В развитии коммерческого дела, связанного с оптовой торговлей продукции, большую роль играют торгово-посреднические звенья. В настоящее время более половины объема товарного обмена на рынке осуществляется через торговых посредников.
Торговые посреднические фирмы — независимые торговые посредники. Они заключают контракты с производителями на поставку продукции, а затем реализуют ее потребителям по цене рынка
Брокерская фирма — предприятие, оказывающее посреднические услуги государственным и коммерческим структурам, совместным предприятиям, российским и зарубежным гражданам в приобретении, продаже и обмене товаров.
Брокер — торговый посредник при заключении сделок между покупателями и продавцами на товарной бирже. Действует по поручению и за счет клиентов, получая от них за это вознаграждение в виде маржи.
Дилер — юридическое и физическое лицо, осуществляющее биржевое или торговое посредничество за свой счет и от своего имени. Доходы дилера образуются за счет разницы между покупной и продажной ценой товара, ва-лют и ценных бумаг.
Дистрибьютор — это торговец, выступающий от имени фирмы и выполняющий дистрибьюторские функции по отношению к товаропроизводителю..
Комиссионер — торговый посредник, выполняющий поручения владельца товара — комитента, которые заключаются в закупке, продаже и обмене товара.
Консигнатор - продает товары консигнанта — юридического или физического лица в рамках договора консигнации. Используется в основном при поставках новых товаров, мало известных покупателям, или в целях освоения новых рынков.
Агенты - осуществляют посреднические услуги в интересах другого лица (принципала), дающего поручение на совершение коммерческих сделок, связанных с закупкой и поставкой товаров.
Услуги связи
Информационная логистика хорошо укладывается в рамки компьютерных технологий. Электронная система передачи и хранения информации приносит двоякую пользу.
Такая система улучшает управление все более усложняющимся материально-техническим снабжением, Для компактных и высокоорганизованных систем производства, таких, как синхронное производство и поставки «точно в срок», управление движением поступающих материалов становится все более важным.
Благодаря использованию электронной логистики при обмене снабженческими данными повышается эффективность управления запасами. Моментальное получение данных о движении товаров вселяет уверенность в своевременности доставки товаров и как бы позволяет заменить реальные запасы информационными потоками.
Транспортные системы
1.Автомобильный транспорт. Одно из основных преимуществ – высокая маневренность, доставка с необходимой степенью срочности, регулярность поставки, предъявляются менее жесткие требования к упаковке товара. Основной недостаток - высокая себестоимость перевозок, срочность разгрузки, возможность хищения груза, угона автотранспорта, сравнительно малая грузоподъемность.
2.Железнодорожный транспорт - хорошо приспособлен для перевозки различных партий грузов при любых погодных условиях. Обеспечивает возможность доставки груза на большие расстояния, регулярность перевозок. Сравнительно невысокая себестоимость перевозки грузов.
3.Морской транспорт - является самым крупным перевозчиком в международных перевозках. Преимущества низкие грузовые тарифы и высокая провозная способность. Недостатки - низкая скорость, жесткие требования к упаковке и креплению грузов, малая частоту отправок.
4.Внутренний водный транспорт - низкие грузовые та-рифы. Недостаткам - малая скорость доставки, низкая доступность в географическом плане.
5.Воздушный транспорт. Основные преимущества – скорость и возможность достижения отдаленных районов. К недостаткам относят высокие грузовые тарифы и зависимость от метеоусловий, которая снижает надежность соблюдения графика поставки.
6.Трубопроводный транспорт – узкоспециализ-й вид транспорта, предназначенный для транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов. Преимущества – высокая скорость доставки, относительная дешевизна доставки. Недостатки – узкая специализация, опасные последствия аварийных ситуаций, возможность хищений.
Факторы, влияющих на выбор вида транспорта: надежность соблюдения графика доставки; время доставки; стоимость перевозки; способность доставить в любую точку; частота отправления груза; способность перевозить разные грузы.