Отличительные особенности костюма Ярославской губернии




Уже в 17 веке, в момент расцвета Ярославля, когда были построены его главные достопримечательности - прекрасные церкви и сейчас радующие туристов и горожан, в городе была хорошо развита ремесленная деятельность. Одеться ярославцу не составляло труда при наличии денег. И ткани поставлялись и мануфактуры свои вскоре появились, и были мастера на все руки: швецы, шубники, сермяжники, епанечники, кафтанники, сарафанники, душегрейники, шляпники, колпачники, рукавичники, карманники. Узкая специализация обеспечивала качество продукта. Смеялись когда-то над Райкиным, который неудачно сшил пиджак в советском ателье, к пуговицам претензии есть? Претензий нет, пришиты накрепко. А ведь так повелось не с советских времен, кафтан уже в 16 веке шили 11 мастеров! Каждый специалист в своем.
Знать в 17 веке демонстрировала свое богачество размером и количеством одежды, одевали по 5-6 видов одежды друг на друга и её объемы были преувеличены, длины-ширины, длины рукавов. Потому купчихи Кустодиева широки в бедрах, что надето на них юбок без счету.

Богатство отделки также должно было показать стать хозяйки.
Однако и женщины попроще, живущие по деревням и городкам губернии выглядели хорошо, там долго сохранялись традиции, заложенные еще в давние века, и в каждой губернии были общие черты и свои отличия, по которым можно было узнать происхождение женщины, как по говору. Кроме того, можно было сразу определить её семейное положение и достаток.

Женский костюм ярославен узнается по сочетанию красного цвета различных полосок и клеток. Клетка с вышитыми орнаментальными вставками - любимый ярославский мотив.

Красный и белый цвета - основополагающие и наполнены смыслом.

Белый цвет одевали на троичный день, праздник Троицы, в этот день устраивались смотрины женихов и невест.
Красный цвет - цвет праздника, красный сарафан - синоним свадебного наряда невесты. Красную рубаху с красный сарафаном одевали на сенокос, зрелище это было красивым, недаром так любили наши художники писать сенокос.

Специальная одежда была для обрядового дня выгона скота. И мужчины одевали нарядные рубахи и женщины одевали рубахи с широким браным подолом. Подол, украшенный лентами, вышивками, на которых могли быть как курочки, так и древо жизни - языческий мотив, уходящий своим происхождением в делекие века.
И жатвенная рубаха должна была быть с красивым подолом. Он касался земли, демонстрируя связь с матерью-природой, но во время жатвы его подтыкали наверх, чтобы не мешал.

Ткани изготавливались в основном из льняного волокна и шерсти, готовый холст отбеливали и красили, используя растительные красители: корень морены, кору ольхи, дуба, груши, луковую шелуху. Такую ткань называли крашениной. Все выполнялось исключительно женщинами. Раньше в деревнях так и говорили: ткала, пряла - весь дом одевала.
Обработка льна была сложным процессом, лен мочили, теребили, часто женщины простужались в холодной воде, поэтому как предметы, которыми они пользовались - вальки, были украшены изображениями языческих знаков, отводящих нечисть, от которой болезни, так и на одежде вышивались не просто орнаменты, а символика, несущая смысл оберега.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: