Либерализм имеет много ипостасей как в историческом, так и в национально-культурном и идейно-политическом измерениях. В трактовке основополагающих вопросов, касающихся взаимоотношений общества, государства и отдельного индивида, либерализм представляет собой весьма сложное и многоплановое явление, проявляющееся в различных вариациях, отличающихся как внутри отдельных стран, так и особенно на уровне отношений между странами. Он ассоциируется с такими ставшими привычными для современного общественно-политического лексикона понятиями и категориями, как идеи самоценности индивида и ответственности за свои действия; частной собственности как необходимого условия индивидуальной свободы; свободного рынка, конкуренции и предпринимательства, равенства возможностей и т.д.; разделения властей, сдержек и противовесов; правового государства с принципами равенства всех граждан перед законом, терпимости и защиты прав меньшинств; гарантии основных прав и свобод личности (совести, слова, собраний, создания ассоциаций и партий и т.д.); всеобщего избирательного права и т.д.
Очевидно, что либерализм - это комплекс принципов и установок, которые лежат в основе программ политических партий и политической стратегии того или иного правительства или правительственной коалиции либеральной ориентации. Вместе с тем либерализм - это не просто некая доктрина или кредо, он представляет собой нечто неизмеримо большее, а именно тип и способ мышления. Как подчеркивал один из ведущих его представителей XX в. Б. Кроче, либеральная концепция - метаполитическая, выходящая за рамки формальной теории политики, а также в определенном смысле этики и совпадающая с общим пониманием мира и действительности. Это система воззрений и концепций в отношении окружающего мира, тип сознания и политико-идеологических ориентации и установок, который не всегда ассоциируется с конкретными политическими партиями или политическим курсом. Это одновременно теория, доктрина, программа и политическая практика[21].
Либерализм и демократия обусловливают друг друга, хотя их и нельзя полностью отождествлять друг с другом. Под демократией понимается форма власти, и с этой точки зрения она представляет собой учение о легитимизации власти большинства. Либерализм же подразумевает границы власти. Существует мнение, что демократия может быть тоталитарной или авторитарной, и на этом основании говорят о напряженном состоянии между демократией и либерализмом. Если рассматривать его с точки зрения форм власти, то очевидно, что при всей внешней схожести отдельных атрибутов (например, принцип избрания путем всеобщего голосования, который в тоталитарной системе был формальным и чисто ритуальным процессом, результаты которого заранее были предопределены) тоталитаризм (или авторитаризм) и демократия по подавляющему большинству системообразующих принципов представляли собой прямо противоположные формы организации и реализации власти.
Вместе с тем нельзя не отметить, что в либеральной традиции демократия, во многом отождествляемая с политическим равенством, понимала последнее как формальное равенство граждан перед законом. В этом смысле в классическом либерализме демократия представляла собой, по сути дела, политическое выражение принципа laissez faire и свободнорыночных отношений в экономической сфере. Необходимо отметить также то, что в либерализме, так же как и в любом другом типе миросозерцания и течении общественно-политической мысли, была заложена не одна, а несколько тенденций, что выражается в ее многовариантности.
Общим является то, что и либерализму, и демократии присуща высокая степень политической свободы, но, при либерализме, однако, вследствие целого ряда обстоятельств, реально пользоваться демократическими политическими институтами могут сравнительно немногие. Государству при либерализме чаще, чем в условиях демократического режима, приходится прибегать к различным формам принудительного воздействия, ибо социальная база правящей элиты довольно узка. Низкий уровень жизни многочисленных слоев общества порождает маргинальность и склонность к насильственным действиям для достижения своих социальных целей. Поэтому демократические институты, включая легальную оппозицию, функционируют как бы на поверхности общественной жизни, лишь слабо проникая вглубь общества.
Государство вмешивается в жизнь общества при либерализме, а при демократии нет. При демократии шире предоставлены права и свободы человека.
Для того, чтобы лучше понять в чем состоит сходство и различие либерализма и демократии, можно сопоставить Конституции РФ и США.
Основные различия конституций, не связанные с содержанием отдельных статей:
1. Конституция США не декларирует права и обязанности граждан. Основные права и свободы введены позднее поправками.
2. Декларация полномочий ветвей власти в Конституции США носит более абстрактный характер. Отсутствует описание полномочий кабинета министров.
3. Конституция США предусматривает выборную должность вице-президента, в России эта должность упразднена.
4. Конституция России предусматривает прямые всеобщие выборы Президента, референдумы по Конституции и др. Конституция США, декларируя всеобщее избирательное право, не предполагает проведения прямых всеобщих выборов, оставляя такие механизмы в компетенции штатов.
5. Конституция России гарантирует право на местное самоуправление.
6. Конституция США ограничивает право граждан быть избранными во все органы власти на основании возраста и ценза оседлости. Конституция России ограничивает только кандидатов на должность Президента, а также устанавливает образовательный ценз для представителей судебной власти.
7. Конституция США претерпела существенные изменения от первоначальной редакции путем введения поправок. Конституция России допускает принятие Федеральных Конституционных Законов, действующих наравне с Конституцией, причем порядок их принятия существенно проще.
8. Изменения Конституции США производятся путем введения поправок. Основные статьи (гл. 1, 2, 9) Конституции России изменению не подлежат, в случае необходимости выполняется пересмотр и принятие новой Конституции. Конституция США не содержит такого механизма[22].
9. В целом конституция России испытывает существенное влияние Конституции США. Многие основные положения в части государственного устройства и республиканской формы правления очень близки. Однако конституция России выполнена на уровне современной юридической науки и является более тщательно проработанным документом[23].
Россия | США |
Законодательная власть | |
Федеральное собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы. Дума — 450 депутатов, сроком на 4 года. Может быть избран любой гражданин старше 21 года. Совет Федерации — два представителя от каждого субъекта. Председатели палат — выборные. | Конгресс, состоящий из Сената и Палаты Представителей. Палата Представителей: выборы каждые два года. Представительство штата пропорционально населению (не более 1 от 30 000). Граждане не моложе 25 лет, проживающие не менее 7 лет в США. Спикер — выборная должность. Сенат — два сенатора от штата. Одна треть переизбирается каждые два года. Председательствует вице-президент, без права голоса. |
Законодательный процесс | |
Законопроект вносится в Думу, принимается большинством голосов, передается на утверждение Совета Федерации. Отклонение Советом Федерации может быть преодолено двумя третями голосов Думы. Вето президента может быть преодолено двумя третями голосов каждой из палат. | Законопроект готовится Конгрессом и поступает на утверждение к Президенту, вето Президента может быть преодолено двумя третями голосов каждой из палат Конгресса. |
Компетенция парламента | |
Совет федерации: Изменения границ Чрезвычайное и военное положение Использование вооруженных сил за пределами России Назначение судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Генерального прокурора. Государственная дума: Назначение председателя Центробанка Объявление амнистии | Государственные займы регулирование внешней торговли эмиссия денег стандартизация формирование судебных органов, кроме Верховного суда борьба с нарушениями закона объявление войны и заключение мира формирование и содержание армии и флота разработка законопроектов разрешение конфликтов между штатами принятие новых штатов в состав США |
Исполнительная власть | |
Президент избирается сроком на 4 года всеобщим прямым тайным голосованием. Не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Не более двух сроков подряд. В случае невозможности исполнения обязанностей Президентом или отставки, обязанности исполняет Председатель Правительства. Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Думы. | Президент и вице-президент избираются сроком на четыре года коллегией выборщиков от каждого штата. Не моложе 35 лет, постоянно проживающий в США не менее 14 лет. Не более двух сроков. В случае невозможности исполнения обязанностей Президентом, их берет на себя вице-президент, затем должностное лицо по решению Конгресса. |
Полномочия Президента и его обязанности | |
Глава государства Верховный главнокомандующий Охрана суверенитета России Определение основных направлений политики Представление интересов страны в международных отношениях Назначение Председателя Правительства, высшего военного командования, послов. Отставка правительства Формирование Совета Безопасности Роспуск Думы | Глава государства. Главнокомандующий вооруженными силами. Заключение договоров с иностранными государствами Назначение послов, министров, членов Верховного суда |
Судебная власть | |
Конституционный Суд — 19 судей: соответствие законов Конституции, споры о компетенции между государственными органами. Верховный Суд — гражданские, уголовные, административные дела, подсудные судам общей юрисдикции. Высший Арбитражный Суд — экономические споры | Верховный суд, суды штатов Верховный суд имеет прямую юрисдикцию в процессах, где какой-либо из сторон выступает штат в целом, или высшее должностное лицо. В остальных случаях прямую юрисдикцию осуществляют суды другого уровня, Верховный суд рассматривает апелляции. Решения выносит жюри присяжных. |
Права субъектов федерации | |
Субъекты имеют свое законодательство в рамках Конституции и представительные органы, а также органы местного самоуправления. Не имеют права ограничивать действие Конституции и власти Президента устанавливать таможенные границы, пошлины, сборы эмиссии денег В совместном ведении с Российской Федерацией разграничение собственности соответствие законодательных актов природопользование принципы налогообложения координация международных и внешнеэкономических связей. | Штаты имеют законодательные собрания и издают законы, действующие на территории штата Не имеют права заключения договоров и союзов эмиссии денег выпуска займов отмены законов присвоения титулов Не имеют права без согласия Конгресса облагать налогами импорт и экспорт содержать армию и флот |
Взаимоотношения субъектов федерации | |
Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. | Граждане любых штатов равны в правах Лицо, преследуемое за преступление в любом штате, подлежит задержанию на территории любого другого штата и передаче властям первого. |
Изменения конституции | |
Федеральные конституционные законы выдвигаются Думой и принимаются тремя четвертями голосов Совета Федерации и двумя третями голосов Думы. По основным статьям — созыв Конституционного Собрания, разработка проекта новой Конституции, принятие всенародным голосованием. | Поправки выдвигаются Конгрессом и должны быть одобрены законодательными собраниями трех четвертей штатов. |
Права граждан | |
Признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная собственность Свобода мысли, слова, массовой информации Свобода вероисповедания Свобода собраний Труд свободен. Принудительный труд запрещен. Все равны перед законом и судом Личная неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни и жилища Свобода передвижения Равенство прав гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений Избирательные права Право на жилище Право на медицинское обслуживание Право на образование Свобода творчества, охрана интеллектуальной собственности | (I поправка)Свобода вероисповедания, слова, печати, собраний. (IV поправка) Неприкосновенность личности и жилища. (V поправка) Защита частной собственности. (XIII поправка) Запрет рабства и принудительного труда (XIV поправка) Равенство граждан перед законом (XV поправка) Равные избирательные права независимо от расовой и национальной принадлежности (XIX поправка) Равные избирательные права независимо от пола (XXVI поправка) Равные избирательные права независимо от возраста, старше 18 лет Поддержка науки и искусства путем охраны авторских прав |
Обязанности граждан | |
Уплата налогов Защита Отечества (военная или альтернативная служба) Охрана окружающей среды |
Заключение
Эффективно и бесперебойно может функционировать лишь государство, обеспечивающее индивидуумам возможности выбора и самореализации в той мере, в какой это не противоречит интересам социума в целом. Степень такой эффективности определяется тремя основными параметрами[24]:
· мерой соответствия принципа законности реальной практике;
· трудностями, с которыми сталкиваются в своей работе государственные институты, причинами силы и слабости этих институтов;
· причинами и характером трудностей, возникающими у граждан в процессе осуществления их конституционных прав.
При всей сложности определения эффективности управления в демократических условиях, можно свести все к двум элементам, как представляется, наиболее важным для оценки функционирования любого управления - политическому и экономическому:
1. обеспечение единства государства, при всей неизбежности возникающих в нем конфликтных ситуаций;
2. постоянное обновление экономики, более или менее быстрое, в зависимости от склонности различных сплоченных социальных групп к переменам или к сохранению старых порядков.
Причинами несовершенства государственного управления в условиях демократического правления сводятся к трем основным моментам:
· избыток олигархии: действия партий иногда зависят от всемогущества некоего влиятельного меньшинства;
· избыток демагогии: отдельные группы (слои, классы) и партии, их представляющие, порой забывают о нуждах социума в целом, об интересах страны;
· недостаток, ограниченность свободы принятия решительных мер в критических ситуациях: это затрудняется несогласованностью интересов различных общественных движений.
Строительство либерального государства зависит не только от намерений и образа мышления правящих кругов. Оно также зависит от способа распределения власти в обществе. Вероятность формирования либерального строя крайне невелика в отсутствие достаточного числа хорошо организованных, активных и независимых социальных групп, которые путем угроз и переговоров заставляют государство делать свое поведение предсказуемым[25].
Для создания либерального государства должны совпасть два условия: у правящей верхушки должны иметься стимулы сделать собственные действия предсказуемыми, а у предпринимателей – стимулы стремиться к установлению общих правил, вместо заключения специальных сделок. Строительство либерального государства исторически зависело от распределения богатства среди широких слоев населения – куда более широких, чем мы наблюдаем в России в настоящее время, – что делало применение силы менее привлекательным вариантом для правительства, нежели переговоры с налогоплательщиками. Совершенно очевидно, что либерализм не получит поддержки у подавляющего большинства россиян в настоящее время, у которых нет собственности, нет средств на то, чтобы насладиться свободой передвижения, и нет никакой заинтересованности в свободе печати[26].
Список литературы
Нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации. – М.: Спарк, 2002. – Гл. 1. ст. 1, 2.
2. Комментарий к Конституции Российской Федерации/ Под ред. Л.А. Окунькова. – М.: БЕК, 2000. – 280 с.
2. Специальная литература
1. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. - М.: Фонд «Открытое общество», 1993. – 224 с.
2. Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки// Государство и право. – 1993. - № 7. – С. 95-98.
3. Вехорев Ю.А. Типология государства. Цивилизационные типы государства// Правоведение. – 1999. - № 4. – С. 115-117.
4. Виленский А. Российское государство и либерализм: поиск оптимального сценария // Федерализм. – 2001. – № 2. – С. 27-31.
5. Гомеров И.Н. Государство и государственная власть: предпосылки, особенности, структура. – М: ЮКЕА, 2002. – 832 с.
6. Грачев М.Н. Демократия: методы исследования, анализ перспективы. – М.:ВЛАДОС, 2004. – 256 с.
7. Киреева С.А. Конституционно-правовые аспекты демократизации политического режима в России //Правоведение. – 1998. - № 1. – С. 130-131.
8. Клименко А.В. Характеристики либеральной экономики и либерального государства// Ломоносовские чтения: Тез. докл. – М., 2000. – С. 78-80.
9. Комарова В.В. Формы непосредственной демократии в России: Учеб. пособие. – М.:Ось-98, 1998. – 325 с.
10. Кудрявцев Ю.А. Политический режим: критерии классификации и основные виды// Правоведение. – 2002. - № 1. – С. 195-205.
11. Лебедев Н.И. Либерально-демократические идеи в России// Демократия и общественные движения: историческая и общественная мысль. – Волгоград: Лидер, 1998. – С. 112-115.
12. Марченко М.Н. Курс лекций по теории государства и права. – М.: БЕК. – 2001. – 452 с.
13. Мушинский В. Азбука политики. – М.: Авангард, 2002. – 278 с.
14. Степанов В.Ф. Важнейшие критерии эффективности демократического государства// Государство и право. – 2004. - № 5. – С. 93-96.
15. Теория государства и права/ Под ред. А.В. Венгерова. – М.: Инфра-Н, 1999. – 423 с.
16. Цыганков А.П. Современные политические режимы. – М.: Фонд «Открытое общество»,1995. – 316 с.
17. Чиркин В.Е. Государствоведение. – М.: Юристъ, 1999. – 438 с.
18. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: БЕК, 2001. – 629 с..
[1] Арон Р. Демократия и тоталитаризм. – М.: Фонд «Открытое общество», 1993. – С. 131.
[2] Мушинский В. Азбука политики. – М.: Авангард, 2002. – С. 54.
[3] Теория государства и права/ Под ред. А.В. Венгерова. – М.: Инфра-Н, 1999. – С. 159.
[4] Теория государства и права/ Под ред. А.В. Венгерова. – М.: Инфра-Н, 1999. – С. 160.
[5] Цыганков А.П. Современные политические режимы. – М.: Фонд «Открытое общество», 1995. – С. 153.
[6] Кудрявцев Ю.А. Политический режим: критерии классификации и основные виды// Правоведение. – 2002. - № 1. - С. 199.
[7] Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки// Государство и право. – 1993. - № 7. – С. 97.
[8] Грачев М.Н. Демократия: методы исследования, анализ перспективы. – М.: ВЛАДОС, 2004. – С. 34.
[9] Гомеров И.Н. Государство и государственная власть: предпосылки, особенности, структура. – М.: ЮКЕА, 2000. – С. 371.
[10] Цыганков А.П. Указ. Соч. С. 163.
[11] Там же. С. 165.
[12] Кудрявцев Ю.А. Указ соч. С. 197.
[13] Комарова В.В. Формы непосредственной демократии в России. – М.: Ось-98. – С. 6.
[14] Теория государства и права/ Под ред А.В. Венгерова. – М., 1999. – С. 66.
[15] Марченко М.Н. Курс лекций по теории государства и права. – М.: БЕК, 2001. – С. 68.
[16] Комарова В.В. Указ. соч. С. 9.
[17] Там же. С. 9.
[18] Киреева С.А. Конституционно-правовые аспекты демократизации политического режима в России// Правоведение. – 1998. - № 1. – С. 132.
[19] Клименко А.В. Указ. соч. С. 80.
[20] Цыганков А.П. Указ. соч. С 207.
[21] Мушинский В. Указ. соч. 45.
[22] Комментарий к Конституции РФ/ Под ред. Л.А. Окунькова. – М.:БЕК, 2000. – С. 6.
[23] Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: БЕК, 2001. – С. 156.
[24] Степанов В.Ф. Важнейшие критерии эффективности демократического государства// Государство и право. – 2004. - № 5. – С. 93.
[25] Виленский А. Российское государство и либерализм: поиск оптимально сценария // Федерализм.- 2001. - № 2. – С. 29.
[26] Лебедев Н.И. Либерально-демократические идеи в России// Демократия и общественные движения. – Волгоград: Лидер, 1998. – С. 115.