Контроль основных факторов, влияющих на качество социальных услуг




Маяцкая И.Н., д.э.н., профессор

 

 

Социальная защита завтрашнего дня – это не только и не столько обеспечение гарантированных государством социальных выплат, сколько развитые системы социальных услуг, предоставляемых с учетом особенностей положения различных категорий населения, т.е. адресность.


Такая социальная защита требует новых подходов к деятельности в сфере социального обслуживания населения, соответствия этой деятельности требованиям государственных социальных стандартов, а также расширения спектра платных услуг.

Социальное обслуживания населения как объект стандартизации представляет собой деятельность по социально-экономической поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психологических, правовых услуг, направленных на осуществление социальной адаптации.

Сохраняющаяся в настоящее время проблема – это почти полное отсутствие утвержденных государственных стандартов социального обслуживания. В то время, как их применение могло бы обеспечить более эффективную защиту интересов граждан в вопросах объема и качества предоставляемых социальных услуг, создать условия для развития социального обслуживания на основе последних достижений науки и практики, осуществлять социальное обслуживание на основе принципов равнодоступности, адресности, добровольности гуманности, приоритетности предоставления социальных услуг, например, несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальности, профилактической направленности.

При этом использование государственных стандартов социального обслуживания будет способствовать экономии трудовых и материальных ресурсов, вовлечению в сферу деятельности по социальному обслуживанию негосударственного сектора экономики и, тем самым, будет содействовать улучшению экономических показателей в системе социального обслуживания населения.

В дополнение к действующим нормативно-правовым актам в области социального обслуживания населения государственные стандарты социального обслуживания населения будут способствовать обеспечению единства взглядов и эффективному взаимодействию участников системы социального обслуживания населения (персонала учреждений социального


обслуживания населения, семей и граждан – клиентов этих учреждений, органов исполнительной власти, в том числе контрольных органов), при оказании социальных услуг в соответствии со стандартным объемом и качеством, различным категориям клиентов учреждений социального обслуживания, способствовать реализации законов и других нормативных актов Российской Федерации в части социального обслуживания населения.

Разработанная Фондом «Институт экономики и социальной политики»

«Концепция национальной системы стандартизации социального обслуживания населения» вызвана необходимостью практической реализации, как это принято в международной практике, экономической, социальной и коммуникативной функций стандартизации.

Концепция определяет основные исходные предпосылки развития и дальнейшего совершенствования стандартизации в сфере социального обслуживания населения:

- необходимость реформирования социальной сферы;

- обеспечение создания рынка социальных услуг;

- создание условий для привлечения к оказанию социальных как государственных, так и негосударственных организаций;

- разработка общих требований к деятельности государственных, муниципальных, частных и иных учреждений.

Основные положения концепции распространяются на все виды деятельности по стандартизации в сфере социального обслуживания населения в том числе:

- установление приоритетных направлений объектов стандартизации;

- совершенствование законодательных основ социального обслуживания населения в свете развития стандартизации;

- оптимизацию состава и структуры фонда стандартов;

- экономическое обоснование системы стандартизации социального обслуживания;


- развитие программно-целевых и конкурсных механизмов финансирования деятельности учреждений по предоставлению населению социальных услуг с целью полного обеспечения ими граждан.

Главные задачи формирования концепции стандартизации социального обслуживания населения:

- обеспечение клиента учреждения социального обслуживания информацией о формах и видах социального обслуживания;

- повышение качества объекта стандартизации и содействие оказанию адресной социальной поддержки населению; обеспечение единых норм, правил и требований к оказанию социальных услуг и социальной поддержки в рамках определения вида социального обслуживания;

- создание условий для обеспечения соответствия социальных услуг требованиям стандартов.

Особенностью данной Концепции и подхода к разработке системы стандартизации социального обслуживания населения является определение в качестве объекта стандартизации – деятельности в сфере социального обслуживания населения, т.е. «Социальное обслуживание населения», а предметом стандартизации выступают:

1. Виды социального обслуживания населения (термины, определения, параметры).

2. Социальные услуги.

3. Процессы (работы) по оказанию услуг.

4. Социальные риски (виды трудной жизненной ситуации).

Такой подход в отличие от существовавшего ранее, где объектом стандартизации выступали «социальные услуги», позволяет стандартизировать не только объем и перечень социальных услуг предоставляемых населению, клиентам различных социальных служб и учреждений, а стандартизировать требования к деятельности в рамках определенного вида социального обслуживания и соответствующей формы социального обслуживания, исходя из трудной жизненной ситуации клиента


(социального риска), а не его принадлежности к какой-либо категории населения (инвалид, пожилой человек и т.д.). Этот подход в свою очередь требует своей модели национальной системы стандартизации.

Система стандартизации социального обслуживания, по-нашему мнению, должна включать следующие 4 группы национальных стандартов:

I. Основополагающие стандарты; II.Стандарты на социальное обслуживание;

III. Стандарты на технологии и процессы социального обслуживания;

IV. Стандарты на методы контроля.

I. Основополагающие стандарты

Первую группу составляют стандарты, содержащие основные положения для сферы социального обслуживания населения. Стандарты данной группы определяют понятие и содержание национальной системы стандартизации социального обслуживания населения, устанавливают общие организационно-технические положения по осуществлению социального обслуживания населения.

Основополагающие стандарты устанавливают и определяют термины, многократно используемые в науке и любой другой деятельности, связанной с реализацией социального обслуживания населения, условные обозначения различных объектов стандартизации социального обслуживания, требования к построению.

II. Стандарты на социальное обслуживание

Группа стандартов на социальное обслуживание устанавливает требования к содержанию групп социальных услуг в сфере социального обслуживания, а также к деятельности учреждений по оказанию социальной поддержки населения.

Стандарты, входящие в данную группу, включают номенклатуру социальных услуг и видов социальной поддержки, их определения и содержание.


III. Стандарты на технологии и процессы социального обслуживания

Стандарты на технологии и процессы социального обслуживания представляют стандарты на работы (процессы) в сфере социального обслуживания и содержат требования к технологиям осуществления различных видов социального обслуживания, а также требования к технологиям оказания различных видов социальных услуг и социальной поддержки, характеристики условий, необходимых для их оказания. Данная группа стандартов включает также требования безопасности для жизни и здоровья населения и охраны окружающей природной среды при осуществлении социального обслуживания населения и определяет этические нормы и правила в системе социального обслуживания населения.

IV. Стандарты на методы контроля

Стандарты на методы контроля определяют структуру методов и процедуру контроля реализации социального обслуживания, качества оказания социальных услуг и социальной поддержки населения.

Группу классификаторов технико-экономической и социальной информации, являющихся одной из составных частей национальной системы стандартизации в области социального обслуживания должны составить:

Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения (ОК 003-99);

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОК 029-2001) в части вопросов оказания социальных услуг населению;

Общероссийский классификатор услуг населению (ОК 002-93) в части вопросов оказания населению социальных услуг в сфере социального обслуживания населения;

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 в части вопросов оказания населению социальных услуг в сфере социального обслуживания населения.


Нормативные документы, входящие в национальную систему стандартизации наряду с классификаторами и стандартами в области социального обслуживания, должны включать также номенклатуру социальных услуг в области социального обслуживания населения, номенклатуру учреждений социального обслуживания населения и классификацию социальных рисков.

Внедрение вышеизложенной Концепции потребует решения ряда других задач, без решения которых, реализация такого проекта затруднительна. Среди них такие как:

- определение федерального органа по урегулированию вопросов стандартизации и сертификации системы социального обслуживания населения;

- определение разработчиков государственных стандартов социального обслуживания населения на конкурсной основе;

- внесение соответствующих изменений и дополнений в действующую нормативно-правовую базу;

- разработка новых форм отчетно-статистической документации учреждений социального обслуживания населения;

- разработка номенклатуры учреждений социального обслуживания населения;

- разработка региональных нормативов потребности в учреждениях социального обслуживания населения;

- разработка нормативов и норм на содержание и обслуживание нуждающихся в социальных услугах граждан в соответствии с уровнем

«социального риска», т.е. степени тяжести той трудной ситуации, в которой оказался гражданин РФ, а не по принадлежности категории населения, как это трактуется в действующих федеральных законах. Это, например, следующие нормативы:

· нормативы финансирования;

· нормы численности обслуживающего персонала учреждения;


· трудоемкость оказания социальных услуг;

· тарифы стоимости социальных услуг в различных учреждения социального обслуживания в регионе.

Исходя из наступившей у гражданина ситуации «социального риска» необходимо также разработать свои следующие группы государственных социальных стандартов;

- основополагающие стандарты;

- стандарты на социальное обслуживание;

- стандарты на технологии и процессы социального обслуживания;

- стандарты на методы контроля

Не менее важное направление работы по стандартизации системы социального обслуживания населения - это отработка методологии применения нормативов при формировании бюджетов всех уровней с учетом разграничения полномочий.

Однако, если стандартизация как вид деятельности достаточно освещен в научной литературе, то вопрос оценки качества оказываемых социальных услуг, и последующая в результате оценки сертификация деятельности учреждения по социальному обслуживанию, совершенно не разработаны. Кроме того вопросы стандартизации и сертификации системы социального обслуживания связаны с особенностями самих услуг. К ним можно отнести:

- невозможность количественной оценки многих видов услуг;

- применение экспертных и необходимость социологических оценок для изучения потребительских мнений о качестве;

- нормирование процессов оказания услуг (в том числе безопасности);

- согласование терминологии и классификации законодательной и нормативной базы;

- унификацию номенклатуры общих характеристик и показателей качества однородных услуг;

- установление требований к персоналу и условиям обслуживания;


- обязательность сохранности, своевременности и гарантий качества при оказании услуг и другие особенности стандартизации услуг.

Подтверждение соответствия (сертификация) направлена на достижение следующих целей:

- содействие клиентам учреждений социального обслуживания в компетентном выборе социальных услуг;

- содействие повышению конкурентоспособности социальных услуг; контроль безопасности услуг для жизни, здоровья клиентов и имущества;

- подтверждение показателей качества социальных услуг, заявленных исполнителями услуг.

Обязательное подтверждение соответствия услуг, в зависимости от степени потенциальной опасности, осуществляется в двух формах: посредством сертификации услуг и посредством принятия исполнителем услуг декларации о соответствии.

Таким образом, стандартизация и сертификация системы социального обслуживания населения необходима, особенно в условиях перехода к рыночным отношениям и подготовке к переходу к функционированию системы социального обслуживания в условиях разграничения бюджетных полномочий и соответствующей инвентаризации бюджетных обязательств. Создается принципиально новая ситуация в сфере социального обслуживания при которой доминирующей тенденцией становится обеспечение тесной взаимосвязи между системой социальной защиты населения и ее финансовой основой посредством реализации следующих положений:

- осуществление изменений в системе бюджетного устройства Российской Федерации, позволяющей проводить на региональном и местном уровнях самостоятельную бюджетно-налоговую политику и реализовать социальные программы;

- четкое разграничение расходных и доходных полномочий бюджетов всех уровней, в том числе и в социальной сфере;


- совершенствование налогового механизма в целях оптимального распределения налоговых доходов между бюджетами всех уровней для достижения реальной налоговой автономии субъектов РФ, органов местного самоуправления и возможности концентрации средств для социального развития.

К полномочиям органов государственной власти субъектов федерации теперь отнесены определение размеров и видов социальной помощи, а также установление порядка и условий ее оказания. Таким образом, создана основа для учета специфики конкретных территорий, различия в социальном развитии регионов и появилась, установленная в законодательстве возможность, не вторгаясь в компетенцию федеральной власти, реализовывать новые эффективные модели расходования бюджетных средств на нужды социальной помощи применительно к местным условиям.

Вопросы для самоконтроля:

1.Основные положения концепции социального обслуживания?.

2. Задачи стандартизации социального обслуживания населения?

3. Технологии и процессы социального обслуживания?

 

 

9.2. Контроль качества (социально-бытовых, медицинских, психологических, педагогических, экономических, правовых услуг)

Маяцкая И.Н., д.эн., профессор Одним из важнейших направлений административной реформы в Российской Федерации является разработка и внедрение стандартов услуг,

предоставляемых населению.

Важным элементом в системах управления качеством изделий является стандартизация – нормотворческая деятельность, которая находит наиболее рациональные нормы, а затем закрепляет их в нормативных документах типа стандарта, инструкции, методики и требований к разработке продукции, т.е. это комплекс средств, устанавливающих соответствие стандартам.


Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения".

Сведения о стандарте

1. Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации оборонной продукции и технологий" (ФГУП "Рособоронстандарт"; до 8 июля 2005 г. - ФГУП "ВНИИстандарт").

2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 406 "Социальное обслуживание населения".

3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 г. N 533-ст.

4. В настоящем стандарте реализованы нормы Федеральных законов Российской Федерации:

- от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов";

- от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";

- от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации";

- от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";

- от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

5. Введен впервые.

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых


информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты".

Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет.

1. Область применения

Настоящий стандарт распространяется на социальные услуги населению, предоставляемые государственными и иных форм собственности учреждениями социального обслуживания (далее - учреждения), а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью в сфере социального обслуживания населения без статуса юридического лица.

Стандарт устанавливает основные правила и порядок проведения контроля качества всех видов комплекса социальных услуг, предоставляемых населению.

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 50646-94. Услуги населению. Термины и определения

ГОСТ Р 52142-2003. Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения

ГОСТ Р 52143-2003. Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг.

Контроль качества социальных услуг

Основные положения

4.1.1. Контроль качества социальных услуг заключается в проверке полноты, своевременности предоставления этих услуг, а также их результативности (материальной, определяющей степень решения


материальных или финансовых проблем клиентов, или нематериальной, определяющей степень повышения физического, морально-психологического состояния клиента, решения его бытовых, правовых и других проблем в результате взаимодействия с исполнителем услуги).

4.1.2. В настоящем стандарте контролю подлежит качество всех социальных услуг, упомянутых в ГОСТ Р 52143. Цель контроля -

проверка соответствия качества этих услуг требованиям ГОСТ Р 52142.

4.1.3. Изложению в настоящем стандарте правил и порядка проведения контроля качества конкретных видов социальных услуг предшествует изложение правил и порядка контроля основных факторов, непосредственно влияющих на качество предоставляемых услуг.

4.2. Контроль основных факторов, влияющих на качество социальных услуг

4.2.1. Контролю подлежат следующие основные факторы, установленные ГОСТ Р 52142:

- наличие и состояние документов, в соответствии с которыми функционирует учреждение (далее - документы);

- условия размещения учреждения;

- укомплектованность учреждения специалистами и их квалификация;

- специальное и табельное техническое оснащение учреждения (оборудование, приборы, аппаратура и т.д.);

- состояние информации об учреждении, правила и порядок предоставления услуг клиентам социальной службы (далее - клиенты);

- наличие собственной и внешней системы (службы) контроля за деятельностью учреждения.

4.2.1.1. При контроле документов (устава учреждения, положения об учреждении, руководств, правил, служебных инструкций, методик работы


с клиентами и собственной деятельности, эксплуатационных документов на оборудование, приборы и аппаратуру, национальных стандартов социального обслуживания населения и др.) проверяют их соответствие предъявляемым к ним требованиям по полноте и правильности оформления, актуальности, своему предназначению.

Одновременно контролируют своевременность проверки состояния и пересмотра документов, их обновления и изъятия из обращения устаревших.

4.2.1.2. При контроле условий размещения учреждения проверяют соответствие размеров и состояния зданий и помещений санитарно-гигиеническим нормам и правилам, требованиям противопожарной безопасности. Одновременно проверяют полноту обеспечения учреждения всеми видами коммунально-бытового обслуживания, оснащения телефонной связью, создания необходимых условий для пребывания в нем клиентов, обслуживающего персонала, а также предоставления социальных услуг.

4.2.1.3. При контроле специального и табельного технического оснащения учреждения проверяют укомплектованность этим оснащением

(оборудованием, аппаратурой, приборами), его состояние, соответствие требованиям стандартов, технических условий, других нормативных документов, правильность и эффективность использования, своевременность его приобретения.

4.2.1.4. Укомплектованность учреждения специалистами проверяют по штатному расписанию. Квалификацию, образование, профессиональную подготовку специалистов, их соответствие занимаемым должностям, деловые, моральные и морально-этические качества, умение поддерживать нормальные человеческие отношения с клиентами учреждения проверяют путем изучения личных дел, собеседования, опроса руководителей, коллег по работе и клиентов, а также путем изучения письменных отзывов о работе специалистов.


Одновременно проверяют организацию и проведение работ учреждения по повышению квалификации специалистов, а также своевременность проведения этих работ и аттестации специалистов.

4.2.1.5. Состояние информации об учреждении (сведений о наименовании учреждения, его местонахождении, характере, видах и объеме предоставляемых услуг, порядке, правилах и условиях их предоставления и др.) проверяют на соответствие требованиям Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и ГОСТ Р 52142 (пункт 4.1.5.4).

4.2.1.6. При проверке собственной службы контроля за деятельностью учреждения проверяют наличие и структуру этой документально оформленной службы, позволяющей руководству учреждения контролировать деятельность подразделений и отдельных сотрудников по оказанию социальных услуг, ее соответствие национальным стандартам и другим нормативным документам по социальному обслуживанию населения, эффективность от ее применения.

При проверке внешней системы контроля изучают документально оформленные результаты проводимых проверок, характер отмечаемых недостатков и степень реализации мероприятий по их устранению.

4.3. Контроль качества социально-бытовых услуг

4.3.1. При контроле качества услуг по содействию населению всех категорий - клиентам социальной службы в получении предусмотренных законодательством Российской Федерации льгот и преимуществ в социально-бытовом обеспечении проверяют, насколько своевременно, квалифицированно и в полной мере оказана клиентам помощь в решении их проблем и какова ее эффективность.

4.3.2. Качество жилой площади, предоставляемой клиентам стационарных и полустационарных учреждений социального

обслуживания, контролируют путем проверки ее соответствия


санитарно-гигиеническим нормам по размерам, состоянию зданий и помещений, их комфортности, обеспечению удобства проживания клиентов и по другим жизненно важным показателям. Одновременно проверяют, насколько учитывают при размещении клиентов в жилых помещениях их физическое и психическое состояние, психологическую совместимость, наклонности.

4.3.3. Качество помещений, предоставляемых для организации реабилитационных мероприятий, лечебно-трудовой и учебной деятельности, культурного и бытового обслуживания, контролируют путем их проверки на соответствие требованиям по размеру, расположению, конфигурации, обеспечению возможности проведения в них всех упомянутых выше мероприятий с учетом специфики обслуживаемого контингента. Кроме того, все жилые, служебные и производственные помещения проверяют на соответствие следующим требованиям, определяющим их качество:

- требованиям противопожарной безопасности;

- требованиям по обязательному оснащению телефонной связью и обеспечению всеми видами коммунально-бытового обслуживания;

- требованиям по защищенности от воздействия различных факторов (повышенной температуры, влажности, вибрации и т.д.), отрицательно влияющих на здоровье персонала, клиентов и на качество предоставляемых услуг;

- требованиям по обязательному оборудованию помещений специальными устройствами, приспособлениями для передвижения инвалидов (пандусами, поручнями, расширенными дверными проемами, лифтовыми подъемниками и т.д.).

4.3.4. При контроле качества мебели и постельных принадлежностей, предоставляемых клиентам учреждений социального обслуживания, проверяют, насколько они удобны в пользовании, учитывается ли при их подборе физическое состояние клиентов


(инвалидов, тяжелобольных, малоподвижных и т.д.), в какой степени отвечают они требованиям современного дизайна и выполнены ли из нетоксичных материалов.

4.3.5. При контроле качества предоставляемых клиентам одежды, обуви, нательного белья проверяют, насколько они удобны в носке, соответствуют ли росту и размерам клиентов, отвечают ли их запросам по фасону и расцветке, отвечают ли санитарно-гигиеническим нормам и требованиям.

4.3.6. При контроле качества горячего питания, предоставляемого в учреждениях социального обслуживания или доставляемого клиентам на дом, проверяют, насколько доброкачественны продукты, из которых оно изготовляется, удовлетворяет ли оно потребности клиентов по калорийности, соответствует ли установленным нормам питания по содержанию белков, жиров, углеводов и санитарно-гигиеническим нормам, учитывается ли при его распределении состояние здоровья клиентов.

4.3.7. Качество социально-бытовых услуг индивидуально- обслуживающего и гигиенического характера клиентам, по состоянию здоровья частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и не способным выполнять обычные житейские процедуры, в том числе такие действия: встать с постели, лечь в постель, одеться и раздеться, умыться, принять ванну (сходить в баню), принять пищу, пить, пользоваться туалетом или судном, передвигаться по дому и вне дома, ухаживать за зубами или челюстью, пользоваться очками или слуховыми аппаратами, стричь ногти, мужчинам брить бороду и усы, контролируют проверкой, в какой степени эти услуги обеспечивают возможность выполнения необходимых клиентам процедур без причинения какого-либо вреда их здоровью, физических или моральных страданий или неудобств и проявляет ли при этом обслуживающий


персонал необходимую деликатность и корректность по отношению к клиентам.

4.3.8. При контроле качества услуг по содействию в получении направления в специализированные учреждения здравоохранения, на санаторное лечение или в стационарные учреждения социального обслуживания проверяют, в какой степени это содействие способствовало оперативному и обоснованному направлению клиента в то или иное учреждение на лечение или отдых в соответствии с медицинскими показаниями.

4.3.9. Контроль качества услуг по созданию условий для отправления религиозных обрядов осуществляют проверкой, насколько строго учитываются при этом вероисповедание, возраст, пол, физическое состояние клиентов, особенности ритуалов религиозных обрядов в различных конфессиях, а также не допускаются ли какие ущемления прав свободного отправления религиозных обрядов верующими.

4.3.10. Качество содействия в организации предоставления услуг предприятиями торговли, связи, коммунально-бытового обслуживания проверяют на предмет его соответствия требованиям по удовлетворению потребностей и запросов клиентов в своевременном приобретении необходимых продовольственных и промышленных товаров, в решении вопросов оплаты жилья и коммунально-бытовых услуг.

4.3.11. Контроль качества услуг по доставке воды, топке печей, содействию в обеспечении топливом, сдаче вещей в стирку, ремонт и обратной их доставке, содействию в организации уборки жилых помещений, по оказанию помощи в приготовлении пищи осуществляется проверкой того, насколько полно и своевременно удовлетворяются нужды и потребности клиентов в решении этих проблем для создания им нормальных условий жизни.


4.3.12. При контроле качества услуг по оказанию помощи в уходе за детьми, другими нетрудоспособными или длительно болеющими членами семьи проверяют, в какой степени эти услуги помогли остальным членам семьи освободиться от этих обязанностей и позволили им заниматься другими, нужными им делами на работе или дома.

4.4. Контроль качества социально-медицинских услуг

4.4.1. При контроле качества услуг по оказанию помощи населению всех категорий и групп - клиентам социальной службы в получении предусмотренных законодательством Российской Федерации социально- медицинских услуг проверяют, насколько своевременно и в необходимом ли объеме оказывают эти услуги и как учитывают при их оказании характер заболевания, медицинские показания, физическое и психическое состояние клиентов.

4.4.2. Качество услуг по оказанию или содействию в оказании медицинской помощи клиентам стационарных учреждений социального обслуживания в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, целевых и территориальных программ обязательного медицинского страхования, оказываемой в лечебно-профилактических учреждениях, контролируют проверкой, насколько полно и своевременно выполняются все медицинские процедуры и мероприятия, предусмотренные программами, и какова их эффективность.

4.4.3. При контроле качества услуг в стационарных учреждениях по обеспечению ухода за клиентами с учетом состояния их здоровья проверяют, насколько полно и своевременно оказываются эти услуги (обтирание, обмывание, гигиенические ванны, причесывание, проведение медицинских процедур, выдача лекарств в соответствии с назначением врача, наблюдение с готовностью в любой момент прийти на


помощь и т.д.) и в какой степени они удовлетворяют нужды и потребности клиентов.

4.4.4. При контроле качества услуг по содействию в проведении медико-социальной экспертизы проверяют, в какой степени эти услуги помогают учреждениям медико-социальной экспертизы в правильном определении (в установленном порядке) потребностей освидетельствуемых клиентов в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма, а также в обеспечении посещения клиентами соответствующих специалистов и сбора всех документов, необходимых для комплексной оценки состояния их здоровья на основе анализа различных данных.

4.4.5. Контроль за содействием в проведении реабилитационных мероприятий социально-медицинского характера в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов заключается в проверке того, насколько оптимальным для каждого конкретного инвалида является набор разработанных мероприятий по его социальной реабилитации и в полной ли мере обеспечивается выполнение запланированных мероприятий, а также какова результативность их проведения.

4.4.6. Качество услуг по организации прохождения диспансеризации проверяют тем, в какой степени была обеспечена доступность посещения клиентами всех предписанных им врачей- специалистов и какова была их явка для углубленного и всестороннего обследования состояния здоровья.

4.4.7. При контроле качества услуг по организации медико- социального обследования - оказанию квалифицированного консультирования, проведению первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки, оказанию первой доврачебной помощи, первичной медико-санитарной и стоматологической помощи


проверяют, обеспечивает ли такая организация услуг потребности клиентов стационарных учреждений в указанных социально-медицинских услугах до начала систематического лечения.

4.4.8. Контроль качества услуг, связанных с госпитализацией или содействием госпитализации нуждающихся граждан в лечебно- профилактические учреждения, а также с содействием в направлении граждан (в том числе детей) на санаторно-курортное лечение, заключается в проверке, насколько обоснованными были эти направления, соответствовали ли они медицинским показаниям и полностью ли учитывались при этом пожелания и потребности граждан.

4.4.9. При контроле качества услуг по содействию в получении зубопротезной и протезно-ортопедической помощи, а также по обеспечению или содействию в обеспечении техническими средствами ухода и реабилитации проверяют, насколько полно соответствуют эти услуги практическим потребностям клиентов и обеспечивают получение ими необходимых протезов или других средств ухода и реабилитации.

4.4.10. Контроль качества услуг, связанных с проведением медицинских процедур (измерение температуры тела и артериального давления, наложение компрессов, осуществление перевязок, обработка пролежней, раневых поверхностей, выполнение очистительных клизм) и с оказанием помощи в выполнении связанных со здоровьем процедур (прием лекарств, закапывание капель, пользование катетерами и др.) заключается в проверке того, не наносит ли оказание этих услуг вреда клиентам и выполняются ли при этом требования максимальной аккуратности и осторожности со стороны обслуживающего персонала.

4.4.11. Качество услуг по содействию клиентам, обслуживаемым на дому, в оказании медицинской помощи, оказываемой лечебно- профилактическими учреждениями, контролируют тем, насколько правильно и своевременно было обеспечено выполнение работ по постановке предварительного диагноза, доставке клиентов в лечебное


учреждение, участию в уточнении диагноза и проведению необходимых медицинских процедур, предусмотренных программами, а также по возвращению клиентов домой.

4.4.12. При контроле качества услуг, связанных с оказанием обслуживаемым на дому клиентам санитарно-гигиенической помощи (обтирание, обмывание, гигиенические ванны, стрижка ногтей, причесывание и т.д.), осуществлением им подкожных и внутримышечных введений лекарственных препаратов в соответствии с назначением лечащих врачей, забором материалов для проведения лабораторных исследований, сменой нательного белья, кормлением ослабленных клиентов, проверяют, насколько своевременно и в полном ли объеме проводят предписанные клиентам указанные выше медицинские процедуры, способствуют ли они улучшению состояния здоровья и самочувствия клиентов, устранению неприятных ощущений дискомфорта.

4.4.13. Качество консультирова



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: