Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей





Зверева О.Л., Кротова Т.В.

343 Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический ас­пект. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 80 с. (Библиотека руководителя ДОУ). ISBN 5-89144-539-5

В настоящем пособии раскрываются новые подходы в общении с родителями на современном этапе.

Взаимодействие с семьей ребенка является одной из сложных сторон деятельности воспитателя. Нередко педагоги испытывают трудности в установлении контакта с родителями воспитанников.

Автором пособия подробно освещаются основные этапы ока­зания методической помощи: раскрывается содержание работы, определяются ее формы и методы. Кроме этого, в книге пред­ставлена краткая история взаимодействия ДОУ с семьей ребенка.

К пособию прилагаются анкеты для родителей и педагогов, сце­нарии мероприятий, программа оказания методической помощи воспитателям и другой практический материал.

Пособие адресовано руководителям и педагогам дошкольных образовательных учреждений.

ББК 74.104

Ольга Леонидовна Зверева Татьяна Викторовна Кротова

ОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ В ДОУ

Методический аспект

Редактор Е.А. Сухова

Художник Е.В. Кустарова

Корректоры Л. Б. Успенская, А.А. Семенова

Компьютерная верстка С.Н. Гамзиной

Оригинал-макет и диапозитивы текста

изготовлены в «ТЦ Сфера»

На обложке использованы фотографиииз л/с № 1678 ЦАО г. Москвы

Лицензия ИД Ne 02242 от 05.07.00. Гигиенический сертификат № 77.99.02.953.Д.000876.02.05 от 28.02.2005 г.

Подписано в печать 10.06.05. Формат 60 х 9O'/m-

Гарнитура Тайме. Усл. п. л. 5.0. Доп. тираж 10 000 экз. Заказ № 5167.

Издательство «ТЦ Сфера».

Москва, Сельскохозяйственная ул., 18, корп. 3.

Тел. (095) 107-59-15, 656-75-05

Отпечатано с готовых диапозитивов наФГУП ордена «Знак Почета»

Смоленская областная типография им. В.И. Смирнова.

214000, г. Смоленск, проспект им. Ю- Гагарина, д. 2.

ISBN 5-89144-539-5 © ООО «ТЦ Сфера*, 2005


Введение

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодей­ствие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно так­же направлено на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических уме­ний, навыков, рефлексивного отношения к себе как к педагогам. Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложив­шееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его использованием. Составная часть взаимодействия — общение педагога с родителями.

Как показывает практика и проведенные научные исследова­ния, родители часто допускают типичные ошибки в воспитании детей, испытывают определенные трудности. Задача педагогов до­школьного учреждения — помочь родителям в воспитании детей. Но педагоги не всегда готовы к этой деятельности в силу ряда причин. Возникает еще одно противоречие, которое разрешается посредством методической работы в ДОУ. Старший воспитатель, или, как его принято называть, методист оказывает педагогическую помощь вос­питателям в установлении контакта с родителями воспитанников, выявлении их трудностей, положительного опыта. Существуют оп­ределенные этапы проведения, формы и методы работы в ДОУ. Специфика ее заключается в многоуровневом характере. Так, стар­ший воспитатель влияет на воспитателей, чтобы те в свою очередь повышали педагогическую культуру родителей, а родители грамот­но могли воспитывать детей. Об этом речь пойдет в настоящем по­собии.


J


РЕТРОСПЕКТИВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЕЙ

Семья — социальный институт воспитания, в ней осуществ­ляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения. Известный отечественный психолог Л.С. Выготский писал, что семья является важнейшим элементом социальной ситуации развития. В семье социализация* происходит наиболее естественно и безболезненно, основной ее механизм — воспита­ние.

Еще до революции говорили о роли семьи в познании ребенком окружающего мира. Именно в семье ребенок узнает, например, что «печка горячая, вода из кувшина прольется, если неаккуратно ее нести; кошка царапается, а мама ругается, если попадешь ей под ноги». Ребенок ежедневно видит вокруг себя живую действитель­ность и непосредственно участвует в ней. Общение в семье построе­но на любви, семейное воспитание не имеет границ (см. Приложе­ние 2).

В то же время семья может выступать и отрицательным факто­ром воспитания. На ребенка негативно влияют ссоры, конфликты родителей, непоследовательность, плохой пример. Взрослые до­пускают промахи в воспитании: относятся к ребенку как к своей уменьшенной копии, часто несправедливы к детям, используют физические наказания и многое другое. К типичным ошибкам мож­но отнести и отсутствие единства требований к детям, когда один взрослый хочет от ребенка одно, другие — другое. Непоследова­тельность заключается в том, что эти требования зависят от ми­нутных настроений родителя. Например, сегодня папа разрешает ребенку прыгать на диване или не убирать игрушки, на следую­щий день он более строг и запрещает то, что вчера было можно.' Об отношении родителей к воспитанию детей свидетельствует та­кой пример: маму двухлетней девочки спросили: «Какие у Вас трудности с ребенком?» Она ответила: «Да никаких трудностей, отлуплю, — и всё». Эти трудности связаны с недостатком знаний по вопросам воспитания ребенка, отсутствием выдержки, терпе­ния, педагогического такта.

Этот и другие термины см. в Приложении 1.


Родители нуждаются в помощи со стороны специалиста, хотя некоторые из них и не осознают этой потребности. Таким образом, воспитательный потенциал семьи не используется родителями в пол­ной мере. Чтобы грамотно воспитывать ребенка, необходимо един­ство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрос­лых, учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, по­нимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте и т.д. Здесь могут оказать профессиональную помощь специалисты-педа­гоги дошкольных учреждений.

Полемика о соотношении воспитания детей в семье или в детских садах имеет свою историю. Еще до революции ряд таких известных педагогов, как К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт и другие, считали, что воспитание ребенка должно осуществляться до семи лет в семье. Не­которые авторы были противниками семейного воспитания (А.С. Си­монович, К.Н. Ярош), объясняя свою позицию тем, что семья пода­ет детям дурной пример, в рамках ее — они не могут включаться в труд, становятся избалованными. П.Ф. Каптерев, внесший существен­ный вклад в разработку теории семейного воспитания, стоял на по­зициях сочетания семейного и общественного компонентов.

На рубеже XIX—XX веков в помощь семье создавались детские сады, в которых ребенок мог проводить от 2-х до 4-х часов в день, но были и детские сады длительногопребывания для детей рабо­чих — народные детские сады. В помощь семье создавались в те годы родительские клубы, семейные группы (похожие на совре­менные группы кратковременного пребывания). В семейных груп­пах мамы с детьми объединялись и занимались с ними; в 80-х годах XIX века были созданы Родительские Кружки с целью рас­пространения среди родителей педагогических знаний, на их засе­даниях шел живой обмен мнениями по вопросам воспитания детей в семье, к дискуссиям подключались специалисты.В помощь семье выходили многочисленные периодические издания, затрагиваю­щие вопросы гигиены, обучения, нравственного воспитания де­тей, а также книги для родителей.

После революции 1917 года изменилось отношение общества и государства к семье, политика в отношении семьи диктовалась клас­совыми задачами. Советское государство не доверяло родителям вос­питание детей, будущих строителей коммунизма. Неслучайно одной из задач являлось воспитание у них ненависти к капитализму. В 20-е годы писали, что семейное воспитание — отсталое, В этот историче­ский период существовали различные точки зрения на вопрос соот­ношения общественною и семейного воспитания, вплоть до изоля­ции детей от семьи. Многие педагоги выступали за необходимость оказания родителям педагогической помощи — Е.А. Аркин, Н.К. Крупская, Л.И. Красногорская, Д.В. Менджерицкая, Е.И. Ра-дина, А.В. Суровцева, Е.А. Флеринаи др.


