Уроки развития речи в 6 классе
Кроме запланированных в программе уроков развития речи, отведенных на аудиторные сочинения, в учебнике представлены задания по развитию устной и письменной речи учащихся для проведения всех уроков литературы. Задания можно разделить на следующие виды:
ñ работа со словом, определение его значения;
ñ работа с текстом:
ü выразительное чтение произведения (с привлечением памятки в конце учебника);
ü заучивание произведения наизусть;
ü пересказ текста (подробный, сжатый, с опорой на ключевые слова);
ü инсценирование фрагмента произведения;
ü чтение по ролям произведения и отдельных его фрагментов;
ü ответ на проблемный вопрос по тексту;
ü сравнительный анализ особенностей двух произведений, сравнительная характеристика героев одного произведения;
ñ работа с иллюстрациями учебника;
ñ создание собственных произведений (книжки-малышки, загадки, сказки, стихотворения).
Обучение написанию сочинения (алгоритм)
ñ осознание темы, идеи, границ сочинения;
ñ составление плана: простого или сложного;
ñ подбор рабочих материалов;
ñ поиск нужных цитат, полное и частичное цитирование, правила цитирования, оформление прямой, косвенной речи, диалога;
ñ работа с карточками с заданиями.
Виды творческих работ
- сочини былину;
- «защити» свой рисунок, поделку, альбом;
- представь, что ты – психолог…, эколог…, турист… и т.д., проведи исследование, дай советы, научи…;
- напиши письмо от лица литературного героя или литературному герою (оцени поступок, посоветуй, поддержи…);
- интервью с литературным героем;
- составь викторину, кроссворд (по теме, по всему тексту, по главам. Например, «Главные герои сказки», «Внимательный ли ты читатель?»);
- составь синквейн на тему...;
- расскажи о писателе, поэте, используя статью учебника и дополнительную литературу;
- выполни мини-проект;
- оформите (в группе или весь класс разделён на группы) тематические портфолио и т.д.
Примерные письменные контрольные и обучающие работы по развитию речи
1. Обучающее изложение по роману А.С.Пушкина «Дубровский» (2 часа).
2. Обучающее сочинение по рассказу Чехова «Человек в футляре».
3. Обучающее сочинение – анализ стихотворения (по выбору учащихся: Рубцов, Есенин, Кольцов, Лермонтов).
4. Обучающее сочинение-рассуждение по повести В.Г.Короленко «Дети подземелья» (ответ-рассуждение на вопрос 2 Блока Е на с.230).
5. Контрольное сочинение по сказке А.Экзюпери «Маленький принц».
Творческие задания по теме «Русские былины»
· Словарики: «Так говорили былинные герои», «Незаслуженно забытые слова».
· Исследователи и собиратели русских былин.
· Былина – особый жанр фольклора.
· Былины в живописи.
· Музыка и былины.
· «Памятник одному из героев былин».
· Моя былина.
· Викторины и кроссворды к русским былинам.
Рыбакова Елена Васильевна,
учитель русского языка и литературы,
Ломовская сош Рыбинский район
Урок развития речи
Подготовка к сочинению по «Повести о Петре и Февронии Муромских»
этап урока. Вступление и постановка задач.
С 2008 года день 8 июля объявлен Всероссийским днем семьи, любви и верности. Символично, что этот праздник впервые отмечался в 2008 году, который объявлен годом семьи. Очень много людей в этот день совершает паломничество в Муром, чтобы поблагодарить святых Петра и Февронию за покровительство в их семейной жизни или попросить о даровании семейного лада и счастья.
На прошлом уроке мы познакомились с содержанием «Повести о Петре и Февронии Муромских», а сегодня обратимся к произведению еще раз, чтобы глубже понять характеры героев и суметь самостоятельно высказать свои мысли о них в сочинении.
Пётр и Феврония - почитаемые святые Земли Русской.
2 этап урока. Работа со словом СВЯТОСТЬ, как ключевого слова темы. Проверка домашнего задания (устного). Дома вы изучали словарные статьи, думали над вопросами:
- Что такое святость?
- Почему Православная церковь канонизировала Петра и Февронию, т.е. причислила к лику святых?
Обратим внимание на корнесловный образ слова:
СВЯТОЙ -ая, -бе; свят, свята, свято. 1. В религиозных представлениях: обладающий божественной благодатью. С. старец. С. источник. Святая вода (освящённая). 2. Проникнутый высокими чувствами, возвышенный, идеальный (высок.). Святая любовь к Родине. 3. Истинный, величественный и исключительный по важности (высок.). Святое дело. Святая обязанность. 4. святой, -бго, м. В христианстве и некоторых других религиях: человек, посвятивший свою жизнь церкви и религии, а после смерти признанный образцом праведной жизни и носителем чудодейственной силы. Культ святых. Причислить к лику святых.
· этап урока. Составление плана сочинения. Проверка домашнего задания (письменного).
Вступление ( может быть рассказ об эпохе, об истории создания произведения, особенностях жанра; впечатление, которое произвела на вас повесть; ваше восприятие героев ).
- Расскажите,какое впечатление произвела на вас повесть, кто из героев покорил ваше сердце. (Высказывания учеников).
- Как будем выстраивать основную часть сочинения?
Основная часть.
Кто главные герои?
Какие духовные ценности для них важны?
Поступки героев, раскрывающие их характеры. Чей жизненный путь сложнее: Петра или Февронии?
Отношение автора к героям.
Заключение. Значимость произведения (Почему Пётр и Феврония были канонизированы русской церковью?)
· этап урока. Беседа и сбор материала к сочинению.
Вопросы учителя:
Князь Пётр | Дева Феврония |
Почему убить змия суждено князю Петру? Какие черты характера князя выделяет автор? | Кто такая Феврония? Похожа она на «мудрую деву» из русских народных сказок? |
После убийства змия князь заболел. Это болезнь тела или души тоже? | Д.С.Лихачёв говорит о «необыкновенной тишине образа» Февронии. Какой смысл вкладывается в слово тишина? |
Какие искушения терпит Пётр при встрече с Февронией? (ИСКУШЕНИЕ – соблазн, прельщение, желание чего-либо запретного). | Какие духовные ценности главные для Февронии? |
Всегда ли Петр поступал по совести? Разве не вызывал осуждения? | Как Феврония испытывает Петра? Почему, даже не видя его, требует его себе? Какие поступки героини раскрывают её нравственные идеалы? |
Полюбил ли Пётр жену? Как убедился в её прозорливости? Что для него оказывается важнее княжеский престол или верность любимой? | Как автор относится к героине? Почему ещё до принятия монашества и кончины называет её святой? В чём выражается его отношение? |
Как вы оцениваете решение Петра и Февронии умереть в один день? | Помогает ли Феврония князю Петру прийти к праведной жизни? |
- Соберём материал о характерах героев в специальную таблицу:
(приблизительный вариант записи учащегося)
Князь Пётр | Дева Феврония |
-Князь предстаёт храбрым и сильным воином. -Именно ему суждено отыскать Агриков меч и убить змея. Меч сам по себе имеет форму креста и является его символическим отражением, а имя Агрик, или Агирка, носит богатырь-змееборец. -Автор 12 раз называет Петра «благочестивым», подчёркивая этим его истинную веру в бога, стремление к праведной жизни. | -Мудрая дева Феврония напоминает сказочную героиню.-Она мудра, умеет творить чудеса, угадывать чужие мысли. |
После убийства змея князь заболел, но поражено не только его тело, а и душа. Он сомневается в людях, стыдится происхождения простой девы, которая ставит условие – жениться на ней. Только искупив свой грех, устыдившись своей гордыни, Пётр получает исцеление. | Феврония не только мудра и благочестива, она обладает даром прозорливости – знает свою судьбу. Она испытывает духовную любовь к князю Петру.Феврония скромная, кроткая, у неё нет расчётливых мыслей. Она любит самого князя, а не его титул. верность, благочестие. |
Не женился сразу на Февронии, стал ее испытывать, когда жены бояр стали наговаривать на нее, например, про крошки, которые она собирает | -Феврония способна исцелить князя, но ее условием становится обещание Петра жениться на ней. -Используя свой дар, героиня говорит, что если князь не станет ее мужем, то она не должна лечить его, т.к. выполняет волю Бога. -Она становится верной женой и мудрой княгиней. |
Основной добродетелью для невесты и жениха являются кротость и смирение, которые необходимы для поддержания гармонии и мира в семье. | -Феврония терпеливо переносила все испытания мужа и покорно ожидала свершения воли Господа, постепенно подталкивая Петра к духовному развитию.-Князь и княгиня дарят окружающим добро, любовь, теплоту и щедрость своих душ. |
Князь любит свою жену, но по боярскому наговору усомнился в жене своей. Увидев в ладонях Февронии фимиам вместо крошек, постыдился, что не доверяет честности жены. Когда бояре потребовали у него отречения от жены, он предпочел изгнание и остается верным супругом. | «Припадающие с верой к раке с мощами их щедро обретают исцеление». |
Петр и Феврония перед смертью принимают монашество под именем Давида и Ефросиньи. Они остались верны друг другу в мирской и монашеской жизни не только «до гроба», но и «за гробом», соединившись после смерти. | Феврония – святая, преподобная, блаженная. |
Вывод: Князь Петр для писателя – воплощение справедливой княжеской власти: рассказав о правлении князя Петра, автор показал, какой должна быть эта власть. Но он показал и образец супружеской жизни, верности и веры. | Вывод: Писатель воспел мудрость простой крестьянки, князя, их верность, любовь, благородство, преданность. |
· этап урока. Подведение итогов.
- Автор именует Петра и Февронью благоверными. Дома вы исследовали это слово по словарю. К какому выводу пришли?
Благодать – обилие и многообразие даров Св.Духа, дарованных нам Богом. В богословском смысле «благодать» есть спасительная сила Божия, дающая христианину средство к достижению жизни вечно блаженной) (Словарь Г.Дьяченко).
Тогда «благоверный» - верный Богу.
1. Какие слова в тексте имеют также корень «благо»?:
Благочестиво
Благоухающий
Блаженный
Благовествование
Благословить
Благодать
2. Как вы их понимаете?
Благоухающий – Богом улавливаемый.
Блаженный – близкий к Богу.
Благовествование – весть Божья или весть о Боге.
Благодать - данное Богом.
Благочестивый – Бога почитающий.
Повествователь заканчивает повесть молитвой к Петру и Февронии: «Радуйся, Петр, ибо дана тебе была от бога сила убить летающего свирепого змея! Радуйся, Феврония, ибо в женской голове твоей мудрость святых мужей заключалась!.. Радуйтесь, честные предводители, ибо в княжении своем со смирением, в молитвах, творя милостыню, не возносясь, прожили; за это и Христос осенил вас своей благодатью, так что и после смерти тела ваши неразлучно в одной гробнице лежат, а духом предстоите вы перед владыкой Христом! Радуйтесь, преподобные и преблаженные, ибо и после смерти незримо исцеляете тех, кто с верой к вам приходит!..»Повесть эта своего рода гимн вере, любви и верности.
Любовь к людям, мужество, смирение, семейные ценности, верность, религиозность.
Торжество веры, мудрости, разума, добра и любви – основная идея повести.
Рефлексия.
- Чем запомнился вам сегодняшний урок?
- Чем обогатила вас история Петра и Февронии?
- О каких вечных темах мы говорили сегодня?
· этап урока. Домашнее задание. Написать сочинение на тему «Искатели «иного царства».
Корнесловный словарь
СВЯТОЙ -ая, -бе; свят, свята, свято. 1. В религиозных представлениях: обладающий божественной благодатью. С. старец. С. источник. Святая вода (освящённая). 2. Проникнутый высокими чувствами, возвышенный, идеальный (высок.). Святая любовь к Родине. 3. Истинный, величественный и исключительный по важности (высок.). Святое дело. Святая обязанность. 4. святой, -бго, м. В христианстве и некоторых других религиях: человек, посвятивший свою жизнь церкви и религии, а после смерти признанный образцом праведной жизни и носителем чудодейственной силы. Культ святых. Причислить к лику святых.
ПРАВЕДНЫЙ -ая, -ое; -ден, -дна. 1. Благочестивый, безгрешный, соответствующий религиозным правилам. Праведная жизнь. 2. Основанный на правде (во 2 знач.), справедливый (устар.). П. суд. П. судья. * От трудов праведных не наживёшь палат каменных (разг.) - Трудясь честно, трудно разбогатеть, II сущ, праведность,-и, ж.
ЛУКАВЫЙ -ая, -ое, -ав. 1. Коварный, хитрый. Л. человек. Л. поступок. 2. Игривый, исполненный добродушной хитрости. Л. взгляд. Лукавая улыбка. * Лукавый попутал (прост.) - выражение сожаления, раскаяния по поводу неудачного, предосудительного или непонятного действия, поступка. От лукавого (книжн.) - о ненужном мудрствовании, излишнем усложнении чего-н. Все эти сомнения - от лукавого.
ЛЮБОВЬ -, любви, те. любовью, ж. 1. Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство.