Тема 1. Методика ознакомления дошкольников с живописью




Психолого-педагогический практикум

Развития изобразительных способностей детей

 

 

Учебно-методические рекомендации

к практическим занятиям

и самостоятельной работе студентов

Введение

Цель данного пособия – обогащение, совершенствование знаний студентов в методике развития изобразительных способностей детей дошкольного возраста, а также формирование необходимых практических умений студентов.

Содержание заданий, как практических занятий, так и заданий для самостоятельной работы ориентировано и на развитие личностных качеств студентов, самостоятельности, творческой инициативы, способности испытывать и проявлять интерес, уважение к личности ребенка и т.д. Серии заданий, представленных в рамках лабораторных занятий, требуют от студентов разнообразной по характеру познавательной деятельности (от деятельности по образцу до репродуктивно-вариативной и творческой деятельности).

Практико-ориентированные задания также как анализ литературы, документации, наблюдения, анализ деятельности детей и педагога, выполнения фрагментов естественного и лабораторного экспериментов, решения педагогических задач и творческое моделирование, проектирование собственных методических разработок способствуют формированию педагогических способностей. Предложенная в пособии программа психолого-педагогического практикума развития изобразительных способностей ориентирована на развитие у будущих педагогов умения понять эмоционально-чувственный мир дошкольника, заметить индивидуальные наклонности ребенка, определить динамику его психологического развития в данном виде деятельности, объективно оценивать развитие психических процессов, принимая верные педагогические решения.

Разработанные практические задания ориентированы на формирование у студентов способностей к руководству изобразительной деятельности, включающих овладение такими способами педагогической работы как наблюдение, описание, объяснение, взаимодействие с детьми и воздействие на них, рефлексия, коррекция собственной деятельности.

В пособии представлено содержание ведущих разделов таких как:

1.Изобразительное искусство и дети.

2.Детское изобразительное творчество.

3.Методика обучения детей изобразительной деятельности.

4.Интегративные проблемы обучения детей изобразительной деятельности.

По каждому разделу определены темы, конкретизирующие их содержание. Задания по темам позволяют всесторонне изучить практический материал. Их вариативность направлена на решение задач различной сложности, направленности, что дает студентов возможность выбирать их в соответствии с индивидуальными способностями и наклонностями.

Задания практикума требуют от студентов психолого-педагогических, искусствоведческих знаний. Их использование в реальной практике обогатит представления, интересы дошкольников.

В разработке содержания, планирования психолого-педагогического практикума развития изобразительных способностей детей дошкольного возраста было использовано пособие «Практикум по изобразительной деятельности дошкольников». Авт. Г.Г.Григорьева, Е.И Буякова, З.А.Боброва М.,2001г.

Раздел 1. Ознакомление дошкольников с изобразительным искусством (методы, приемы)

Содержание практических занятий

Тема 1. Методика ознакомления дошкольников с живописью

 

Основные этапы ознакомления с живописью детей дошкольного возраста. Приемы обучения используемые при ознакомлении с живописью. Предварительная работа, ее существенные характеристики. Принципы отбора художественных произведений, организация структуры занятия.

Задание 1. Ознакомить с этапами, методикой ознакомления с живописью детей дошкольного возраста по книге: Чумичева P.M. Дошкольникам о живописи. - М., 1992.

Определить, какие из данных приемов обучения используются на 1 этапе ознакомления с живописью:

Вопросы обобщенного характера, нацеленные на установление связи между содержанием произведения и средствами выразительности;

Искусствоведческий рассказ воспитателя;

Прием выявления композиционных и колористических особенностей картины;

Прием сравнения картин;

Вопросы конкретного характера на перечисление изображения;

Прием «вхождение в картину», воссоздания предшествующих событий;

Прием классификации картин;

Рассказ-образец, раскрывающий эмоционально-личностное отношение педагога к картине;

Игровые приемы;

Мини-рассказы детей о картине.

Задание 2. Определить,какие из данных приемов обучения используются на II этапе ознакомления с живописью:

— рассказ-образец, демонстрирующий эмоционально-личностное отношение педагога к картине;

— прием прямых указании педагога;

— вопросы с целью установления связи между содержанием картины и средствами ее художественной выразительности;

— прием мысленного создания собственной картины по названию, данному художником;

— искусствоведческий рассказ педагога;

— мини-рассказ детей о понравившейся картине;

— вопросы конкретного характера, направленные на формирование эмоционально-личностного отношения к картине;

— поиск композиционных и колористических вариантов решения образа;

— использование музыки, поэзии;

— прием сравнения.

Задание 3. Определить, какие из данных приемов обучения используются на III этапе ознакомления с живописью:

— вопросы конкретного характера на перечисление изображенного на картине;

— прием сравнения картин;

— мини-рассказы детей q. понравившейся картине;

— искусствоведческий рассказ воспитателя;

— постановка детьми вопросов о просмотренном произведении;

— прием классификации картин;

— использование музыки, поэзии;

— вопросы конкретного характера, направленные на формирование личностного отношения детей к картине;

— прием мысленного создания собственной картины по названию, данному художником;

— рассказ-образец, раскрывающий эмоционально-личностное отношение педагога к картине.

Задание 4. Подготовить и письменно оформить конспект занятия по ознакомлению детей с изобразительным искусством (вид изобразительного искусства и жанр по выбору).

В конспекте указать тему занятия, комплекс задач, предварительную подготовку детей, используемые художественные материалы, выделить методы и приемы ознакомления, ход занятия описать в прямой речи.

Вопросы для анализа занятия по ознакомлению с живописью

1. Тема занятия.

2. Программное содержание (задачи, точность, конкретность их формулировок; соответствие виду занятия, возрасту).

3. Материал и оборудование к занятию, его качество, принцип расположения.

4. Грамотный отбор художественных произведений.

5. Организация и структура занятия.

6.Методика проведения занятия:

- приемы, направленные на создание эмоционального настроя, доброжелательной атмосферы;

- приемы, направленные на развитие эстетического восприятия, на установление связи между содержанием картины и выразительными средствами, на то, чтобы научить детей понимать их единство;

— приемы развития эмоционально-личностного отношения к картине, эстетических суждений о ней;

— последовательность рассматривания картины.

7. Активность детей на занятиях (эмоциональная, речевая, умственная, двигательная).

Задание 5. Рассмотреть репродукцию и составить искусствоведческий рассказ по картине (жанр - по выбору студента)

Литература

1. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М., 1999.

2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 2000.

З. Чумичева P.M. Дошкольникам о живописи. - М., 1992.

4. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. - М., 1998.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: