Структура СМИ по характеру аудитории.
По характеру аудитории выделяются следующие типы изданий, теле- и радиопрограмм:
общероссийские, аудитория которых может включать основные группы населения, проживающего на всей территории России;
межрегиональные, охватывающие население нескольких регионов (СТС, Рен-ТВ и др.);
международные, объединяющие группы населения различных стран (журналы «Домашний очаг», «Cosmopolitan» и др.);
этнических общностей (наций, народностей);
территориальных общностей (краевые, областные, городские, районные и др. СМИ);
для профессиональных, производственных групп (в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, управлении, армии и др.);
для социальных групп (организаторского, умственного, индустриального труда, для нарождающихся «новых русских» и др.);
для возрастных групп (детей, подростков, молодежи, людей среднего возраста, пожилых);
для женщин и мужчин;
для родителей («Родители», «Няня», «Наш малыш» и др.);
для малых групп (семья, землячество, клуб и др.);
для различных групп верующих (православные, католики, мусульмане и др.);
для групп населения, выделяемых по другим признакам.
Структура СМИ по предметно-тематическим характеристикам.
Влияние типа деятельности на характер редакционных организаций: духовной
(наука, литература, искусство); духовно-практической (образование, управление,
воспитание); практической (техника, производство и др.).
Массовые публицистические издания и программы.
Литературные, художественные, литературно-художественные, художественно-
публицистические издания и программы.
Научные, научно-практические, научно-технические, научно-производственные,
|
научно-популярные, научно-методические и научно-образовательные СМИ.
Технические, производственно-технические издания и программы.
Производственные, торговые, рекламные и другие СМИ.
Образовательные (учебные, учебно-методические и другие издания и программы).
Официально-документальные, инструктивные и другие СМИ.
- Структура СМИ по функционально-целевым характеристикам.
· публицистические;
· литературные;
· художественные;
· художественно-публицистические;
· литературно-художественные;
· культурно-просветительные;
· развлекательные;
· учебные, образовательные;
· методические;
· учебно-методические;
· научные;
· научно-популярные;
· научно-практические;
· научно-производственные;
· рекламные;
· информационные.
Печатные издания в структуре СМИ.
Газеты
государственные и частные ежедневные и еженедельные серьезные и массовые общественно-политические и отраслевые (тематические) региональные и надрегиональные ("центральные")
Журналы
государственные и частные еженедельные - ежемесячные – ежеквартальные серьезные и массовые общественно-политические и отраслевые (тематические)региональные и надрегиональные ("центральные")
Бюллетени
региональные и надрегиональные ("центральные")политические - правовые - отраслевые
Справочники
региональные и надрегиональные ("центральные")комбинированные и специализированные
Листовки
рекламные - социальные – политические
по региону распространения (транснациональная, национальная, региональная, местная пресса);по учредителю (государственная и негосударственная пресса); по аудиторной характеристике (возрастной, половой, профессиональный, конфессиональный признаки);по издательским характеристикам (периодичность, тираж, формат, объем);по легитимности (с точки зрения наличия разрешения на издательскую деятельность);по содержательному наполнению (качественная и массовая).
|
- Дифференциация телевидения по характеру аудитории, по тематике, по целевому назначению, по способу трансляции.
- По способу трансляции:
- эфирное (все вещательные организации, использующие традиционный способ распространения телесигнала от телевышки до телесистемы потребителя);
- спутниковое (например, «Космос-ТВ» — совместное российско-американское предприятие, предлагающее российскому потребителю спутниковые телепрограммы западных компаний; в России эру непосредственного спутникового телевещания в конце 1996 г. открыли четыре телеканала «НТВ плюс»);
- кабельное (компания «КТВ-1», кабельные сети в городах России).
- По типу деятельности:
- вещательные (осуществляющие телетрансляцию программ, в большинстве своем это универсальные телеорганизации, имеющие и собственное телепроизводство, и доступ к эфиру);
- программопроизводящие (продюсерские фирмы);
- дистрибьюторы (своеобразная инфраструктура телевещания).
- По охвату аудитории:
- общероссийское (РТР) — аналог Центрального телевидения (в еще большей мере это относится к следующему пункту);
- межгосударственные (с некоторой натяжкой сюда можно отнести ОРТ);
- региональные («Юг России»);
- местные (от областных телестудий до кабельных сетей микрорайона).
- По специализации программ:
- общие (ВИД и т.п.);
- специализированные (Воен ТВ). 7. По форме собственности:
- государственные;
- негосударственные
Что касается дифференциации, профилирования отечественных телеканалов в процессе развития многопрограммности, то она будет протекать
|
по тематическому признаку: информация; музыка; кино; культура и искусство и т.д.;
по аудиторному (адресному) признаку: для детей; для молодежи; для женщин; для пенсионеров; для пожилых людей; для домохозяек и т.д.;
по территориальному признаку: общегосударственная (интеграционная — межгосударственная, зарубежная, на зарубежную аудиторию) телепрограмма, местная (региональная, вплоть до кабельной сети поселка, микрорайона) программа;
по временному признаку: круглосуточные программы; программы, вещающие определенное время (или с плавающим графиком вещания);
по источнику финансирования: государственный (бюджетный) телеканал; платный (функционирующий за счет абонементной платы телезрителей либо подписной, по аналогии с печатной периодикой); общественный (работающий за счет фондов общественных организаций, добровольных пожертвований предприятий и частных лиц); коммерческий (самоокупаемый, прежде всего за счет рекламы); арендный (политическая партия, общественное движение, государственная или кооперативная организация, частное лицо или программная телефирма арендуют время у вещательной организации).
Собственно телевидение включает в себя следующие разновидности:
- антенное (традиционное, классическое, трансляционное) телевизионное вещание;
- спутниковое (непосредственное, глобальное, всемирное) телевидение (мировидение);
- кабельное (абонентское) телевидение;
- кассетное (видеотечное) телевидение — видеодиски (лазеровидение);
- титровое телевидение — видеотекс, телетекст.