, он (т. е. Рафаэль) никогда его не повторял, как это у него бывало, например Св. Иоанн в пустыне имеется во многих коллекциях» [23, № 1]. Впрочем, Строганов все-таки не до конца уверен в авторстве Рафаэля, поскольку его смущает «свежесть колорита в картине, которая была написана так давно» [23, № 1].

Гравированный увраж 1807 года помимо живописи и скульптуры включает один рисунок, которого не было в изданиях 1793 и 1800 годов. Строганов явно ценил его очень высоко: «Вслед за прекрасными

произведениями Пуссена, которыми я обладаю, я счел возможным поместить не картину, а отличный, весьма законченный рисунок этого великого мастера» [23, № 62]. (Ил. 9.) По мнению Строганова, рисунок мог служить подготовительным эскизом к картине «Оплакивание Христа», которая тогда была известна только по гравюре, сделанной Пэном. В данном случае интерес представляет



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: