Работа подвижного состава автомобильного транспорта оценивается системой технико-эксплуатационных показателей, характеризующих количество и качество выполненной работы.
Технико-эксплуатационные показатели использования подвижного состава делят на две группы:
1-я группа – показатели, характеризующие степень использования подвижного состава грузового автомобильного транспорта:
- коэффициенты технической готовности и выпуска подвижного состава;
- коэффициент использования парка подвижного состава;
- коэффициент использования грузоподъемности и пробега;
- среднее расстояние ездки с грузом и среднее расстояние перевозки;
- время простоя под погрузкой-разгрузкой;
- время в наряде;
- техническая и эксплуатационная скорости;
2-я группа – показатели, характеризующие результаты работы подвижного состава:
- количество ездок;
- общее расстояние перевозки и пробег с грузом;
- объем перевозок и транспортная работа.
Парком подвижного состава автотранспортного предприятия называется общее количество автомобилей, тягачей, прицепов и полуприцепов, находящихся в распоряжении автотранспортного предприятия и числящихся на его балансе. Этот парк принято называть списочным (инвентарным) парком подвижного состава Аи.
Инвентарный (списочный) парк подвижного состава состоит из автомобилей, находящихся в эксплуатации (Аэ), парка автомобилей, находящихся в простое (Ап) и парка автомобилей и парка автомобилей, находящихся на техническом обслуживании и ремонте (Ар)
Аи=Аэ+Ап+Ар,
Аи=Агэ+Ар,
где Агэ – парк автомобилей готовый к эксплуатации, Агэ=Аэ+Ап.
Бюджет времени автомобилей определяется в автомобиле-днях АД или автомобиле-часах At. Общий бюджет времени нахождения автомобилей в хозяйстве АДхоз складывается из времени пребывания автомобиля в технически исправном состоянии, т. е. готовым к эксплуатации АДгэ и времени нахождения в ремонте или ожидания ремонта АДр:
АДхоз = АДгэ+АДр; Atхоз = Atгэ+Atp.
Коэффициент технической готовности подвижного состава для всего парка характеризует степень готовности подвижного состава к перевозкам и определяется для парка за один рабочий день
.
Коэффициент технической готовности подвижного состава за определенный период времени для всего парка (за Ди календарных авто-дней)
.
Коэффициент выпуска автомобилей отражает только количественный выпуск подвижного состава на линию и определяется для всего парка за один рабочий день
.
Коэффициент выпуска автомобилей отражает только количественный выпуск подвижного состава на линию и определяется за определенный период времени (для всего парка за Ди календарных авто-дней)
.
Коэффициент использования парка подвижного состава предназначен для оценки работы подвижного состава и определения степени его использования на линии во времени и определяется для всего парка подвижного состава за один рабочий день
,
где – количество авто-часов фактической работы на линии,
– авто-часы планируемые в зависимости от принятого режима работы подвижного состава,
для всего парка подвижного состава за период (Д) дней
.
Степень использования номинальной грузоподъемности единицы подвижного состава при перевозке грузов оценивают коэффициентами статического и динамического использования грузоподъемности.
Коэффициент статического использования грузоподъемности определяется отношением количества фактически перевезенного груза к количеству груза, которое могло быть перевезено при полном использовании грузоподъемности, т. е. к номинальной грузоподъемности автомобиля или автопоезда.
За одну ездку коэффициент статического использования грузоподъемности определяется
,
где - количество фактически перевезенного за ездку груза, т;
- номинальная грузоподъемность автомобиля, т.
За день (смену) этот коэффициент определяется по формуле
,
где п с – количество выполненных за день ездок; Q сут – суточный объем перевозок, т.
При определении коэффициента статического использования грузоподъемности не учитывается расстояние перевозки груза, хотя этот фактор существенно влияет на результат работы подвижного состава, поэтому на ряду с ним рассчитывают коэффициент динамического использования грузоподъемности , который определяется отношением количества фактически выполненной транспортной работы в тонно-километрах к возможной транспортной работе (при условии полного использования грузоподъемности на протяжении всего пробега с грузом). Таким образом, в отличие от коэффициента статического использования грузоподъемности он учитывает не только количество перевезенного груза, но и расстояние, на которое перевозится груз.
Коэффициент динамического использования грузоподъемности за одну ездку определяется по формуле
,
где – количество фактически выполненной транспортной работы, т×км;
– количество возможной транспортной работы, т×км.
Использование пробега подвижного состава характеризуется коэффициентом использования пробега . Он определяет долю груженого пробега в общем пробеге подвижного состава и рассчитывается отношением пробега с грузом к общему пробегу за данный период.
Коэффициент использования пробега определяется:
за одну ездку
,
где – пробег с грузом, км;
– общий пробег подвижного состава за одну ездку, км;
– холостой пробег, км;
за день (смену)
,
где – общий пробег подвижного состава за день (смену), км;
– груженый пробег за день (смену), км;
–- холостой пробег за день (смену), км;
– нулевой пробег за день (смену), км;
на маршруте
,
где – длина пробега на маршруте, км.
В процессе работы на линии подвижной состав выполняет запланированное количество ездок на различные расстояния, поэтому определяют среднюю величину показателя – пробег с грузом за ездку (l ег):
для единицы подвижного состава за один день работы
, км;
где – общий пробег подвижного состава за единицу времени, км;
– коэффициент использования пробега;
– число ездок за единицу времени;
– груженый пробег за времени, км;
для парка подвижного состава (А э) за период (Д э) работы
, км.
Однако при определении средней величины показателя пробега с грузом за ездку не учитываются грузоподъемность применяемого подвижного состава и степень ее использования на различные расстояния перевозки. Эти факторы влияют на величину пробега подвижного состава, так и на количество выполненных ездок. Учесть влияние этих факторов можно с помощью показателя среднего расстояния перевозки 1 т груза (l ср), который определяют отношением суммарного грузооборота (Р) в тонно-километрах перевезенного груза (Q) в тоннах за данный период:
, км.
Среднетехническая скорость
, км/ч;
где t дв – время движения автомобиля, ч.