В заданиях 9–14 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу ответы так, чтобы буква из второго столбца соответствовала номеру первого столбца.
9. Примерами каких языковых явлений являются слова из текста 1? Соотнесите данные левого и правого столбцов.
Слова из текста | Языковое явление |
1) Герострата (предложение 1) – пр_ступнику (предложение 7) | A) формы одного и того же слова |
2) бессмертия (предложение 2) – бессмертной (предложение 13) | B) однокоренные слова, именные части речи |
3) сжигает (предложение 3) – сжёг (предложение 9) | C) видовая пара глаголов |
4) философов и поэтов (предложение 8) | D) контекстные синонимы |
5) памяти (предложение 9) – забвением (предложение 13) | E) антонимы |
6) забудем (предложение 21) – забыли (предложение 22) | F) слова одной тематической группы |
10. Соотнесите простые предложения или части сложных предложений из текста 1 с их синтаксической характеристикой.
Простое предложение | Синтаксическая характеристика |
1) …какую страшную казнь придумать пр_ступнику? | A) двусоставное, нераспространённое, полное, неосложнённое |
2) Его теперь навсегда забудут. | B) двусоставное, распространённое, полное, осложнённое |
3) Никто не будет знать его имени. | С) повествовательное, односоставное, неопределённо-личное, неосложнённое |
4) А кстати, как его звали? | D) повествовательное, односоставное, неопределённо-личное, осложнённое |
5) Да, этого Герострата мы обязательно забудем. | E) вопросительное, односоставное, неопределённо-личное, осложнённое |
6) И, разумеется, не забыли. | F) вопросительное, односоставное, безличное, неосложнённое |
11. Соотнесите слова со значением приставок, которые в них содержатся.
|
Слово | Значение приставки |
1) НАИболее | А) общая принадлежность к чему-либо |
2) БЕСсмертия | В) отрицание |
3) СОотечествен_иками | С) приближение, присоединение, прибавление |
4) РАСкалываясь | D) высшая, предельная степень проявления признака |
5) ПРИношения | Е) раздробление, разделение на части |
6) НИкогда | F) отсутствие предмета, обозначенного корнем |
12. Установите соответствие между фрагментами предложений и их синтаксической ролью в предложениях текста 1.
Фрагмент предложения | Синтаксическая роль |
1) пожалуй (предложение 1) | A) однородные обстоятельства |
2) простоявший менее ста лет (предложение 3) | B) неоднородные определения |
3) Просушенные солнцем деревян_ые (предложение 5) | C) обособленное определение |
4) свален_ые в его подвалах (предложение 5) | D) обособленное обстоятельство |
5) раскалываясь (предложение 6) | E) вводное слово |
6) нигде и никогда (предложение 13) |
13. Соотнесите слово и способ его образования.
Слово | Способ словообразования |
1) скотовода (предложение 1) | A) непроизводное слово |
2) человек (предложение 2) | B) приставочный |
3) бессмертной (предложение 13) | C) суффиксальный; от прилагательного |
4) посмеялись (предложение 14) | D) суффиксальный; от глагола |
5) поджигателю (предложение 16) | E) приставочно-суффиксальный |
6) обязательно (предложение 21) | F) сложение |
14. Установите соответствие между фрагментами предложений и их синтаксической ролью в предложениях текста 1.
Фрагмент предложения | Синтаксическая роль |
1) перестало существовать (предложение 6) | A) подлежащее и сказуемое |
2) не были одарены (предложение 8) | B) простое глагольное сказуемое |
3) его звали (предложение 9) | C) составное глагольное сказуемое |
4) постановили забыть (предложение 12) | D) составное именное сказуемое |
5) Боги посмеялись (предложение 14) | E) сказуемое с дополнением |
6) будет знать (предложение 18) |
|
В заданиях 15–16 установите правильную последовательность. Запишите в таблицу цифры выбранных ответов (без пробелов и других символов).
15. Расположите слова в порядке увеличения в них глухих согласных звуков. При совпадении количества звуков поставьте слова в алфавитном порядке:
1) добиться 2) жрецов | 3) философов 4) Зевс | 5) ошибку 6) всей |
16. Расположите слова так, чтобы получилась русская пословица, перекликающаяся по содержанию с идеей текста 1. Учтите, что антонимы стоят на первом и пятом местах, а завершает предложение слово в винительном падеже:
1) а 2) за порог | 3) до порога 4) худая | 5) слава 6) добрая |
Четвертая часть. Задания, оцениваемые в 8 баллов.
В заданиях 17–19 ответ записывается в таблицу ответов, начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке, буквы должны быть печатными. При записи ответов пробелы и кавычки НЕ используются, точка после записи ответа НЕ ставится.
17. Определите, какое существительное должно стоять на месте пропусков в философском стихотворении Ф. Кривина. Это же слово входит в состав фразеологического оборота «<…> в решете».
Герострат
(1)А Герострат не верил в <…>.
|
(2)Он их считал опасною причудой.
(3)Великий храм сгорел за полчаса,
и от него осталась пепла груда.
(4)Храм Артемиды. (5)Небывалый храм
по совершенству линий соразмерных.
(6)Его воздвигли смертные богам —
и этим <…> превзошли бессмертных.
(7)Но Герострат не верил в <…>,
он знал всему действительную цену.
(8)Он верил в то, что мог бы сделать сам.
(9)А что он мог? (10)Поджечь вот эти стены.
(11)Не славолюбец и не фантазёр,
а самый трезвый человек на свете —
вот он стоит. (12)И смотрит на костёр,
который в мире никому не светит.
В таблице ответов запишите существительное в начальной форме.
18. Расставьте знаки препинания в предложениях текста 1: укажите цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Числа запишите в порядке возрастания, БЕЗ пробелов, запятых и других символов. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке.
Человек (1) ничем (не)примечательный (2) решает добиться бессмертия (3) пойдя на пр_ступление (4) равного которому (5) не совершал еще никто.
Возможно (6) если бы эфесцы не были одарены богатой фантазией (7) если бы не оказалось там философов (8) и поэтов (9) ломавших себе голову над этой проблемой (10) и ощущавших ответствен_ость (11) перед буду_щими поколениями (12) казнили бы Герострата (13) и дело с концом.
19. Определите, какие средства выразительности использует автор в стихотворении из задания 17. На месте пропусков вставьте соответствующие номера терминов из списка. Получившуюся последовательность цифр запишите в таблицу ответов (БЕЗ пробелов, запятых и других символов).
В поэтическом тексте используются синтаксические приёмы: ___ (предложения 9–10) и ___ («воздвигли смертные», «линий соразмерных»). Такая стилистическая фигура, как ___ (предложение 11), помогает автору ярче представить характер героя. Из тропов в тексте встречаются ___ («опасною причудой », «великий храм », «небывалый храм »).
Список терминов:
1) инверсия 2) сравнение 3) эпитет 4) олицетворение | 5) антитеза 6) гипербола 7) метафора 8) вопросно-ответная форма |
В задании 20 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу ответы так, чтобы буква из второго столбца соответствовала номеру первого столбца.
20. Перед вами фразеологизмы, которые своими корнями уходят в глубину античной эпохи. Установите соответствие между выражениями и их лексическими значениями.
Фразеологизм | Лексическое значение фразеологизма |
1) лавры Герострата | A) Книжн. Высок. Твёрдая решимость бороться с кем-либо, чем-либо до конца; обещание неизменно следовать своим идеалам. |
2) Архимедов рычаг | B) Книжн. Источник несчастий, бедствий. |
3) Валтасаров пир | C) Книжн. Победа, стоившая слишком больших жертв, а потому равносильная поражению. |
4) Ганнибалова клятва | D) Неодобр., презрит. Слава, равная вечному позору; постыдная известность человека, который прославился только путем разрушения того, что создано другими. |
5) Пиррова победа | E) Книжн. Пиршество, веселье накануне несчастья или гибели. |
6) ящик Пандоры | F) Иносказательно: средство, идеально подходящее для решения какой либо задачи, сколь сложна бы она ни была. |