Кадровая составляющая системы социального управления 3 глава




Надо учесть, что каждый из этих стилей эффективен только в определенных ситуациях и ни один из них не может быть выделен как самый лучший. Чересчур жесткое следование одному из стилей ограничивает возможности достижения обоюдных договоренностей и восстановления баланса сил.

Каждый из вышеприведенных стилей разрешения конфликта может быть рассмотрен в рамках дилеммы "выигрыш - проигрыш" в ее различных вариантах.

Стиль сотрудничествапредполагает тактику "выиграть - выиграть", при которой обе стороны находят приемлемое решение. Надо помнить, что жизнь

- не спортивное состязание, в котором наличие победителя означает наличие большого числа побежденных. Когда выигрывают обе стороны, это означает укрепление и улучшение взаимоотношений. Выигравшие стороны будут склонны поддерживать принятое решение и соблюдать договоренности.

Стиль соперничества и конкуренциипредполагает тактику "выигрыш—проигрыш", в которой одна сторона выходит несомненным победителем. Нередко этой тактики придерживаются специалисты, стремящиеся во что бы то ни стало чувствовать себя правыми, с тем чтобы оградить себя от переживания чувства неполноценности и той боли,


которую несет в себе поражение. Но проигравший сегодня может отказаться от сотрудничества завтра. Это один из путей, который в частности, ведет детей к отчуждению от своих родителей.

Стиль компромиссаозначает тактику "непроигрыш—невыигрыш", при которой обе стороны идут на уступки друг другу. При достижении соглашения на основе компромисса нет полной удовлетворенности, но нет и неудовлетворенности каждой из сторон, что, по крайней мере, позволяет надеяться на продолжение контактов в будущем и достижение более впечатляющих результатов.

Взаимоотношения в социальной работе можно рассматривать как эмоциональные связи между социальным работником и клиентами или системами, действующими в преобладающей атмосфере сотрудничества, или же компромисса, или конкуренции. Можно провести путем анализа разграничения между этими тремя типами отношений и факторами их развития. Хотя на практике в каждом типе отношений проявляются признаки всех трех типов, в каждом отдельном случае преобладает или сотрудничество, или компромисс, или конкуренция в ситуации относительно целей процесса перемен и методов его достижения.

Отношения сотрудничества с клиентами облегчаются ценностными ориентациями социального работника, которые подчеркивают независимость и демократизм в принятии решения. Люди более охотно воспринимают усилия, направленные на достижение перемен и даже, при необходимости, идут на риск, если они санкционировали эти усилия, помогли определить цели перемен; а если почувствовали доверие к социальному работнику, они и сами добиваются перемен.

Отношения сотрудничества с клиентами, у которых возникли и остаются нерешенными проблемы межличностного общения, обычно рассматриваются в терминах создания проводником перемен приемлемой атмосферы в процессе его общения с клиентами. Такая


атмосфера усиливает чувство доверия, честности и благородства в отношениях между клиентами и социальными работниками.

Если социальный работник воспринимается как лицо, заинтересованное в достижении тех же целей, что и другая сторона, и выскажет желание сотрудничать, сотрудничество становится возможным.

Первое. Выработанные обществом культурные нормы и ценности предполагают готовность к сотрудничеству и стремление одолеть противоречия. Такая ценностная ориентация помогает социальному работнику уговорить многих на участие в решении одной проблемы, затрагивающей интересы всех в той или иной мере, даже в том случае, когда они не совсем доверяют друг другу и преследуют не одинаковые цели.

К примеру, социальный работник может в конечном счете добиться согласия на переговоры между представителями отдела социального обеспечения, отдела социальной защиты населения, отделения милиции, отдела здравоохранения, домоуправления по вопросам охраны порядка на территории микрорайона.

Второе. На стадии заключения соглашений появляется возможность выяснить скрытые резервы, обеспечивающие необходимые перемены.

Так, например, больной туберкулезом может согласиться на лечение, сотрудничество с социальными работниками и на участие в оздоровительной программе в обмен на улучшение его жилищных условий.

Третье. Различия в статусах и властных полномочиях договаривающихся систем может затруднить достижение соглашения. Можно облегчить его путем перераспределения на определенное время властных полномочий между этими системами.

Четвертое. Стороны с неодинаковыми властными полномочиями и положением в обществе могут вступать в соглашения на основании закона.

К примеру, на основе договоренности заключаются соглашения между инспектором по делам условно осужденных и обвиняемым,


освобождаемым из под стражи под честное слово. Оба находятся в отношениях сотрудничества. Общественные группы содействия во главе с социальным работником, пытающиеся договориться с местными учреждениями и организациями, часто испытывают большие затруднения из-за отсутствия достаточных властных полномочий, не предусмотренных статусом.

Игнорирование тактики сотрудничества при решении острых проблем приводит к генерализации конфликта. Генерализация конфликта - переход в конфликте от поверхностных к более глубоким противоречиям, увеличение диапазона различных точек столкновения, которое сопровождается расширением границ конфликта.

Конструктивная дискуссия

Дискуссия - вид общения, целенаправленный, логический, устный обмен фактами и мнениями людей, которые принимают участие в обсуждении.

Основными целями дискуссии, по сути дела, является, с одной стороны, получение знаний, а с другой - решение проблемы.

Дискуссия представляет собой акт непосредственной коммуникации в официально-деловой сфере, осуществляемой с помощью вербальных и невербальных средств.

Конструктивная дискуссия имеет следующие характерные особенности: дифференцированный подход к предмету обсуждения с учетом коммуникативной цели и особенностей партнеров в интересах доступного и убедительного изложения позиций сторон; быстрота реагирования на высказывания партнеров; критическая оценка мнений и предложений партнеров; аналитический подход к учету и оценке субъективных и объективных факторов; ощущение собственной значимости и повышение компетентности партнеров в результате критического разбора других точек зрения по данной проблеме; ощущение сопричастности и ответственности в решении проблем.

Существуют рекомендации по ведению конструктивной дискуссии:


1) заранее написать план выступления, отработать наиболее важные формулировки;

2 применять принцип периодического воздействия на собеседника в ходе дискуссии: неблагоприятные моменты и факты чередовать с благоприятными, в начале и в конце говорить о положительных фактах;

3) избегать присутствия посторонних, незаинтересованных лиц;

4) в любой ситуации быть вежливым, проявлять безукоризненный вкус;

5) облегчать собеседнику положительный ответ;

6) следует избегать вопросов, на которые собеседник может ответить "нет";

7) подробно объяснять свою позицию, если собеседник с ней не соглашается;

8) не отвлекаться от предмета обсуждения и избегать попутных отступлений, выражаться убедительно и в оптимистической манере.

Доверие.Этимологически "питать доверие" в латинском языке - сгесiо - означает "сердце даю" или "сердце кладу". Доверие принадлежит к числу фундаментальных, важнейших психических состояний человека. Оно возникает в "круговороте общения" между людьми, то есть не является врожденным.

Доверие часто понимается как психическое состояние, в силу которого человек полагаемся на какое-либо мнение, кажущееся ему авторитетным, и потому отказываемся от самостоятельного исследования вопроса, могущего им быть исследованным.

Итак, доверие отличается как от веры, так равно и от уверенности. Вера превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств. Доверие же касается вопросов, находящихся в компетенции человеческого познания.


Необходимо рассматривать доверие как психическое состояние (чувство), которое, как и всякое психическое состояние, преходяще. Завоевать, внушить доверие трудно, а лишиться его можно в одночасье, мгновенно.

Проблема психологии доверия - это проблема, имеющая отношение ко всем формам жизни, деятельности, поведения и сознания человека. Ориентация отношений в конфликтной ситуации на взаимное доверие помогает преодолеть возникшие противоречия.

Проблема коммуникации в конфликтных ситуациях.

Значительные потери и искажения информации, всегда существующие в процессе взаимодействия - одна из типичных причин конфликтов между людьми. Важность рассмотрения искажения информации вызвана тем, что эта причина более легко устранима по сравнению с другими факторами, вызвавшими конфликт.

Потенциальной причиной конфликтов выступают потери и искажения информации не только при общении оппонентов, но и в самом восприятии людьми окружающего мира.

Информацией называются те сведения, которые передаются от их источника к приемнику и каким-либо образом фиксируются им.

Человек достаточно избирательно воспринимает бесконечно многообразную информацию об окружающем. Роль мощного "фильтра", отсеивающего незначимую информацию и детализирующего субъективно важные сведения, играют ценности, мотивы, цели. Они, в свою очередь, зависят от мировоззрения человека, его образованности, профессионализма, нравственности, культуры, жизненного опыта.

Развитая коммуникабельностьявляется важным профессиональным качеством специалиста социальной работы при разрешении конфликтных ситуаций.

Коммуникабельность- способность людей устанавливать деловые контакты, связи, отношения.


Убеждение- это процесс, посредством которого взгляды и поведение человека без принуждения подвергаются вербальному (словесному) воздействию других людей. Убеждение является важнейшим элементом практически любого взаимодействия. Это касается семейно-бытовых, деловых и других взаимоотношений.

Убеждение представляет собой воздействие на собеседника с целью изменить его отношение к чему-либо, когда он придерживается иного мнения. Важно, чтобы это изменение отношения изменило и поступки человека.

Существенно повысить эффективность убеждающего воздействия в конфликтных ситуациях помогут следующие рекомендации:

1. Сформируйте положительное отношение к собеседнику.

Вспомним ситуацию, когда практически было невозможно убедить своего собеседника (родителя, друга, начальника или подчиненного), если он не хотел убедиться сам. Эффективность убеждения определяется не столько логикой и мощью аргументов, сколько положительным настроем по отношению к собеседнику.

2. Подключите весь свой потенциал личного обаяния.

Обаяние- это такое состояние, когда вам говорят "да", а вы еще ничего не просили. В этом простом определении заложено главное - умение так себя вести, чтобы собеседнику просто невозможно было сказать вам "нет".

Обаяние - это способность, как и другие психические свойства, вырабатываемые при жизни, формирующаяся в процессе социализации человека, т.е. обаяние как личностное качество может развиваться.

Обаятельные люди - это те, которым свойственны:

1. Неординарность. Она обычно проявляется во внешности, ее оформлении, поведенческой активности и конкретных эмоциональных реакциях. Во всем этом видна открытость и особая доброжелательность.

2. Остроумие. Проявление чувства юмора, оригинальные и вполне уместные реплики, сравнения, аналогии, шутки способны вызвать у


окружающих эмоционально-чувственное раскрепощение, снять накопившуюся эмоциональную напряженность и создать особую доверительную обстановку.

3. Выразительность. Обаятельные люди умеют искусно вдохновлять окружающих, и делают они это легко, непринужденно, выразительно. У них много ярких, живых эмоций, которые, собственно, и вдохновляют окружающих.

4. Внимательность. Без искреннего, а не деланного внимания к окружающим невозможно быть искренне обаятельным человеком.

5. Высоко развитая коммуникативная культура. Она проявляется в таких коммуникативных способностях, как:

—слушать и слышать собеседника;

—смотреть и видеть его настрой;

—умело критиковать партнера;

—профессионально задавать вопросы;

—эффектно отвечать на них

и еще многое другое, что будет говорить о совершенстве человека как профессионала-коммуникатора.

6. Желая убедить своего собеседника, готовьтесь к этому заранее.

В случае выполнения этой рекомендации можно получить довольно ощутимые психологические преимущества. Вот некоторые из них:

—удастся мысленно спрогнозировать диалог с партнером, смоделировать его, предвосхитить возможные возражения оппонента и, естественно, заранее подготовить ответы;

—сформируется чувство уверенности в себе и в том, что будет говориться;

—удастся построить четкую логику рассуждений, выстроить убедительную систему аргументации;

—удастся избежать возможного попадания в цейтнот;

—сформируется впечатление о вас как о человеке внутренне


организованном, который умеет ценить свое и чужое время.

7. Убеждая партнера, стремитесь быть максимально искренним и правдивым. Еще раз подчеркнем: надо не казаться искренним, а быть сомой искренностью и правдивостью.

8. Выстраивая систему аргументации, опирайтесь на известные, проверенные факты. Как показывает практика, убеждают более всего не рассуждения общего характера, а конкретика, то, что реально существует и что при необходимости можно проверить.

9. Будьте доброжелательны и оптимистичны. Это поможет создать так необходимую для убеждения обстановку доверительности. А это, в свою очередь, вызывая положительные эмоции, будет способствовать созданию положительной психологической установки, ведущей к взаимопониманию.

10. Не забывайте о роли приема "эффект края" в повышении убедительности. Суть приема "эффект края" состоит в том, чтобы нужную информацию, сильные аргументы приводить в начале и в конце диалога. Экспериментально установлено, что именно тогда информация воспринимается и запоминается лучше всего.

11. Вовлекайте собеседника в обсуждение конкретных проблем. С помощью своевременно заданных вопросов ("А что вы думаете по этому поводу?", "Как вы прокомментируете это положение?" и др.) можно значительно повысить убедительность своих доводов. Исследователями замечен удивительный эффект - отвечающий невольно начинает становиться на позицию спрашивающего.

12. Старайтесь советоваться, а не советовать. Это в значительной степени способствует созданию обстановки доверия и расположения, сближению точек зрения.

Успех убеждения в коммуникации зависит и от умения эффективно владеть логикой, психологией и речью. С другой стороны, необходимо находить такую форму выражения, которая позволила бы сделать речь


убедительной именно для того, кого убеждаешь. Известно, что Сократ произнес прекрасную речь в свою защиту, но не убедил в своей невиновности афинских матросов и торговцев, и они приговорили его к смерти.

Понятие речевых тактик введено Ван Дейком, который разработал их при изучении диалогов этнических меньшинств. Речевая тактика означает особый ход в построении речи при выражении различных эмоциональных состояний и достижении поставленной цели. Например, предубеждение может выражаться с помощью почти тридцати различных ходов: "предположение", "смягчение", "утрирование", "сдвиг", "взваливание вины на другого", "повтор", "приведение примера" и др.

Ход "обобщение",по мнению Ван Дейка, используется для того, чтобы показать, что приведенная негативная информация не случайна и не исключительна, подкрепляя возможное мнение собеседника. Типовые выражения этого хода: «И так всегда»; «С этим сталкиваешься на каждом шагу»; «Это без конца повторяется».

"Приведение примера"- ход, показывающий, что общее мнение основано на конкретных фактах (опыте). Типовые выражения: «Вот пример…»; «Например, на прошлой неделе...»; «Возьмите нашего соседа. Он...»

"Усиление"направлено на лучший или более эффективный контроль за вниманием слушающего ("привлечение внимания"), на улучшение структурной организации негативной информации, на подчеркивание субъективной макроинформации. Типовые выражения:

«Это ужасно, что...»; «Это позор, что...».

"Уступка"дает возможность для условного обобщения даже в случае противоречивых примеров либо позволяет продемонстрировать реальную или воображаемую терпимость и сочувствие, т.е. составляющие части стратегии положительной самопрезентации. Типичные выражения: «Среди


них попадаются и хорошие люди»; «Не стоит обобщать, но...»; «Европейцы тоже могут так поступать...» (последнее является также ходом "сравнение").

"Сдвиг"- ход стратегии положительной самопрезентации. Типичный пример: «Мне-то, в общем, все равно, но другие соседи с нашей улицы возмущаются».

"Контраст"- ход, имеющий несколько функций. Во-первых, риторическую - привлечение внимания к участникам отношения контраста (структурирование информации). Во-вторых, семантическую - подчеркивание положительных и отрицательных оценок людей, их действий или свойств (часто путем противопоставления МЫ - ОНИ) во всех ситуациях, где прослеживается конфликт интересов. Типичный пример: «Нам приходилось долгие годы трудиться, а они получают пособие и ничего не делают»; «Нам пришлось долгие годы ждать новой квартиры, а они получат квартиру сразу же, как только приедут».

Таким образом, основной путь воздействия на конфликтующих - убеждение. Долг арбитра убедить противоборствующие стороны, что конфликт вредит всем его участникам и коллективу в целом. После чего раскрыть подлинный объект конфликта и указать путь его разрешения на принципиальной основе. Одновременно ведется индивидуальная работа с обоими противоборствующими лицами или группировками. Только в крайнем случае создается ситуация всеобщего возмущения поведением одной или обеих конфликтующих сторон.

Принятие решения- акт формирования последовательности действий, ведущих к достижению цели на основе преобразования исходной информации в ситуации неопределенности. Процесс принятия решения является центральным на всех уровнях переработки информации в системе целенаправленной деятельности.

Важнейшим условием при разрешении конфликтной ситуации является обоснованность принимаемых решений. Именно необоснованные решения, наряду с игнорированием интересов и мнений противоположной


стороны чаще всего приводят к обострениям в противостоянии сторон во время конфликта.

Первым этапом подготовки решения является построение информационной модели актуального состояния конфликтной ситуации.

Смысл заключается не только в том, чтобы получить подробную информацию о сущности конфликтной ситуации, но и в том, чтобы эта информация объективно отражала как позитивные, так и негативные моменты в ее состоянии.

Определяя причины сложившегося положения дел, важно вскрыть их систему, определить ключевые, главные и второстепенные. Такая система всегда существует.

При обосновании решения важно уметь не только определить ключевые, главные и второстепенные факторы. Необходимо правильно оценить, на какие из них можно влиять наиболее существенно.

Далее - разрабатывается прогноз развития конфликтной ситуации. Прогноз должен предполагать три основных варианта будущих изменений в конфликтной ситуации:

1) возможный наихудший вариант развития событий;

2) возможный наилучший вариант развития событий;

3 ) наиболее вероятный вариант прогноза развития событий.

Такая вариативность прогностической модели повышает ее качество. Без прогнозов трудно рассчитывать на успех в разрешении конфликтов, управлять событиями - значит уметь их предвидеть.

В процессе этого этапа могут прорабатываться альтернативы решений. Альтернативы решений - новые, оригинальные варианты решения проблемы, лежащей в основе конфликта, которые отличаются от подходов, ранее предлагавшихся сторонами в ходе развития конфликта.

Прежде чем принимать решения, необходимо ответить еще на один вопрос

– что вы хотите!


Еще Сенека говорил, что для того, кто не знает, в какую гавань он плывет, нет попутного ветра. Поэтому грамотное определение целей управления является самостоятельным, достаточно сложным и ответственным этапом подготовки решения.

Желания субъектов относительного того, какой бы они хотели видеть в будущем ситуацию, станут более реальными, если они ответят на вопрос: "Какими силами, средствами, временем, методами, технологиями располагают, чтобы претворить намечаемое в жизнь?" Момент, который необходимо учитывать, является - прогноз возможных ближайших и перспективных последствий (особенно негативных) принимаемых решений.

Еще одно требование к оптимальному решению: глубина и объем преобразований объекта воздействия не должны превышать глубины и объема знаний о нем. Необходимо хорошо знать не только те системы объекта, в работу которых вмешиваются, но и системы, связанные с ними. Иногда трудно предвидеть все последствия воздействий.

Этапы подготовки и принятия решения в процессе разрешения конфликта, описанные выше, представляют собой систему, в которой каждый элемент связан с остальными.

Достоинство предлагаемой методики поэтапной подготовки принятия решения в том, что каждый последующий этап позволяет оценить качество работы на предыдущих этапах.

Следующий этап - принятие решения на продолжение или прекращение деятельности.

Последний этап - обобщение полученного опыта. Это также самостоятельный и очень важный этап, поскольку обучение на собственном опыте является практически одним из наиболее результативных способов совершенствования практической деятельности.


Таким образом, обоснованные решения, компетентная деятельность специалиста социальной работы при разрешении конфликтов - важные условия решения актуальных задач социальной работы.

Когда речь идет о конфликтах вообще, то обычно имеют в виду межличностный и межгрупповой, внутриличностный, как правило, не рассматривается. Однако, лицо с сильным внутриличностным конфликтом и является потенциальным источником многих эмоциональных конфликтов. Интересна классификация внутриличностных конфликтов известного американского психолога К. Левина. Исходя из положений разработанной им теории поля, он выделяет три вида внутриличностных конфликтов.

"Приближение - приближение"- этим термином обозначается ситуация, когда индивиду приходится выбрать между двумя в равной степени привлекательными, но требующими противоположных действий альтернативами. Типичным примером может быть внутриличностный конфликт, часто возникающий в семейной жизни: сложные взаимоотношения между невесткой и свекровью требуют от мужчины (он одновременно является сыном своей матери и мужем своей жены) определенных действий. Но поддержать одну значит нанести ущерб другой, а поддержать хочется одновременно и ту и другую. Вот в такой ситуации часто и возникает внутриличностный конфликт.

"Приближение - удаление".В этом случае одна и та же цель оказывается для индивида в равной степени привлекательной и непривлекательной. Такой конфликт еще называют амбивалентным. Например, интересная, но малооплачиваемая работа и наоборот.

"Удаление - удаление".В данной ситуации человек вынужден выбирать между двумя в равной степени привлекательными альтернативами. Иными словами, из двух зол надо выбирать одно. Других вариантов нет.


Наблюдения специалистов в области конфликтологии показывают, что одни люди попадают в конфликтные ситуации чаще других. Другие делают это гораздо реже, и, если им и приходится сталкиваться своими интересами (психологическими пространствами) с другими людьми, они умеют быстро разрешить возникшую проблему. Можно предположить, что это происходит не из-за сложности жизненных ситуаций, в которые попадает тот или иной человек, а из особенностей их личностей.

Характеристики участников конфликта и особенности условий его протекания определяют конфликтное поведение сторон. Однако указанное определяющее влияние никогда не осуществляется непосредственно.

Опосредствующим звеном выступают идеальные картины, образы конфликтной ситуации, имеющиеся у каждого из участников конфликта.

Эти внутренние картины ситуации включают:

- представления участников о самих себе (своих мотивах, целях, ценностях, возможностях и т.п.);

- представление о противостоящих сторонах (их мотивах, целях, ценностях, возможностях и т.п.);

- каждого участника о том, как другой воспринимает его.

Именно эти образы, идеальные картины конфликтной ситуации, а не сама реальность являются непосредственной детерминантой конфликтного поведения участников. Как отмечает Н. В. Гришина, объективно существующее противоречие не однозначно детерминирует конфликтное взаимодействие участников ситуации, но, напротив, они сами "конструируют" конфликт, приписывая ситуации соответствующее значение.

В целом образы, внутренние картины конфликтной ситуации порождаются и обусловливаются объективной реальностью. Однако отношения образов и реальности весьма сложны, и они допускают, в частности, случаи серьезного расхождения.


Степень соответствия образа конфликтной ситуации реальности может быть различной. Исходя из этого, выделяют четыре случая.

1) Конфликтная ситуация объективно существует, но не осознается, не воспринимается участниками. Конфликта как социально - психологического явления нет.

2)Объективная конфликтная ситуация существует и стороны воспринимают ситуацию как конфликтную, однако с теми или иными существенными отклонениями от действительности (случай неадекватно воспринятого конфликта).

3)Объективная конфликтная ситуация отсутствует, но тем не менее отношения сторон ошибочно воспринимаются ими как конфликтные (случай ложного конфликта).

4)Конфликтная ситуация объективно существует и по ключевым характеристикам адекватно воспринимается участниками. Такой случай может быть назван адекватно воспринимаемым конфликтом.

Обычно конфликтная ситуация характеризуется значительной степенью искаженности и неопределенности, что приводит к предвзятости в отношениях. Предвзятый - сложившийся заранее и обычно основанный на предубеждении. Предубеждение - это предвзятое отрицательное мнение, отношение к оппоненту. Это вполне естественно, так как информация не обезличена, а имеет личностный смысл. Однако в конфликтной ситуации восприятие претерпевает особенные изменения - возрастает степень субъективности восприятия.

Степень искажения конфликтной ситуации - непостоянная величина. Это могут быть незначительные отклонения, например, в кратковременных конфликтах. Однако исследования социально-перцептивных процессов в трудных ситуациях взаимодействия показывают, что искажения в восприятии ситуации способны достигать значительных масштабов.

Искажение конфликтной ситуации состоит:


1). Искажение конфликтной ситуации в целом (в конфликте искажено восприятие не только отдельных элементов конфликта, но и конфликтная ситуация в целом):

- конфликтная ситуация упрощается, сложные или неясные моменты отбрасываются, упускаются, не анализируются;

- происходит схематизация конфликтной ситуации, выделяются некоторые устойчивые основные связи и отношения;

- уменьшается перспектива восприятия ситуации, предпочтение отдается принципу "здесь и теперь", последствия, как правило, не просчитываются;

- восприятие ситуации происходит в полярных оценках по типу "черное - белое", "серые" тона или полутона используются редко;

- господствует категоричность оценок, которые не поддаются пересмотру и сомнениям;

- происходит фильтрация информации и интерпретация ее в том русле, которое соответствует предубеждениям участника конфликта.

2). Искажение восприятия мотивов поведения в конфликте:

- собственная мотивация: как правило, себе приписываются социально одобряемые мотивы (борьба за восстановление справедливости, защита чести и достоинства, защита демократии, конституционного строя и т.д.). Собственные помыслы оцениваются как благородные, цели – как возвышенные и поэтому достойные реализации. Поэтому оппонент закономерно приходит к выводу, что он прав.

- мотивы оппонента: оцениваются как подлые и низменные (стремление к карьеризму, обогащению, подсиживание старшего начальника, лесть и т.д.). Если же воспринимающий вынужден ввиду несомненной очевидности фиксировать и мотивы п оложительной' направленности, то возникают ошибки в оценке мотивов.

Операциональная составляющая может восприниматься в следующих вариантах:


а) я все делаю правильно (самоподдержка; "Я" - истина в последней инстанции);

...





Читайте также:
Аффирмации для сектора семьи: Я создаю прекрасный счастливый мир для себя и своей семьи...
Тема 5. Подряд. Возмездное оказание услуг: К адвокату на консультацию явилась Минеева и пояснила, что...
Гражданская лирика А. С. Пушкина: Пушкин начал писать стихи очень рано вскоре после...
Методы лингвистического анализа: Как всякая наука, лингвистика имеет свои методы...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.059 с.