Процесс принятия внешнеполитических решений в США




ППР в США

 

Условно можно разделить акторов, участвующих в процессе выработки, принятия и реализации внешнеполитических решений в США на две группы: непосредственные и косвенные.

1. Непосредственные акторы:

Разработкой и проведением американской внешней политики, согласованием позиций различных ведомств и координацией их международной деятельности занимается Совет национальной безопасности (СНБ) под непосредственным руководством президента США. Ядро СНБ – высшего органа страны, формирующего ее внешнюю политику – составляют: президент, государственный секретарь, советник президента по национальной безопасности, глава Пентагона, председатель Объединенного комитета начальников штабов и директор ЦРУ.

Особенность: по Конституции США только Конгресс имеет право объявлять войну – это исключительная функция законодательной ветви власти. Ведение войны относится к совместной функции президента и Конгресса. Президент как верховный главнокомандующий может принимать решения по ходу военных действий в соответствии с решениями конгрессменов. Президент имеет право принять самостоятельное решение о начале военных действий только в случае непосредственной угрозы безопасности страны. В 1973 г. эти положения Конституции были дополнены резолюцией о военных полномочиях. Она обязывает президента в течение 48 часов поставить Конгресс в известность о своем намерении применить военную силу. Если Конгресс не примет решение о начале военных действий, все войска должны быть возвращены на территорию страны в течение 90 дней. При этом в разделе 8А резолюции прописано, что она не наделяет президента никакими дополнительными полномочиями, выходящими за рамки полномочий, предоставленных ему Конституцией США. Однако в последние десятилетия баланс между ветвями власти серьезно сместился в сторону Белого дома. Сильные президенты доминируют над Конгрессом, особенно в сфере внешней политики. Резолюция 1973 г. не раз использовалась американскими президентами как лазейка, чтобы в обход Конституции провести кратковременную военную кампанию. Конгресс периодически пытался оспорить действия президентов (например, такая попытка была предпринята в 1991 г. по итогам военной кампании в Косово), но безуспешно.

Директор ЦРУ снабжает участников СНБ группы текущей и аналитической информацией о событиях в мире. При этом госсекретарь через свой аппарат осуществляет руководство повседневной международной деятельностью и решает оперативные вопросы внешней политики в качестве главного советника президента по ним. Что же касается стратегических, концептуальных, наиболее важных вопросов внешней политики, непосредственно затрагивающих интересы национальной безопасности, то их проработка возложена на СНБ. Сравнительно малочисленный аппарат СНБ (порядка 40 человек) возглавляет советник президента по национальной безопасности. С одобрения президента он формирует различные межведомственные комиссии (группы), действующие на постоянной или временной основе, в целях выработки согласованных решений по ключевым вопросам внешней политики и национальной безопасности страны, а также подготовки директив делегациям США на многосторонних и двусторонних переговорах и конференциях.

Советник президента по национальной безопасности является центральной фигурой всего механизма разработки, принятия и реализации ключевых внешнеполитических решений, включая решения по вопросам обеспечения внешней безопасности. Советник назначается президентом из числа наиболее авторитетных специалистов в этой области. Он имеет непосредственный доступ к президенту для доклада по любому из этих вопросов и представления своей собственной точки зрения относительно наиболее целесообразного решения. Члены СНБ не должны руководствоваться личными эмоциями при решении проблем, затрагивающих интересы страны. Кроме того, общим правилом, которое они неукоснительно соблюдают, является сохранение конфиденциальности при обсуждении этих проблем. Таким образом, военно-силовые ведомства, входящие в состав исполнительной власти США, имеют как косвенный, так и прямой доступ к президенту, что вполне подразумевает непосредственное влияние данных структур на ход принятия политических решений, касающихся проблем угрозы национальной безопасности.

2. Косвенные акторы:

Конгресс. Представители конгресса не входят в СНБ. Вообще законодательная ветвь власти в США непосредственно не участвует в механизме выработки, принятия и реализации внешнеполитических решений. Однако конгресс серьезно влияет на этот процесс косвенным образом: через бюджетную политику; организацию различных слушаний «в порядке надзора» с участием представителей исполнительной власти; запросы в органы этой власти; ратификацию международных соглашений и договоров; консультации с президентом, госсекретарем, министром обороны, советником президента по национальной безопасности; утверждение назначений на должности послов и других высокопоставленных должностных лиц внешнеполитического ведомства и т.д. Отношения обеих ветвей власти строятся на основах взаимного уважения и взаимопомощи. Органы исполнительной власти неизменно ориентированы на то, чтобы информировать конгресс о своей работе, получить мнения конгрессменов и своевременно учесть их в дальнейшем.

Общественные организации. Взаимодействуют с Конгрессом и группами влияния.

Группы влияния (Лоббирование). Максимальное воздействие на ПР на этапе рассмотрения в Палатах Конгресса.

СМИ. Особое внимание органами исполнительной власти, имеющими отношение к формированию внешней политики, уделяется работе со средствами массовой информации. Предполагается, что внешняя политика может быть эффективной лишь при наличии поддержки со стороны общественного мнения страны, на которое сильное воздействие оказывают именно СМИ. Никто не стремится сделать их рупором правительства, но считается, что они, по крайне мере, должны знать и понимать позицию правительства и правильно освещать ее. Исходя из этого, органы исполнительной власти налаживают регулярный процесс проведения брифингов для СМИ.

Мозговые центры:

1. Генерируют оригинальные идеи, варианты политики, а также более глобальные внешнеполитические концепции.

2. Представляют сформировавшихся в их рядах экспертов для работы во властных структурах.

3. Организуют крупные форумы для обсуждения наиболее важных вопросов внешней политики.

4. Формируют общественное мнение во внешнеполитических вопросах, используя публикации в средствах массовой информации и публичные выступления.

5. Играют роль посредников и представителей во взаимодействии официальных властей США с другими странами.

 

 

Однако в стране также действуют, так называемые, «теневые» этнические лобби, не имеющие официальных рабочих групп, однако, оказывающие значительное влияние не только на Конгресс, но и на администрацию Белого дома.

К таким группам лобби относится и «саудовское лобби». саудовский фактор является одним из ключевых аспектов внешней политики США на Ближнем Востоке.

Вышеназванные агенты представлены влиятельными бизнесменами, транснациональными корпорациями и ведущими политическими деятелями в стране. Основные цели «саудовского лобби» следующие:

- Поддержка США политического курса Саудовской Аравии на международной арене;

- Оказание военной поддержки в обход ограничений Конгресса;

- Борьба против американской критики (в том числе неправительственными организациями) по вопросам прав человека и религиозных меньшинств.

Например, после террористической атаки 9/11, саудовцы начали кампанию по связям с общественностью, вложив в нее, по грубым подсчетам, $ 100 млн, нанимая лоббистов, задачей которых было убедить американцев в том, что саудовцы были союзниками по борьбе с терроризмом, а не главными спонсорами джихадистов.

По данным «Government Accountability Groups», саудовские лоббистские группы потратили на президентскую кампанию Барака Обамы более $15 млн. Таким образом, можно сделать вывод о том, что «саудовское лобби», имеющее широкие лоббистские связи как в законодательной, так и в исполнительной власти, оказывает мощное влияние на американскую политику.

 

u Цикл:
1) формирование повестки дня: Президент, СНБ, вице-президент в Конгрессе, через СМИ, лоббирование – Конгресс; обсуждение в комитетах Конгресса и департаментах Администрации

u 2) разработка альтернатив – обсуждения в профильных комитетах в Конгрессе

u 3) выбор решения – Конгресс (всё что касается бюджетных вопросов особенно), Президент может обойти вето (резолюция 1973 г.)

u 4) реализация – исполнительная власть

u 5) оценка, мониторинг и контроль – Администрация президента и Конгресс, общественные организации и СМИ

Важная особенность – логика электорального цикла. Президент и сенат выбирается на 4 года, конгрессмены на 2 года, следовательно – весь политический процесс сопряжен с избирательной гонкой на разных уровнях.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: