Следопытская специальность «Художник»
Если ты любишь рисовать и готов развивать своё мастерство, то нашивка «Художник» ждёт тебя! Чтобы получить нашивку, необходимо сдать теорию и практику.
Теория:
1. Перечисли не менее пяти направлений живописи, кратко охарактеризуй их особенности и назови наиболее ярких представителей того или иного течения.
2. Перечисли десять русских художников и назови по одной известной работе каждого из них.
Практика:
1. Участвуй в течение всей смены в максимально возможном количестве оформительских работ. Список оформительских работ должен содержать не менее 5 позиций, например, оформление отрядного уголка, стенгазеты, «древо смены», выполнения поручения «уют» и прочее.
2. Выпусти стенгазету.
3. Подготовь набросок на тему (на выбор: иллюстрация к любимой сказке, портрет, пейзаж, натюрморт) карандашом, углём, акварелью, тушью или масляной краской.
Полезная информация:
Чтобы понять, кто такой художник, давай обратимся к происхождению этого слова.
Славянское слово «художник» (болг. Художник; укр. Художник) является древним заимствованием из готского языка (handags), а в германских языках восходит к обозначению руки (ср. нем. Hand, дат. Hånd, норв. Hånd, англ. Hand). Художник буквально — «с умелыми руками».
Кто же такие художники, и чем они занимаются?
Существует огромное разнообразие профилей и специализаций художников. Это деятели искусства, настоящие творцы. Зародилась данная профессия в глубоком прошлом. Еще первобытные люди изображали на стенах пещер сюжеты быта. Именно первобытные рисовальщики дали начало творческим процессам и зарождению живописи. Особой популярностью художники пользовались в период античности. Это искусство стремительно развивалось, а мастера получили уважение. Но с приходом средневековых «темных времен» наступила эпоха простоя во всех сферах искусства. Живопись и художники не стали исключением. Живопись приравнивалась к бесовскому промыслу и каралась смертью. Признавались только мастера, которые работали над церковными фресками.
С наступлением эпохи Возрождения искусство и художественный промысел начинают стремительно развиваться. Творцов уважали. Многие стремились познать тонкости мастерства художников; массово организовывались школы искусств. Мастера принимали подмастерьев, которые становились их последователями.
В наши дни профессия художника имеет ряд разновидностей, которые зависят от стилистики, типа расходных материалов и профиля деятельности.
Направления в изобразительном искусстве
Грани, разделяющие направления, такие тонкие, что порой трудно определить, где заканчивается один вид, и начинается другой. Но мы всё же попробуем разобраться:
№ | Направление изобразительного искусства | Особенности направления изобразительного искусства | Художники |
Академизм (от фр. academisme) – направление в европейской живописи XVI-XIX веков. | Основывалось на догматическом следовании внешним формам классического искусства. Последователи характеризовали этот стиль как рассуждение над формой искусства древнего античного мира и эпохи Возрождения. Академизм восполнял в себе традиции античного искусства, в которых идеализирован образ натуры, компенсируя при этом норму красоты. | В этом стиле писали братья Аннибале и Агостино Каррачи и их двоюродный брат Лодовико Карраччи. Среди русских художников выделим Александра Иванова, Константина Маковского. | |
Импрессионизм (от фр. impression - впечатление) – направление в европейской живописи, зародившееся во Франции в середине XIX века. | Импрессионисты избегали всяких подробностей в рисунке и пытались уловить общее впечатление от того, что видит глаз в конкретный момент. Этого эффекта они достигали при помощи цвета и фактуры. | Самые известные художники этого направления: Эдуард Мане, Пьер Огюст Ренуар, Поль Сезанн, Эдгар Дега, Клод Моне, Камиль Писсарро. Из русских – Константин Коровин, Игорь Грабарь. | |
Кубизм(от фр. cube - куб) – модернистское направление в живописи начала ХХ века. | На первый план выдвинулась формальная задача конструирования объёмной формы на плоскости, сведя к минимуму изобразительно-познавательные функции искусства. Слово «кубисты» было употреблено в 1908 и 1909 гг. французским критиком Л. Воселем как насмешливое прозвище группы художников, изображавших предметный мир в виде комбинации геометрических тел или фигур. | Самый известный художник этого направления: Пабло Пикассо. У нас в этой манере писали Петр Кончаловский и ранний Казимир Малевич. | |
Минимализм (от англ. Minimal art - минимальное искусство) – направление американского и западноевропейского искусства с 1960-х гг. | Минимализм – художественное течение, исходящее из минимальной трансформации используемых в процессе творчества материалов, простоты и единообразия форм, использования одного цвета, творческого самоограничения художника. | Среди наиболее известных минималистов - Карл Андре, Дэн Флавин, Сол Ле Витт, Роберт Моррис. | |
Модерн(от фр. moderne - новейший, современный) – cтиль в европейском и американском иcкyccтвe нa pyбeжe XIX-XX вeкoв. | Модерн переосмысливал и стилизовал черты искусства разных эпox, выpaбoтaл coбcтвeнныe xyдoжecтвeнныe пpиeмы, ocнoвaнныe нa пpинципax асимметрии, орнаментальности и декоративности. Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, природных линий. | Художники, писавшие в стиле модерн: Поль Гоген, Густав Климт. В России – Виктор Васнецов, Иван Билибин, Леон Бакст. | |
Натурализм (от лат. naturalis - природный) – направление в литературе и искусстве последней трети XIX века, стремившееся к объективно точному и бесстрастному воспроизведению наблюдаемой реальности. | Считается, что натурализм воспроизводит реальность без ее идейного осмысления, художественного обобщения, критической оценки и отбора. Возникновение данного течения обусловлено стремлением противопоставить некие «вечные» эстетические ценности тревожной и противоречивой реальности. | Самый известный художник этого направления живописи: Адольф Вильям Бугро. Из отечественных художников заметны авторы жанровых картин Алексей Венецианов и Павел Федотов. | |
Символизм (от фр. symbolisme) – одно из крупнейших направлений в искусстве. Возник во Франции в 1870-1880х гг., расцвет пришелся на рубеж XIX-XX вв. | Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему. Их экспериментаторский характер, стремление к новаторству и обширный диапазон влияний стали образцом для большинства современных направлений искусства. | Известнейшие художники-символисты: Обри Бердслей, Михаил Врубель. | |
Сюрреализм (от фр. Surrealisme - сверх + реализм) – одно из направлений модернизма. Зародился во Франции 1920-х гг. | Художники с фотографической точностью создавали нелогичные, пугающие картины обычных предметов или использовали нестандартную технику живописи, дающую возможность выразить подсознание. | Самые известные сюрреалисты: Сальвадор Дали, Рене Магритт. Русских художников-сюрреалистов назвать трудно, но похожие черты мы встретим у фотографа Александра Родченко и кинорежиссера Дзиги Вертова. | |
Романтизм(от фр. romantisme) – идейное и художественное направление, выдвигавшее на первый план индивидуальность, наделяя ее идеальными устремлениями. Конец XVIII – первая половина XIX в. | Романтизм выделял главенство воображения и чувств. Его основная социально-идеологическая предпосылка - разочарование в буржуазной цивилизации, в социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе. | Самые известные живописцы этого жанра: Франсиско Гойя, Эжен Делакруа, Карл Брюллов, Иван Айвазовский. | |
Экспрессионизм (от фр. expression - выразительность) – модернистское течение в западноевропейском искусстве начале ХХ века. Возник как отклик на острейший социальный кризис и Первую мировую войну. | Идейной основой экспрессионизма стал протест против уродливого мира, все большее отчуждение человека от мира, чувства крушения надежд. Экспрессионистам свойственны тяготение к мистике и пессимизм | Винсент Ван Гог, Эдвард Мунк, Василий Кандинский, Марк Шагал. |