Цена как социально экономическая категория
Два теоретических подхода к определению сущности цены и содержанию ценообразования
Затратный подход
Адам Смит рассматривал как совокупность затрат при производстве товара
Товар обладает потребительной стоимостью и меновой стоимостью.
В основе лежит трудовая теория стоимости. Цена определяется как денежное выражение стоимости товара. Цена-производственная категория. Цена носит объективный Ия пре
Черты какие то
Цена есть сумма денежных средств которую готов заплатить покупатель за товар определенного качества в данное время в данном месте.
Виды цен или система цен в экономике
Критерии разграничения цен:
1) по характеру обслуживаемого оборота:
-розничные/
-оптовые/
-закупочные(цены на с/х которые реализуются государством)/
-сметные цены/
- тарифы на услуги населению (розничные цены на услуги здравоохранения, жкх)
2) В зависимости от гос воздействия и от регулирования цен:
- свободные(рыночные цены, устанавливаемые на основе спроса и предложения и в соответствии с конъюнктурой рынка); /
- фиксированные цены/
- регулированные цены(устанавливаются соответствующими органами власти на соц знаке товары);
- /паритетные цены(для регулирования соотношения между с/х продукцией и продукцией промышленности
3) По способу установления:
- твёрдые или постоянные/
- текущие(по ним осущ поставка продукции)
- / подвижная(зафиксированная в договоре с оговоркой том, что она может быть пересмотрена);
- скользящая(устанавливается на товар, требующих длительного срока изготовления);
4) с учетом фактора времени:
-постоянная
|
- сезонная
- Ступенчатая (ряд последовательно снижающихся цен на продукцию в заранее обусловленные моменты времени
5) по способу получения информации:
- справочные и прейскурантные
- Расчетная(в договорах)
6) в зависимости от вида рынка:
- аукционная
- Биржевые котировки (цены стандартного однородного товара, реализуемого через биржу)
7) внутрифирменные: трансфертные (применяются при реализации продукции между подразделениями одной и той же фирмы)
8) по условиям поставки:
-цены-нетто (цена на месте купли-продажи)
- цены-брутто (цены с учетом транспортировки и тд)
9) франкоцены. Франко- до какого пункта на пути продвижения товара от продавца к покупателю поставщик возмещает транспортные расходы.
10) мировые цены-
Принципы ценообразования и функции цен
Функции:
1) учетная
2) Стимулирующая
3) Распределительная -с помощью цен осуществляется распределение и перераспределение национального дохода между сферами экономики между различными формами собственности, между разл регионами, между фондами накопления и потребления и между разл соц группами населения
4) Функция сбалансирование спроса и предложения- все цены устанавливаются на основе спроса и предложения, на основе производства и потребления, здесь цена является центром информационным, который информирует как производителя, так и потребителя.
5) Функция цены как критерия рационального размещения производства и капитала.
6) Социальная функция цены.
Принципы ценообразования:
- научность образования цены
- Целевая направленность цен
|
- Непрерывность ценообразования
- Единство процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен
Правило расчёта розничной цены:
РЦ=с/с +П+ А+НДС+Наценка+надбавка
С/с+П= цена изготовления
С/с +П+А+ндс = цена отпускная
Наценка разбивается на: с/с;П;ндс
Ндс начисляется только на сумму трёх предыдущих показателей.
Цена отпускная +наценка= цена закупки
Иногда суммируют ещё и таможенную пошлину
Задача:
Сс=10000 ха единицу; приемлемая для производителя рентабельность =30%, ставка акциза =30%, ндс =18%. Определите минимальную приемлемую отпускную цену товара
Рынок и ценообразование
Элементы рынка:
Спрос
Предложение
Цена
Конкуренция
Объём Спроса
Это то количество товаров и услуг, которое покупатель готов купить при данных условиях в течение определённого промежутка времени. Взаимосвязь между объемом спроса на товары и определяющими его факторами может быть выражена..объём спроса зависит от факторов производства.
Px- цена на товар x
Py, Pz- цены на товары заменители и взаимодополняющие товары
I- доход покупателя
V- уровень благосостояния покупателя
Tx- вкусы и предпочтения покупателей
F- потребительские ожидания
S-сезонность потребностей
q- количество покупателей
Закон спроса показывает какая существует внутренняя связь между ценой и спросом.
Закон Курно(обратно пропорциональная зависимость)
Взаимосвязь предложения и цены:
OS X-объём предложения товара х
Px, Py- Цены на товары конкуренты и на товары, продаваемые совместно с данными товарами
|
K- уровень технологии производства
L- налоги и дотации
N- плата за производственные ресурсы
Q- количество продавцов
Для анализа динамики спроса и предложения и для представления прогнозов относительно этих величин, необходимо количественные характеристики их. Такой характеристикой является показатель эластичности.
Эластичность- степень влияния изменения одной переменной величины на изменение другой. Эластичность показывает, насколько процентов изменится одна переменная в результате изменения другой переменной, они зависимы между собой на 1процент.
Экономический смысл рыночного равновесия
Факторы, влияющие на уровень и динамику цен:
Факторы, способствующие снижению цен | Факторы, вызывающие рост цен |
Рост производства | Спад производства |
Технический прогресс | Нестабильность экономической ситуации |
Снижение издержек производства и обращения | Монополия предприятий |
Рост производительности труда Конкуренция Снижение налогов Расширение прямых связей | Ажиотажный спрос Увеличение массы денег в обращении Рост налогов Рост зп Увеличение прибыли предприятий Улучшение качества товара Рост цены рабочей силы Низкая эффективность использования капитала, оборудования, рабочей силы, земли |
Структура рынка- это основные характерные черты рынка, к числу которых относится:
Количество и размер фирм
Степень сходства или различия товара
Легкость входа на рынок новых продавцов и выходы из него
Доступность рыночной информации
- Рынок чистой конкуренции характерен- однородные и взаимозаменяемые товары
- Рынок монополистической конкуренции- острая конкурентная борьба; товары дифференцированные; сравнительная легкость проникновениям на рынок;
- Олигополистическая конкуренция- наличие крупных фирм; диктовка цен;
-
Выбирая стратегию на рынке, любая фирма должна учитывать:
1) в ценах недостаточно учитывается информация о спросе
2) Большая часть товаров реализуется на распродажах
3) Спрос на товары эластичен
4) Цены необходимо пересматривать резулярно
5) Большая часть покупателей чувствительна к цене и привлекается низкими ценами конкурентов
Модель Бертраном: модель одигополистических ценовых войн
Ценовая война- цикл последовательных уменьшений цены, соперничающими на олигополистическом рынке фирмами.
Дуополисты Бертрана исходят из предположения о независимости цен, устанавливаемых друг другом от их собственных ценовых решений, то есть цена, назначенная соперником, для дуополиста является константой.
Ценообразование за лидером- разновидность ценообразования на олигополистическом рынке с доминирующим по объёму выпуска производителем, устанавливающим максимальную его прибыль. А остальные олигополисты соглашаются с ни...
Ценовая политика предприятия
Этапы и процессы ценообразования:
1) выбор цели. Определить какую цель преследует предприятие. 3 цели:
1) Обеспечение выживаемости(определение сегмента рынка; определяют спрос, его эластичность; проводятся маркетинговые исследования); относительная прибыль считается на единицу изделия; абсолютная прибыль- весь доход+нереализационные доходы;
2) Удержание рынка (любое предприятие должно остаться на тех же позициях и не ухудшить своего положения) эта дзадача номер один
3) Максимизация прибыли
2) Определение спроса. Должны выявить отношение между спросом и ценой. Здесь учитываются кривые спроса для большинства товаров и кривая спроса для престижных товаров. На величину спроса влияют разные факторы: 1- потребность в товаре; 2- отсутсвие замены; 3- платежеспособность; 4-привычки и предпочтения покупателей
3) Анализ издержек
4) Анализ цен конкурентов.
5) Выбор метода ценообразования
3 варианта установления цены:
1) когда устанавливают минимальный уровень цены, определяемый затратами
2) Максимальный уровень цены, сформированный спросам
3) Оптимально возможный уровень цены
Методы ценообразования:
1. На основе определения себестоимости(затратный метод ценообразования). Суть метода: к себестоимости продукции мы прибавляем определенный уровень прибыли.
2. Агрегатный метод. Цена образуется в результате сложения элементов товара, цены на которых уже известны
3. Параметрический метод ценообразования. Распространён в Японии. Определение цены на сложную технику. Необходимо к цене учитывать качество. Пример:нам необходимо рассчитать на новый холодильник. Надо создать комиссию которая будет расчитывать цену
4. Ценообразование на основе текущих цен. На простые товары.
5. Определение цены на основе обеспечения безубыточности и получения целевой прибыли