художественно.10
10Основная причина сложившегося положения – недостаточное финансирование социальных учреждений. В целом же социальному сектору социально-педагогической инфраструктуре особенно малых городов свойственен низкий уровень развития материально-технической базы, которая уже не отвечает требованиям современных социальных технологий. Темпы старения и износа зданий опережают темпы их реконструкции и строительства новых объектов. Несмотря на то, что около 50% зданий имеют все виды благоустройства (в городе – около 90%, в селе – 35%), треть учреждений социального обслуживания России не имеет центрального отопления, столовых и буфетов; срочный капитальный ремонт необходим 33,3% зданий, в
В залах общего пользования, как правило, используются специальные средства художественной выразительности, включающие элементы декоративного искусства, а также сменные элементы художественного оформления и преобразования среды (всевозможных занавесов, экранов и т.д.). При разработке интерьеров учреждения социальной защиты следует обратить особое внимание на возможности цветовой отделки помещений, используя теплые и светлые тона.
В результате изучения отечественного и зарубежного опыта архитектурных и интерьерно-дизайнерских элементов инфраструктуры учреждений социального обслуживания были сформулированы следующие принципы оформления помещений, лежащие в основе личностно- ориентированной модели социальной работы с российскими клиентами. Основными из них являются принципы:
формирование увеличенного пространства при взаимодействии специалистов социальной работы и клиентов; например, разновысокая мебель, позволяющая выдерживать дистанцию при индивидуальном обращении с каждым клиентом; разделительные элементы (столы, стенды и т.п.);
|
активности, самостоятельности, творчества; возможности менять окружающую среду, строить ее в соответствии со своими вкусами, настроениями, конкретной ситуацией;
стабильности, динамичности, надежности и защищенности от нежелательных вторжений внешнего мира;
комплексности и гибкого зонирования (с одной стороны, жизненное пространство в учреждении социального обслуживания должно позволять клиентам центров социального обслуживания заниматься одновременно
аварийном состоянии находятся 1,2%, не имеют всех видов благоустройства более 10% зданий социальных учреждений.
разными видами деятельности, не мешая друг другу, с другой стороны - учитывать ограниченность помещения социального учреждения;
индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого клиента и членов их семей, необходима определенная цветовая среда помещения и смена конкретного цветового решения, желательно иметь гостиную для взрослых и обязательно обеспечить детям «личное пространство»;
сочетания привычных и неординарных элементов (не громоздкие произведения живописи, этюды, эстампы, скульптуры, воспроизводящая музыкальная аппаратура, музыкальные инструменты различного звучания);
открытости: природе (зеленые комнаты, дворики, оранжереи, места для домашних животных); культуре (произведения живописи, литературы, музыки должны органично входить в дизайн интерьера с присутствием региональных особенностей культуры, декоративно-прикладных промыслов); обществу (участие в организации и функционировании среды разновозрастных клиентов, социальных работников); собственному внутреннему миру (зеркала, фотопортреты клиентов и сотрудников учреждения, альбомы и папки с фотографиями);
|
соответствия возрастным и половым различиям клиентам (предоставление возможности, как мужчинам, так и женщинам, проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности) и др.
При проектировании и формировании интерьера учреждения социальной защиты необходим учет социальных, эстетических, психологических, физиологических, педагогических и эргономических требований; он не может быть только экономически детерминированными. В настоящее время к оформлению учреждения социальной защиты предъявляются следующие требования.
Социальные требования - соответствие оформления помещений целям, задачам и содержанию модернизации системы социальной защиты,
специфическим особенностям оказания социальных услуг населению: активизации деятельности клиентов, доступности, наглядности, физиологической, психологической и социальной безопасности.
Эстетические требования предполагают: комплексный подход к оборудованию и оформлению помещений; соответствие оформления их назначению; создание эмоционального климата средствами планировки, освещения, цветовой отделки, художественно-образного решения фрагментов пространственно-предметной среды; современное материально- техническое оснащение учреждения социальной защиты и его помещений различного назначения; эффективное использование встроенного секционного сборно-разборного оборудования (ленточные столы, стеллажные конструкции и т.п.); использование при оформлении помещений произведений декоративно-прикладного и народного искусства; круглогодичное озеленение помещений; общую культуру взаимоотношений социальных работников, специалистов и клиентов (внешний вид) и т.д.
|
Психологические требования ориентированы на: обеспечение чувства психологической защищенности; формирование радостного мировосприятия (психологическое здоровье); формирование знаний, умений, навыков не только как социальной цели, но и как средства полноценного развития; содействие становлению взаимоотношений клиента и специалиста социальной работы как этически и духовно-нравственному совершенству и т.д.
Санитарно-гигиенические требования связаны с обеспечением безопасности материалов и оборудования всех помещений учреждения социальной защиты, соответствия мебели и оборудования требованиям ГОСТа и половозрастным особенностям специалистов учреждения и клиентов и др.
Педагогические требования ориентированы на создание наибольшего комфорта для клиентов и персонала учреждения социальной защиты населения. К ним относятся требования: создание оптимальных условий для
индивидуально-групповых встреч; обеспечение информативности, содержательности, разнообразия, привлекательности и доступности (безбарьерная среда) всей предметно-пространственной среды учреждения.
Таким образом, конструирование инфраструктуры учреждения социальной защиты позволило выделить четыре основные группы ее инфраструктурных элементов, каждая из которых характеризует ее со своей специфической стороны. Набор компонентов в этих элементах не является обязательным для каждого учреждения, но желательным для обеспечения клиентов социальными услугами учреждения социальной защиты. Выбор тех или иных компонентов осуществляется в соответствии целями, задачами и стратегиями реализации социальных стандартов и социально- воспитательных мероприятий, зависит от материального и финансового положения того или иного учреждения социальной защиты, от мастерства и культуры специалистов социальной работы.
С другой стороны, инфраструктура социального учреждения по своему набору элементов, по характеристикам компонентов в каждом из них в значительной мере тождественна (естественно, с учетом специфики каждого из них) городской инфраструктуре: интегративные (координационные и управленческие структуры), организационные (службы, объединения и т.д.), материально-технические (здания, земельные участки и их оформления), интерьерно-дизайнерские элементы.11. Именно это тождество инфраструктурных элементов любого населенного пункта и социального учреждения позволяет сделать выводы о том, что, во-первых, учреждение социального обслуживания населения является существенным, базовым элементом социальной инфраструктуры любого населенного пункта, а во-
вторых, что конструирование инфраструктуры социальных учреждений является одним из направлений формирования и развития социальной инфраструктуры района, округа, города.
11 В данном случае не рассматривались другие элементы социальной инфраструктуры учреждения социального обслуживания, например, кадровый состав, условия его жизнедеятельности и пр.
Список литературы
1. Кабанов И.В. Особенности архитектурно-функциональной организации школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Автореф. дис.... канд. архитектуры (1990).
2. Ковальчук М.А. Подготовка старшеклассников к социальной самозащите: Автореф. дис. … канд. пед. наук (1995)
3. Коптяева Л.В. Особенности процесса производства образовательных услуг как фактора социального воспитания: Автореф. дис. … канд. пед. наук (2000).
4. Прохорова О.Г. Формирование и развитие социально-педагогической инфраструктуры малого города России: Автореф. дис….. докт. пед. наук, Тамбов, 2006.
3.2. Организация труда в социальных учреждениях.
Хухлина В.В., к.соц.н., доцент
Организация труда в социальном учреждении: понятие, содержание, принципы и основные факторы. Организация труда это приведение трудовой деятельности людей в определенную систему. Она характеризуется внутренней упорядоченностью, согласованностью и направленностью взаимодействия для реализации совместной программы и цели.
Организация труда понимается и как деятельность по установлению и изменению порядка взаимодействия работников со средствами производства и друг с другом для успешного достижения целей трудовой деятельности.
Организация труда это и определенный порядок, система трудовой деятельности человека; система мероприятий, устанавливающих порядок и условия осуществления трудовой деятельности и направленная на эффективное использование трудовых ресурсов.
Организация труда имеет статический аспект (структуру труда) и динамический (функционирование, поведение, взаимодействие людей в процессе трудовой деятельности).
