Кашкин А.С. Литургика. Ч. 2. Постная и Цветная Триоди. Саратов, 2017. С. 696-703.




Паремии.

 

В богослужении праздника читается три паремии, один Апостол и два Евангелия.

Во всех паремиях говорится о Духе Божием (что ожидаемо), при этом в первых двух речь идет о сообщении благодати Духа множеству людей (что особенно сближает их с событием Пятидесятницы). Для более отчетливого восприятия смысла паремий следует учитывать, что многочисленные упоминания о Духе Божием в ветхозаветных текстах необязательно механически интерпретировать как указания на Третью Ипостась Пресвятой Троицы. Понятно, что идея ипостасного бытия Святого Духа была сокрыта в Ветхом Завете, потому ветхозаветные писатели нередко под Духом Божиим (или «Духом уст Его») понимали творческую силу Божию, проникающую все творение и сообщающую ему жизненные силы. Впрочем, в общих чертах такое понимание согласуется с церковным учением о роли Духа Святого в творении мира и о Промысле Божием. Также вполне можно принять мысль, что во многих событиях священной истории истинно действовал Дух Святой, и пророки (или священные авторы) описывали Его действия, хотя понимали их только в той степени, в какой им было открыто. Так что, несмотря на отсутствие у ветхозаветных авторов ясного понимания идеи ипостасного бытия Святого Духа, некоторые ветхозаветные фрагменты можно с полным правом рассматривать в контексте православной пневматологии, а часть из них считать прообразами Пятидесятницы или пророческими указаниями на это новозаветное событие.

1-я паремия — Чис. 11:16-17,24-29. Весьма важный отрывок и фактически единственное место в Пятикнижии, где говорится о действиях Святого Духа в ветхозаветной Церкви. Так что актуальность выбора именно этого чтения для праздника Пятидесятницы не вызывает вопросов. Конкретно в указанном фрагменте говорится об избрании 70 человек из числа старейшин Израиля, которые должны были стать помощниками Моисея в деле управления народом. Эти старейшины призывались стать не правителями или судьями (т. к. избрание судей произошло ранее заключения Завета на Синае, о чем говорит ся в Исх. 18), а духовными наставниками, блюстителями завета Богом. Таким образом, их служение можно уподобить пастырской деятельности современного духовенства, то есть это служение и благодатное, и в то же время иерархическое. Для такого служения была необходима благодать, потому Господь сообщает им дар Духа. Обратим внимание на интересный образ: Господь «взял от Духа», Который был на Моисее, и «дал семидесяти мужам старейшинам». Этими словами выражается мысль, что старейшинам делегирована часть полномочий Моисея; Господь снимает с него часть бремени; теперь не только один Моисей будет следить за духовным состоянием народа и верностью Завету, но у него будут помощники. При этом не следует понимать библейский текст слишком буквально в том смысле, что Моисей потерял полноту благодати, разделив ее со старейшинами, ибо благодать не измеряется количеством, но здесь передача Духа совершилась таинственным образом подобно тому, как от пламени одной свечи зажигаются другие свечи. При этом, по мнению епископа Виссариона (Нечаева), Моисей сам мог видимым образом участвовать в этой передаче благодати Духа старейшинам: или дуновением, или посредством прикосновения к ним руками или иным образом.

Старейшины, получив Духа, стали пророчествовать, то есть впали в состояние пророческого экстаза, однако их «пророчество» было скоротечным и быстро прекратилось. Это и понятно: здесь благодать дается для иерархического служения, а не для пророчества, потому видимое проявление ее было недолгим.

В то же самое время в стане израильском остались два человека, Елдад и Модад, которые также изначально были в списке избранных старейшин (Чис 11:26: «они были из числа записанных»), но по неясной причине не пришли к Моисею. Высказываются разные предположения: или они сами по смирению не решались принимать на себя благодатное служение, или же Моисей сначала избрал по шесть человек от каждого колена, то есть получилось всего 72 человека, но так как Господь повелел выбрать ровно 70, то двое оказались «лишними», и потому они были исключены (или по собственному желанию, или волевым решением Моисея) из числа тех старейшин, которые приняли благодать от Моисея. Тем не менее Дух Божий сошел и на них, показывая тем самым, что Он «дышит, где хочет» (Ин. 3:8), то есть самостоятельно избирает тех, кому хочет сообщить Свою благодать. Эти люди также «пророчествовали», причем, в отличие от 70 старейшин, о них не сказано, что они вскоре прекратили «пророчествовать»; видимо, охватившее их состояние пророческого экстаза продолжалось достаточно долго.

Важно, что именно дарование Духа Елдаду и Модаду в гораздо большей степени связано с событием новозаветной Пятидесятницы, нежели принятие Духа старейшинами Израиля. Они не стали блюстителями Закона, не приняли иерархического служения, но вследствие сошествия Духа они стали святыми людьми, пророками, Божиими избранниками. Показательно, что Иисус Навин хотел запретить им пророчествовать, очевидно видя в них «конкурентов» Моисею. Однако Моисей, узнав об этом, восклицает: «О, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них» (более точно настроение Моисея передается в переводе Российского Библейского общества: «О, если бы все в народе Господнем были пророками! О, если бы Господь послал на них Дух Свой!»). Моисей, таким образом, выразил искреннее желание, чтобы дар пророчества имели все в избранном народе. Чего желал Моисей, то по предсказанию Иоиля должно сбыться во времена новозаветные, и действительно сбылось в день Пятидесятницы, по сошествии Святого Духа на всех присутствовавших в горнице Сионской. Вот какая удивительная связь обнаруживается между 1-й и 2-й паремией праздника, а также между ними и событием Пятидесятницы!

Интересно, что в свете новозаветного Откровения и догматического учения Церкви можно сказать, что в этой паремии присутствует прообразовательное указание на два аспекта Церкви: христологический и пневматологический. Принятие благодати Духа старейшинами Израиля (дар Духа для иерархического служения) можно уподобить преподанию Христом апостолам Святого Духа в первый день по воекресении и христологическому аспекту Церкви, тогда как сошествие Духа на Елдада и Модада (харизматический дар, свидетельствующий о святости, особых отношениях с Богом) сравнимо с событием Пятидесятницы и является прообразом пневматологического аспекта христианской Церкви.

2-я паремия — Иоил. 2:23-32. Сердцевиной данного фрагмента, имеющего непосредственное отношение к новозаветной Пятидесятнице, является пророчество об излиянии Духа на всякую плоть: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего» (Иоил. 2:27-28). О том, что данное пророчество исполнилось в событии Пятидесятницы, ясным образом сказал апостол Петр в своей речи в этот день (Деян. 2:16-21); об этом же есть свидетельства и в богослужебных текстах, отметим следующие тропари канона: «От Духа Твоего на плоть всякую, якоже рекл еси, богатно излиял еси, и исполнишася всяческая Твоего ведения, Господи...» (6-я песнь, 1־й канон, 1-й тропарь) и «Божественное учение возгреме видяй видения божественный Иоиль, Богоначальнейшаго, имже излию, рек, якоже Слова, Духа Моего...» (7-я песнь, 2-й канон, 2-й тропарь).

Достойны особого внимания следующие детали. Во-первых, образ преподания Святого Духа обозначается глаголом «изолью»; это значит, что Бог сообщит Духа Святого свыше и в такой полноте, в какой идет проливной дождь на сухую землю. Во-вторых, есть небольшой текстологический нюанс: наше чтение «от Духа Моего» основано на Септуагинте, тогда как в еврейском тексте читается так: «изолью Духа Моего», то есть говорится о сообщении верным Духа во всей полноте. И такое чтение лучше согласуется с событием Пятидесятницы, ибо здесь явился Святой Дух не частично как некая Сила, а как Личность. В-третьих, самым важным является сообщение о всеобщности даров Духа; если раньше Святой Дух сообщался только царям, первосвященникам и пророкам, то в мессианское время причастниками Его благодати смогут стать все люди («на всякую плоть»), независимо от возраста («старцы и юноши»), пола («сыны ваши и дочери ваши») и социального статуса (как свободные, так и рабы).

Обращают внимание и на то, что 2-я паремия как бы продолжает 1-ю паремию, потому что пророчество Иоиля является как бы ответом на восклицание Моисея. 1-я паремия заканчивается словами Моисея: «О, если бы все в народе Господнем были пророками! О, если бы Господь послал на них Дух Свой!» (по переводу Российского Библейского общества). И в самом начале 2-й паремии пророк Иоиль словно отвечает ему, указывая на осуществление в мессианском будущем мечты великого законодателя.

Наконец, следует сказать более подробно о времени исполнения пророчества Иоиля. С одной стороны, цитирование пророчества в речи апостола Петра, а также ссылки на него в песнопениях праздника не оставляют сомнений в том, что Церковь воспринимает событие Пятидесятницы как осуществление слов пророка. С другой стороны, есть основания совершенное исполнение пророчества относить ко времени Второго пришествия и жизни будущего века. Во-первых, библеисты говорят о том, что раз в Ветхом Завете еще не было открыто различие между Первым и Вторым пришествием Мессии, то некоторые ветхозаветные эсхатологические пророчества в равной степени можно считать относящимися как к Первому пришествию Христа, так и ко Второму Его пришествию во славе. Однако есть один важный признак, который все-таки помогает их разграничить: если в пророчестве говорится о глобальных катаклизмах, изменении материального мира и радикальном преображении природы, то его следует считать в большей степени эсхатологическим, нежели мессианским. В пророчестве Иоиля как раз такие признаки есть: после откровения об излиянии Духа на «всякую плоть» говорится: «И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма. Солнце превратится во тьму и луна — в кровь» (Иоил.2:30-31). Во-вторых, в день Пятидесятницы для каждо го человека открылась возможность стяжания Духа, однако все-таки в буквальном смысле время, когда все люди «будут пророчествовать», еще не наступило. Потому и епископ Виссарион (Нечаев), многократно говоря об осуществлении пророчества Иоиля в день Пятидесятницы, в то же время говорит, что окончательное исполнение этого пророчества возможно только в жизни будущего века: «Желание Моисея не исполнилось в Церкви ветхозаветной; но в Церкви новозаветной наступит рано или поздно время, когда дар пророчества и чрезвычайных небесных откровений сделается достоянием всех верующих согласно с обетованием Божиим, изрекаемым чрез пророка Иоиля, ибо глагол Божий не возвращается тощ». Таким образом, можно говорить о двойном исполнении пророчества Иоиля: оно осуществилось и в событии Пятидесятницы, когда Дух Святой сообщил Свою благодать апостолам и тем, кто был с ними, а также начал действовать в Церкви, открывая для всех людей путь к святости, единению с Богом. Но во всей полноте это пророчество исполнится только в жизни будущего века, когда действительно все верующие будут пророчествовать и принимать откровения Божии всеми доступными способами.

Уже много было сказано о связи между 1-й и 2-й паремиями праздника Пятидесятницы; в добавление к этому обратим внимание на замечательный тропарь канона, который объединяет эти две паремии: «Законом древле проповеданное и пророки, исполнися: Божественнаго бо Духа днесь всем верным благодать излияся» (1-я песнь, 1-й канон, 2-й тропарь). Здесь под «законом» подразумевается событие, описанное в Книге Числа (это — единственное в Пятикнижии место, где говорится о сошествии Духа на множество людей), тогда как «пророки» — косвенная ссылка на Книгу Иоиля (в других пророческих книгах нет аналогичных мест).

3-я паремия — Иез. 36:24-28. Связь этой паремии с событием Пятидесятницы не столь очевидна, как первых двух. В буквальном смысле пророк Иезекииль говорит о нравственном преображении иудейского народа в будущем после возвращения из плена в землю Обетованную. Господь обещает, что Он омоет Своих людей «чистой водой»; это будет не просто ритуальное омовение, а таинственное действие, следствием которого будет очищение от грехов. Затем Он даст людям вместо каменного сердца «сердце плотяное», то есть настоящее человеческое сердце, для которого стремление к добру и исполнению заповедей является естественным (вспомним, что «каждая душа по натуре христианка»). Самыми важными в контексте праздника Пятидесятницы являются следующие слова паремии: «Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять». В буквальном смысле здесь можно увидеть параллель с образом творения человека согласно (Быт. 2:7), где подчеркивается наличие в человеке двух составляющих: материальной и духовной, которая является следствием особого «дуновения» Божия. Как при творении Адама Господь «вдунул в лице его дыхание жизни», так и членам народа Божия будет дан «новый дух», Господь посредством этого обновит Свой образ в человеке.

Эти слова, несмотря на их буквальный смысл, в послепленный период исполнились на иудейском народе лишь отчасти. Послепленные иудеи хотя и были в чем-то лучше своих предков, но все же в целом они остались народом жестоковыйным, как об этом сказал первомученик Стефан: «Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы» (Деян. 7:51). Потому православные экзегеты видят в пророчестве Иезекииля мессианский смысл и говорят о подлинном осуществлении пророчества только в новозаветную эпоху. «Чистую воду», о которой говорит пророк, воспринимают и как предуказание на христианское Таинство Крещения, и (что для нас особенно важно) как образное именование Святого Духа (вспомним, что Христос в беседе на праздник Кущей Сам назвал Святой Дух «живой водой»). Обещание Господне дать людям Своего Духа исполнилось в событии Пятидесятницы, а затем, благодаря действию Святого Духа в Церкви, уже стало возможным освящение людей и исполнение ими заповедей Божиих (вспомним Ин. 15:5: «без Меня не можете делать ничего»). Только вера во Христа и благодать Святого Духа, обильно изливавшаяся на верующих со времени сошествия Святого Духа на апостолов, могли произвести духовный переворот, о котором идет речь. Он совершился прежде всего над апостолами и чрез них над прочими, смиренно покорившимися их проповеди о Христе. Те, которые имели до тех пор каменное сердце, умилились сердцем, слушая проповедь апостола Петра (Деян. 2:37).

Кашкин А.С. Литургика. Ч. 2. Постная и Цветная Триоди. Саратов, 2017. С. 696-703.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: