Психология людей пожилого и старческого возраста. Угасание физических сил в пожилом возрасте. Творческая деятельность личности.




Молодость как начальный этап зрелости. Основные проблемы данного возраста. Переход к расцвету (около 30 лет) - период нормативного кризиса как расхождение между областью наличного и областью возможного, желаемого.

Начальный период зрелости называют ранней зрелостью или молодостью. Это время становления, выработки индивидуальности, окончательного осознания себя взрослым человеком со всеми исходящими из этого правами и обязанностями; формирования более конкретных представлений о жизненных ценностях, организации семейного очага.

Ведущей становится профессиональная деятельность, которая ставит перед личностью задачу специализации в избранной профессии, приобретения мастерства. Процесс этот проходит не всегда гладко. В некоторых случаях человек, попробовав себя в каком-то деле, изменяет свой выбор, меняет профессию, вуз и т. д. Переход к расцвету сопровождается дальнейшим развитием, становлением человека как личности. При этом выясняется, что не все представления о жизни, сложившиеся между 20 и 30 годами, оказываются верными; да и сама жизнь перестает казаться столь лёгкой, простой и бесконечной, как раньше. Это приводит к переоценке ценностей, переосмыслению последствий не совсем благополучно прошедшей «эпохи» самоопределения — юности. Расцвет (30—40) лет — середина жизни, «золотой возраст», период наибольшей работоспособности и отдачи. К 30—35 годам приобретается достаточно богатый жизненный опыт, человек становится полно­ценным специалистом, семьянином. Он все серьезнее задумывается над вопросом: что оставит людям? Появляется потребность передавать другим все лучшее, что накоплено. Переход к поздней зрелости сопровождается развитием тенденций, типичных для возраста, называемого возрастом предварительных итогов. Здесь нередко прежние представления о себе, своих возможностях и перспективах перестают соответствовать изменившимся возможностям, изменившейся внешней «социальной ситуации развития», изменившемуся соотношению между пройденным и оставшимся жизненным временем. Такие противоречия обычно осознаются человеком, как расхождение между Я — реальным и Я — идеальным, между областью наличного и областью возможного, желаемого.

Зрелая личность, осознающая свои достоинства и недостатки, развивающаяся через самосовершенствование, должна предвидеть «подводные рифы» в своем становлении и сознательно, целенаправленно осуществлять личностные перестройки, управляя своим развитием, его динамикой. В период поздней зрелости (45—60) лет человек достигает вершины жизненного пути. В этом возрасте окончательно определяются и углубляются нравственно-политические взгляды, которые становятся наиболее полными, проверенными жизнью. Зрелый возраст располагает оптимальными субъективными условиями деятельности: максимальным развитием физических и умственных сил, основательностью знаний и навыков. Чувство долга, высокая чувствительность к общественной оценке и дух соревнования порождают большую работоспособность. Характерным свойством возмужалой личности является уравновешенность.

Переход к расцвету (около 30 лет) - период нормативного кризиса как расхождения между областью наличного и областью возможного, желаемого. Смена основ образа жизни. Личностная перестройка. Распад ранних браков, смена профессии как иллюзорные пути выхода из кризиса, взгляд на кризис с точки зрения "третьего рождения личности". Возможные пути бескризисного прохождения данного возрастного этапа.

Зрелость - как вершина жизненного пути личности. Коллективное творчество как ведущая деятельность данного периода. Стремление к общению как характерная черта данного периода. Изменение социальной ситуации развития, возрастная перестройка организма.

Зрелость (40-50 лет). Эпоха зрелости - вершина жизненного пути личности. Человек достигает к этому времени вершин профессионального мастерства, определенного положения в обществе; накапливается профессиональный опыт и опыт общения, появляется потребность передать опыт, которая реализуется в "сотворении ученика".

Во втором периоде зрелости коллективное творчество приобретает статус ведущей деятельности, возникает вопрос смысла жизни в форме подведения итогов прожитых лет.

Переход к старости (50-55 лет) характеризуется нормативным кризисом, который связан с поворотами социальной ситуации развития и возрастными перестройками организма.

Зрелость как вершина жизненного пути личности. Коллективное творчество как ведущая деятельность данного периода. Примирение с самим собой как один из путей выхода из жизненных противоречий. Источники удовлетворения в данном возрастном периоде: семейная жизнь, успехи детей и т.д. Стремление к общению как характерная черта данного периода. Одиночество в зрелом возрасте. Возможности обучения в зрелых возрастах. Осознание возрастных перестроек и изменение образа жизни зрелого человека. Кризис середины жизни, его психологический смысл.

Кризис взрослого возраста. Осознание утраты молодости. Начало снижения уровня физических возможностей. Смена иерархии мотивов. Сомнение в правильности прожитой жизни как центральная проблема данного периода.

Переход к зрелости (около 40 лет) как нормативный кризис в развитии, «перелом жизни». Осознание утраты молодости и реальности смерти. Изменение восприятия временной перспективы. Начало снижения физических сил и возможностей. Переживание «символической смерти» молодости. В тридцать пять лет мы оказываемся на перепутье. Достигнув середины жизненного пути, мы видим, где он заканчивается. Время начинает сокращаться. Утрата молодости, угасание физических сил, изменение привычных ролей — любой из этих моментов может придать переходу характер кризиса. Возраст между тридцатью пятью и сорока пятью годами — это время опасностей и больших возможностей. Мы можем переосмыслить ориентиры, по которым оценивали собственную личность в первой половине жизни, и те из нас, кто воспользуются этой возможностью, будут искать истину. Чтобы успешно пройти этот кризис, мы должны повторно проанализировать свои цели и произвести переоценку наших ресурсов, начиная с сегодняшнего дня. “Почему я все это делаю? Во что я реально верю?” Независимо от того, что мы делали до сих пор, в нас есть нечто, что мы подавляли, и сейчас оно рвется наружу. Как хорошие, так и “плохие” чувства попытаются осуществить свое право на существование. Др. словами, необходимы изменение личностного отношения и смысловая перестройка сознания, изменение иерархии мотивов. Примерно к сорока пяти годам равновесие восстанавливается, появляется чувство стабильности, которое может принести удовлетворение

Психология людей пожилого и старческого возраста. Угасание физических сил в пожилом возрасте. Творческая деятельность личности.

Наличие хорошего психического здоровья в течение жизни не обеспечивает иммунитета к психическим нарушениям в пожилом и старческом возрасте.

Пожилые люди страдают психическими заболеваниями значительно чаще, чем молодые и люди среднего возраста. Так по данным Всемирной организации здравоохранения среди пожилых людей 236 из 100 тысяч населения страдают психическими заболеваниями, в то время как в возрастной группе от 45 до 64 лет - только 93.

Однако не надо думать, что старость неизбежно связана с

ухудшением здоровья, в том числе психического. Многие заболевания позднего возраста можно вылечить. Важно быть внимательным к себе и своим пожилым родственникам и вовремя обращаться к врачу.

Между тем пожилые люди обращаются к психиатрам и психотерапевтам в два раза реже, чем население в целом. Люди старше 60 лет часто не замечают своих психических расстройств или рассматривают их как неизбежный результат старения. К сожалению, это совершенно неправильное отношение, бытует и у родственников, которые все объясняют преклонным возрастом, и думают, что все равно ничего нельзя сделать.

Характерной особенностью психопатологических расстройств в пожилом и старческом возрасте является феномен соматизации, то есть телесного выражения психических расстройств. Такие больные обращаются за помощью к врачам общего профиля, которые не всегда могут распознать психические нарушения у пожилых пациентов, особенно если это касается депрессивных нарушений и легких расстройств памяти и мышления.

Наиболее распространенное психическое нарушение пожилого возраста - депрессия. Настроение снижено, характерно непреходящее чувство тоски или тревоги, появляется чувство ненужности, безнадежности, беспомощности, необоснованной виновности, потеря интереса к прежним любимым занятиям, семье, друзьям, работы.

Снижение умственной работоспособности, в основе которой лежит неспособность сконцентрировать внимание, ухудшение памяти и общая дезорганизация психических процессов, - также могут быть проявлением депрессии.

Депрессия может иметь и соматические проявления: потеря или, наоборот, усиление аппетита, бессонница или сонливость, постоянная усталость, запоры, болевые ощущения, которые нельзя объяснить соматическим заболеванием.

Процесс старения представляет собой генетически запрограммированный процесс, сопровождающийся определенными возрастными изменениями в организме. В период жизни человека после зрелости происходит постепенное ослабление деятельности организма. Пожилые люди не так сильны и не способны, как в молодые годы, выдерживать длительную физическую или нервную нагрузку; общий запас энергии у них становится все меньше и меньше; утрачивается живость тканей организма, что тесно связано с уменьшением в них содержания жидкости. В результате такого обезвоживания суставы пожилых людей затвердевают.

 

Творчество в пожилом возрасте. Особое значение имеет осуществление пожилыми людьми творческойдеятельности. Результатами изучения биографии творческих личностейпоказывают, что их продуктивность и работоспособность не снижается впозднем онтогенезе в разных сферах науки и искусства. Одним из любопытных феноменов старости являются неожиданные вспышкитворческих способностей. Для любого социума специальной задачей являетсяорганизация времени жизни стареющих поколений. Во всём мире этому служат нетолько службы социальной помощи (хосписы и приюты для престарелых), но испециально создаваемые социальные институты образования взрослых, новыеформы досуга и новая культура семейных отношений, системы организациисвободного времени стареющих, но здоровых людей (путешествия, клубы поинтересам и т.д.). В старости важны не только изменения, происходящие с человеком, но иотношения человека к этим изменениям. В типологии Ф.Гизе выделяются тритипа стариков в старости: 1). старик-негативист, отрицающий у себя какие-либо признаки старости идряхлости; 2). старик-экстравертированный, признающий наступление старости, но кэтому признанию приходит через внешние влияния и путём наблюденияокружающей действительности, особенно в связи с выходом на пенсию(наблюдения за выросшей молодёжью, расхождение с нею во взглядах иинтересах, смерть близких и друзей, новшества в области техники исоциальной жизни, изменение положения в семье); 3). интровертированный тип, остро переживающий процесс старения;появляются тупость по отношению к новым интересам, оживление воспоминаний опрошлом – реминисценций, интерес к вопросам метафизики, малоподвижность,ослабление эмоций, ослабление сексуальных моментов, стремление к покою. Разумеется, эти оценки приблизительны, как бы мы ни хотели подвестистариков под тот или иной тип. Не менее интересна классификация социально-психологических типовстарости И.С.Кона, построенная на основании зависимости типа от характерадеятельности, которой старость заполнена: 1). активная, творческая старость, когда человек выходит на заслуженныйотдых и, расставшись с профессиональным трудом, продолжает участвовать вобщественной жизни, воспитании молодежи и т.д.; 2). старость с хорошей социальной и психологической приспособленностью,когда энергия стареющего человека направлена на устройство собственнойжизни – материальное благополучие, отдых, развлечения и самообразование –на всё то, на что раньше недоставало времени; 3). “женский” тип старения – в этом случае приложение сил стариканаходится в семье: в домашней работе, семейных хлопотах, воспитании внуков,в даче; поскольку домашняя работа неисчерпаема, таким старикам некогдахандрить или скучать, но удовлетворённость жизнью у них обычно ниже, чем удвух предыдущих групп; 4). старость в заботе о здоровье (“мужской” тип старения)- в этомслучае моральное удовлетворение и заполнение жизни даёт забота о здоровье,стимулирующая различные типы активности; но в этом случае человек можетпридавать излишнее значение своим реальным и мнимым недомоганиям и болезнями его сознание отличается повышенной тревожностью. Эти 4 типа И.С.Кон считает психологически благополучными, но есть иотрицательные типы развития в старости. Например, к таковым могут отнесеныворчуны, недовольные состоянием окружающего мира, критикующие всех, кромесамих себя, всех поучающие и терроризирующие окружающих бесконечнымипретензиями. Другой вариант негативного проявления старости –разочарованные в себе и собственной жизни одинокие и грустные неудачники.Они винят себя за свои действительные и мнимые упущенные возможности, неспособны прогнать прочь мрачные воспоминания о жизненных ошибках, чтоделает их глубоко несчастными.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: