Основные принципы медицинской биоэтики.




Введение

Биоэтика представляет собой важную точку философского знания. Фор­мирование и развитие биоэтики связано с процессом трансформации традицион­ной этики вообще, медицинской и биологической этики в частности. Оно обу­словлено, прежде всего, резко усиливающимся вниманием к правам человека (в медицине - это права пациента, испытуемого и т.д.) и созданием новых медицин­ских технологий, порождающих множество проблем, требующих решения, как с точки зрения права, так и морали.

Кроме того, формирование биоэтики обусловлено грандиозными изменениями в технологическом оснащении современной медицины, огромными сдви­гами в медико-клинической практике, которые стали возможными благодаря ус­пехам генной инженерии, трансплантологии, появления оборудования для под­держания жизни пациента и накопления соответствующих практических и теоре­тических знаний. Все эти процессы обострили моральные проблемы, встающие перед врачом, перед родственниками больных, перед средним медперсоналом. Существуют ли пределы оказания медицинской.помощи, и каковы они в поддер­жании жизни смертельно больного человека? Допустима ли эвтаназия? С какого момента следует отсчитывать наступление смерти? С какого момента зародыш можно считать живым существом? Допустимы ли аборты? Вот лишь некоторые из тех вопросов, которые встают перед врачом, а также перед широкой общест­венностью при современном уровне развития медицинской науки.

 

Основные принципы медицинской биоэтики.

Принципы биомедицинской этики:

1. Принцип "не навреди".

2. Принцип "делай благо".

3. Принцип уважения автономии пациента.

  1. Принцип справедливости.

Принцип "не навреди" это исходная этическая позиция отношения медицинского работника и пациента. Как утверждал Гиппократ в "Клятве": "Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости". Современная биоэтика лишь слегка модифицировала этот принцип.

Различают следующие формы вреда:

-вред, вызванный бездействием, неоказанием помощи тому, кто в ней нуждается;

-вред, вызванный небрежностью либо злым умыслом, например корыстной целью;

-вред, вызванный неверными, необдуманными или неквалифицированными действиями.

-вред, вызванный объективно необходимыми в данной ситуации действиями.

 

Таким образом, принцип ненанесения вреда можно сформулировать так: медицинский работник в ходе общения с пациентом не должен причинять ему ни моральный, ни физический вред. Если вред объективно неизбежен, он должен быть по возможности минимальным. Необходимо, чтобы ожидаемое в результате медицинского вмешательства благо превышало причиняемый вред.

 

Принцип "Делай благо". Личности рассматриваются в этическом ракурсе не только с точки зрения уважения их решений и защиты их от вреда, но также и в том, что предпринимаются усилия для защиты их здоровья. Такое отношение согласуется с принципом благодеяния. Термин "благодеяние" часто понимают как добрые дела или милосердие, что выходит далеко за рамки жесткого обязательства. В данном документе "благодеяние" понимается в более строгом значении - как обязательство. В этом смысле было сформулировано два общих правила в качестве дополнительного выражения направленного на благо действия: (1) не причиняй вреда и (2) сделай максимальным возможную пользу и сведи к минимуму возможный вред.

 

Таким образом, принцип "делай благо" акцентирует необходимость не просто избегания вреда, но активных действий по его предотвращению и исправлению, но если эти действия не влекут существенного риска, затрат или потерь для оказывающего помощь. При этом имеется в виду не только и не столько тот вред, который вольно или невольно причинен медицинским работником, а, вообще говоря, любой вред, который он в состоянии предотвратить либо исправить, будь это боль, страдание, недееспособность, наконец, смерть пациента.

В целом то благо, которое обязаны преследовать врачи и другие медицинские профессионалы - обеспечение здоровья пациентов. Соответственно, задача здравоохранения - не только вылечить больного, но и предупредить потерю здоровья, если это возможно; восстановить утраченное здоровье пациента, если есть разумная надежда на его излечение, хотя в ряде случаев приходится довольствоваться и меньшим, например тем, чтобы приостановить прогрессирующее развитие болезни или даже - в случае паллиативной медицины - облегчить боли и страдания умирающего.

 

Принцип уважения автономии пациента, в отличие от принципа "не навреди" и "делай благо", входит в биоэтику лишь в последние десятилетия. Он связан с изменением взаимоотношений врача и пациента, с осознанием, что представление о благе могут не совпадать у врача и пациента, или у врача и родственников пациента. Безусловная и исключительная компетентность врача в определении этого блага ставится под сомнение. Более того, выбор пациента, если он расходится с позицией медицинского работника, должен быть определяющим.

Предполагается, что решение относительно своего собственного здоровья может принять автономная личность. Действие можно считать автономным лишь в том случае, если оно осуществляется:

- преднамеренно, то есть в соответствии с некоторым собственным замыслом, планом;

- с пониманием того, что именно он делает;

- без таких внешних влияний, которые определяли бы ход и результат действия.

Личность не является автономной, если она не была свободна в принятии решения, и, следовательно, не несет ответственности за свои поступки. Автономной личностью не считается ребенок до 14 лет, пациент, признанный судом недееспособным, тот, кто находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, или личность, сделавшая выбор под давлением, недобровольно.

 

Принцип автономии утверждает право личности на невмешательство в ее планы и поступки и, соответственно, обязанность других не ограничивать автономные действия. Из этого, конечно, не следует, что окружающие никогда не вправе препятствовать автономным действиям. Существенно здесь то, что в каждом случае ограничение автономии должно специально обосновываться другими принципами. В подобных случаях обнаруживается, что данный принцип не является абсолютным - он действует лишь по факту. Иначе говоря, дело не в том, что этот принцип ни при каких условиях не должен нарушаться - существенно, чтобы мы сами отдавали себе отчет в том, что нам приходится, мы вынуждены идти на нарушение. И если в той или иной конкретной ситуации требования принципа автономии вступают в противоречие с требованиями какого-либо другого принципа, например, принципа "не навреди", то возникает необходимость нарушить один из них.

 

Принцип справедливости выражен в словах Гиппократа о том, что "врач должен быть справедливым при всех обстоятельствах".

Так Аристотель сформулировал известный критерий справедливости: равные должны рассматриваться равно, а неравные должны рассматриваться неравно. Это формальный критерий, т.к. он не дает возможности выявить условия равенства, а именно в каком отношении сравниваемые объекты (или людей) следует рассматривать как равные. В реальных жизненных ситуациях справедливыми признаются только те действия или намерения, которые учитывают различные критерии справедливости. Применительно к медицинской практике также выделяются различные критерии, позволяющие определить справедливость или несправедливость чего-либо.

Прежде всего, выделяется критерии социальной справедливости. В социальном плане понятие справедливости рассматривается в связи с социальным равенством. В Новое время в восточных этических системах понятие "справедливости" было лишено смысла социального равенства и понималось не как способ уравнять шансы членов общества, а как "воздаяние должного".

Еще один аспект справедливости - выяснение критерия потребности. Потребности у всех разные, причем потребности человека необходимо различать (жизненно необходимые и не столь важные, возможно даже неразумные). Жизненно необходимой является потребность пациента в пище, в отличие от потребности смотреть телевизор. Другой случай - наличие ограниченного количества лекарства или дорогостоящего оборудования необходимого для нескольких пациентов ставит проблему меры потребности, т.е. у кого из пациентов в данный момент выше потребность в получении лекарства.

Еще один критерий, который может помочь врачу в решении сложной дилеммы состоит в определении заслуг того или иного больного.

В условиях современной рыночной экономики немалую роль играет еще один критерий - возможность пациента заплатить за медицинские услуги.

В реальной жизни ни один из критериев не может считаться единственно правильным и абсолютным. Хотя в той или иной ситуации может играть определяющую роль и влиять на решение медицинского работника. Причем, чем больше критериев стремится учесть врач, тем более обоснованным будет его выбор. Но если принцип справедливости вступает в противоречие с принципом "не навреди", но врач должен, исходя из медицинских показаний, оказать помощь тому, кто в ней остро нуждается, а не обладает большими заслугами или материальными средствами.

 

Сформулируем принцип справедливости в общем виде так: каждый пациент должен получать медицинскую помощь в том объеме, который ему необходим, и настолько срочно, насколько он нуждается в этом, независимо от расы, вероисповедания, положения в обществе, материального благосостояния.

 

 

 

 

Врачебная тайна.

Врачебная тайна, в силу особенностей самой врачебной деятельности — важнейшее понятие деонтологии (от греч. deon — должное и logos — учение) как учения о принципах поведения медицинского персонала в общении с больным и его родственниками. Однако специфика врачебной тайны состоит в том, что её сохранность гарантируется законодательно, так же, как и законодательно обеспечивается путём установления определённых запретов и юридической ответственности за её разглашение.

Вся информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его болезни и иные данные, полученные при его обследовании и лечении составляет врачебную тайну. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме случаев, когда в соответствии с законодательством и с согласия гражданина допускается передача таких сведений в определенных целях, а также случаев, когда они предоставляются в соответствии с законодательством без согласия гражданина.

Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме случаев, установленных частями третьей и четвертой настоящей статьи.

С согласия гражданина или его законного представителя допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в интересах обследования и лечения пациента, для проведения научных исследований, публикации в научной литературе, использования этих сведений в учебном процессе и в иных целях.

 

Случаи предоставления сведений, составляющих врачебную тайну без согласия гражданина или его законного представителя

Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:

1) в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю;

2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;

3) по запросу органов дознания и следствия и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством;

4) в случае оказания помощи несовершеннолетнему;

5) при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий;

6) в целях проведения военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном положением о военно-врачебной экспертизе.

Лица, которым в установленном законом порядке переданы сведения, составляющие врачебную тайну, наравне с медицинскими и фармацевтическими работниками с учетом причиненного гражданину ущерба несут за разглашение врачебной тайны дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.

Только с письменного согласия пациента или его законного представителя, допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну третьим лицам (даже родственникам).

Ситуации, при которых возможна передача сведений, составляющих врачебную тайну без согласия пациента, четко регламентированы.

 

Заключение

Медицинская этика в эпоху биологической и социальной революций рассматривает громадное количество новых и трудных моральных проблем.

Уважение автономии индивида является одной из основополагающих ценностей цивилизованного образа жизни. Любой человек заинтересован в том, чтобы принимать решения, влияющие на его жизнь, самостоятельно. Сегодня самоопределение индивида есть высшая ценность, и медицинское обслуживание не должно являться исключением.

 

 

Литература

1.Хрусталев Ю. М.: Введение в биомедицинскую этику. - М.: Академия, 2010

2. Деонтология в медицине. Под ред. Б. В. Петровского. -- М., 2006

3. Основы медицинской психологии, этики и деонтологии. Матвеев В.Ф. - М., 2004

4. http: //www. project. su/pravapacientov/vrachebnayatayna. php

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: