Вы всегда можете получить консультацию по вопросу развития речи вашего ребенка у логопедов детского сада.




Консультация для родителей

«Поможем ребенку заговорить»

Неговорящие дети представляют разнородную в педагогическом и медицинском отношении группу. Наш многолетний опыт показал, что определенные педагогические приемы могут оказаться действенными в любом случае.

Ключевой момент этой системы – одновременное развитие понимания речи и формирование собственной речи. Кроме непосредственного воздействия на речь, коррекционная работа должна охватывать все основные формы детской деятельности и способствовать развитию высших психических функций (восприятия, памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастом.

 

1. Понимание речи.

Развитие речи во многом зависит от того, насколько хорошо малыш вас понимает. Проверьте, сможет ли он выполнить следующие инструкции: сначала - простые, а затем - сложные:

- Покажи (возьми, дай) машинку, собачку.

- Налей в стакан воды и дай его бабушке.

- Зайчика отнеси маме, куклу положи в шкаф, а мишку дай папе и т.д.

 

2. Развитие слухового внимания.

Умение сосредоточиваться на звуках необходимо для того, чтобы слушать и понимать речь. Ребенок 2,5-3 лет уже может внимательно слушать небольшие стихи, сказки и представлять, о чем в них говорится.

- Обращайте внимание ребенка на окружающие звуки. Спрашивайте: «Что там шумит?». Объясняйте: «Это шумит машина, пылесос, телефон звонит».

- Пойте короткие песенки, декламируйте стихи. Приучайте ребенка слушать пластинки и кассеты для детей.

- Расширяйте кругозор ребенка. Берите его на прогулки, в поездки и рассказывайте обо всем, что видите и что делаете.

- Оречевляйте все свои действия и действия ребенка.

 

3. Общение.

Основной «пусковой» момент появления речи - общение – взаимодействие со взрослым. У ребенка должна сформироваться потребность в этом. Создавайте такую жизненную ситуацию, чтобы она провоцировала его на высказывание, ответ. Легче всего получить ответ при инсценировке песенок, стихов-диалогов, особенно, если к ним сделаны иллюстрации.

- Не запрещайте ребенку пользоваться жестами. Это свидетельствует о том, что он хочет общаться.

Вопросы.

Во время прогулки, игры, рисования и т.д. задавайте ребенку вопросы, постоянно усложняя их по мере развития речи ребенка. Сначала это должны быть вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет» («Хочешь кушать?», «Дать тебе сок?»).

Затем: «Кто это? Что это? Кто идет? Кто летит?». При этом принимается любой ответ ребенка, но взрослый должен сам произнести правильное слово.

Следует отбирать для игры картинки с изображением знакомых детям предметов, названия которых состоят из 1-2 слогов (мяч, дом, кот, шуба, бусы, каша).

Вопрос «Что делает?» заставляет ребенка использовать глаголы (идет, спит, ест, сидит, несет, моет, плачет) – основу будущей фразы.

Вопросы типа «Где мама?» направлены на появление в речи указательных местоимений: там, тут, здесь, вот, вон.

Команды.

Ставьте ребенка в ситуацию, чтобы в течение дня он как можно чаще

о чем - то вас просил: «Дай! Иди! Читай!»

Звукоподражания.

Играйте с ребенком его любимыми игрушками: кормите, укладывайте спать, говорите за разных игрушек: гав-гав, мяу, ква, ай, ой. ох, баю-бай, ням-ням, би-би, ту-ту, га-га, ко-ко.

Можно рассказывать сказку «Курочка Ряба», потешки «Ладушки», «Гуси-гуси. Ребенок начнет заряжаться обстановкой взаимодействия и повторять за вами.

Словарь.

Расширяйте словарь:

а) предметный:

Заведите «Словарик», в котором собирайте картинки по темам «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Фрукты» и т.д.

б) глагольный:

Учите ребенка понимать значение различных форм глагола: входит-выходит, одевает- одевается, рисует- нарисовал.

в) признаков:

Учите понимать и употреблять в речи признаки: большой – маленький, горький - сладкий, деревянный. железный, красный- красная.

Фраза.

Овладение языком протекает в виде усвоения разного типа предложений. Для этого желательно превращать слова-команды в 2-3 словные фразы: «Дай мяч. Читай эту книгу».

После пополнения речи ребенка такими предложениями необходимо следить за правильным порядком слов, за появлением падежных окончаний и предлогов.

 

“Если Ваш ребенок не может заговорить”…

· Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, купание, одевание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.

· Развивайте понимание речи, используя простые конструкции типа Дай ручку, Где ножка? Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.

· Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина - би-би, кукла - ля-ля, упал - бух.

· Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.

· Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (прятки - ку-ку, паровозик - ту-). Можно вместе удивляться увиденному:“Ух, ты!”. Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребенку позволительно повторять только гласные.

· Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.

· Не перегружайте ребенка телевизионной, видео-, аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.

· Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.

· Не говорите при ребенке о его отставании.

· Не дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте его учить различать предметы по размеру (большой–маленький), соотносить цвета, форму (дай такой же), количество (один-много).

· Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа “Сорока-белобока”.

Вы всегда можете получить консультацию по вопросу развития речи вашего ребенка у логопедов детского сада.

Литература

1. Грибова О.Е. Что делать если ребенок не говорит?

2. Дедюхина Г.В., Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком.

3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников – М.: Просвещение, 1990.

4. Краузе Е.Н. Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего возраста. М., 2006.

5. Нищева Н. В. Если ребенок плохо говорит...— СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

6. Новоторцева Н.В. Методика развития речи у негово­рящих детей: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1999, 61 с.

7. Янушко Е.А. Логопедические занятия с неговорящими детьми 2-3 лет. Часть 1. Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» №5 2004

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: