Социальные институты. Институционализация.




Одним из элементов, входящих в состав общества как системы, являются различные социальные институты.

Социальные институты – относительно устойчивая социальная форма, посредством которой обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества.

Признаки социальных институтов:

1) Возникают на основе совместной деятельности людей;

2) Эта деятельность направлена на удовлетворение фундаментальных потребностей общества;

3) Социальный институт представляет собой устойчивые формы организации подобной деятельности;

4) Эти формы сложились исторически;

5) Такая деятельность регулируется нормами, традициями, обычаями.

Пример: образование как социальный институт – это совокупность лиц, занятых образовательной деятельностью и обладающие необходимыми материальными средствами образовательные учреждения; система регулирующих их деятельность правовых и нравственных норм, традиций, обычаев (ФЗ «Об образовании» и др.); система образования изменялась во времени; четкое разграничение функций каждого из участников взаимодействия, согласованность их действий (учителей, учеников, родителей и т.д.), регуляция и контроль их деятельности (это роль Министерства образования).

Ученый выделяют в каждом обществе несколько групп институтов:

1) Экономические институты, которые служат для производства и распределения товаров и услуг;

2) Политические институты, регулирующие общественную жизнь, связанные с реализацией властных полномочий и доступа к ним;

3) Институты стратификации, определяющие распределение социальных позиций и общественных ресурсов;

4) Институты родства, обеспечивающие воспроизводство и наследование посредством брака, семьи и воспитания;

5) Институты культуры, развивающие преемственность религиозной, научной и художественной деятельности в обществе.

К основным социальным институтам традиционно относят семью, государство, образование, церковь, науку, право. Ниже дана краткая характеристика этих институтов и представлены их основные функции.

Семья- важнейший социальный институт родства, связывающий индивидов общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья выполняет ряд функций: экономическую (ведение хозяйства), репродуктивную (рождение детей), воспитательную (передача ценностей, норм, образцов) и т.д.

Государство — основной политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий его безопасность. Государство выполняет внутренние функции, среди которых хозяйственная (регулирование экономики), стабилизационная (поддержание стабильности в обществе), координационная (обеспечение общественного согласия), обеспечения защиты населения (защита прав, законности, социальное обеспечение) и многие другие. Существуют и внешние функции: обороны (в случае войны) и международного сотрудничества (для защиты интересов страны на международной арене).

Образование — социальный институт культуры, обеспечивающий воспроизводство и развитие общества путем организованной передачи социального опыта в виде знаний, умений, навыков. К основным функциям образования относят адаптационную (подготовку к жизни и труду в обществе), профессиональную (обучение специалистов), гражданскую (подготовку- гражданина), обще культурную (приобщение к культурным ценностям), гуманистическую (раскрытие личностного потенциала) и т.д.

Церковь - религиозный институт, сформированный на основе единого вероисповедания. Члены церкви разделяют общие нормы, догматы, правила поведения и делятся на священство и мирян. Церковь выполняет такие функции: мировоззренческую (определяет взгляды на мир), компенсаторную (предлагает утешение и примирение), интегрирующую (объединяет верующих), общекультурную (приобщает к культурным ценностям) и проч.

Наука — особый социокультурный институт по производству объективных знаний. В числе функций науки — познавательная (способствует познанию мира), объяснительная (интерпретирует знания), мировоззренческая (определяет взгляды на мир), прогностическая (выстраивает прогнозы), социальная (изменяет общество) и производительная (определяет процесс производства).

Право — социальный институт, система общеобязательных норм и отношений, охраняемых государством. Государство при помощи права регулирует поведение людей и социальных групп, закрепляя определенные отношения в качестве обязательных. Основные функции права: регулятивная (регулирует общественные отношения) и охранительная (охраняет те отношения, которые полезны для общества в целом).

Неглавные институты: конвертизация валюты, защита частной собственности, рынок, целибат (безбрачие), судебная экспертиза и другие.

Появление социальных институтов обусловлено:

1) Потребностью общества;

2) Наличием средств удовлетворения этой потребности;

3) Наличием необходимых материальных, финансовых, трудовых, организацинных ресурсов;

4) Возможностью его интеграции в социально-экономическую, идеологическую, ценностную структуру общества, что позволяет узаконить профессиональную основу его деятельности.

Процесс образования социальных институтов называется институциоализацией. Институционализация начинается тогда, когда конкретная общественная потребность начинает осознаваться как общесоциальная и для её реализации в обществе устанавливаются особые нормы поведения, готовятся кадры, выделяются ресурсы.

Известный социолог Г. Лански определил ряд ключевых социальных потребностей, которые порождают процессы институционализации:

1) Потребность в коммуникации (язык, образование, связь, транспорт);

2) Потребность в производстве продуктов и услуг;

3) Потребность в распределении благ;

4) Потребность в безопасности граждан, защите их жизни и благополучия;

5) Потребность в поддержании системы неравенства (размещение социальных групп по позициям, статусам в зависимости от разных критериев);

6) Потребность в социальном контроле за поведением членов общества (религия, мораль, право).

Изменения в социальных институтах с ходом истории происходит как в силу внутренних причин, коренящихся в самих институтах (снижение эффективности), так и из-за внешних факторов (общество приобрело новые знания, представления, мировоззрение).

Пример: институт крепостного права изжил себя и потому, что сформировалась и распространилась идеология Просвещения согласно которой все люди равны между собой от природы и крепостничество (рабство)позорно и для господ, и для крестьян.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: