Третья часть. Задания, оцениваемые в 6 баллов.




В заданиях 9–14 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу ответы так, чтобы буква из второго столбца соответствовала номеру первого столбца.

 

9. Примерами каких языковых явлений являются слова из текста 1? Соотнесите данные левого и правого столбцов.

Слова из текста Языковое явление
1) Герострата (предложение 1) – пр_ступнику (предложение 7) A) формы одного и того же слова
2) бессмертия (предложение 2) – бессмертной (предложение 13) B) однокоренные слова, именные части речи
3) сжигает (предложение 3) – сжёг (предложение 9) C) видовая пара глаголов
4) философов и поэтов (предложение 8) D) контекстные синонимы
5) памяти (предложение 9) – забвением (предложение 13) E) антонимы
6) забудем (предложение 21) – забыли (предложение 22) F) слова одной тематической группы

 

10. Соотнесите простые предложения или части сложных предложений из текста 1 с их синтаксической характеристикой.

Простое предложение Синтаксическая характеристика
1) …какую страшную казнь придумать пр_ступнику? A) двусоставное, нераспространённое, полное, неосложнённое
2) Его теперь навсегда забудут. B) двусоставное, распространённое, полное, осложнённое
3) Никто не будет знать его имени. С) повествовательное, односоставное, неопределённо-личное, неосложнённое
4) А кстати, как его звали? D) повествовательное, односоставное, неопределённо-личное, осложнённое
5) Да, этого Герострата мы обязательно забудем. E) вопросительное, односоставное, неопределённо-личное, осложнённое
6) И, разумеется, не забыли. F) вопросительное, односоставное, безличное, неосложнённое

 

11. Соотнесите слова со значением приставок, которые в них содержатся.

Слово Значение приставки
1) НАИболее А) общая принадлежность к чему-либо
2) БЕСсмертия В) отрицание
3) СОотечествен_иками С) приближение, присоединение, прибавление
4) РАСкалываясь D) высшая, предельная степень проявления признака
5) ПРИношения Е) раздробление, разделение на части
6) НИкогда F) отсутствие предмета, обозначенного корнем

 

12. Установите соответствие между фрагментами предложений и их синтаксической ролью в предложениях текста 1.

Фрагмент предложения Синтаксическая роль
1) пожалуй (предложение 1) A) однородные обстоятельства
2) простоявший менее ста лет (предложение 3) B) неоднородные определения
3) Просушенные солнцем деревян_ые (предложение 5) C) обособленное определение
4) свален_ые в его подвалах (предложение 5) D) обособленное обстоятельство
5) раскалываясь (предложение 6) E) вводное слово
6) нигде и никогда (предложение 13)  

 

13. Соотнесите слово и способ его образования.

Слово Способ словообразования
1) скотовода (предложение 1) A) непроизводное слово
2) человек (предложение 2) B) приставочный
3) бессмертной (предложение 13) C) суффиксальный; от прилагательного
4) посмеялись (предложение 14) D) суффиксальный; от глагола
5) поджигателю (предложение 16) E) приставочно-суффиксальный
6) обязательно (предложение 21) F) сложение

 

14. Установите соответствие между фрагментами предложений и их синтаксической ролью в предложениях текста 1.

Фрагмент предложения Синтаксическая роль
1) перестало существовать (предложение 6) A) подлежащее и сказуемое
2) не были одарены (предложение 8) B) простое глагольное сказуемое
3) его звали (предложение 9) C) составное глагольное сказуемое
4) постановили забыть (предложение 12) D) составное именное сказуемое
5) Боги посмеялись (предложение 14) E) сказуемое с дополнением
6) будет знать (предложение 18)  

 

В заданиях 15–16 установите правильную последовательность. Запишите в таблицу цифры выбранных ответов (без пробелов и других символов).

 

15. Расположите слова в порядке увеличения в них глухих согласных звуков. При совпадении количества звуков поставьте слова в алфавитном порядке:

1) добиться 2) жрецов 3) философов 4) Зевс 5) ошибку 6) всей

 

16. Расположите слова так, чтобы получилась русская пословица, перекликающаяся по содержанию с идеей текста 1. Учтите, что антонимы стоят на первом и пятом местах, а завершает предложение слово в винительном падеже:

1) а 2) за порог 3) до порога 4) худая 5) слава 6) добрая

 

Четвертая часть. Задания, оцениваемые в 8 баллов.

В заданиях 17–19 ответ записывается в таблицу ответов, начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке, буквы должны быть печатными. При записи ответов пробелы и кавычки НЕ используются, точка после записи ответа НЕ ставится.

 

17. Определите, какое существительное должно стоять на месте пропусков в философском стихотворении Ф. Кривина. Это же слово входит в состав фразеологического оборота «<…> в решете».

 

Герострат

(1)А Герострат не верил в <…>.

(2)Он их считал опасною причудой.

(3)Великий храм сгорел за полчаса,

и от него осталась пепла груда.

 

(4)Храм Артемиды. (5)Небывалый храм

по совершенству линий соразмерных.

(6)Его воздвигли смертные богам —

и этим <…> превзошли бессмертных.

 

(7)Но Герострат не верил в <…>,

он знал всему действительную цену.

(8)Он верил в то, что мог бы сделать сам.

(9)А что он мог? (10)Поджечь вот эти стены.

 

(11)Не славолюбец и не фантазёр,

а самый трезвый человек на свете —

вот он стоит. (12)И смотрит на костёр,

который в мире никому не светит.

В таблице ответов запишите существительное в начальной форме.

 

18. Расставьте знаки препинания в предложениях текста 1: укажите цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Числа запишите в порядке возрастания, БЕЗ пробелов, запятых и других символов. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке.

 

Человек (1) ничем (не)примечательный (2) решает добиться бессмертия (3) пойдя на пр_ступление (4) равного которому (5) не совершал еще никто.

Возможно (6) если бы эфесцы не были одарены богатой фантазией (7) если бы не оказалось там философов (8) и поэтов (9) ломавших себе голову над этой проблемой (10) и ощущавших ответствен_ость (11) перед буду_щими поколениями (12) казнили бы Герострата (13) и дело с концом.

 

19. Определите, какие средства выразительности использует автор в стихотворении из задания 17. На месте пропусков вставьте соответствующие номера терминов из списка. Получившуюся последовательность цифр запишите в таблицу ответов (БЕЗ пробелов, запятых и других символов).

 

В поэтическом тексте используются синтаксические приёмы: ___ (предложения 9–10) и ___ («воздвигли смертные», «линий соразмерных»). Такая стилистическая фигура, как ___ (предложение 11), помогает автору ярче представить характер героя. Из тропов в тексте встречаются ___ («опасною причудой », «великий храм », «небывалый храм »).

 

Список терминов:

1) инверсия 2) сравнение 3) эпитет 4) олицетворение 5) антитеза 6) гипербола 7) метафора 8) вопросно-ответная форма

 

В задании 20 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу ответы так, чтобы буква из второго столбца соответствовала номеру первого столбца.

 

20. Перед вами фразеологизмы, которые своими корнями уходят в глубину античной эпохи. Установите соответствие между выражениями и их лексическими значениями.

Фразеологизм Лексическое значение фразеологизма
1) лавры Герострата A) Книжн. Высок. Твёрдая решимость бороться с кем-либо, чем-либо до конца; обещание неизменно следовать своим идеалам.
2) Архимедов рычаг B) Книжн. Источник несчастий, бедствий.
3) Валтасаров пир C) Книжн. Победа, стоившая слишком больших жертв, а потому равносильная поражению.
4) Ганнибалова клятва D) Неодобр., презрит. Слава, равная вечному позору; постыдная известность человека, который прославился только путем разрушения того, что создано другими.
5) Пиррова победа E) Книжн. Пиршество, веселье накануне несчастья или гибели.
6) ящик Пандоры F) Иносказательно: средство, идеально подходящее для решения какой либо задачи, сколь сложна бы она ни была.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: