ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ (ЧАСТЬ I)




Часть I. — Сегодня мы поговорим о Законе Маятника. Под Законом Маятника подразумевается то, что все качается между противоположностями. Маятник качается из одной стороны в противоположную сторону. Мы видим, как Закон Маятника работает в природе, например, в смене времен года от зимы к лету и обратно, туда и обратно, непрерывно, и в движении приливов и отливов, и в движении волн вверх и вниз, и т.д. В нас самих также есть много маятников, ибо /по, что есть во Вселенной, есть и в нас. Мы можем наблюдать свои маятники, качающиеся между «нравится и не нравится», между «желанием и отвращением», между «счастьем и унынием», между «любовью и ненавистью», «подтверждением и отрицанием», «уверенностью и сомнением» и т.д. У этих маятников есть определенная периодичность — т.е. длина амплитуды движения — и как часы, одни идут быстрее, другие медленнее. Иначе говоря, они качаются быстрее или медленнее между двумя противоположными знаками. Кроме того, есть также период нашей жизни, который качается между двумя противоположными знаками рождения и смерти. Это период жизни. Мы физически раскачиваемся от рождения к смерти: но мы не видим, как маятник качается в противоположную сторону.

Очень многое говорится в древней литературе о противоположностях, между которыми туда и обратно качаются все вещи, как между ограничивающими или сдерживающими силами. Вы не должны думать, раз говорится, что все вещи раскачиваются туда и обратно, будто не существует закона, управляющего этим. Это значит, что работают ограничительные силы. В Книге Екклесиастикуса (не Екклесиаста) говорится: «Все вещи двойственны: одно против другого». (XLII 24) Давайте рассмотрим эту фразу. Что это значит — «все вещи двойственны»? Это значит, что для всякой вещи существует своя противоположность, через которую она существует и которая ей противопоставлена. В качестве грубого примера, можно сказать, что тьма предполагает свет как свою противоположность, а свет — тьму, и вместе они составляют нечто одно, некую двойную вещь, которую можно обозначить как «свет-тьма», одну вещь, которая при разделении становится светом или тьмой. Или возьмем психологический пример: печаль и радость — противоположности. Они друг против друга, а вместе составляют одну «вещь», которая является двойственной, мы можем назвать ее «радость-печаль». Заметьте также, что радость уничтожает печаль, а печаль уничтожает радость. Они являются противоположностями и потому взаимно уничтожают друг друга. Или возьмем голод и сытость. Когда голод утоляется пищей, то возникает противоположность — т.е. сытость, или даже отвращение. Потом за взмахом маятника в сторону сытости следует обратный взмах в сторону голода. Мы должны понять, что голод и сытость, хотя они являются противоположностями, составляют нечто одно, мы можем назвать это «голод-сытость», и они неотделимы, хотя и противостоят друг другу — т.е. вы не можете иметь одно без другого, как не может быть палки только с одним концом. В этой связи сравните вышеприведенные слова Екклесиастикуса, «все вещи двойственны: одно против другого», с наблюдением, сделанным в первом веке нашей эры Филом. Фило, связанный со школой в Александрии, говорит: «То, что состоит из обеих противоположностей, является одним, и когда это одно рассекается, появляются противоположности». Это очень интересный взгляд на жизнь, если только вы дадите себе труд размышлять об этом.

Давайте возьмем еще одно древнее высказывание о противоположностях, в данном случае странный пример эзотерического писания, который находится во второй книге Ездр (начиная с третьей главы, в апокрифическом Ветхом Завете):

«Вышли леса деревьев равнины и держали вместе совет, и сказали, Давайте, пойдем войной на море, чтобы оно отступило перед нами, и чтобы у нас было больше лесов. И волны моря тоже подобным образом держали вместе совет, и сказали, Давайте, пойдем и покорим лес равнины, и мы сможем также и там создать себе новую страну. Совет лесов был тщетен, ибо пришел огонь и поглотил их: так же и совет волн моря был тщетен, ибо поднялся песок и остановил их».

(II Ездры IV 13-17).

В этом отрывке выражена идея о том, что все поддерживается в гармонии посредством закона противоположностей. Одно ограничивает другое. Вещь, контролирующая другую вещь или уничтожающая ее, может считаться ее противоположностью. Дерево считает, что оно может властвовать над миром, но огонь съедает его: море считает, что оно затопит сушу, но его ограничивает песок. Неизвестный автор Ездр использует образы физического мира, чтобы показать те силы, действующие в природе, которые удерживают все в определенных границах и таким образом не дают чему-либо добиться постоянного превосходства. Вы можете найти еще бесконечное число примеров одной вещи, ограничивающей другую. Подумайте о том, как на каждое живое существо охотится какое-то другое существо и съедает его, и таким образом сохраняется равновесие. Равновесие — это результат работы противоположностей. Закон Маятника означает, что во всем есть движение в одну сторону и движение в другую сторону, но размах маятника ограничен определенной точкой, в которой начинает действовать противоположность. Мы сами можем это увидеть: по мере того, как маятник уходит, например, все дальше и дальше вправо, его движение становится все медленнее и медленнее до тех пор, пока направление, наконец, не меняется на обратное, и тогда маятник уходит влево. Иначе говоря, противоположности, назовем их «правое» и «левое», поочередно берут власть в свои руки. Нужно заметить, что когда маятник оказывается в крайней «правой» точке, «правое» является самым слабым, а «левое» начинает набирать силу, и наоборот. Иногда вы можете увидеть, как это проявляется в психологических переживаниях — например, когда человек яростно настроен против чего-то и занимает позицию крайнего неприятия, а потом его внезапно отбрасывает к противоположной точке зрения. Многие явления внезапного «обращения в другую веру» относятся именно к раскачиванию маятника. К примеру, Апостол Павел, преследовавший христиан с неистовством и крайней ненавистью, внезапно пережил некоторое событие, повернувшее его в обратном направлении.

Я должен сказать вам, что понять противоположные силы и их работу совсем не просто, ибо они двойственны и требуют двойственного мышления. Мы мыслим с точки зрения только одной вещи, сравнивая ее с другой вещью. Мы не думаем с точки зрения двух вещей одновременно. Мы мыслим, исходя из одной силы, нам очень трудно мыслить, исходя из двух сил, и невозможно мыслить, исходя из трех сил. Однако сейчас мы пока говорим о двух силах, противоположных по своей природе, которые управляют всеми вещами или ограничивают их, предотвращая таким образом слишком большой избыток или недостаток чего-либо. Все явления, все видимые вещи, все события, вся земная жизнь происходят в пределах, ограниченных двумя противоположными силами или двумя противоположными полюсами, раскачиваясь то в одну, то в другую сторону, так что за миром следует война, а за войной мир, голод идет за изобилием, а изобилие — за голодом и т.д. Когда мы начинам осознавать это, мы способны понять, что в разные времена разное время. В маленьком масштабе это значит, что если у нас сейчас хорошее время, то завтра может прийти плохое время. Это действительно Закон Маятника. Эта идея выражена Экклезиастом:

«Всему свое время, и время всякой вещи под небом. Время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное. Время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; Время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; Время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; Время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; Время раздирать, и время сшивать, время молчать, и время говорить: Время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру».

(Екклесиаст, 3, 1-8).

Заметьте, что на протяжении всего этого отрывка упоминаются противоположности, а смысл в том, что в один период времени что-то идет хорошо, а в другой период времени это идет плохо — в один период времени человек насаждает, а в другой период времени насаждать было бы абсурдно. Представьте себе, что было бы, если бы человек всегда насаждал и всегда рождался, или всегда строил, или всегда плакал и т.д. Вышеприведенный отрывок говорит о том, что все приходит к концу и превращается со временем в противоположность. Я подчеркиваю эти слова: все приходит к концу со временем, так что каждую вещь заменяет ее противоположность. Что имеется в виду под «концом вещи»? Вы когда-нибудь думали об этом? Конец печали — это радость, конец плача — это смех, конец всего, что мы знаем в этой жизни, это его противоположность. Как мы назовем конец войны? Мы назовем его миром — т.е. противоположностью войны. А что является концом мира? Конечно, война. Что такое конец боли? Разве не называем мы это состояние облегчением, за недостатком точного термина? Очень интересно размышлять о словах, которые выражают наши противоположные состояния.

Когда мы увидим хотя бы на краткое мгновение, что вся жизнь находится между противоположностями, мы начнем осознавать, чем контролируются события, и понимать, что жизнь контролируется чем-то. На этой стадии мы можем сказать, что все является результатом действия двух противоположных сил, которые имеют тенденцию взаимно уравновешивать друг друга и таким образом сохранять равновесия во всех вещах. Мы находим пример этому в физиологической работе тела, где здоровье, кажется, является, результатом уравновешивания противоположных или антагонистичных систем, химических и других. Древнегреческий врач Гиппократ, живший в пятом веке до нашей эры, учил, что здоровье — это гармония или равновесие между разными силами или элементами, а болезнь — это результат того, что одна из этих сил начинает преобладать. Мы можем сказать, что и психологическое здоровье имеет ту же природу — это результат уравновешивания двух или более факторов.

В древнем священном храме Дельф для тех, кто приходил искать совета у оракула, было сделано две надписи. Одна из них — это известные слова «Познай самого себя». Другая, менее известная, гласила: «Ничего слишком». Здесь не имеется в виду, что человек никогда не может сделать или дать слишком много. У греческого слова нет такого значения. Эта фраза означает: «Ничто не должно быть крайностью». Заметьте порядок этих двух высказываний. Сначала человек должен знать себя, а потом он не должен впадать в крайности — т.е. когда он знает себя и знает, что является в нем «крайностями». Чтобы узнать это в себе, требуются долгие годы опыта. Самопознание предполагает, среди многого другого, знание противоположностей в себе — т.е. осознание их. Тогда вы можете начать понимать и применять второй афоризм: «Ничего слишком».

Бердлип,

ЗОе августа 1943 г.

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ

Часть II. — Мы можем представить себе канатоходца, который удерживает равновесие, качаясь то вправо, то влево. Конечно, он уже научился делать это после долгих тренировок и изучения самого себя. Без знания он не мог бы делать это. Предположим, мы зададим ему вопрос Пилата: «Что есть истина?» и добавим: «Она вправо или влево?» Если бы он сказал, что она и там, и там, то это оскорбило бы наше ощущение истины, потому что мы все воображаем, что истина должна быть жесткой и неизменной. Говорят, когда-то одному человеку приснилось, что он открыл тайну Вселенной. Он проснулся и записал свой сон. На следующее утро он прочел то, что записал: «Ходи на двух ногах». В сфере нашей собственной психологии, в том месте, где мы живем своим сознанием, мы, не обладая истинным знанием себя, ходим на одной ноге, считая истину чем-то неизменным. Мы думаем, что знаем, где правда, а где неправда, где хорошее, а где плохое, и поэтому мы и понятие не имеем, что значит удерживать равновесие в самом себе. Мы не видим в себе противоположностей, разве что в смысле того, что все то является плохим, а все это является хорошим. Однажды я услышал в этой Работе, что дьявол тоже необходим. В то же время нас постоянно качает в разные стороны из-за различных событий жизни, постоянно меняющейся в своих аспектах. Нас качает из стороны в сторону, но мы не пытаемся усвоить противоположности. Мы игнорируем все, что не совпадает с нашими взглядами: то, что не совпадает с нашими взглядами, является для нас дьяволом. Так мы ходим на одной ноге. Однако мы можем понять, что для канатоходца было бы ошибкой считать «лево» дьяволом, и только «право» желательным. Можно сказать, что в разные моменты он должен наклоняться вправо или влево, и только таким образом он может продвинуться вперед. Эта идея выражена в отрывке из Экклезиаста, процитированном выше: «время сберегать, и время бросать». Есть время, когда человек должен говорить, и есть время, когда он должен молчать. Что это значит? Это значит, что если люди ищут жесткого кодекса истины, если они считают истину жесткой системой непреложных правил, то они никогда не найдут ее. Во времени ничто не остается одним и тем же. Время — это изменение. Все меняется во времени. И все во времени меняется от одной противоположности к другой. Сейчас это так, а потом все наоборот. Все во времени управляется противоположностями и качается между ними. В этом смысл отрывка из Экклезиаста, процитированного ранее. То, что идет хорошо в один момент, будет идти плохо в другой момент. Для всего под солнцем есть свое время, и все превосходно в свое время. Однако люди ожидают, что все будет оставаться неизменным, а когда ситуация не соответствует их ожиданиям, они не могут приспособиться и воспринимать впечатления из той стороны жизни, которая не соответствует их взглядам. Мне кажется, нам труднее всего понять, что время не остается одним и тем же. Мы хотим одного и того же и ожидаем одного и того же, хотя и жалуемся на это. Наша неспособность усваивать противоположности, видеть вещи с противоположной точки зрения, быть сознательными по обе стороны маятника, делает нас склонными к монотонности. Все это прочно основано на нашем общем отношении к жизни, которое не включает представление о противоположностях. Мы упорно воспринимаем жизнь односторонне и считаем все, что противоречит нашим взглядам, исключительным или неудачным. В результате нам не хватает гибкости. Мы наклоняемся вправо и отказываемся наклониться влево, когда этого требует ситуация.

Живое существо находится в состоянии равновесия: оно балансирует между жизнью и смертью. Пока оно способно проводить различие между собой и тем, в чем оно живет, оно остается в живых. Вы не можете жить, если у вас фиксированный взгляд на жизнь. Тогда прекращается взаимодействие между вами и жизнью. Работа учит, что вы никогда не должны отождествляться с жизнью, в какую бы сторону она не наклонялась, в сторону войны или в сторону мира, комфорта или трудности и т.д. Но мы все хотим фиксации. Это все равно, что хотеть заморозить вещи в неком фиксированном положении. Тогда мы отождествляемся через наше отношение. Между поверхностью жизни и поверхностью нас самих прекращается их нормальный взаимообмен. Тогда мы становимся жизнью и больше уже не проживаем жизнь. Любой живой организм остается в живых, потому что он сопротивляется жизни и учится использовать ее. И с этой точки зрения жизнь является противоположностью жизни. Любой живой организм рождается в жизнь сжатым, как пружина под воздействием сильного давления. Он больше, чем его окружение. Он обладает определенной энергией, которая делает его умнее, чем жизнь, в которой он живет. Живой организм обладает поверхностью, которая встречается с поверхностью жизни, и именно между этими двумя поверхностями он и живет. Он живет противоположностями, в том смысле, что жизнь является его противником. Пока он способен справиться с жизнью, он живет. Но в отношении человека, который сложнее любого другого живого существа, мы должны понять, что помимо физической у него есть еще и психологическая поверхность. У него есть не только физическая, но и психологическая окружающая среда. Вы когда-нибудь задавали себе вопрос, что такое ваша психологическая окружающая среда? Есть ли у вас ощущение поверхности, соприкасающейся с ней? Поддерживаете ли вы эту свою сторону правильным взаимообменом? Или вы являетесь только психологической средой, следующей мнению любого человека, всему, что вы слышите, читаете и т.д.? В этом случае вы действительно мертвы. Потому что между вами и жизнью нет разницы. Если вы не чувствуете, что вы живете в жизни, то вы мертвы. Тогда между двумя поверхностями, поверхностью жизни и поверхностью вас самих, нет трения.

Некоторые из вас, возможно, слышали о научной идее энтропии. Идея заключается в следующем. Все имеет тенденцию приходить, так сказать, к одинаковой температуре. Если вы оставите в комнате чайник с кипятком, то он будет нагревать среду, пока все не будет иметь одинаковую температуру. Как только жизнь и смерть становятся одинаковой температуры, вы мертвы. Вы можете работать, только если ваша температура выше, чем температура жизни, и у Человека есть возможность поддерживать себя на уровне более высокой температуры, чем температура жизни. Необходимо ощущение поверхности, будь то интеллектуальной, эмоциональной или физической, которая отделяет вас от поверхности внешней жизни. Это, в действительности, еще один аспект Самовоспоминания. У всех вещей есть очертания или поверхность, отличающая их от жизни. У всех разная форма — у животных, насекомых, растений и т.д. — но у каждого из них своя форма, отличающая их от того, в чем они живут. Своей поверхностью они соприкасаются с жизнью. Жизнь стремится проглотить их, а они стремятся проглотить жизнь. Любое живое существо, живущее жизнью, которая дана ему, способно проглотить внешнюю жизнь в соответствии с замыслом, по которому оно создано. Но, я повторяю, Человек — это не просто физическая форма, а еще и психологическая форма — т.е. ментальная и эмоциональная форма — потому что из всех созданий только у Человека есть психологическая судьба, помимо физической судьбы.

Но нам нужно вернуться к вопросу, который является наиважнейшим в учении о противоположностях. Мы должны осознать, что живем на этой планете среди противоположностей. Обычно вся наша жизнь управляется Законом Мятника. Мы раскачиваемся туда и обратно. Когда вы находитесь в одной из противоположностей, вы не осознаете другую, и наоборот. Вы можете пребывать в пустых грезах о том, что вы поднимаетесь все выше и выше, продвигаетесь все дальше и дальше или становитесь все лучше и лучше, но все это не более, чем пустые мечты. Вы не можете ускользнуть от противоположностей, если только не знаете, как это сделать. Вы должны видеть обе стороны самого себя и видеть, как одна сторона помогает другой. Это требует двойственного мышления. Можно даже сказать, что это требует двойственного сознания. Другими словами, это требует знания самого себя. Как вы думаете, что такое знание себя? Знать себя — значит знать все свои стороны. Как вы думаете, что такое самосознание? Это значит осознавать все свои стороны. Сначала «Познай самого себя»: потом «Ничего слишком». Что значит «слишком»? Это значит уйти слишком далеко вправо или влево. Но не только это. Когда вы слишком сильно отклонились вправо, это крайность, и вам нужно уйти влево. Нет ничего более мучительного, чем излишняя доброта. К примеру, возьмем слишком добрых людей. Разве это не вызовет в вас сразу же противоположность, так же как люди, которые слишком жестоки? Естественно, все формы тщеславия и гордости (которые формируют ложную личность) позволяют нам думать, что мы можем сделать только добро и поэтому нами нужно только восхищаться. Но я боюсь, что обретение равновесия не имеет ничего общего с гордостью или тщеславием. Что говорится в странных словах Нагорной Проповеди? Ведь, конечно, в ней что-то говорится о том, что «блаженны нищие духом»? Что это значит? Вы когда-нибудь думали о том, как сильно ваши тщеславие и гордость вовлекают вас в противоположности? Быть нищим духом значит не отождествляться с собой. Предположим, я отождествляюсь с тем, что считаю своей лучшей стороной, разве я буду нищим духом? Смогу я тогда ходить на двух ногах? Смогу я когда-нибудь усвоить обе свои стороны, обе противоположности в себе, в других, и в жизни? Если люди говорят: «Слава Богу, что я не такой, как другие», разве вы не будете считать их односторонними? Конечно, у них есть буферы, которые позволяют им не видеть своих противоречий. Но если вы видите обе свои стороны, которые вы называете своей хорошей и своей плохой стороной, то вы начинаете одновременно осознавать свои противоположности. Именно в этом заключается странный секрет, о котором так много говорилось в эзотерической литературе прошлого. Существует суфийская поговорка: «Истинная жизнь — это мир и гармония противоположностей. Смерть — следствие войны между ними».

 

Бердлип,

2-е сентября 1943 г.

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ (ЧАСТЬ III)

Часть III. — Греческие эзотерические мыслители считали, что когда одна противоположность посягает на другую, возникает состояние несправедливости. Справедливость, или праведность, считалась состоянием равновесия. В Евангелиях, как вы знаете, очень часто используется слово праведность, как, например, в словах Христа: «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное». (Матф., 5, 20) Греческое слово «праведность» (дйкз) первоначально имеет значение «стоять прямо», т.е. между двумя противоположностями. «Справедливый» или «праведный» человек, и в Евангелиях, и в учении Сократа, которое на четыреста лет старше, и в учении Пифагора, которое существовало еще в шестом веке до нашей эры, это человек «стоящий прямо», который удерживает равновесие между двумя противоположностями и не является ни одной из них. Эту идею очень трудно понять. Но представление о справедливом человеке произошло именно из древнего учения о противоположностях. Односторонний человек не мог быть справедливым. Фанатик, нетерпимый или щепетильный человек не мог быть справедливым. Не мог быть справедливым и тот, кто жил в какой-то маленькой части самого себя. Быть праведным, быть справедливым, значит быть уравновешенным. Употребляйте слово «уравновешенный» правильно, не воображайте, что если вы чувствуете все менее остро, чем другие, то вы более уравновешенны. Быть уравновешенным — это не значит быть глупым, быть уравновешенным — это значит быть живым в отношении любой стороны действительности. Говоря об идее справедливого или уравновешенного человека, мы можем использовать концепцию развития всех центров, которая говорит о том, что односторонний человек не может быть уравновешенным. Но здесь мы говорим о справедливости или равновесии с точки зрения маятника и закона противоположностей и не можем использовать учение о центрах, за исключением следующих аспектов этого учения: может оказаться, что один центр действует как противоположность другого центра, и, кроме того, в каждом центре есть разные маятники, раскачивающиеся в разном темпе. Как говорилось ранее, когда одна противоположность посягает на другую, возникает состояние несправедливости. Это постоянно происходит в нас самих, в жизни и в истории. Посмотрим на историю: является она ровной линией прогресса или постоянным колебанием и посягательством одной нации на другую? Когда-то египтяне были могущественны, потом евреи, потом греки, за ними римляне, затем готы, арабы и т.д. Все это не что иное, как колебание маятника, а не линия. И то же самое касается жизни человека, которая не производит впечатления чего-то ясного. Или возьмем мысль — разве не качает ее из стороны в сторону? Разве не посягает сомнение на уверенность и т.д.? Или возьмите вашу эмоциональную жизнь, если вы ее помните. Является она прямой линией, или вы можете, к примеру, сказать, что одни эмоции посягают на другие, и это происходит постоянно? Почему нам нужно сохранять устойчивость?

Древнее учение считало, что мир находится между противоположностями, не на единой линии прогресса, а в качающемся движении. Одна противоположность посягала на другую, а потом ее побеждали и на нее посягали. Это похоже на постоянные набеги одного лагеря на другой. Все содержится в этой постоянной борьбе. В этом конфликте противостоящих сил проявляется жизнь. Молить о прекращении этого конфликта или этой борьбы значит молить о смерти, как сказал один грек. Лучше думать о противоположностях не как о вещах, а как о силах, имеющих противоположные знаки. «Вещь» может проводить ту или иную силу. Мы знаем, что за видимой материей, в строении атома, есть только две силы — позитивная и негативная — для начала. Они противоположности. Это очень странно, думать о том, что все именно так. Материя состоит из изначально противоположных сил. Вы понимаете, что я имею в виду? Мир возникает из конфликта, который иногда приходит к гармонии.

Первоначальные противоположности назывались в древней средиземноморской школе «любовь» и «ненависть» — или «притяжение» и «отталкивание». Имелось в виду, что существует сила, которая объединяет, и противоположная сила, которая разделяет, и эти две силы являются причиной всех вещей. Когда любовь или стремление к союзу является преобладающей, все вещи склонны объединяться, и тогда возникает творение. Когда преобладают ненависть и борьба, то все вещи разделяются и исчезают. Эта школа учила, что Вселенная объединяется и распадается в огромном временном цикле или в движении маятника. Движение маятника — это не что иное, как цикл, если посмотреть на него, так сказать, со стороны. Идея о том, что вещи объединяются в космическом творении и разъединяются в хаосе, есть также и в древних восточных школах. К примеру, считается, что Брахма выдыхает, а затем вдыхает Вселенную. С этой точки зрения свойства физической Вселенной никогда не будут постоянными, поскольку тенденция частиц к объединению или разъединению никогда не будет одной и той же в разные моменты. Все изменится — не только мода, взгляды и теории, но и свойства вещей — то, что работало вчера, не обязательно будет работать сегодня. Если смотреть с этой точки зрения на науку, то она всегда будет заново открывать все и перерабатывать свои идеи. Лекарство, которое когда-то было эффективным, однажды перестанет действовать. Тот же самый процесс коснется состояния человечества. Когда «любовь» космически получит превосходство, люди объединятся: когда возрастет «ненависть», они разделятся и рассеются. Та же самая точка зрения выражена Экклезиастом, который говорит, что есть время собирать и время разбрасывать и т.д., только об этом говорится с точки зрения небольших и даже маленьких маятников. И то, и другое утверждение имеет в виду, что вещи в разное время имеют разные тенденции. Посмотрите на нашу сегодняшнюю ситуацию. Какова тенденция вещей? Вы видите какую-либо тенденцию? По крайней мере, мы можем сказать, что сегодняшняя тенденция вещей отличается от той, что была век назад.

Если вы посмотрите на раскачивание маятника на фоне стены, то вы увидите, что оно покрывает одно и то же расстояние, качаясь взад и вперед. Любая точка, в которой он находится, может лежать в направлении по ходу движения или в обратном направлении. Иначе говоря, вещи могут оказаться в той же точке, в какой они были ранее, но при этом они двигаются уже в обратном направлении. Изучая колебание маятника в нас самих, мы замечаем, что приходим к тем же самым точкам, но зачастую тенденции являются уже другими. Вещи остаются такими же, но они двигаются в обратном направлении. Скажем, мы раздражительны и становимся спокойными, или мы спокойны и становимся раздражительными. Работа учит, что мы наиболее бессознательны или спим крепче всего, когда один из маятников в нас проходит через точку середины. Здесь он движется быстрее всего. Таким образом, мы живем, так сказать, в крайностях — на одном из концов амплитуды движения маятника — и не знаем, что находится в середине. Мы качаемся, как мне говорили, между красным и зеленым, между голубым и желтым, но не видим белый цвет в центре, который является сочетанием всех цветов.

Если бы мы сохраняли полное сознание и память на протяжении всего размаха маятника, то мы помнили бы не только два противоположных состояния на разных концах амплитуды его движения, но еще и начали бы видеть третий фактор, который находится посередине. Обычно наше сознание работает на слишком медленной энергии.

Об этом мы поговорим в другой раз. Сейчас достаточно сказать, что мы должны пытаться увидеть маятники в себе и в жизни и стараться не отождествляться ни с одной из сторон амплитуды движения маятника. Все наши настроения висят на маятниках. Мы не должны доверять им. К -несчастью, мы отождествляемся с ними. Мы принимаем их за самих себя. Мы говорим: «Я чувствую», «Я думаю» и т.д. Мы забываем, что «Истинное Я» находится в центре амплитуды движения маятника, и позволяем себе качаться между приподнятым состоянием и унынием, между энтузиазмом и депрессией, между переоценкой и недооценкой, между тщеславием и смирением и так далее до бесконечности. Во всем этом нет центра тяжести. Помните, что, отождествляясь с одной стороной амплитуды движения маятника, вы окажетесь под властью другой стороны, когда она возьмет контроль в свои руки — и вы не увидите взаимосвязи. «Как это может быть», — скажет кто-то, — «они не могут быть связаны, потому что они противоположности». Именно поэтому они и связаны, и именно об этом мы говорим в данных лекциях.

 

Бердлип,

13-е сентября 1943 г.

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ (ЧАСТЬ IV)

Часть IV. — В прошлый раз мы говорили о первоначальном понятии справедливого человека. Это не просто сентиментальная идея. Справедливый человек находится между противоположностями в состоянии равновесия. Так как он знает, как извлекать силу из противоположностей, его центр тяжести не отклоняется в ту или другую сторону. Как уже говорилось ранее, это возможно только по достижении ясного ощущения собственной ничтожности. Когда человек чувствует, что он является чем-то, это не дает ему достигнуть серединного положения между противоположностями. Когда Работа говорит, что человек должен прийти к осознанию собственной ничтожности, чтобы он смог родиться заново, это не значит, что он должен смирять себя и т.д. Имеется в виду, что посредством длительного самонаблюдения он должен на самом деле начать осознавать, что он ничто, что такого человека, как он сам, просто не существует. Цель этого заключается в том, чтобы оказаться, с психологической точки зрения, в позиции между противоположностями. Я имею в виду, что есть конкретная задача. Почему так важно попасть в центр маятника, а не раскачиваться то в одну, то в другую сторону? Потому что здесь, между противоположностями, находится возможность роста. Здесь нас достигают влияния с высших уровней. Здесь, в том месте, где мы можем ощутить свою ничтожность и поэтому свободны от противоречий, мы способны почувствовать влияния и смыслы, приходящие из высших центров, в которых нет противоречий. Если вы не считаете себя ни хорошим, ни плохим, не гордитесь тем, что вы справедливы или несправедливы, не думаете, что с вами хорошо обращаются или плохо обращаются, не попадаете в ловушку движения маятника через отождествление, вы достигаете срединного положения. Это не просто! Это невозможно, если активна личность. Иногда, когда противоположности лишаются силы, как, например, в результате тяжелой болезни, человека попадает в это положение. Тогда все его центры в фокусе, он понимает и видит все ясно.

* * *

Работа учит, что в каждом проявлении присутствуют три силы. Мы видим только две — но и это удается далеко не всегда. Мы не видим Третью Силу, потому что формирующий центр работает между противоположностями и для него все является либо «это так», либо «это не так», либо «да», либо «нет». Гармонизация противоположностей — это сила-посредник между ними. Третья Сила — это не просто объединение противоположных сил. Это определенная сила, которую мы не способны почувствовать в обычных состояниях. Она называется «Нейтрализующая Сила» в Работе и «Святой Дух» в Новом Завете. На самой вершине Вселенной находится Единство Абсолюта. Творение начинается с трех сил, исходящих из этого Единства. Эти три силы равны между собой. На самом дне Вселенной находится полный антитезис Единству. Здесь противоположности наиболее удалены друг от друга, и нет Третьей Силы, чтобы примирить их. Поэтому Работа говорит, что самая низшая материя, представленная в Таблице Водородов, лишена «Святого Духа». Можно представить себе, каково быть заключенным в такой мир, на самом низшем уровне творения, где нет надежды на достижения гармонии в чем бы то ни было или нового состояния.

* * *

Третья Сила находится между противоположностями, и мы можем представить ее себе как центральную точку в амплитуде движения маятника. Если вы заберете ощущение «Я» из обеих сторон амплитуды, то вы не будете ощущать себя посредством противоположностей и ваше ощущение «Я» перейдет в центр, в «ничтожность» или, если вам угодно, в «не являющееся чем-то». Здесь, в середине, находится место или состояние, где есть Истинное «Я». Истинное «Я» или Хозяин приходит сверху — т.е. С высшего уровня. Мы не можем достичь его с той или иной противоположности. Поэтому в древних символах мы часто видим изображения двух противоположностей по сторонам и Третьей Силы посередине, что иллюстрирует мистерии нового рождения. Достичь Истинного «Я» — значит родиться заново. Например, Христос изображен на кресте между двумя разбойниками. Или в религии Мирты, соперничавшей с ранним христианством, мы видим изображение быка, убиваемого между двумя противоположностями. Те из вас, кто видел LiberMutus, помнят изображение животных по двум сторонам, а между ними спускается свет. Древний и очень простой символ, который использовался на печатях, изображал солнце, поднимающееся между двух холмов.

Противоположности — это разбойники, ибо то, что вы строите на одной, уничтожается другой. Или, другими словами, радость ведет к печали. Но то, что построено в центре, не отнимется от вас. Возьмем в качестве примера понимание. Если вы действительно понимаете что-то, если вы сами увидели истинность этого, то оно находится посередине, под воздействием Третьей Силы.

 

Бердлип,

15-е сентября 1943 г.

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ ТРЕТЬЯ СИЛА

Часть V. — Сегодня мы поговорим о Третьей Силе. Как было сказано, Работа учит, что во всех проявлениях, событиях, во всех сотворенных вещах, присутствуют три силы — Активная, Пассивная и Нейтрализующая, или Первая, Вторая и Третья Сила. Наука еще не имеет какого-либо четкого представления о Третьей Силе, за исключением того, что к положительному и отрицательному заряду атома был добавлен нейтрон. Наука изначально основана на концепции двух сил — т.е. действия и противодействия. Это соответствует нашему обычному мышлению, обусловленному влиянием формирующего центра, который не способен увидеть Третью Силу. Он не может понять ее, и поэтому необходим новый ум — новый образ мышления. Мы все понимаем действие и противодействие: причину и следствие мы видим более или менее ясно. Вы стучите по пассивному столу, и он сопротивляется вам. Ваш палец активен, а стол пассивен, и вам больно. Но концепцию Третьей Силы понять гораздо сложнее. Однако она работает вокруг нас, и иногда мы видим ее как то, что кажется нам чудесами — как синхронность, или то, что мы называем совпадениями.

Сейчас я хочу обратить ваше внимание на слово, которое Работа использует, чтобы обозначить невидимую и неузнаваемую Третью Силу. Почему она называется Нейтрализующей Силой? Этот термин явно содержит корень «нейтр». Что это значит? В переводе с латинского это означает просто «средний, ни тот, ни другой».

Если говорить о роде, то это значит ни мужской и ни женский род. В отношении глагола, это значит ни активный и ни пассивный, т.е. непереходный — не переходящий



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: