Ценовая политика предприятия




Цена как социально экономическая категория

Два теоретических подхода к определению сущности цены и содержанию ценообразования

 

Затратный подход

Адам Смит рассматривал как совокупность затрат при производстве товара

 

Товар обладает потребительной стоимостью и меновой стоимостью.

 

В основе лежит трудовая теория стоимости. Цена определяется как денежное выражение стоимости товара. Цена-производственная категория. Цена носит объективный Ия пре

 

Черты какие то

 

 

Цена есть сумма денежных средств которую готов заплатить покупатель за товар определенного качества в данное время в данном месте.

 

Виды цен или система цен в экономике

Критерии разграничения цен:

1) по характеру обслуживаемого оборота:

-розничные/

-оптовые/

-закупочные(цены на с/х которые реализуются государством)/

-сметные цены/

- тарифы на услуги населению (розничные цены на услуги здравоохранения, жкх)

 

2) В зависимости от гос воздействия и от регулирования цен:

- свободные(рыночные цены, устанавливаемые на основе спроса и предложения и в соответствии с конъюнктурой рынка); /

- фиксированные цены/

- регулированные цены(устанавливаются соответствующими органами власти на соц знаке товары);

- /паритетные цены(для регулирования соотношения между с/х продукцией и продукцией промышленности

 

3) По способу установления:

- твёрдые или постоянные/

- текущие(по ним осущ поставка продукции)

- / подвижная(зафиксированная в договоре с оговоркой том, что она может быть пересмотрена);

- скользящая(устанавливается на товар, требующих длительного срока изготовления);

 

4) с учетом фактора времени:

 

-постоянная

- сезонная

- Ступенчатая (ряд последовательно снижающихся цен на продукцию в заранее обусловленные моменты времени

 

5) по способу получения информации:

- справочные и прейскурантные

- Расчетная(в договорах)

 

6) в зависимости от вида рынка:

- аукционная

- Биржевые котировки (цены стандартного однородного товара, реализуемого через биржу)

 

7) внутрифирменные: трансфертные (применяются при реализации продукции между подразделениями одной и той же фирмы)

 

8) по условиям поставки:

-цены-нетто (цена на месте купли-продажи)

- цены-брутто (цены с учетом транспортировки и тд)

 

9) франкоцены. Франко- до какого пункта на пути продвижения товара от продавца к покупателю поставщик возмещает транспортные расходы.

 

10) мировые цены-

 

Принципы ценообразования и функции цен

Функции:

1) учетная

2) Стимулирующая

3) Распределительная -с помощью цен осуществляется распределение и перераспределение национального дохода между сферами экономики между различными формами собственности, между разл регионами, между фондами накопления и потребления и между разл соц группами населения

4) Функция сбалансирование спроса и предложения- все цены устанавливаются на основе спроса и предложения, на основе производства и потребления, здесь цена является центром информационным, который информирует как производителя, так и потребителя.

5) Функция цены как критерия рационального размещения производства и капитала.

6) Социальная функция цены.

 

Принципы ценообразования:

- научность образования цены

- Целевая направленность цен

- Непрерывность ценообразования

- Единство процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен

 

Правило расчёта розничной цены:

 

РЦ=с/с +П+ А+НДС+Наценка+надбавка

 

С/с+П= цена изготовления

С/с +П+А+ндс = цена отпускная

 

Наценка разбивается на: с/с;П;ндс

 

Ндс начисляется только на сумму трёх предыдущих показателей.

 

Цена отпускная +наценка= цена закупки

 

Иногда суммируют ещё и таможенную пошлину

 

 

Задача:

Сс=10000 ха единицу; приемлемая для производителя рентабельность =30%, ставка акциза =30%, ндс =18%. Определите минимальную приемлемую отпускную цену товара

 

 

Рынок и ценообразование

 

Элементы рынка:

Спрос

Предложение

Цена

Конкуренция

 

Объём Спроса

Это то количество товаров и услуг, которое покупатель готов купить при данных условиях в течение определённого промежутка времени. Взаимосвязь между объемом спроса на товары и определяющими его факторами может быть выражена..объём спроса зависит от факторов производства.

 

 

Px- цена на товар x

Py, Pz- цены на товары заменители и взаимодополняющие товары

I- доход покупателя

V- уровень благосостояния покупателя

Tx- вкусы и предпочтения покупателей

F- потребительские ожидания

S-сезонность потребностей

q- количество покупателей

 

Закон спроса показывает какая существует внутренняя связь между ценой и спросом.

Закон Курно(обратно пропорциональная зависимость)

 

Взаимосвязь предложения и цены:

OS X-объём предложения товара х

Px, Py- Цены на товары конкуренты и на товары, продаваемые совместно с данными товарами

K- уровень технологии производства

L- налоги и дотации

N- плата за производственные ресурсы

Q- количество продавцов

 

 

Для анализа динамики спроса и предложения и для представления прогнозов относительно этих величин, необходимо количественные характеристики их. Такой характеристикой является показатель эластичности.

 

Эластичность- степень влияния изменения одной переменной величины на изменение другой. Эластичность показывает, насколько процентов изменится одна переменная в результате изменения другой переменной, они зависимы между собой на 1процент.

 

Экономический смысл рыночного равновесия

Факторы, влияющие на уровень и динамику цен:

Факторы, способствующие снижению цен Факторы, вызывающие рост цен
Рост производства Спад производства
Технический прогресс Нестабильность экономической ситуации
Снижение издержек производства и обращения Монополия предприятий
Рост производительности труда Конкуренция Снижение налогов Расширение прямых связей Ажиотажный спрос Увеличение массы денег в обращении Рост налогов Рост зп Увеличение прибыли предприятий Улучшение качества товара Рост цены рабочей силы Низкая эффективность использования капитала, оборудования, рабочей силы, земли

 

 

Структура рынка- это основные характерные черты рынка, к числу которых относится:

Количество и размер фирм

Степень сходства или различия товара

Легкость входа на рынок новых продавцов и выходы из него

Доступность рыночной информации

 

 

- Рынок чистой конкуренции характерен- однородные и взаимозаменяемые товары

- Рынок монополистической конкуренции- острая конкурентная борьба; товары дифференцированные; сравнительная легкость проникновениям на рынок;

- Олигополистическая конкуренция- наличие крупных фирм; диктовка цен;

-

Выбирая стратегию на рынке, любая фирма должна учитывать:

1) в ценах недостаточно учитывается информация о спросе

2) Большая часть товаров реализуется на распродажах

3) Спрос на товары эластичен

4) Цены необходимо пересматривать резулярно

5) Большая часть покупателей чувствительна к цене и привлекается низкими ценами конкурентов

 

Модель Бертраном: модель одигополистических ценовых войн

Ценовая война- цикл последовательных уменьшений цены, соперничающими на олигополистическом рынке фирмами.

 

Дуополисты Бертрана исходят из предположения о независимости цен, устанавливаемых друг другом от их собственных ценовых решений, то есть цена, назначенная соперником, для дуополиста является константой.

 

Ценообразование за лидером- разновидность ценообразования на олигополистическом рынке с доминирующим по объёму выпуска производителем, устанавливающим максимальную его прибыль. А остальные олигополисты соглашаются с ни...

 

Ценовая политика предприятия

Этапы и процессы ценообразования:

1) выбор цели. Определить какую цель преследует предприятие. 3 цели:

1) Обеспечение выживаемости(определение сегмента рынка; определяют спрос, его эластичность; проводятся маркетинговые исследования); относительная прибыль считается на единицу изделия; абсолютная прибыль- весь доход+нереализационные доходы;

2) Удержание рынка (любое предприятие должно остаться на тех же позициях и не ухудшить своего положения) эта дзадача номер один

3) Максимизация прибыли

2) Определение спроса. Должны выявить отношение между спросом и ценой. Здесь учитываются кривые спроса для большинства товаров и кривая спроса для престижных товаров. На величину спроса влияют разные факторы: 1- потребность в товаре; 2- отсутсвие замены; 3- платежеспособность; 4-привычки и предпочтения покупателей

3) Анализ издержек

4) Анализ цен конкурентов.

5) Выбор метода ценообразования

 

3 варианта установления цены:

1) когда устанавливают минимальный уровень цены, определяемый затратами

2) Максимальный уровень цены, сформированный спросам

3) Оптимально возможный уровень цены

 

Методы ценообразования:

1. На основе определения себестоимости(затратный метод ценообразования). Суть метода: к себестоимости продукции мы прибавляем определенный уровень прибыли.

2. Агрегатный метод. Цена образуется в результате сложения элементов товара, цены на которых уже известны

3. Параметрический метод ценообразования. Распространён в Японии. Определение цены на сложную технику. Необходимо к цене учитывать качество. Пример:нам необходимо рассчитать на новый холодильник. Надо создать комиссию которая будет расчитывать цену

4. Ценообразование на основе текущих цен. На простые товары.

5. Определение цены на основе обеспечения безубыточности и получения целевой прибыли

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: