Зверева О.Л., Кротова Т.В.
343 Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 80 с. (Библиотека руководителя ДОУ). ISBN 5-89144-539-5
В настоящем пособии раскрываются новые подходы в общении с родителями на современном этапе.
Взаимодействие с семьей ребенка является одной из сложных сторон деятельности воспитателя. Нередко педагоги испытывают трудности в установлении контакта с родителями воспитанников.
Автором пособия подробно освещаются основные этапы оказания методической помощи: раскрывается содержание работы, определяются ее формы и методы. Кроме этого, в книге представлена краткая история взаимодействия ДОУ с семьей ребенка.
К пособию прилагаются анкеты для родителей и педагогов, сценарии мероприятий, программа оказания методической помощи воспитателям и другой практический материал.
Пособие адресовано руководителям и педагогам дошкольных образовательных учреждений.
ББК 74.104
Ольга Леонидовна Зверева Татьяна Викторовна Кротова
ОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ В ДОУ
Методический аспект
Редактор Е.А. Сухова
Художник Е.В. Кустарова
Корректоры Л. Б. Успенская, А.А. Семенова
Компьютерная верстка С.Н. Гамзиной
Оригинал-макет и диапозитивы текста
изготовлены в «ТЦ Сфера»
На обложке использованы фотографии из л/с № 1678 ЦАО г. Москвы
Лицензия ИД Ne 02242 от 05.07.00. Гигиенический сертификат № 77.99.02.953.Д.000876.02.05 от 28.02.2005 г.
Подписано в печать 10.06.05. Формат 60 х 9O'/m-
Гарнитура Тайме. Усл. п. л. 5.0. Доп. тираж 10 000 экз. Заказ № 5167.
Издательство «ТЦ Сфера».
Москва, Сельскохозяйственная ул., 18, корп. 3.
Тел. (095) 107-59-15, 656-75-05
Отпечатано с готовых диапозитивов наФГУП ордена «Знак Почета»
|
Смоленская областная типография им. В.И. Смирнова.
214000, г. Смоленск, проспект им. Ю- Гагарина, д. 2.
ISBN 5-89144-539-5 © ООО «ТЦ Сфера*, 2005
Введение
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как к педагогам. Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его использованием. Составная часть взаимодействия — общение педагога с родителями.
Как показывает практика и проведенные научные исследования, родители часто допускают типичные ошибки в воспитании детей, испытывают определенные трудности. Задача педагогов дошкольного учреждения — помочь родителям в воспитании детей. Но педагоги не всегда готовы к этой деятельности в силу ряда причин. Возникает еще одно противоречие, которое разрешается посредством методической работы в ДОУ. Старший воспитатель, или, как его принято называть, методист оказывает педагогическую помощь воспитателям в установлении контакта с родителями воспитанников, выявлении их трудностей, положительного опыта. Существуют определенные этапы проведения, формы и методы работы в ДОУ. Специфика ее заключается в многоуровневом характере. Так, старший воспитатель влияет на воспитателей, чтобы те в свою очередь повышали педагогическую культуру родителей, а родители грамотно могли воспитывать детей. Об этом речь пойдет в настоящем пособии.
|
J
РЕТРОСПЕКТИВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЕЙ
Семья — социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения. Известный отечественный психолог Л.С. Выготский писал, что семья является важнейшим элементом социальной ситуации развития. В семье социализация* происходит наиболее естественно и безболезненно, основной ее механизм — воспитание.
Еще до революции говорили о роли семьи в познании ребенком окружающего мира. Именно в семье ребенок узнает, например, что «печка горячая, вода из кувшина прольется, если неаккуратно ее нести; кошка царапается, а мама ругается, если попадешь ей под ноги». Ребенок ежедневно видит вокруг себя живую действительность и непосредственно участвует в ней. Общение в семье построено на любви, семейное воспитание не имеет границ (см. Приложение 2).
В то же время семья может выступать и отрицательным фактором воспитания. На ребенка негативно влияют ссоры, конфликты родителей, непоследовательность, плохой пример. Взрослые допускают промахи в воспитании: относятся к ребенку как к своей уменьшенной копии, часто несправедливы к детям, используют физические наказания и многое другое. К типичным ошибкам можно отнести и отсутствие единства требований к детям, когда один взрослый хочет от ребенка одно, другие — другое. Непоследовательность заключается в том, что эти требования зависят от минутных настроений родителя. Например, сегодня папа разрешает ребенку прыгать на диване или не убирать игрушки, на следующий день он более строг и запрещает то, что вчера было можно.' Об отношении родителей к воспитанию детей свидетельствует такой пример: маму двухлетней девочки спросили: «Какие у Вас трудности с ребенком?» Она ответила: «Да никаких трудностей, отлуплю, — и всё». Эти трудности связаны с недостатком знаний по вопросам воспитания ребенка, отсутствием выдержки, терпения, педагогического такта.
|
Этот и другие термины см. в Приложении 1.
Родители нуждаются в помощи со стороны специалиста, хотя некоторые из них и не осознают этой потребности. Таким образом, воспитательный потенциал семьи не используется родителями в полной мере. Чтобы грамотно воспитывать ребенка, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, понимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте и т.д. Здесь могут оказать профессиональную помощь специалисты-педагоги дошкольных учреждений.
Полемика о соотношении воспитания детей в семье или в детских садах имеет свою историю. Еще до революции ряд таких известных педагогов, как К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт и другие, считали, что воспитание ребенка должно осуществляться до семи лет в семье. Некоторые авторы были противниками семейного воспитания (А.С. Симонович, К.Н. Ярош), объясняя свою позицию тем, что семья подает детям дурной пример, в рамках ее — они не могут включаться в труд, становятся избалованными. П.Ф. Каптерев, внесший существенный вклад в разработку теории семейного воспитания, стоял на позициях сочетания семейного и общественного компонентов.
На рубеже XIX—XX веков в помощь семье создавались детские сады, в которых ребенок мог проводить от 2-х до 4-х часов в день, но были и детские сады длительного пребывания для детей рабочих — народные детские сады. В помощь семье создавались в те годы родительские клубы, семейные группы (похожие на современные группы кратковременного пребывания). В семейных группах мамы с детьми объединялись и занимались с ними; в 80-х годах XIX века были созданы Родительские Кружки с целью распространения среди родителей педагогических знаний, на их заседаниях шел живой обмен мнениями по вопросам воспитания детей в семье, к дискуссиям подключались специалисты. В помощь семье выходили многочисленные периодические издания, затрагивающие вопросы гигиены, обучения, нравственного воспитания детей, а также книги для родителей.
После революции 1917 года изменилось отношение общества и государства к семье, политика в отношении семьи диктовалась классовыми задачами. Советское государство не доверяло родителям воспитание детей, будущих строителей коммунизма. Неслучайно одной из задач являлось воспитание у них ненависти к капитализму. В 20-е годы писали, что семейное воспитание — отсталое, В этот исторический период существовали различные точки зрения на вопрос соотношения общественною и семейного воспитания, вплоть до изоляции детей от семьи. Многие педагоги выступали за необходимость оказания родителям педагогической помощи — Е.А. Аркин, Н.К. Крупская, Л.И. Красногорская, Д.В. Менджерицкая, Е.И. Ра-дина, А.В. Суровцева, Е.А. Флерина и др.
Общественное воспитание детей было признано ведущим в те годы по идеологическим соображениям, так как стояла задача воспитания нового человека, с которой могла справиться не каждая семья. Общественное воспитание было необходимым также по причине вовлечения женщин в массовое производство. Детский сад являлся социальным центром, который помогал пролетарской семье воспитывать детей квалифицированными специалистами, и где ребенок находился в коллективе сверстников. Общественным дошкольным воспитанием были охвачены далеко не все дети, и в помощь родителям издавалась многочисленная педагогическая литература, создавались педагогические курсы для матерей. В те годы зарождались разнообразные формы сотрудничества детского сада с семьей; они просуществовали не один десяток лет, и многие существуют по сей день: коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные. (Далее мы рассмотрим их подробнее.) Поскольку эти формы существуют длительное время, в практике работы детских садов они получили название «традиционных». Несмотря на положительные стороны работы с семьей в послереволюционный период, например, многообразие форм и тем, некоторые из них были чрезмерно подчинены господствующей идеологии; у детей выявляли их классовую направленность на основе тестов. Родителям сообщалось о пятилетних планах, борьбе с суевериями, религиозностью; не учитывались их интересы, потребность в знаниях, положительный опыт воспитания. Были разработаны лозунги для родителей, например; «Что взял в детские годы, не теряешь никогда»; «Коль семья груба, сурова, редко дети в ней здоровы».
Приведем в качестве примера выдержки из программы трехмесячных дошкольных курсов для родителей 1930 года. Одна из характерных для того времени тем для беседы: «Старый быт семьи (религиозность, пьянство, шовинизм, индивидуализм, физическое наказание и отрицательное его влияние на ребенка)». Родителям давали задания понаблюдать за своим ребенком, выявить условия антирелигиозного, интернационального воспитания, прочитать соответствующую литературу, посетить дошкольное учреждение. Использовали лекции-беседы, практические занятия, знакомство с организацией учреждений. Предполагалось, что вся работа будет строиться на активности и самодеятельности родителей, на выполнение ими заданий у себя в семье. Положительным моментом, с современной точки зрения, является активизация родителей, но, вместе с тем, следует отметить уже упомянутые негативные стороны: излишнюю идеологизацию содержания работы с родителями, недоучет их интересов, потребности в знаниях.
РАБОТА ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Содержание работы педагога с родителями включает в себя, по сути, все вопросы воспитания и обучения детей, с которыми педагог знакомит родителей дошкольников. Для обсуждения с родителями не существует второстепенных тем, поскольку родителям необходимы знания об особенностях развития ребенка, задачах воспитания, методах, организации предметно-игровой среды, подготовке его к обучению в школе и др. Они хотят получить ответ на вопрос: «Как поступить в том или ином случае?»
Леем родител ям необходимы п е дагогические знания, с рождением ребенкашш1зьшуждены.овдаде вать п рофессией воспитателя. Педагоги детских садов — профессионалы, они готовы помочь в воспитании детей. Вщноори£тм^оштьсв^алщ]^^}юс1ис&мъи, запросы родататей^нелфосто читать им доклады или лекции. Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации. Есть родители, приобретающие педагогическую литературу или выписывающие периодические издания, некоторые родители могут получить необходимую информацию через Интернет, но часто они пользуются случайной литературой, бессистемно. Иногда воспитывают детей интуитивно, «как воспитывали меня», некритично относятся к тем или иным проявлениям ребенка. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье: проведение семейных досугов, следование семейным традициям, опыт закаливания детей, семейного чтения и т.д. Тезис о педагогической несостоятельности семьи уже потерял свою актуальность.
Как показал проведенный опрос родителей, они некомпетентны в вопросах психического развития детей. Анкетирование и наблюдения за стилем общения родителей с детьми, за реакцией детей на встречи с родителями показали, что для родителей представляют интерес такие проблемы, как воспитание послушания у детей, культуры поведения, проблема детской игры, страхов, агрессивности, раннего обучения. Есть темы, актуальные для всех категорий родителей (например, особенности того или иного возрастного периода), которые сформулированы таким образом: «Знаете ли вы своего ребенка?», «Как научиться понимать ребенка». Роди-
телей интересует вопрос: «Что должен знать и уметь ребенок в определенном возрасте?», «Что можно от него требовать и как?» Важными для рассмотрения с родителями являются такие темы, как «Общение с ребенком в семье», «Методы воздействия на ребенка» (как вариант темы «Поощрения и наказания»), «Развитие речи», «Подготовка к школе». Почти в каждой семье стоит проблема — чем занять ребенка. Педагоги должны рассказать значение компьютерных nip, опасности некоторых из них для здоровья детей и, как альтернативу предложить развивающие игры с детьми в условиях семьи.
Родители младших дошкольников испытывают трудности, связанные с кризисом трех лет, капризами и упрямством ребенка, а родители старших дошкольников говорят о проблемах, связанных с ранней подготовкой их к школе. Хотя сейчас, как показывает наше общение с родителями, уже с двух с половиной лет ребенка пытаются научить читать, считать, обучают работе с компьютером. Педагоги приводят примеры обучения маленьких детей сложным недоступным математическим действиям, иностранным языкам. Завышенные установки родителей негативно влияют на развитие маленьких детей, их самооценку. По мнению детских психологов, в результате несоответствия родительским ожиданиям у ребенка может возникнуть невроз, поэтому — необходимо беречь нервную систему ребенка, не перегружать его знаниями. Конечно, нужно готовить детей к обучению в школе, развивать их интеллект, но без ущерба для общего развития. Здесь задача старших воспитателей — помочь родителям в решении задач интеллектуального развития детей. На что следует обратить внимание родителей в решении задачи интеллектуального развития их детей?
В разработке содержания занятий с родителями играет роль и приоритетное направление ДОУ: для детей с проблемами физического воспитания на первый план выносятся такие темы для обсуждения, как «Физическое воспитание и развитие ребенка», «Закаливание», «Защита психики ребенка», «Развитие движений», «Спортивный досуг», «Рекомендации для родителей» и т.д. Если это художествен но-эстетическое направление, то акцент делается на сущности и задачах эстетического воспитания, их решении в разных возрастных группах. Целесообразно познакомить родителей с организацией досуга и праздников в условиях учреждения и семьи, подключать их к подготовке и проведению подобных мероприятий. Тематика общения с родителями может включать проблемы обучения детей рисованию, развитию музыкального восприятия. Хорошо подключать к консультации специалистов (например, психологов, музыкального руководителя), проводить открытые просмотры детского творчества.
Поскольку в настоящее время особо острыми являются проблемы подготовки детей к школе, их интеллектуального развития, мы остановимся подробнее на вопросах взаимодействия дошкольного учреждения с родителями, дети которых посещают дошкольные учреждения с приоритетом интеллектуального развития.
Разрабатывая содержание знаний для родителей, следует остановиться на сущности интеллектуального развития детей. Необходимо познакомить родителей с тем, что может ребенок в том или ином возрасте, каковы психологические закономерности его развития. Показатели умственного развития детей дошкольного возраста четко представлены в книге «Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста» под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой: например, в три года ребенок должен по образцу, предложенному взрослым, выполнить небольшую постройку из кубиков, в четыре — по предложенной взрослым схеме собрать несложную постройку из кубиков; в пять лет — на простом плане комнаты показать стол, за которым он сидит; в шесть-семь — использовать схему для ориентирования в определенной пространственной ситуации, распределить предметы по группам на основе выделения ряда признаков (одежда, обувь, посуда и др.). Наряду с формированием мышления ребенка необходимо развивать его память, внимание, воображение, восприятие, речь. Знакомство с окружающим миром — первый шаг умственного развития ребенка, поэтому рекомендуется родителям проводить с детьми наблюдения, беседы, дать ребенку почувствовать себя первооткрывателем. Взрослым целесообразно вместе с ребенком делать открытия, выводы, решать проблемные ситуации, обсуждать сказки, составлять семейные коллекции, грамотно отвечать на познавательные вопросы. Вместе с ребенком наблюдать за облаками, находить в них сходство с фигурками людей и животных; «измерять» глубину лужи и т.д. В детском саду можно устроить выставку семейных коллекций, например, красивых ракушек, камешков, фантиков, значков и др.
Если любознательность ребенка удовлетворяется и умело направляется взрослыми, у него появляется потребность в новых знаниях. Родителям следует помнить, что само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития ребенка. Существеннее не сами знания, а то как ребенок умеет ими пользоваться, применять их при решении тех или иных задач. Родителей порой радует, что ребенок запомнил текст стихотворения, сказки. У детей очень хорошая память. Но важнее для умственного развития ребенка понять текст, суметь пересказать его, не исказив смысла и последовательности событий. Не нужно увлекаться счетом с ребенком до бесконечности. Необходимо ознакомить его с понятием числа как выражения количественной стороны любых явлений, по-
2 Зверева
мочь ребенку овладеть простейшим решением арифметических задач и особенно умением их самостоятельно составлять, пусть в пределах пяти. Это относится к детям старшего дошкольного возраста.
Предлагаем родителям записывать вопросы и высказывания детей. Среди них бывают и вопросы чисто познавательного характера, например: «Почему самолет летает?», «Как раньше звали Красную Шапочку?», «Почему ведьма только в сказках, а тигр существует на самом деле?» и др. Представляют интерес и детские высказывания об окружающем мире, самостоятельные умозаключения, пусть и неверные. Например, дочка что-то ищет в календаре. На вопрос папы, что она там ищет, ребенок отвечает: «А я ищу, когда будет еще Восьмое марта». — «В этом календаре больше не будет», — говорит отец. — «А может, будет, я все же поищу». Или дети загадывают загадки, пусть и наивные, например: «Пишут и рисуют, хорошенькие, цветные». Подобный материал можно вместе с родителями обсудить на встречах в детском саду. Научно доказано, что в ходе познавательного общения ребенка с родителями преодолеваются и эмоциональные трудности. Родителям можно порекомендовать серьезно относиться к детским вопросам и высказываниям, не «отмахиваться» от них.
Особо следует сказать о телевидении. Взрослому важно не задавить детскую инициативу, не погасить желания открывать мир. Телевидение хорошо, когда оно расширяет границы опыта детей, рассказывает о странах и людях, призывает к размышлению, показывает процесс рождения мысли в споре. Исходя из содержания телепередачи, родителям можно порекомендовать совместную прогулку с ребенком, экскурсию, чтение художественной литературы познавательного характера, рисование, конструирование.
Предлагаем примерное распределение форм и тематики занятий с родителями по интеллектуальному воспитанию детей.
1. Общее родительское собрание. Познакомить родителей с сущно
стью приоритетного направления ДОУ, обсудить с педагогами и
другими специалистами, работающими там, «визитную карточку»
учреждения. Кратко и доступно раскрыть суть Программы, по кото
рой работает учреждение, задачи, стоящие перед ним. Можно по
знакомить родителей с результатами проведенной диагностики пси
хического развития детей.
2. «Круглый стол» по проблеме интеллектуального развития до
школьников. В нем принимают участие старший воспитатель, пси
холог, воспитатели групп и другие специалисты. Участники свобод
но общаются друг с другом. Можно определить тему заседания «Круг
лого стола», например, «Ознакомление с окружающим миром —
первая ступень умственного воспитания дошкольников» или «Раз
витие памяти у детей». Темой подобных заседаний могут быть та-
кие, как «Развитие любознательности у дошкольников», «Развитие речи», «Специальная готовность детей к школе», «Роль дидактической игры в умственном развитии детей» и др. Такие заседания можно провести в каждой из возрастных групп, ставя акценты на задачах программы, по которой работает ДОУ. Целесообразно использовать такие методы, как постановка дискуссионных вопросов, анализ педагогических ситуаций, сообщения специалистов по проблеме, обмен опытом родителей, ответы на их вопросы специалистов. Здесь же можно показать родителям открытое (или в видеозаписи) занятие с детьми, организовать выставку литературы для детей и родителей по проблеме. Предлагаем раскрыть родителям сущность обучения дошкольников, его специфику, которая заключается в использовании игровых приемов. В качестве наглядности хорошо открытое занятие для родителей с детьми или же видеоматериалы фрагментов занятий по математике, развитию речи и др., следует обратить внимание на дидактический материал, методы обучения детей, сюрпризные моменты на занятиях и т.д.
3. Наглядные формы работы с родителями включают подготовку
памяток, папок-передвижек, материала на стендах, фотовыставки
и др. Например, можно подготовить для родителей в письменном
виде показатели умственного развития детей по возрастам или пред
ложить наглядный материал, на формирование памяти, внимания,
воображения, мышления, а также варианты проведения дидакти
ческих игр с детьми.
4. Консультации могут быть устными и письменными, плановы
ми и неплановыми, т.е. стихийно возникающими по инициативе
одной из сторон. Тематика консультаций разнообразная, например,
«Развитие представлений об окружающем», «Способы получения
ребенком знаний», «Развитие инициативы детей». Письменные (за
очные) консультации удобны тем, что у педагога есть время под
готовиться к освещению проблемы, выявить потребности родите
лей в знаниях. Так, готовится ящичек или конвертик для вопросов
родителей с изображенным на нем вопросительным знаком, в ко
торый родители опускают записки с вопросами. Педагог обрабаты
вает «почту», готовит ответы на интересующие вопросы в разной
форме, например, информации на стенде «Консультация по вашей
просьбе», «Спрашивали — отвечаем» или «Вечер вопросов и отве
тов».
5. Дискуссия по проблеме умственного воспитания детей. Такую
дискуссию хорошо провести с родителями подготовительной груп
пы, заранее пригласив специалистов: учителей начальных клас
сов, психолога, воспитателей подготовительной группы. Можно
использоватьЧакие методы, как постановка спорных вопросов,
ознакомление родителей с результатами тестирования детей, пре-
II
доставление слова специалистам, анализ педагогических ситуаций. Рекомендуется проведение дискуссий по аналогии с телевизионными «Ток-шоу»: например, разделить участников на две группы; первая — те, кто считает, что умственное развитие ребенка — это умение читать, писать, считать; вторая — родители с противоположной точкой зрения. Главное — это всестороннее развитие ребенка, его познавательная активность. Необходимо дать возможность высказаться представителям противоположных мнений, предоставить слово специалисту, аргументировать правильную точку зрения. Для повышения интереса слушателей к проблеме можно привести в качестве примера высказывания детей, продукты детского творчества, видеоролики и др. В конце подвести итог.
Дискуссии можно проводить на различные темы, например, «Роль книги в развитии ребенка», «Семья на пороге школьной жизни», «Возможности семьи в речевом развитии ребенка» и др. Конспекты подробно описаны в книге Е.П. Арнаутовой «Педагог и семья».
6. «Устные журналы». Эта форма может проводиться регулярно с заданными рубриками, имеющими место в том или ином журнале. Например, «Советы специалиста», «Это интересно знать», «Говорят дети», «Чем и как занять ребенка» и др.; рубрики наполняются педагогическим содержанием по теме. Например, советы может дать психолог, физиолог, врач и другие специалисты. В «Устном журнале» освещаются актуальные проблемы интеллектуального развития ребенка. Главное — сделать эти встречи неформальными, а заинтересовать родителей, отвечать на волнующие их вопросы, не увлекаться теорией вопроса, а преподносить материал убедительно, доступно, опираясь на их опыт.
Целесообразно использовать многообразие форм и методов работы с родителями. Только в сотрудничестве педагогов с родителями можно решать проблемы разностороннего развития ребенка, в частности интеллектуального, не пренебрегать потребностями детства (см. Приложение 3).
В освещении этих вопросов поможет литература для педагогов по воспитанию и обучению детей в разных возрастных группах, программы воспитания в детском саду.
ФОРМЫОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ В ДОУ
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное — донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых — обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
_К коллек тивн ым фор ма м относ ятся родительские собрания, конференцииТ^Круглыестолы» и др. Групповые родительские собрания — это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Например, предлагаем такие темы: «Знаете ли вы своего ребенка?», «Воспитание послушания у детей», «Методы педагогического воздействия» и др. Традиционно повестка дня включает в себя чтение доклада, хотя от этого следует уходить, как отмечалось нами выше, лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей. По мнению лекторов, «чтение по бумажке вызывает сон с открытыми глазами». Не рекомендуется применять в работе с родителями казенных слов типа «доклад», «мероприятия», «повестка дня», «явка строго обязательна». Если педагог читает текст, не отрываясь, складывается впечатление, что он некомпетентен в излагаемых вопросах. В сообщении важно представить особенности жизни группы и каждого ребенка. К выступлению на собраниях могут подключаться специалисты детского сада (врач, логопед, психолог и др.), а также специалисты среди родителей, которые имеют отношение к дошкольному детству (педиатр, юрист, библиотекарь и др.). Собрание готовится заранее, объявление вывешивается за 3—5 дней. Тему рекомендуем формулировать проблемно, например: «Послушен ли ваш ребенок?», «Как играть с ребенком?», «Нужно ли наказывать детей?» и др. В объявлении можно поместить небольшие задания для родителей, например, понаблюдать за поведением детей, сформированными навыками, обратить внимание на детские вопросы и т.д. Задания обусловлены темой предстоя-
щего собрания. Как показывает опыт, родители активнее реаги
руют на индивидуальные приглашения, особенно если в их под
готовке принимали участие дети. Например, на собрание по тру
довому воспитанию можно подготовить приглашения в виде фар
тука или веничка, к Новому году — в виде елочки и др. Дело,
конечно, не в названии проведения формы работы с родителя
ми. Сейчас собрания вытесняются новыми нетрадиционными
формами, такими как «Устный журнал», «Педагогическая гос
тиная», «Круглый стол» и др. Хочется предостеречь педагогов от
увлечения развлечени ями: некоторые считаю т, что с родителя
ми надо попить чаю, провести игры. В этом случае педагогичес
кое с6^ё^жаТшё^«3^од1тг^Т1ёлес^бразно сочетать разные формы
работы, напр имер, по сле проведения развлекательных меропри
ятий с родителям и_мо жно организовать беседы и собрания. На
общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспита
ния детей. Делесообразно провести экскурсию по ДОУ, позна-
комщ^эддителей"со"^"ециалистами, с объяснением профиля и
задач учреждения; можно издать буклет, рекламу, рассказываю
щие о KotiKpeTHOM у чреждени я:------ ~ ——------- —~
К ин дивидуальн ым форм ам о тносят ся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи.
с1кой_беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно lio инициативе и родителей и педагога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.
Беседа начинается с общих вопросов, надо обязательно приводить факты, положительно характеризующие ребенка. Рекомендуется детально продумать ее начало, от которого зависит успех и ход. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям. Воспитателю следует подобрать рекомендации, подходящие для данной семьи, создать обстановку, располагающую «излить» душу. Например, педагог хочет выяснить особенности воспитания ребенка в семье. Можно начать эту беседу с положительной характеристики ребенка, показать, пусть даже незначительные его успехи
и достижения. Затем можно спросить у родителей, как им удалось добиться положительных результатов в воспитании. Далее можно тактично остановиться на проблемах воспитания ребенка, которые, на взгляд воспитателя, еще необходимо доработать. Например: «Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание на воспитание трудолюбия, самостоятельности, закаливание ребенка и др.». Дать конкретные советы.
■*/ Тематические консул ьтации организуются с целью ответить на ^сё'вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики, обучению грамоте и др. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.
- С уще ству ют и «заочные» кон сультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая~почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. Эта форма получила отклик у родителей. Как показал наш опыт проведения «заочной» консультации, родители задавали разнообразные вопросы, о которых не желали говорить вслух.
Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.
В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетради ционн ые формы общения с родителями (см. ПриложеТЖ~буГ0ни построены по типу теле-визионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привле-