Общественное воспитание детей было признано ведущим в те годы по идеологическим соображениям, так как стояла задача вос­питания нового человека, с которой могла справиться не каждая семья. Общественное воспитание было необходимым также по при­чине вовлечения женщин в массовое производство. Детский сад яв­лялся социальным центром, который помогал пролетарской семье воспитывать детей квалифицированными специалистами, и где ре­бенок находился в коллективе сверстников. Общественным дош­кольным воспитанием были охвачены далеко не все дети, и в по­мощь родителям издавалась многочисленная педагогическая литера­тура, создавались педагогические курсы для матерей. В те годы зарождались разнообразные формы сотрудничества детского сада с семьей; они просуществовали не один десяток лет, и многие суще­ствуют по сей день: коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные. (Далее мы рассмотрим их подробнее.) Поскольку эти формы существуют длительное время, в практике работы дет­ских садов они получили название «традиционных». Несмотря на положительные стороны работы с семьей в послереволюционный период, например, многообразие форм и тем, некоторые из них были чрезмерно подчинены господствующей идеологии; у детей вы­являли их классовую направленность на основе тестов. Родителям сообщалось о пятилетних планах, борьбе с суевериями, религиоз­ностью; не учитывались их интересы, потребность в знаниях, поло­жительный опыт воспитания. Были разработаны лозунги для роди­телей, например; «Что взял в детские годы, не теряешь никогда»; «Коль семья груба, сурова, редко дети в ней здоровы».

Приведем в качестве примера выдержки из программы трехме­сячных дошкольных курсов для родителей 1930 года. Одна из харак­терных для того времени тем для беседы: «Старый быт семьи (рели­гиозность, пьянство, шовинизм, индивидуализм, физическое на­казание и отрицательное его влияние на ребенка)». Родителям давали задания понаблюдать за своим ребенком, выявить условия антире­лигиозного, интернационального воспитания, прочитать соответ­ствующую литературу, посетить дошкольное учреждение. Исполь­зовали лекции-беседы, практические занятия, знакомство с орга­низацией учреждений. Предполагалось, что вся работа будет строиться на активности и самодеятельности родителей, на выполнение ими заданий у себя в семье. Положительным моментом, с современной точки зрения, является активизация родителей, но, вместе с тем, следует отметить уже упомянутые негативные стороны: излишнюю идеологизацию содержания работы с родителями, недоучет их ин­тересов, потребности в знаниях.


РАБОТА ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Содержание работы педагога с родителями включает в себя, по сути, все вопросы воспитания и обучения детей, с которыми педа­гог знакомит родителей дошкольников. Для обсуждения с родите­лями не существует второстепенных тем, поскольку родителям не­обходимы знания об особенностях развития ребенка, задачах воспи­тания, методах, организации предметно-игровой среды, подготовке его к обучению в школе и др. Они хотят получить ответ на вопрос: «Как поступить в том или ином случае?»

Леем родителям необходимы педагогические знания, с рождени­ем ребенкашш1зьшуждены.овдадевать профессией воспитателя. Пе­дагоги детских садов — профессионалы, они готовы помочь в воспи­тании детей. Вщноори£тм^оштьсв^алщ]^^}юс1ис&мъи, запросы родататей^нелфосто читать им доклады или лекции. Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической ин­формации. Есть родители, приобретающие педагогическую литерату­ру или выписывающие периодические издания, некоторые родители могут получить необходимую информацию через Интернет, но часто они пользуются случайной литературой, бессистемно. Иногда воспи­тывают детей интуитивно, «как воспитывали меня», некритично от­носятся к тем или иным проявлениям ребенка. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уве­ренность в собственных педагогических возможностях, распростра­нять положительный опыт воспитания в семье: проведение семейных досугов, следование семейным традициям, опыт закаливания детей, семейного чтения и т.д. Тезис о педагогической несостоятельности семьи уже потерял свою актуальность.

Как показал проведенный опрос родителей, они некомпетент­ны в вопросах психического развития детей. Анкетирование и на­блюдения за стилем общения родителей с детьми, за реакцией детей на встречи с родителями показали, что для родителей пред­ставляют интерес такие проблемы, как воспитание послушания у детей, культуры поведения, проблема детской игры, страхов, аг­рессивности, раннего обучения. Есть темы, актуальные для всех категорий родителей (например, особенности того или иного воз­растного периода), которые сформулированы таким образом: «Знаете ли вы своего ребенка?», «Как научиться понимать ребенка». Роди-


телей интересует вопрос: «Что должен знать и уметь ребенок в определенном возрасте?», «Что можно от него требовать и как?» Важными для рассмотрения с родителями являются такие темы, как «Общение с ребенком в семье», «Методы воздействия на ре­бенка» (как вариант темы «Поощрения и наказания»), «Развитие речи», «Подготовка к школе». Почтив каждой семье стоит пробле­ма — чем занять ребенка. Педагоги должны рассказать значение компьютерных nip, опасности некоторых из них для здоровья де­тей и, как альтернативу предложить развивающие игры с детьми в условиях семьи.

Родители младших дошкольников испытывают трудности, свя­занные с кризисом трех лет, капризами и упрямством ребенка, а родители старших дошкольников говорят о проблемах, связанных с ранней подготовкой их к школе. Хотя сейчас, как показывает наше общение с родителями, уже с двух с половиной лет ребенка пыта­ются научить читать, считать, обучают работе с компьютером. Пе­дагоги приводят примеры обучения маленьких детей сложным не­доступным математическим действиям, иностранным языкам. За­вышенные установки родителей негативно влияют на развитие маленьких детей, их самооценку. По мнению детских психологов, в результате несоответствия родительским ожиданиям у ребенка мо­жет возникнуть невроз, поэтому — необходимо беречь нервную систему ребенка, не перегружать его знаниями. Конечно, нужно готовить детей к обучению в школе, развивать их интеллект, но без ущерба для общего развития. Здесь задача старших воспитателей — помочь родителям в решении задач интеллектуального развития де­тей. На что следует обратить внимание родителей в решениизадачи интеллектуального развития их детей?

В разработке содержания занятий с родителями играет роль и приоритетное направление ДОУ: для детей с проблемами физиче­ского воспитания на первый план выносятся такие темы для обсуж­дения, как «Физическое воспитание и развитие ребенка», «Закали­вание», «Защита психики ребенка», «Развитие движений», «Спортив­ный досуг», «Рекомендации для родителей» и т.д. Если это художествен но-эстетическое направление, то акцент делается на сущ­ности и задачах эстетического воспитания, их решении в разных возрастных группах. Целесообразно познакомить родителей с орга­низацией досуга и праздников в условиях учреждения и семьи, подключать их к подготовке и проведению подобных мероприятий. Тематика общения с родителями может включать проблемы обуче­ния детей рисованию, развитию музыкального восприятия. Хорошо подключать к консультации специалистов (например, психологов, музыкального руководителя), проводить открытые просмотры дет­ского творчества.


Поскольку в настоящее время особо острыми являются пробле­мы подготовки детей к школе, их интеллектуального развития, мы остановимся подробнее на вопросах взаимодействия дошкольного учреждения с родителями, дети которых посещают дошкольные учреждения с приоритетом интеллектуального развития.

Разрабатывая содержание знаний для родителей, следует остано­виться на сущности интеллектуального развития детей. Необходимо познакомить родителей с тем, что может ребенок в том или ином возрасте, каковы психологические закономерности его развития. По­казатели умственного развития детей дошкольного возраста четко представлены в книге «Дневник воспитателя: развитие детей дош­кольного возраста» под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой: на­пример, в три года ребенок должен по образцу, предложенному взрос­лым, выполнить небольшую постройку из кубиков, в четыре — по предложенной взрослым схеме собрать несложную постройку из ку­биков; в пять лет — на простом плане комнаты показать стол, за которым он сидит; в шесть-семь — использовать схему для ориенти­рования в определенной пространственной ситуации, распределить предметы по группам на основе выделения ряда признаков (одежда, обувь, посуда и др.). Наряду с формированием мышления ребенка необходимо развивать его память, внимание, воображение, восприя­тие, речь. Знакомство с окружающим миром — первый шаг умствен­ного развития ребенка, поэтому рекомендуется родителям проводить с детьми наблюдения, беседы, дать ребенку почувствовать себя пер­вооткрывателем. Взрослым целесообразно вместе с ребенком делать открытия, выводы, решать проблемные ситуации, обсуждать сказ­ки, составлять семейные коллекции, грамотно отвечать на познава­тельные вопросы. Вместе с ребенком наблюдать за облаками, нахо­дить в них сходство с фигурками людей и животных; «измерять» глубину лужи и т.д. В детском саду можно устроить выставку семей­ных коллекций, например, красивых ракушек, камешков, фанти­ков, значков и др.

Если любознательность ребенка удовлетворяется и умело направ­ляется взрослыми, у него появляется потребность в новых знаниях. Родителям следует помнить, что само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития ребенка. Су­щественнее не сами знания, а то как ребенок умеет ими пользо­ваться, применять их при решении тех или иных задач. Родителей порой радует, что ребенок запомнил текст стихотворения, сказки. У детей очень хорошая память. Но важнее для умственного развития ребенка понять текст, суметь пересказать его, не исказив смысла и последовательности событий. Не нужно увлекаться счетом с ребен­ком до бесконечности. Необходимо ознакомить его с понятием чис­ла как выражения количественной стороны любых явлений, по-

2 Зверева


мочь ребенку овладеть простейшим решением арифметических задач и особенно умением их самостоятельно составлять, пусть в пределах пяти. Это относится к детям старшего дошкольного возраста.

Предлагаем родителям записывать вопросы и высказывания де­тей. Среди них бывают и вопросы чисто познавательного характера, например: «Почему самолет летает?», «Как раньше звали Красную Шапочку?», «Почему ведьма только в сказках, а тигр существует на самом деле?» и др. Представляют интерес и детские высказыва­ния об окружающем мире, самостоятельные умозаключения, пусть и неверные. Например, дочка что-то ищет в календаре. На вопрос папы, что она там ищет, ребенок отвечает: «А я ищу, когда будет еще Восьмое марта». — «В этом календаре больше не будет», — гово­рит отец. — «А может, будет, я все же поищу». Или дети загадывают загадки, пусть и наивные, например: «Пишут и рисуют, хорошень­кие, цветные». Подобный материал можно вместе с родителями об­судить на встречах в детском саду. Научно доказано, что в ходе познавательного общения ребенка с родителями преодолеваются и эмоциональные трудности. Родителям можно порекомендовать се­рьезно относиться к детским вопросам и высказываниям, не «отма­хиваться» от них.

Особо следует сказать о телевидении. Взрослому важно не зада­вить детскую инициативу, не погасить желания открывать мир. Те­левидение хорошо, когда оно расширяет границы опыта детей, рас­сказывает о странах и людях, призывает к размышлению, показы­вает процесс рождения мысли в споре. Исходя из содержания телепередачи, родителям можно порекомендовать совместную про­гулку с ребенком, экскурсию, чтение художественной литературы познавательного характера, рисование, конструирование.

Предлагаем примерное распределение форм и тематики занятий с родителями по интеллектуальному воспитанию детей.

1. Общее родительское собрание. Познакомить родителей с сущно­
стью приоритетного направления ДОУ, обсудить с педагогами и
другими специалистами, работающими там, «визитную карточку»
учреждения. Кратко и доступно раскрыть суть Программы, по кото­
рой работает учреждение, задачи, стоящие перед ним. Можно по­
знакомить родителей с результатами проведенной диагностики пси­
хического развития детей.

2. «Круглый стол» по проблеме интеллектуального развития до­
школьников. В нем принимают участие старший воспитатель, пси­
холог, воспитатели групп и другие специалисты. Участники свобод­
но общаются друг с другом. Можно определить тему заседания «Круг­
лого стола», например, «Ознакомление с окружающим миром —
первая ступень умственного воспитания дошкольников» или «Раз­
витие памяти у детей». Темой подобных заседаний могут быть та-


кие, как «Развитие любознательности у дошкольников», «Развитие речи», «Специальная готовность детей к школе», «Роль дидактиче­ской игры в умственном развитии детей» и др. Такие заседания можно провести в каждой из возрастных групп, ставя акценты на задачах программы, по которой работает ДОУ. Целесообразно ис­пользовать такие методы, как постановка дискуссионных вопро­сов, анализ педагогических ситуаций, сообщения специалистов по проблеме, обмен опытом родителей, ответы на их вопросы специа­листов. Здесь же можно показать родителям открытое (или в видео­записи) занятие с детьми, организовать выставку литературы для детей и родителей по проблеме. Предлагаем раскрыть родителям сущ­ность обучения дошкольников, его специфику, которая заключает­ся в использовании игровых приемов. В качестве наглядности хоро­шо открытое занятие для родителей с детьми или же видеоматериа­лы фрагментов занятий по математике, развитию речи и др., следует обратить внимание на дидактический материал, методы обучения детей, сюрпризные моменты на занятиях и т.д.

3. Наглядные формы работы с родителями включают подготовку
памяток, папок-передвижек, материала на стендах, фотовыставки
и др. Например, можно подготовить для родителей в письменном
виде показатели умственного развития детей по возрастам или пред­
ложить наглядный материал, на формирование памяти, внимания,
воображения, мышления, а также варианты проведения дидакти­
ческих игр с детьми.

4. Консультации могут быть устными и письменными, плановы­
ми и неплановыми, т.е. стихийно возникающими по инициативе
одной из сторон. Тематика консультаций разнообразная, например,
«Развитие представлений об окружающем», «Способы получения
ребенком знаний», «Развитие инициативы детей». Письменные (за­
очные) консультации удобны тем, что у педагога есть время под­
готовиться к освещению проблемы, выявить потребности родите­
лей в знаниях. Так, готовится ящичек или конвертик для вопросов
родителей с изображенным на нем вопросительным знаком, в ко­
торый родители опускают записки с вопросами. Педагог обрабаты­
вает «почту», готовит ответы на интересующие вопросы в разной
форме, например, информации на стенде «Консультация по вашей
просьбе», «Спрашивали — отвечаем» или «Вечер вопросов и отве­
тов».

5. Дискуссия по проблеме умственного воспитания детей. Такую
дискуссию хорошо провести с родителями подготовительной груп­
пы, заранее пригласив специалистов: учителей начальных клас­
сов, психолога, воспитателей подготовительной группы. Можно
использоватьЧакие методы, как постановка спорных вопросов,
ознакомление родителей с результатами тестирования детей, пре-

II


доставление слова специалистам, анализ педагогических ситуаций. Рекомендуется проведение дискуссий по аналогии с телевизион­ными «Ток-шоу»: например, разделить участников на две группы; первая — те, кто считает, что умственное развитие ребенка — это умение читать, писать, считать; вторая — родители с противопо­ложной точкой зрения. Главное — это всестороннее развитие ре­бенка, его познавательная активность. Необходимо дать возмож­ность высказаться представителям противоположных мнений, пре­доставить слово специалисту, аргументировать правильную точку зрения. Для повышения интереса слушателей к проблеме можно привести в качестве примера высказывания детей, продукты дет­ского творчества, видеоролики и др. В конце подвести итог.

Дискуссии можно проводить на различные темы, например, «Роль книги в развитии ребенка», «Семья на пороге школьной жизни», «Возможности семьи в речевом развитии ребенка» и др. Конспекты подробно описаны в книге Е.П. Арнаутовой «Педагог и семья».

6. «Устные журналы». Эта форма может проводиться регулярно с заданными рубриками, имеющими место в том или ином журнале. Например, «Советы специалиста», «Это интересно знать», «Говорят дети», «Чем и как занять ребенка» и др.; рубрики наполняются педагогическим содержанием по теме. Например, советы может дать психолог, физиолог, врач и другие специалисты. В «Устном журна­ле» освещаются актуальные проблемы интеллектуального развития ребенка. Главное — сделать эти встречи неформальными, а заинте­ресовать родителей, отвечать на волнующие их вопросы, не увле­каться теорией вопроса, а преподносить материал убедительно, до­ступно, опираясь на их опыт.

Целесообразно использовать многообразие форм и методов рабо­ты с родителями. Только в сотрудничестве педагогов с родителями можно решать проблемы разностороннего развития ребенка, в част­ности интеллектуального, не пренебрегать потребностями детства (см. Приложение 3).

В освещении этих вопросов поможет литература для педагогов по воспитанию и обучению детей в разных возрастных группах, про­граммы воспитания в детском саду.


ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ В ДОУ

Содержание работы с родителями реализуется через разнооб­разные формы. Главное — донести до родителей знания. Суще­ствуют традиционные и нетрадиционные формы общения педаго­га с родителями дошкольников, суть которых — обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяют­ся на коллективные, индивидуальные и наглядно-информацион­ные.

коллективным формам относятся родительские собрания, конференцииТ^Круглыестолы» и др. Групповые родительские собрания — это действенная форма работы воспитателей с кол­лективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей опреде­ленного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий роди­телей. Например, предлагаем такие темы: «Знаете ли вы своего ребенка?», «Воспитание послушания у детей», «Методы педаго­гического воздействия» и др. Традиционно повестка дня вклю­чает в себя чтение доклада, хотя от этого следует уходить, как отмечалось нами выше, лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей. По мнению лекторов, «чтение по бумажке вызывает сон с открытыми глазами». Не рекоменду­ется применять в работе с родителями казенных слов типа «док­лад», «мероприятия», «повестка дня», «явка строго обязатель­на». Если педагог читает текст, не отрываясь, складывается впе­чатление, что он некомпетентен в излагаемых вопросах. В сообщении важно представить особенности жизни группы и каж­дого ребенка. К выступлению на собраниях могут подключаться специалисты детского сада (врач, логопед, психолог и др.), а также специалисты среди родителей, которые имеют отношение к дошкольному детству (педиатр, юрист, библиотекарь и др.). Собрание готовится заранее, объявление вывешивается за 3—5 дней. Тему рекомендуем формулировать проблемно, например: «Послу­шен ли ваш ребенок?», «Как играть с ребенком?», «Нужно ли наказывать детей?» и др. В объявлении можно поместить неболь­шие задания для родителей, например, понаблюдать за поведе­нием детей, сформированными навыками, обратить внимание на детские вопросы и т.д. Задания обусловлены темой предстоя-


щего собрания. Как показывает опыт, родители активнее реаги­
руют на индивидуальные приглашения, особенно если в их под­
готовке принимали участие дети. Например, на собрание по тру­
довому воспитанию можно подготовить приглашения в виде фар­
тука или веничка, к Новому году — в виде елочки и др. Дело,
конечно, не в названии проведения формы работы с родителя­
ми. Сейчас собрания вытесняются новыми нетрадиционными
формами, такими как «Устный журнал», «Педагогическая гос­
тиная», «Круглый стол» и др. Хочется предостеречь педагогов от
увлечения развлечениями: некоторые считают,что с родителя­
ми надо попить чаю, провести игры. В этом случае педагогичес­
кое с6^ё^жаТшё^«3^од1тг^Т1ёлес^бразно сочетать разные формы
работы, например, после проведения развлекательных меропри­
ятий с родителями_можноорганизовать беседы и собрания. На
общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспита­
ния детей. Делесообразно провести экскурсию по ДОУ, позна-
комщ^эддителей"со"^"ециалистами, с объяснением профиля и
задач учреждения; можно издатьбуклет, рекламу, рассказываю­
щие о KotiKpeTHOM учреждения:------~——------- ~

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи.

с1кой_беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя и родителей. Бесе­да может возникать стихийно lioинициативе и родителей и педа­гога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стре­миться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В ре­зультате беседы родители должны получить новые знания по во­просам обучения и воспитания дошкольника.

Беседа начинается с общих вопросов, надо обязательно приво­дить факты, положительно характеризующие ребенка. Рекоменду­ется детально продумать ее начало, от которого зависит успех и ход. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям. Вос­питателю следует подобрать рекомендации, подходящие для дан­ной семьи, создать обстановку, располагающую «излить» душу. Например, педагог хочет выяснить особенности воспитания ре­бенка в семье. Можно начать эту беседу с положительной характе­ристики ребенка, показать, пусть даже незначительные его успехи


и достижения. Затем можно спросить у родителей, как им удалось добиться положительных результатов в воспитании. Далее можно тактично остановиться на проблемах воспитания ребенка, кото­рые, на взгляд воспитателя, еще необходимо доработать. Напри­мер: «Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание на воспитание трудолюбия, самостоятельности, закаливание ребенка и др.». Дать конкретные советы.

■*/ Тематические консультации организуются с целью ответить на ^сё'вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут прово­диться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его пси­хики, обучению грамоте и др. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают ди­алог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать роди­телям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно при­сматриваться к детям, задумываться над тем, какими путя­ми их лучше воспитывать. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в детском саду они могут полу­чить поддержку и совет.

- Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик (кон­верт) для вопросов родителей. Читая~почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. Эта форма получила отклик у родителей. Как показал наш опыт проведения «заочной» консульта­ции, родители задавали разнообразные вопросы, о которых не же­лали говорить вслух.

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхност­ного суждения о роли детского сада, оказывают практическую по­мощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, ре­жимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.

В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями (см. ПриложеТЖ~буГ0ни построены по типу теле-визионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привле-





Рекомендуемые страницы:


©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!