Под влиянием научно-технического прогресса, изменения средств производства, технологий, форм и методов управления и т. д. меняются структуры труда, происходит замена одних форм организации труда другими, более эффективными в конкретных условиях. Организация труда является одной из функций управления учреждением.
Уровни организации труда. Сложные формы организации труда имеют иерархическую структуру. Организация труда имеет разные уровни- на уровне общества, предприятия (учреждения), на рабочем месте.
Общественная организация труда это определенный способ упорядочения и регулирования трудовой деятельности в обществе. К ней относятся: формы и методы привлечения людей к труду, соединение рабочей силы со средствами производства, разделение и кооперация труда в обществе, распределение результатов труда между членами общества, обеспечение воспроизводства рабочей силы.
Организация труда на предприятии (учреждении) рассматривается как определенный порядок построения и осуществления трудового процесса, образующий систему взаимодействия работников со средствами производства и друг с другом для достижения заранее поставленной цели трудовой деятельности. Организация труда на данном уровне предполагает разделение и кооперацию труда, разработку методов труда, с помощью которых может быть выполнен тот или иной вид работы, организацию рабочих мест, создание условий труда, подбор и расстановку кадров, определение перечня функций и обязанностей каждого работника, установление меры труда с помощью нормирования, организацию оплаты труда; установление правил дисциплины труда, обеспечивающих порядок и согласованность в работе; режим труда и отдыха работников.
Организация труда на рабочем месте требует научного подхода. Она включает такие аспекты, как максимальный учет функциональных возможностей человека, определение порога утомления, работоспособности, степени реакции на непредвиденные раздражители, устойчивости к факторам среды (температурным скачкам, шуму, давлению и т. д.). Наряду с профессиональным отбором, обучением, тренировкой большое значение имеет привлечение инженеров-психологов для лучшего приспособления рабочего места к возможностям человеческого организма, а соответственно и создания условий для повышения эффективности труда работника.
Особенности организации труда в социальном учреждении. Особенностью деятельности социальных учреждений в системе социальных служб РФ является регламентация и государственная стандартизация как видов учреждений, так и качества предоставляемых услуг. Организация труда в социальном учреждении имеет отличительные особенности. Они характеризуются соотношениями между тремя показателями: предметом труда, средствами труда и квалификацией «человека работающего».
Организации труда строится на сочетании индивидуального и коллективного труда.
В учреждениях системы социальной защиты различают материальный (производственный) и нематериальный (непроизводственный труд).
Специфика труда служащих социальных учреждений состоит в том, что они выполняют труд, который выражается в обеспечении социального общественного развития; непосредственно материальных ценностей не создают, но обеспечивают условия их производства; обеспечивают рациональность и эффективность общественных отношений, явлений и процессов; обладают особым предметом труда - информацией и особым объектом деятельности - различными категориями и группами населения.
Особенностью организации труда в социальных учреждениях также являются цели и задачи, стоящие перед системой социальной защиты населения, состав отдельных категорий и групп работников социальных
учреждений, учет гендерной составляющей. Труд служащих, занятых в учреждениях социальной сферы, характеризуется большим разнообразием функциональной структуры выполняемых задач - от административных до образовательных, медицинских, и пр.
Задачи организации труда в социальном учреждении. Основными задачами организации труда в учреждении являются:
· экономическая (повышение эффективности и производительности труда);
· психофизиологическая (создание благоприятных условий труда);
· технико-техническая (влияние организации труда на совершенствование структуры учреждения);
· социальная (обеспечение содержательности и привлекательности труда, сочетание физических и умственных усилий работающих при выполнении определённых работ и функций).
Организация труда, являясь одной из функций управления, базируется на закономерностях и общих принципах управления.
Основные принципы организации труда:
· Комплексность организации труда - объектом организации труда являются все структурные элементы - как отдельные подразделения и структуры, так и деятельность учреждения в целом.
· Пропорциональность организации труда - установление рациональных пропорций затрат труда различных специалистов и трудового коллектива.
· Согласованность организации труда - обеспечение выполнения всех элементов единого производственного процесса в соответствии с регламентированной их продолжительностью в строго установленный срок. Отклонения в сроках выполнения и недостаточная координация приводят к нарушению нормального хода трудового процесса и снижению производительности труда.
· Непрерывность организации труда - обеспечение непрерывного осуществления взаимосвязанных процессов труда, основанных на специализации и кооперации, при соблюдении установленного регламента выполнения каждым работником всех его функций.
· Ритмичность организации труда - равномерное выполнение и синхронизация всех операций одного или нескольких связанных между собой трудовых процессов.
· Системный подход к решению комплекса задач по организации труда.
· Планомерность - планирование количественного и качественного состава трудового коллектива, нормативной базы.
· Научная обоснованность - использование научных рекомендациях по работе кадрами, всесторонние обосновании нормативной базы и заработной платы, учитывающие технические, экономические, организационные, психофизические и социальные факторы.
· Заинтересованность работников результата своего труда, предусматривающая создание четкой система материального и морального стимулирования.
· Создание условий, необходимых для установления зависимости заработной платы от конечных результатов.
· Обеспечение динамичности системы нормирования труда и ее восприимчивости к проявлениям научно-технического прогресса.
· Эффективность организации труда - это обобщающий принцип, предполагает выполнение всех трудовых процессов с оптимальным соотношением затрат и получаемых результатов.
Основные направления организации труда. Порядок осуществления трудового процесса предполагает установление состава работ; обеспечение подбора и подготовки необходимых работников; разделение всех видов работ между работниками и установление между ними системы взаимодействия, т.е. определенной кооперации труда; приспособление
рабочих мест для удобства и безопасности работы; разработку рациональных форм, методов и приемов труда; расчет норм труда, вытекающих из конкретных технических решений; создание благоприятных условий труда; организацию обслуживания рабочих мест всякого рода вспомогательными работами; установление норм труда и системы его оплаты; планирование, анализ и учет труда. Решение перечисленных задач составляет содержание организации труда в социальном учреждении.
Основными направлениями организации труда в учреждении являются:
· Разделение труда - обособление видов трудовой деятельности между работниками, бригадами и другими подразделениями на предприятии. Это - отправной пункт организации труда, который, исходя из целей производства, состоит в закреплении за каждым работником и за каждым подразделением их обязанностей, функций, видов работ, технологических операций.
· Кооперация труда - установление системы производственной взаимосвязи между работниками.
· Нормирование- установление и постоянное поддержание на требуемом уровне качества таких норм трудовых затрат, использование которых в организации, планировании, оплате труда позволяет обеспечить дальнейший рост производительности труда и повышение эффективности работы предприятия (норма труда - мера труда, затрачиваемого в определенных организационно-технических условиях с учетом передового отечественного и зарубежного опыта.)
· Организация рабочих мест – система мероприятий по его планированию, оснащению средствами и предметами труда, размещению их в определенном порядке, обслуживанию рабочего места и его аттестации.
· Организация обслуживания рабочих мест - взаимодействие между основными работниками и работниками вспомогательных служб и подразделений.
· Аттестация и рационализация рабочих мест - периодический учёт и оценка, аттестация рабочих мест на предмет их соответствия современным требованиям.
· Разработка и внедрение рациональных приемов и методов труда (способов выполнения работы), включающая в себя изучение трудовых процессов с применением различных способов и технических средств, отбор наиболее рациональных приемов и методов труда, их совершенствование и внедрение путем организации производственного инструктажа, обучения; расширение и обновление научно-технической информации.
· Создание благоприятных санитарно-гигиенических и психофизиологических условий труда, предусматривающих устранение вредности производства, тяжелых физических, психологических и эмоциональных нагрузок, внедрение эстетики в производственную среду, формирование системы охраны и безопасности труда.
· Эффективное использование рабочего времени, оптимизация режимов труда и отдыха.
· Подбор, подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников: планирование персонала, профориентацию и профотбор, найм персонала, разработку концепции развития персонала и ее реализацию (квалификационный рост, планирование карьеры и т. п.), подготовка и повышение квалификации.
· Организация оплаты и материального стимулирования труда является одновременно звеном, соединяющим человека со средствами производства и фактором эффективной организации труда.
· Воспитание и укрепление дисциплины труда, предусматривающее комплекс мер по усилению производственной и трудовой дисциплины, формирование чувства ответственности, развитие творческой инициативы и других форм активного участия работников в жизни организаций.
· Планирование и учет труда - осуществляется для установления необходимых общих трудозатрат, численности персонала, фонда заработной платы.
Условия труда и факторы их формирования. Охрана и безопасность труда. В конвенциях и рекомендациях МОТ указывается, что трудовая деятельность и жизнедеятельность людей совпадают во времени и пространстве, или, иначе говоря, основная активная жизнь человека проходит на работе.
От продолжительности рабочего времени и от условий труда зависят не только результат труда, но и такие факторы, как общая продолжительность жизни, состояние трудоспособности, физического здоровья, период социальной активности и др.
Условия труда на рабочем месте это система основных понятий и их видов, дающих представление об условиях труда и взаимосвязи между ними. Производственные, санитарно-гигиенические, психофизиологические, эстетические и социальные (Рис. 1). условия представляют собой совокупность факторов, определяющих состояние производственной среды и оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека.
Под производственной средой понимают совокупность факторов, влияющих на работоспособность людей в процессе их трудовой деятельности.
На работоспособность человека оказывают влияние и факторы личностного порядка (настроение, отношение к труду, состояние здоровья).
Охрана и безопасность труда Конституция РФ предусматривает, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Труд и здоровье людей охраняются государством. Нормы, содержащиеся в ст. 7 и 37 Конституции РФ, составляют конституционные основы охраны труда. В них заложены и обеспечивающие права работников на охрану труда, государственные нормативные требования охраны труда и государственное управление охраной труда, обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, государственный надзор и контроль за соблюдением трудового
законодательства и охране труда, расследование и учет несчастных случаев на производстве и др.
Охрана труда - система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Охрана труда включает правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия направленные на обеспечение безопасных условий труда.
Охрана труда как институт труда трудового права — это совокупность норм, направленных на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников, обязательных для исполнения работодателями и их должностными лицами. Институт охраны труда включает следующие группы норм трудового права:
1. правила и инструкции по охране труда;
2. специальные правила охраны работников, занятых на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда;
3. специальные нормы об охране труда женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью;
4. нормы об организации системы управления охраной труда, о планировании и финансировании мероприятий по охране труда;
5. нормы, регулирующие деятельность органов надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, хотя и имеющих относительную самостоятельность, а также ответственность работодателей и должностных лиц за нарушение законодательства об охране труда.
Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации и ст. 2 ТК РФ, каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Это право конкретизировано в ст. 219 ТК РФ и подкреплено гарантиями, содержащимися в ст. 220 ТК РФ. В частности, каждый работник имеет право на:
· рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;
· обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с федеральным законом;
· получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;
· отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;
· обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;
· обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;
· профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;
· запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте органами государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда работниками, осуществляющими государственную экспертизу условий труда, а также органами профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда;
· обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда;
· личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
· внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка во время прохождения оказанного медицинского осмотра (обследования);
· компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Трудовой кодекс РФ легально закрепил широкое содержание право работника на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены, основные положения которого отражены в трудовом договоре.
Трудовой договор — соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка".
Рабочее время. Режимы труда и отдыха. Важным элементом организации труда является рациональная организация использования рабочего времени, что имеет большое значение для повышения эффективности работы учреждения.
Рабочее время и время отдыха — это два взаимосвязанных института трудового права. Продолжительность трудовой деятельности работников определяется рабочим временем.
Рабочее время — время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени (например, простой не по вине работника, оплачиваемые перерывы в течение рабочего дня (смены) и др.).
Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю, это означает максимальную продолжительность рабочей недели для всех работников Российской Федерации независимо от того, на предприятии (в организации) какой организационно-правовой формы они работают, на временной или сезонной работе, пятидневной или шестидневной рабочей неделе.
Кроме нормальной различают сокращенную и неполную продолжительность рабочего времени.
Выступая как одна из важнейших задач организации труда, экономия рабочего времени является одновременно показателем уровня этой организации. Степень рациональности организации труда в учреждении, прежде всего, характеризуется тем, насколько полно и эффективно используется рабочее время.