Этапы профессионального самоопределения




1. Дошкольный этап. На мнение ребенка влияют окружающие. Развивать навыки можно благодаря разным кружкам и секциям. Родители должны мотивировать ребенка к успехам в учебе.

2. Подростковый этап. Очень важный этап, поскольку подросток уже разделяет деятельность, которая ему нравится, а какая – нет. У ребенка уже формируется мнение по поводу разных профессий, но вот образ будущей занятости сформирован еще нечетко. Кроме этого, происходит гендерное разделение направлений.

3. Юношеский этап. Продолжается этот этап с 16 и до 23 лет, и человек находится на грани, когда следует сделать выбор деятельности. Профессиональное самоопределение наступает, когда старшеклассник получает среднее образование и должен выбрать продолжать учебу или же идти на работу. На этом этапе человек реально оценивает ситуацию и уже серьезно задумывается о выборе. Взрослые оказывают свое влияние.

4. Этап взросления. Сюда входят люди, которые закончили обучение и уже работают. Человек анализирует свою деятельность и думает о построении карьеры. К 30 годам проблемы профессионального самоопределения становятся особенно актуальными, и к ним относят: работа не приносит удовольствие и не соответствует ожиданиям, может снижаться продуктивность, и возникают мысли о смене деятельности. Этап продолжается до выхода на пенсию.

Пенсионный этап. Есть люди, которые не успевают реализовать существующий потенциал к этому времени, что приводит к ощущению деградации и тревоги. Профессиональное самоопределение проявляется в полезной общественной и социальной деятельности.
(Первая стадия - возникновение и формирование профессиональных намерений под влиянием общего развития и первоначальной ориентировки в различных сферах труда. Эта стадия соответствует старшему школьному возрасту и именно ей посвящено большинство исследований.

Вторая стадия - профессиональное обучение как освоение выбранной специальности, осуществляемое в ПУ, техникуме, вузе.

Третья стадия - профессиональная адаптация, характеризующаяся формированием индивидуального стиля деятельности и включением в систему производственных и социальных отношений.

На четвертой стадии личность частично или полностью реализует себя в самостоятельном труде, что характеризуется как уровнем овладения операциональной стороной профессиональной деятельности, так и уровнем сформированности определенного отношения к труду. На этой стадии выявляется выполнение или невыполнение тех ожиданий, которые связывались человеком с профессиональным трудом. Это то же самое но по климову Е.А.

Подходы к определению выбора профессии.

1. Чебышева В.В. и Галкина О.И. выделяют 2 возможные ситуации выбора профессии:

- выбор профессии как осуществление в плане решения достаточно сформированных способностей и интересов;

- выбор профессии как возможность проверить свои силы, накопить трудовой опыт, чтобы потом сделать более профессиональный выбор.

2) Аналогичный подход реализован в исследованиях В.Джайде. он выделяет

следующие типы профессионального выбора:

- характеризуется повышенной зависимостью подростка от обстоятельств жизни, неопределенностью собственных желаний и их непостоянством, в целом – пассивностью;

- при достаточной решительности и самостоятельности имеются лишь мало

дифференцированные склонности;

- подросток в состоянии сам сделать выбор профессии, который соответствовал

бы достаточно выраженным склонностям и способностям.


основная детерминанта правильного выбора профессии – профессиональный интерес или профессиональная направленность. Этот подход продуктивен, т.к. утверждает активность самого субъекта выбора профессии. Однако, профессиональный интерес как эмоционально окрашенное отношение личности к виду труда может иметь различные истоки, в том числе и не относящиеся к деятельности. Кроме того, профессию нельзя свести к определенному виду трудовой деятельности. Абсолютизация профессионального интереса как основы выбора профессии также не вполне правомерна.

Определение выбора профессии. Выбор профессии - основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений его жизни. Выбор профессии определяет многое, а именно: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать, какой стиль жизни выбрать.

Существуют различные варианты определения понятия «выбор профессии», но все они содержат мысль, что профессиональное самоопределение представляет собой выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов субъекта выбора профессии и соотнесения их с требованиями профессии. Выбор профессии двустороннее явление – 1) кто выбирает (субъект выбора), 2) что выбирает (объект выбора). И субъект и объект обладают огромным количеством характеристик, этим и объясняется неоднозначность явления выбора профессии.

Выбор профессии как важнейшее событие в личностном самоопределении человека. Профессия - род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы» (большая советская энциклопедия, Отто Юльевич Шмидт)Многие психологи утверждают, что (И. Кони), профессиональное самоопределение человека начинается далеко в его детстве, когда в детской игре, ребенок принимает на себя разные профессиональные роли, и проигрывает связанное с ним поведение. Длится оно иногда у отдельных людей всю дальнейшую жизнь.Самым важным, неотложным и трудным делом становится для старшеклассника выбор профессии. Он хорошо понимает, что содержание этой будущей жизни, прежде всего, зависит от того - сумеет ли он правильно выбрать профессию. В пору юности все определенней и ясней выступают те его индивидуальные особенности, которые в своей совокупности определяют склад его личности. Старшеклассники существенно отличаются друг от друга не только по темпераменту и по характеру, но и по своим способностям, потребностям, стремлениям и интересам, разной степенью самосознания. Индивидуальные особенности проявляются и в выборе жизненного пути. Юность - это возраст, когда складывается мировоззрение, формируются ценностные ориентации, установки. Юношеский возраст по Эриксону, строится вокруг процесса идентичности, состоящего из серии социальных, ииндивидуально-личностных выборов, идентификации, профессионального становления..

Влияние факторов, определяющий проффесиональный выбор, выделенных Климовым

По мнению Е.А. Климова, профессиональный выбор определяется восемью основными факторами: позиция старших, семьи; позиция сверстников; позиция школьного педагогического коллектива (учителя, классные руководители и т.д.); личные профессиональные и жизненные планы; способности и их проявления; притязание на общественное признание; информированность о той или иной профессиональной деятельности; склонности.

Е.А. Климов предлагает модель - «восьмиугольник основных факторов выбора профессии», которые характеризуют ситуацию профессионального самоопределения и определяют само качество профессиональных планов подростка:

· 1. учёт своих склонностей (по сравнению с интересами, склонности более устойчивы);

· 2. учёт способностей, внешних и внутренних возможностей;

· 3. учёт престижности выбираемой профессии;

· 4. учёт информированности о ней;

· 5. учёт позиции родителей;

· 6. учёт позиции одноклассников, друзей и сверстников;

· 7. учёт потребностей производства («рынка»);

· 8. наличие личной профессиональной перспективы (ЛПП) - то есть определённой программы действий по выбору и достижению профессиональных целей.

В работе со студентами факторы выбора профессии обозначаются в виде «восьмиугольника», а при оценке (или при самооценке) ситуации профессионального выбора линиями обозначаются связи ЛПП с теми или иными факторами (например, если ЛПП строится без учёта данного фактора, то линия не проводится). В таком виде «восьмиугольник основных факторов выбора» наглядно отражает консультируемых людей и позволяет им самим уточнить свои профориентационные проблемы.

· Управление выбором профессии – одна из составных частей проблемы научного управления обществом. В более узком плане применительно к проблеме выбора профессии учащимися учителю крайне важно знать объективные и субъективные факторы, составляющие содержание управления. К объективным факторам относятся(в меньшей степени зависящие от человека) особенности здоровья, темперамента (врожденные болезни, увечья, ограничения… или наоборот, выдающиеся физиологические, антропометрические данные);

· - особенности семьи;

· - особенности места проживания (региональные, городские, сельские условия…);

· - особенности культурно-исторического периода;

· - ситуация на «рынке труда» и т.п.

Субъективные факторы – больше зависят от самого человека:

· - психические качества;

· - ценностно-смысловые ориентации;

· - знания, умения, навыки;

· - компетенции;

· - характер…

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: