III. Рефлексия. Подведение итогов




Разработка урока истории

Тема: Первая мировая война 1914-1918 гг.

Цели урока:

Образовательные: обучающиеся должны:

Называть хронологические рамки Первой мировой войны;

  • Называть причины войны, цели сторон в войне.
  • Определять характер войны;
  • Давать характеристику военно-техническому потенциалу воюющих сторон;
  • Показывать на карте страны – участницы войны.
  • Работать с историческими документами.

Воспитательное воздействие урока: способствовать развитию толерантности, политической культуре, патриотизму, любви к Родине.

Развивающее воздействие: создать условия для развития коммуникативных умений, навыков устной речи, логического мышления.

Оборудование: учебник, карта “Первая мировая война 1914-1918 гг.”, иллюстрации, лист заданий для учащихся, презентация.

Ход урока

I. Организационно-мотивационный момент

Война, по сути, начала новую эпоху в истории человечества и воспринималась людьми как проявление кризиса европейской цивилизации, как великое бедствие, впервые поставившее вопрос о физическом уничтожении человечества. Война стала тяжелой повседневной работой для миллионов. Начатая ради величия империй, она через четыре года разрушила сами эти империи. Сегодня мы узнаем, почему и как был разрушен относительно благополучный европейский мир.

В процессе работы вы должны узнать:

  • каковы были цели и планы участников войны;
  • как была развязана первая мировая война;
  • как относились к войне различные слои общества России;
  • какую роль в ходе военных действий сыграл военно-технический потенциал воюющих стран

II. Новая тема

Преподаватель:

Вспомните основные приоритеты внешней политика России в начале ХХ века.

С кем воевала Россия в начале ХХ в.? Какие уроки извлекла Россия из этой войны?

Преподаватель: итак, в 1907 г. стало окончательно ясно, что в мире образовалось два полярных лагеря, в каждый из которых входили страны, имеющие свои определенные интересы. А так как эти блоки были воинственно настроены по отношению друг к другу, то встало под угрозу существование мира. Перед вами два документа:

“Первая мировая война порождена модернизационным кризисом, противопоставившим “блок лидирующих индустриальных держав, в который геополитическая ситуация ввела Россию”, и “догоняющих, т.е. Германию и ее союзников” (Яковенко И. Россия, которую мы потеряли// Родина, 1993, № 8-9)

“Первая мировая война порождена кризисом империй, в итоге войны “кончилась “Европа цезарей: рухнули Австро-Венгрия и Оттоманская империи, Германия и Россия. (Золотарев Р. Сожженная карта // Родина, 1993, № 8-9).

Задание для учащихся: прочитайте документы, о каких причинах Первой мировой войны идет речь? Какие причины еще вы могли бы назвать?

Преподаватель: итак, можно выделить следующие причины Первой мировой войны:

  • Стремление к ослаблению государств – конкурентов в экономической и военной сферах, к разрешению путем войны политических и экономических противоречий силами сложившихся военных союзов;
  • Стремление к сохранению имеющихся и захвату новых колоний, к господству и наживе;
  • Стремление разрешить с помощью войны внутренние проблемы.

Преподаватель: вы прослушали сообщение о целях сторон в будущей войне? Какой мы можем сделать вывод о характере войны?

Предполагаемый ответ: война носила захватнический несправедливый характер.

Преподаватель: Была ли Россия готова к войне в техническом плане?

Преподаватель: можно ли было избежать войны?

Большинство историков считает, что можно было избежать перерастания международных противоречий в войну.

Со времен франко-прусской (1870-1871) и русско-турецкой войн (1877-1878) войн в течение нескольких десятилетий Европа не знала войн. Основной предпосылкой сохранения мира было широкое международное сотрудничество, развитое обращение капиталов, товаров, свобода передвижения людей. Военные действия грозили уничтожением достигнутого материального благополучия, лишали страны перспектив нормального развития.

В 1899 и в 1907 гг. были подписаны Гаагские конвенции о разрешении международных конфликтов мирным путем. Развитие демократических начал в политической жизни большинства государств позволило оказывать влияние на парламенты и правительства.

Таким образом, развязывание войны можно считать осознанным шагом правительственных кругов ведущих держав, стремящихся к новым захватам для удовлетворения, в первую очередь, экономических интересов.

Преподаватель: Обратите внимание на таблицу “Хронология объявления войны”. Мы видим, как постепенно в войну втягивались десятки государств.

1 августа 1914 г. Россия вступила в войну. А. Керенский писал: “Мировая война, которая вызревала в сердце Европы в течение нескольких лет, обрушилась на Россию подобно урагану. Ни одна великая держава в Европе так не нуждалась в мире, так не жаждала его, как Россия после войны с Японией”.

Послушайте следующее стихотворение и ответьте на вопрос: какие настроения преобладали в обществе после вступления России в войну?

Обобщение учителя: сегодня на уроке мы познакомились с причинами Первой мировой войны, целями участников войны, узнали, какое событие послужило поводом к ее началу.

Четыре года продолжалась Первая мировая война и сейчас перед вами ее основные характеристики:

- Продолжительность – 1554 дня.

- Число стран-участниц – 38

- Состав коалиций: Англия. Франция, Россия, США и еще 30 стран (в том числе Португалия, Сиам, Либерия, 14 Латиноамериканских государств и т.д.); Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария (Четверной Союз).

- Число нейтральных государств – 17.

-Число государств, на территории которых проходили военные действия – 14.

- Численность населения стран-участниц войны – 50 млн. человек (62% населения планеты).

- Численность мобилизованных -74 млн. человек.

- Численность погибших – 10 млн. человек, больше чем во всех войнах, которые вели люди в предыдущие 1000 лет.

- Впервые в истории войн было применено оружие массового поражения (газы).

- Впервые использованы танки и самолеты.

Вот как описывал факт применения газов президент Франции Р. Пуанкаре:

“В 5 часов 22 апреля 1915 г. начался потрясающий грохот орудий, и тяжелые снаряды стали глухо рваться над Ипром и над многими деревнями. Ноздри людей, ближе находившихся к фронту, втянули запах какой-то адской эссенции.

Те кто стоял ближе к северным окопам увидели два странных призрака из зеленовато-желтого тумана, медленно ползущих и постепенно расплывавшихся, пока не слились в один, а затем, двигаясь дальше, не растворились в синевато-белое облако… В

скоре офицеры британских войск были потрясены, увидев поток бежавших в панике людей. Беглецы оставили за собой на фронте прорыв шириной более 4 миль, заполненный лишь мертвыми и полумертвыми, которые, задыхаясь, агонизировали, отравленные хлористым ядом”.

А вот что писали советские историки о применении техники на фронте:

Война моторов проявилась на суше как во все более значительном использовании автотранспорта для снабжения фронта, так и применении новых боевых средств – танков, бронемашин, самоходных орудий.

Идея создания сухопутных линкоров нашла активную поддержку у тогдашнего военно-морского министра Англии У. Черчилля. По его настоянию министерство ассигновало 70 тыс. ф. ст. на изготовление 18 опытных образцов танков.

Изготовление танков в Англии началось в 1915 г., причем в декабре, для соблюдения секретности было принято кодированное наименование “танк”, т.е. цистерна, бак. Это название потом утвердилось в английском и русском языках. В первых публикациях в России о действиях на фронте эти машины именовались “танк”, “лохань”.

III. Рефлексия. Подведение итогов

Приложение

Тройственный союз сложился в мае 1882 г., когда в Вене был подписан тайный военный договор между Германией, Австор-Венгрией и Италией. Условия договора предусматривали: не участвовать в союзах против одной из сторон; в случае нападения на одну из сторон двух или нескольких держав союзники были обязаны оказать военную помощь.

Образование Тройственного согласия (Антанты) проходило сложнее – прежде всего из-за русско-английских противоречий на Ближнем, Среднем и Дальнем Востоке – и заняло больше времени. Начало этому процессу было положено 15 августа 1891 г. «Соглашением Гирса – Рибо» (министры иностранных дел Франции и России).

Суть соглашения сводилась к договоренности о совместных действиях в случае, если одна из сторон окажется под угрозой нападения. 5 августа 1892 г. в Петербурге начальниками генеральных штабов России и Франции была подписана военная конвенция, которая носила секретный характер. По условиям конвенции, если бы Франция подверглась нападению со стороны Германии или Италии, то Россия должна была выступить против Германии. В свою очередь, если бы агрессии подверглась Россия, то Франция обязана выступить против Германии. Россия и Франция также договорились о проведении одновременной мобилизации в случае мобилизации сил Тройственного союза.

6 января 1894 г. франко-русская конвенция была ратифицирована. В августе 1899 г. министры иностранных дел Франции и России от имени своих правительств обменялись письмами, подтверждавшими политический и военный союз. Таким образом, формирование русско-французского союза, направленного против Тройственного союза завершилось.

Следующим этапом образования Антанты стало франко-английское и англо-русское сближение. В 1904 г. было подписано англо-французское соглашение- «сердечное согласие», давшее затем название всему англо-франко-русскому военно-политическому союзу. Договор предусматривал разграничение сфер влияния между Англией и Россией в Африке и Азии. Столкновение русско-английских интересов было преодолено, и 18 августа 1907 г. в Петербурге Россия и Великобритания подписали соглашение о сферах влияния в Иране, Афганистане и Тибете.

Это соглашение завершило оформление блока Антанты.

Германия рассчитывала положить конец господству Англии на море, ослабить ее конкуренцию на мировых рынках и захватить колонии. В ее планы входила также аннексия северо-востока Франции, отторжение от России Прибалтики и Кавказа. Как новая динамичная империя стремилась к военному, экономическому и политическому лидерству на европейском континенте, а также включившись в борьбу за колонии только после 1871 года, претендовала на равные права в колониальных владениях Англии, Франции, Бельгии, Нидерландов и Португалии. Проявляла особую активность в получении рынков.

Австро-Венгрия намеривалась захватить Сербию, отнять у России часть царства Польского, Подолию и Волынь, утвердить свое господство на Балканском полуострове.

Турция рассчитывала на захват российского Закавказья и восстановление своего влияния на Балканах.

Англия стремилась удержать свои колонии и господство на море, отнять у Турции Месопотамию и часть Аравийского полуострова, не могла простить Германии поддержку буров вангло-бурскую войну 1899—1902 годов

Франция стремилась взять реванш за поражение, нанесённое ей Германией в франко-прусской войне 1870—1871 годов, рассчитывала вернуть Эльзас и Лотарингию и присоединить левый берег Рейна и Саарский угольный бассейн.

Россия стремилась сохранить свое влияние на Балканах, контролировать проливы Босфор и Дарданеллы, а также рассчитывала на присоединение Голиции и земель по нижнему течению Немана.

Япония намеревалась захватить германские арендные территории в Китае и острова Тихого океана.

Только Сербия и Бельгия вели войну за свое освобождение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: