Распределите сочетания слов на две группы: с однородными и неоднородными определениями. Расставьте знаки препинания.




ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9-10.

Тема: Пунктуационные нормы русского языка (4 часа)

Цель: повторить правила постановки знаков препинания, научить ставить знаки препинания в простых, осложненных и сложных предложениях.

Вопросы для обсуждения:

1. Знаки препинания в простом предложении.

2. Знаки препинания в осложненном предложении.

3. Знаки препинания в сложном предложении.

4. Сочетаемость знаков препинания.

Задания:

Распределите сочетания слов на две группы: с однородными и неоднородными определениями. Расставьте знаки препинания.

Небольшой деревянный домик; тощая седая старуха; молодой морской офицер; красное растерянное лицо; маленький грязный пароходик; длинный узкий флаг; тяжелый кованый сундук; неширокая проселочная дорога; низкая каменная избушка; веселый звонкий голос; высокий стройный юноша; теплый ласковый ветер; редкий прошлогодний камыш; небольшой овальное зеркало; складное кругленькое зеркало; жесткий колючий взгляд; густой черный дым; гордый независимый вид.

2. Перепишите, поставьте знаки препинания и объясните их постановку:

1. Везде над лесом и над пашней и на земле и на воде такою близкой и вчерашней ты мне являешься во сне. 2.Еще дальше и вода и берег и туча все сливалось в непроницаемый мрак. 3.И вдруг мне показалось что ничего не было ни фронта ни далеких степей ни отряда ни боев. 4.Каждая мелочь разбитый цветочный горшок позабытая фотография поблескивающая в мусоре пуговица рассыпанные фигурки шахмат все это напоминало о людях и хозяевах. 5.Ни музы ни труды ни радости досуга ничто нам не заменит единственного друга. 6.Ты все здесь услышишь и предчувствие надвигающейся осени и лесные летучие песни и гаснущие птичьи гомоны и сладостное ощущение полета которое охватывает на ветру березовые ветви. 7. Две силы наиболее успешно содействуют воспитанию культурного человека искусство и наука. 8.Все для тебя вокзалы и причалы цветы и звезды времени полет. 9.Ни холод ни пурга ни нагромождение льдов ни огромные полыньи не остановили смельчаков лыжников устремившихся на север. 10.Простые вещи доставляют наслаждение кружка молока белый хлеб ветер вздувающий занавески на окнах.

3. Расставьте знаки препинания, объясните их расстановку:

1. Родилась я милые мои внуки под Киевом в тихой деревне. 2. Вы откуда будете молодые люди. 3.Тебя ль я вижу милый друг. 4.Ваша телеграмма застала меня врасплох уважаемая Анна Михайловна. 5. Тебе Кавказ суровый царь земли я снова посвящаю стих небрежный. 6. Я прошу Вас Ольга Ивановна выполнить мою просьбу. 7. Что вы тут делаете промолвил Базаров Букет вяжете. 8. Дождь пойдет возразил Калиныч Утки вон плещутся да и трава сильно пахнет. 9. Ба кого я вижу. 10. Что же вы теперь делать будете спрашивала сыновей Мария Яковлевна.

4. Выделите из данных предложений словосочетания:

1.Яркие языки пламени вспыхивали в темноте, озаряли светлый песчаный берег, неподвижные фигуры спящих рыбаков. 2. Медвяный запах цветущего донника к вечеру растекался по всему хутору, волнуя томлением сердца девушек.

5. Расставьте знаки препинания в следующих предложениях, определите тип предложения по составу главных членов и способ выражения подлежащего и сказуемого:

1.Тропа единственный путь через тайгу (Пришвин). 2. Лес. Палатка. Плеск речной волны (Яшин). 3. Вот оно мое стадо рыжее (Есенин). 4. Пишут мне что ты тая тревогу загрустила шибко обо мне (Есенин). 5. Знаю что шутишь а все-таки верю. Зачем же мучаешь (А. Толстой). 6. Разное занимает душу и внимание пока подъезжаешь все ближе к передовой (Симонов). 7. Эту песенку любили с этой песней в бой ходили (Сурков). 8. Души от ветра времени не прячь (А. Толстой). 9. Слезами горю не поможешь (пословица).

6. Расставьте знаки препинания, объясните их расстановку, охарактеризуйте главные и второстепенные члены 1 и 2 предложений:

Писать о лесах любимое мое занятие. Необыкновенно важна роль леса в истории народов и цивилизаций. Лес это не просто лесная растительность на почве. Лес это источник строительных материалов. Лес это ничем не заменимая экологическая система планеты. А дерево удивительная химическая фабрика созданная природой. Леса подымают урожайность полей дают приют диким животным служат объектом для многих наук помогают воспитанию маленьких граждан. (Чивилихин).

7. Объясните постановку знаков препинания, определите тип осложнения:

1.Где-то далеко, нарастая, заворчал гром, но не докатился, растаял, сошел на нет. 2.Светлыми звездами нежно украшена тихая зимняя ночь. 3.На Запад слал Дмитрий многие лесные добытки: мед, воск, пеньку, деготь, шкуры зверей. 4.Длинные темные ресницы вздрагивают и гасят горячие искры. 5. В Россию приглашаются талантливые архитекторы, скульпторы, живописцы. 6. Одинокий самолет, плывущий на головокружительной высоте, кажется миноносцем, наблюдаемым со дна океана. 7. Облака тают, стоя на месте. 8. По сухим сосновым борам идешь, как по глубокому дорогому ковру. 9. К счастью, извозчик приехал вовремя. 10. Среди ребят выделялся Володя Коробов – староста класса.

8. Расставьте знаки препинания, определите типы придаточных. 1.Горизонт это такая полосочка между землей и небом за которой скрывается самое интересное в жизни. 2. Глазу было ясно заметно где спокойный глубокий цвет моря переходил в зелень гавани. 3. Была та ранняя весна когда о приближении тепла можно было догадаться по едва заметным признакам. 4. Я поднял глаза и на том самом месте куда только что стрелял увидел глухаря. 5. Пугачев не знал что она была дочерью капитана Миронова. 6. Впервые в жизни он понял как совершаю геройство. 7. Впрочем нельзя сказать чтобы Гаврика не занимал Петин рассказ. 8. Если вы хотите быть хорошим слушателем делайте так чтобы другие говорили о себе. 9. Когда нет здоровья молчит мудрость не может расцвести искусство не играют силы бесполезно богатство и бессилен разум. 10. Чем упорнее вы трудитесь тем труднее вас заставить сдать свои позиции. 11. Нельзя с совами летать по ночам и ждать что будешь парить с орлами при свете дня.

9. Рассмотрите данные предложения, сделайте вывод о постановке знаков препинания между частями БСП: 1.Затрещали кусты заметались вершины маленьких сосенок заскрипел оседая снег. 2. Бубенчики еще глуше звенели в лесу чем полтора месяца тому назад все было полно тенисто и густо и молодые ели рассыпанные по лесу не нарушали общей красоты и подделываясь под общий характер нежно звенели пушистыми молодыми побегами. 3. Я выхожу на берег и не узнаю реки могучий поток мутной воды как хищный зверь крадется по дну глубокого ущелья. 4. Полюбуйся весна наступает журавли караваном летят в ярком золоте день утопает и ручьи по оврагам шумят. 5. Погода все эти дни стояла хмурая несколько раз начинал моросить дождь отдаленные горы были задернуты не то туманом не то мглою. 6. Мечик несколько раз оглянулся погони больше не было. 7. Чин следовал ему он службу вдруг оставил. 8. Биться в одиночку жизни не перевернуть. 9. Вы подходите лес превращается в высокую грядку полыни на меже. 10. Берега скрыла ночь их не видать.

10. Перепишите, поставьте знаки препинания и объясните их постановку:

1. Везде над лесом и над пашней и на земле и на воде такою близкой и вчерашней ты мне являешься во сне. 2.Еще дальше и вода и берег и туча все сливалось в непроницаемый мрак. 3.И вдруг мне показалось что ничего не было ни фронта ни далеких степей ни отряда ни боев. 4.Каждая мелочь разбитый цветочный горшок позабытая фотография поблескивающая в мусоре пуговица рассыпанные фигурки шахмат все это напоминало о людях и хозяевах. 5.Ни музы ни труды ни радости досуга ничто нам не заменит единственного друга. 6.Ты все здесь услышишь и предчувствие надвигающейся осени и лесные летучие песни и гаснущие птичьи гомоны и сладостное ощущение полета которое охватывает на ветру березовые ветви. 7. Две силы наиболее успешно содействуют воспитанию культурного человека искусство и наука. 8.Все для тебя вокзалы и причалы цветы и звезды времени полет. 9.Ни холод ни пурга ни нагромождение льдов ни огромные полыньи не остановили смельчаков лыжников устремившихся на север. 10.Простые вещи доставляют наслаждение кружка молока белый хлеб ветер вздувающий занавески на окнах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: